←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Как снимался фильм «Вий»

Как снимали фильм Вий

Автор: Екатерина Полякова

Первый советский ужастик «Вий» снимали в 1967 году, с приключениями. Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки... В выстроенную на «Мосфильме» церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.

Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира. В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.

Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя. Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он, по сценарию, никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок.

Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.

Прежде чем пустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Интересным было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.

Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода сотрудников «Мосфильма» пугала затянутая паутиной мрачная церковь. В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель... Тут же должна падать огромная люстра – паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры навесили множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв... А еще на съемках «Вия» сожгли несколько центнеров свечей, хотя воск тогда был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстенные свечи, состоящие из воска и стеарина.

Нечистая сила была представлена в «Вие» и своеобразным животным миром: например, в картине работала «бригада» черных кошек. Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.

Для изображения всякой нечисти режиссер с оператором пробовали снимать в увеличенном виде насекомых – богомолов, жуков-носорогов, пауков... Но остановились все-таки на близких к мистическим субстанциям летучих мышах, воронах и филинах. Всю живность поставлял для съемок известный на «Мосфильме» дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными Тариэл Габидзшвили.

В «Вие» было задействовано около 50 ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были огромные – до 16 метров в высоту.

Были у Александра Птушко и любимые животные, которые кочевали с ним из фильма в фильм. Обожал он, например, собаку Мишку. Дрессировщик Тариэл Варламович привез пса еще из армии. Мишка был настоящий собачий звукоимитатор. Мог рычать, как настоящий медведь, выть по-волчьи. В «Вие» он отчаянно «оплакивал» во дворе умершую панночку.

Кстати, у панночки – Натальи Варлей – на съемках действительно был смертельно опасный эпизод. Однажды Наталья выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви... Девушка потеряла равновесие и полетела с большой высоты вниз головой. Пан философ – Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наталью при самом приземлении на дощатый пол церкви. Лишь потом актриса призналась, что, несмотря на свою работу воздушной гимнасткой в цирке, она сильно боялась высоты. Представляете, какая сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви?

Оборотни в фильме у Александра Птушко удивительным образом лазили по вертикальной стене. Снимал этот трюк опытнейший оператор Федор Проворов: «Из толстых досок сколотили «стену». Поставили макет под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене.

Сниматься в роли панночки Наталья Варлей согласилась... из любопытства. Полеты в гробу под куполом церкви ее не пугали, суеверного страха перед тем, что с нее снимают мерку для гроба, актриса тоже не испытывала. Наталья не только снималась в кино – в «Вий» ее взяли за проявленную во время «Кавказской пленницы» спортивную подготовку.

«Панночку» в кадре ставили на специальное вибрирующее устройство, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем... А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.

Это интересно
+16

Администратор 08.05.2011
Пожаловаться Просмотров: 10655  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 5

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
08.05.2011

А вот еще одна статья, связанная с картиной "Вий"

 

"Вий": живое воплощение примет

"Вий": живое воплощение примет

Первому советскому фильму ужасов «Вий», снятому по мистической повести Николая Гоголя, исполняется 40 лет .Эта экранизация считалась одной из самых страшных картин европейского кино шестидесятых. При этом в фильме режиссера Константина Ершова пролилась всего лишь одна капля крови — когда, пугая бурсака, пустила кровавую слезу.

Роль панночки исполнила актриса Наталья Варлей. «Вий» вмешался в ее судьбу и вне съемочной площадки. Согласно актерским суевериям, категорически нельзя изображать на экране или на сцене смерть своего персонажа. Варлей, которая по сюжету должна была лежать в гробу, после съемок серьезно и надолго заболела. Несчастья, роковым образом связанные с «Вием», преследовали ее еще очень долго, и лишь после того, как она покаялась и прошла обряд крещения в цервки, мистика закончилась.

Не для одной Варлей этот фильм стал живым воплощением примет. После премьеры картины в 1967 году один за другим стали умирать ее создатели: оператор, режиссер-постановщик, два актера, в том числе исполнитель роли Вия.

В 2006 году в карпатском селе Горохолино-Лес Ивано-Франковской области полностью сгорела деревянная церковь, где в 60-е годы снимался фильм. Действующий храм Пресвятой Богородицы сгорел дотла за считанные часы, несмотря на усилия пяти пожарных расчетов, вызванных из райцентра Богородчаны на подмогу селянам.

В гоголевском «Вие», воплощенном на экране кинорежиссером Александром Птушко, казак Дорош рассказывал философу Хоме историю, как ведьма сжила со свету псаря Микиту: «И когда пришли раз на конюшню, то вместо него лежала только куча золы да пустое ведро: сгорел совсем». Вот и тогда местные жители посчитали, что «неугомонная нечисть вновь разгулялась украинским селом».

Отметим, в последние годы было снято два фильма по мотивам повести Николая Гоголя.Так в 2006 году вышла картина «Ведьма» с Валерием Николаевым в главных ролях. Режиссер картины Олег Фесенко перенес действие ленты в наше время, в небольшой европейский городок. Главный герой — журналист Айван получает от шефа задание отправиться исследовать природу загадочных явлений, происходящих в отдаленном городке.

Кроме того, на 2009 год намечен выход в прокат ленты «Вий». В фильме ужасов режиссера Олега Степченко события происходят в начале XVIII века. Картограф Джонатан Грин совершает путешествие из Европы на Восток. Проследовав через Трансильванию и преодолев Карпатские горы, он попадает в затерянную среди лесов деревушку. Народ, живущий здесь, оградил себя от остального мира глубоким рвом, пытаясь уберечься от чудовища, живущее в топях болот.

Администратор 08.05.2011

Да, по телевизору тоже смотрела передачу о страшном "послесловии" к фильму.

Новые версии я не смотрела, да и не хочется, честно говоря. А в детсве впечатление от гогоевской экранизации было сильнейшим.

Не дописала комментарий - отвлекли. Речь шла о Публичной библиотеке.

Где шла речь о библиотеке?Smile

Так вот, о библиотеке. Писала убегая, впопыхах.

В далеком детстве фильм смотрели с подружкой в маленьком клубе.Впечатление было такое, что сами присутствовали в этой церкви. В самых страшных местах закрывали глаза ушами от шапок (носили такие шапочки пуховые с длинными завязками - ушами).Спрашивали друг друга: "Ну, что, кончилось страшное?" И апофеоз - выход Вия. Тут уж весь зал прямо взвыл.

И ещё испытала леденящий страх, читая книгу А.К. Толстого про упырей. Причем, дело было посреди белого дня, в Публичной библиотеке...Куда уж западным страшилкам против нашего русского страха. По-моему, даже фильм был снят по этому произведению, смотрела, будучи взрослой, было очень страшно...