Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

"Марк Шагал. Библейские сюжеты"

 

 

 

Модернизм и Библия

 

 

В Ницце во Франции в 1973-м году был создан Национальный музей библейского послания - Musee National Message Biblique Marc Chagall, где хранится большая коллекция полотен Шагала по мотивам библейских сюжетов – около 250 произведений, отражающих его глубочайший внутренний мир. Эти картины являются зеркалом его сердца и души. "Они выражают, - заявил когда-то Шагал, - тайну создания. Я вложил в них весь свой талант. С молодости я нахожусь под влиянием ТАНАХа".(так называют Ветхий Завет в Иудаизме)


      Шагал родился в религиозной семье, посещал хедер, как большинство еврейских детей в Витебске, изучал ТАНАХ и еще в ранней юности понял: "Библия - это величайший источник поэзии!".


Известно также, что после Катастрофы ТАНАХ стал для Шагала - поэта линий и красок - еще более важной областью творчества. "Еще в детстве я был пленен Библией, мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник.поэзии на все времена.

С той поры я искал ее отражение в жизни и в искусстве. Библия - эхо природы, тайну эту я и хотел передать. Библия - самое великое в мире произведение искусства. Библия содержит в себе высочайший идеал бытия человека на планете Земля. Если бы люди более внимательно читали пророков, они там могли бы найти ответы на самые разные вопросы бытия".

Библейские  персонажи начали заселять картины Шагала еще в 1910-е годы, а после возвращения в Россию в 1914-м году Шагал стал включать тексты из ТАНАХа в композицию своих картин. Тексты и буквы пляшут и на его офортах и литографиях – как видно на выставке в музее Мане-Каца.


    Одна из самых значительных графических серий Шагала – иллюстрации к ТАНАХу, выполненные в технике черно-белой и цветной литографии. Впервые иллюстрировать ТАНАХ Шагалу предложил Амбруаз Воллар, знаменитый парижский коллекционер и арт-дилер. В 1923 году, когда Шагал оказался в очередной раз в Париже, Воллар предложил ему проиллюстрировать "Мертвые души " Гоголя и сборник басен Лафонтена. А после этого - ТАНАХ. Но тогда художник, по его собственным словам, "не видел ТАНАХ, а мечтал о нем".


    Чтобы "увидеть" ТАНАХ в 1931-м году по приглашению мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа Шагал приехал в Эрец-Исраэль (позже он бывал уже в Израиле еще 6 раз) и прожил здесь около года, посетив за это время еще и Сирию и Египет. Если же вернуться к заказу Воллара, то после посещения Эрец-Исраэль Шагал создал 39 гуашей и затем, частично на их основе, серии из 105 офортов, законченные уже после Второй Мировой войны.


Книга иллюстраций к ТАНАХу, которую мечтал издать Воллар, так и не вышла – Воллар умер еще до войны. Библейские офорты, а позже и литографии, были изданы в 1956 году известным парижским издателем Эженом Териадом - небольшим тиражом в формате альбома, отпечатанного с авторских досок.

«Без любви наш мир — шаг за шагом — будет приближаться к концу. Но в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного, если действия направляет Любовь». — Марк Шагал.

Еврейская культура, еврейская мистика, экспрессивность, пластика, мы – грешные люди, и ангелы, общающиеся с Богом — все есть на полотнах Шагала.

Шагал в Хайфе: "Модернизм и библ

 

Откуда ангелы? Из ТАНАХа, сюжеты которого вдохновляли художников всех школ, направлений и времен. Кто-то был педантичен в деталях, кто-то модернизировал сюжеты под свою эпоху, другие видели в них сказку или — наоборот – точный пересказ еврейской истории. Шагал, как известно из его биографии относился к ТАНАХу как к книге, сопровождавшей его по жизни.

Шагал в Хайфе: "Модернизм и библия

 

«Посещение Эрец-Исраэль явилось самым острым переживанием в моей жизни!» – писал Шагал. Именно после этой поездки он начал создавать цикл «Библейское послание» — 17 больших полотен, завершив его только в 1967 году. Библейские образы Шагала вышли за пределы книжных иллюстраций и превратились в «Библейское Послание».

И именно ради этого живописного цикла был построен музей в Ницце, c учетом пожеланий Шагала ставший культурным центром. По инициативе художника проект музея был поручен известному архитектору Андре Эрману, а сам Шагал для «своего» музея создал мозаику и витражи концертного зала.

 Данные картины-—имеют аспект духовный, исследующий связь современного еврейского светского мира с ТАНАХом, с танахическими образами, с библейскими героями. Этот аспект интересовал и самого Шагала и его друзей по Парижу: Жака Липшица, Нахума Аронсона, Осипа Цадкина и других.

Еврейские художники 20-го века по-своему "препарировали " ТАНАХ и по-своему пересказывали его. Личные интерпретации ТАНАХа в 20-м веке нельзя не сравнивать с художественными традициями, но тем и интереснее увидеть, как современные художники могут представить и как использовать слова – библейские слова.

Увидеть, что Шагал в своих офортах и литографиях не идеализирует библейские персонажи, а превращает их в эмоциональные фигуры, в отражения психологических состояний, тайных переживаний, оставаясь сам при этом художником-рассказчиком.

 

Офорты и литографии Шагала к ТАНАХу по количеству превосходят знаменитый цикл гравюр на дереве Гюстава Доре. В целом же все, созданное Шагалом на эту тему, по масштабности не имеет аналогий в двадцатом веке.

 

 

 В  музейных  коллекциях картины этой серии не представлены.

 

   О создании иллюстраций к Книге Книг Марк Захарович Шагал (1887-1985) впервые задумался еще в 1920-е годы. Тогда заказчиком проекта выступил пригласивший Шагала во Францию известный парижский торговец произведениями искусства, коллекционер и издатель Амбруаз Воллар (1866-1939).

 

   Но, по словам самого Шагала, для воплощения замысла ему было необходимо прикоснуться к живой реальности, стоящей за Библией как за древним текстом.
В 1931 году Марк Шагал совершил путешествие по «библейским» странам, провел несколько месяцев в Палестине, Сирии и Египте.

  Впечатления от этого путешествия, которые художник назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию в 1930-1939 гг. более тридцати гуашей и шестидесяти офортов, иллюстрирующих Ветхий Завет, Пятикнижие и тексты Исайи.

 


   Библейская тематика уже никогда не покидала творчества художника. Однако задуманное Волларом издание не увидело свет: в 1933 произведения Марка Шагала были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса, Амбруаз Воллар погиб незадолго до начала второй мировой войны, а в 1941 Марк Шагал покинул Францию и вернулся на свою «вторую Родину» почти через десять лет.

 


   В 1952-1956 Шагал вернулся к библейским иллюстрациям, обратившись к технике черно-белой и цветной литографии, максимально соответствующей его живописной манере. К 1960 появилась новая большая серия иллюстраций к Ветхому Завету. Эти работы, большая часть которых войдет в экспозицию выставки, стали своеобразным фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь.

 


    Гравюры, рисунки и картины, витражи и шпалеры, керамические скульптуры и рельефы, вдохновленные Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.

 


   Библейские сюжеты занимают в творчестве художника почти такое же место, как и витебские. Зачастую они варьируются и дополняют друг друга. В представленных на выставке иллюстрациях зрителю легко будет узнать постоянных героев шагаловской живописи: самого художника, его любимую Беллу, витебские покосившееся заборчики и цветущие маленькие деревца, лошадок, похожих на пони, вездесущих коз и птиц.

 


   Кажется, за спасением Давида Архангелом Михаилом наблюдают витебские зеваки. Соломон шлет благословления тем же лихо отплясывающим людям, которых можно увидеть в витебской толпе. Одержав победу над грозным Голиафом, юный Давид беззаботно смеется, а, став царем, предается музицированию с самозабвением знаменитого шагаловского скрипача.

 

   Когда-то Марку Шагалу удалось узреть в витебских нищих душу и стать библейских пророков. А в яркой выразительной серии литографий Шагал словно узнал в библейских поэтах, пастухах, царях и пророках своих витебских земляков, заброшенных в достославные героические времена, когда жизнь человеческая была наполнена чудесами, а до Бога было рукой подать - надо было только исполниться решимости и подняться на гору повыше.

 

 

источник

Это интересно
+25

16.03.2015
Пожаловаться Просмотров: 14400  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены