Открытая группа
56053 участника
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Метафизика картин Роберта Фалька

 * Я опубликовала данную статью, но не внесла в нее существенную деталь.

 Галеев Галерея показывает Роберта Фалька. Анонс.

 12 сентября в Галеев Галерее открывается выставка «Роберт Фальк (1886–1958). Живопись / Графика» из собрания ГМИИ РТ (Казань) и частных коллекций (Москва).

 Роберт Рафаилович Фальк принадлежит к плеяде живописцев, без которых трудно себе представить историю русского искусства ХХ столетия. Между тем попыток полноценно представить его творчество в последние годы предпринималось не так много. Ряд выставок, показанных в Москве (в МОСХе на Беговой, в ГМИИ им. А. С. Пушкина) и в других городах страны (Ереване, Новосибирске, Челябинске, Таллине, Донецке) был проведен уже после смерти художника — в конце 1960-х — 1970-х годах. Именно тогда усилиями вдовы и хранителя архива художника Ангелины Васильевны Щёкин-Кротовой творчество Фалька смогло вырваться из «подполья» — квартирных выставок и домашних показов, на которых рождалось и крепло будущее неофициальное искусство России. Так случилось, что Фальк, сам того не подозревая, своей негромкой речью, глубокой созерцательностью и таинственной притягательностью картин «разбудил» многих художников, в том числе и будущих мэтров постоттепельной поры.

На выставке много открытий: работы маслом, представленные из московских частных собраний, в большинстве своем никогда не покидали стен квартир их обладателей. Графический раздел выставки привезен из Казани — из музея ГМИИ РТ, который благодаря поддержке А. В. Щёкин-Кротовой стал обладателем одной из самых важных коллекций произведений Фалька и в качественном, и в количественном отношении. Эти произведения будут показаны московскому зрителю впервые.

К выставке приурочена презентация альбома «Фальк. Работы на бумаге», в котором впервые опубликованы многие произведения художника из музеев российских городов (Южно-Сахалинск, Тула, Пенза, Волгоград, Казань, Истра), а также Германии (Дрезден). Авторы стремились дать панораму фальковского искусства из собраний нестоличных музеев.

Музыкальное оформление выставки — композиции Ryuichi Sakamoto и Мориса Равеля.

Источник: пресс-релиз Галеев Галереи

Городской пейзаж

 

Роберт Фальк родился 15 (27) октября 1886 г. в Москве, в семье юриста и шахматиста Рафаила Александровича Фалька (1856—1913) и его жены Марии Борисовны Фальк (1866—1940). Учился изобразительному искусству в школах-студиях К. Ф. Юона и И. О. Дудина, в частной студии И. И. Машкова (1904—1905), затем в Училище живописи, ваяния и зодчества (1905—1909), где особое влияние на него оказали В. А. Серов и К. А. Коровин. Жил в основном в Москве. В 1909 г., чтобы вступить в брак с Елизаветой Потехиной, Фальк крестился и принял имя Роман (после революции снова вернулся к прежнему имени).

Натюрморт

.В 1910-х Фальк стал одним из основателей художественного объединения Бубновый валет, в деятельности которого он участвовал с 1910 по 1916 г. В 1910-11 г посещает Италию. После революции 1917 г., с 1918 по 1928 г., Фальк преподавал в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине (ныне МГХПУ им. Строганова); был деканом факультета живописи; его учениками были С. А. Чуйков, Г. Г. Нисский, Н. М. Ромадин. В 1918—1921 работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Периодически с 1921 года преподавал в Витебском художественном училище. В 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге», созданного для развития еврейского искусства, связанного с традиционной культурой на идише.Мастерская художника находилась во ВХУТЕМАСовском доме по адресу: ул. Мясницкая, д. 21 кв. 36.

Пейзаж с парусом

В 1928 г. Фальк выехал за границу в командировку. До 1937 г. жил и работал в Париже. Затем вернулся в СССР, жил в так называемом Доме Перцова, где по просьбе бывших соратников по Бубновому валету А. В. Куприна и В. В. Рождественского и при активнейшей помощи лётчика А. Б. Юмашева получил мастерскую, которую раньше занимал художник П. П. Соколов-Скаля. С Юмашевым Фальк познакомился в 1936 г. в посольстве СССР во Франции, с которым они сдружились. В 1937-38 г они совершили своеобразное «турне» по Крыму и Средней Азии, где знаменитый лётчик читал лекции о своём перелёте через Северный полюс, а на досуге ставил свой любительский мольберт рядом с мольбертом Фалька. Работал оформителем сцены Московского государственного еврейского театра (с которым сотрудничал и до своего отъезда за рубеж), а также еврейских театров других городов.

Весна в Крыму

В 1939 г. состоялась персональная выставка Фалька в Доме литераторов. В его творчестве преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщённой, приглушенной манере.

Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 г. художник был в эвакуации в Башкирии и в Средней Азии (Самарканд).

Во время проработочных кампаний 1940-х гг. подвергался критике как «формалист».

После 1953 г. Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.

Скончался в Москве 1 октября 1958 года. Похоронен на Калитниковском кладбище.

Творчество Р.Р. Фалька отличает самобытное преломление традиций «лирического сезаннизма». Его работам свойственно мерцание перетекающих тонов. В которых зрителю передается ощущение напряженного состояния природы, тайная жизнь вещей в интерьере, драматизм внутреннего состояния модели.

 Портрет М.Рефатова
1915
Холст, масло
124 x 81


В 1910-е годы Фальк находился под глубоким влиянием живописи Сезанна и кубизма. Его произведения этого периода часто определяют как «лирический кубизм». Суть живописи, по мнению Фалька, заключается в «пластическом событии», а не в рассказе о конкретном явлении жизни. Портрет татарского поэта и журналиста Мидхата Рефатова написан в кубистической манере. Однако кубизм интересен Фальку не столько с аналитической точки зрения, сколько как возможность предоставить пластическому событию свободу дыхания. Кубистический прием позволяет через изломы формы передать сложную, рефлектирующую личность портретируемого. Культуру ремесла Фальк понимал как выражение эмоциональной и цветовой сути живописи. При этом психологический подтекст всегда был важен для художника.

 

 Красная мебель
1920
Холст, масло
105 х 123


Драматизм времени и авторская концепция натюрморта, выраженная не как «жизнь вещей, а ваша усилившаяся внутренняя жизнь», проявились в картине отчетливо и эмоционально. Экспрессия цвета и сдвиги форм настолько насыщают эмоциями предметный мир, что у зрителя рождается ощущение тревожного предчувствия, хотя в картине отсутствуют действующие лица. Накладывая краски рельефными мазками, Фальк добивается эффекта «мечущейся», «взволнованной» живописной поверхности – «шума фактуры». Под воздействием цвето-фактурной стихии предметы подвергаются деформации, позволяющей выявить внутренний характер формы. В своих очертаниях они словно хранят память об обитателях интерьера. В центре на столе разыгрывается своеобразная кульминация драмы: сталкиваются черный и белый цвета – как образ абсолютной противоположности и, в то же время, вечного единства мира. Активному вовлечению зрителя в «жизнь» интерьера способствует динамизм раскрывающегося вдоль картины опрокинутого пространства, распахивающегося подобно створкам.

 

 Золотой пустырь. Самарканд
1943
холст, масло
65 х 80


Пейзаж написан в 1943 году во время пребывания художника в эвакуации. Фальк говорил, что "небо иногда бывает материальнее земли". В пейзаже "плотность" неба приближается к плотности земли и строений. В картине удивительна природа света – им изнутри наполнены земля, домики, деревья, одинокая человеческая фигурка. Архитектоника простых геометрически ясных объемов бытовых построек выверена и соразмерна. Кажется, что появляется некое "восточное" ощущение времени – медленного, тягучего, как живописная масса, из которой кристаллизуются формы картины. По выражению историка искусства М.В.Алпатова "соотношение между крошечной фигуркой человека и высоким небом над ним таково, что человек предстоит как бы под кровом вечности". Своей картиной Фальк создал в годы войны "символ культуры, символ искусства вообще, торжественный гимн красоте, в котором, кажется, заложен пафос противостояния распаду и уничтожению".

Это интересно
+29

25.09.2012
Пожаловаться Просмотров: 11601  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 8

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
22.09.2012

А метафизика где...???

Прямо сам термин "метафизика" не используется в статье. На него указывает описание картин Р. Фалька ""внутренняя жизнь вещей", например. Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики»[1]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Необязательно использовать сам термин прямо, важно подвести к нему. А это прослеживается во всей статье.

22.09.2012

Да вся беда в этом, что желаемое принимается за действительное. Может я не прав, может чего-то не углядел в этих репродукциях... но нет ее там.

23.09.2012

Известно,что восприятие любого живописного полотна идет на таком глубинно-личностном уровне каждого человека,что оно никогда не носит универсальный характер.Каждый из нас  "видит" картину по -своему и эта свобода восприятия картины не менее важна,чем свобода самовыражения художника.Только титаны живописи могли своими картинами вызывать отдаленно тождественные впечатления у значительного круга разных людей.По моему мнению ,как только картины начинают "объснять" возникает внутреннее неприятие  такой попытки навязать чужое мнение (пусть даже исходящее из академически узаконенных оценок).Живопись-прекрасное искусство,где все свободны и художники и созерцатели картин!Что касается приведенных полотен Фалька,то я тоже не разделяю приведенных оценок и смыслов его картин.По моему восприятию он талантливый подражатель-последователь Сезанна,но не новатор.Конечно,просмотр репродукций далек от восприятия непосредственного и грешит погрешностями,но все картины увидеть "вживую" не получится,так что будем опираться на представленные репродукции.Мне в любом случае было интересно и читать и смотреть представленный материал.Спасибо!Smile                      

 

Smile Добрый день! Мне интересно не только "созерцать" картины, но и изучать их с точки зрения искусствоведения, иметь какую-то теоретическую базу. Я, к сожалению, не доучилась на искусствоведа, но стараюсь восполнять проблемы самообразованием. Теория тоже может быть очень интересной, я уже не говорю о её фундаментальном значении. Думаю, следует не только "любоваться" картиной, но иметь теоретическую подготовку при её исследовании. А иногда, приятно и просто насладиться созерцанием)))

Спасибо Вам за прекрасный развернутый комментарий!!!

23.09.2012

Smile

24.09.2012

Спасибо за интересную информацию  и комментарии тоже.

Не могу читать о живописи. Да о ней ничего и писать не нужно. Надо смотреть и смотреть. Вообще, научить понимать живопись невозможно. И ходить с экскурсоводом по музеям не нужно. Мне всегда группа в музее во глвае с вещающим виделась скоплением идиотов. С наиболее уверенном в своем идтотизме - экскурсоводом. Созерцание живописи - интереснейшее занятие.Смотреть можно по-разному. Вначале представляешь себе чистый холст. А потом начинаешь размышлять о том, что художник тоже когда-то стоял перед чистым холстом. И начинаешь прочитывать его мысли, его устремления, заставившие написаиь именно то, что написано и как написано. Но это лично мое. Чаще полотно производит ощущение какого-то удара в душу. Точно в какую-то особую среду с головой проваливаешься. И тогда кажется, что по-другому "это" никак и не могло быть написано. Впрочем, может быть, чепуху несу. Не знаю. У меня так. Мой институтский товарищ, Люсик Лучковский, собрал много Фалька. Точнее, с него и началась его коллекция. Сейчас градиозная. Из показанного более всего впечатлил "Золотой пустырь" и "Городской пейзаж". Если периодически смотреть на холст несколько дней подряд, то каждый раз будешь находить что-то новое, чего не заметил вчера, например.