Открытая группа
55878 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Бучкури Александр Алексеевич - гордость Воронежа

 

 

 

 

Мадонны Бучкури
Улекса фон Лу

Загадочный художник, неизвестный,
а краски наполняют рамы хором
палитры - радость самой светлой вести!
А женщины - колдуньи иль мадонны?!

Улыбки чуть намечены загадкой,
Уборы - почти сказочны и ярки,
прикосновенье кисти - вздох, подарок
от жизни взгляд - полет под вербной аркой.

 

 

Бучку́ри Алекса́ндр Алексе́евич (18 ноября 1870 года, сл. Бутурлиновка, Воронежская губерния — 5 июля 1942 года, Воронеж) — российский, советский художник-живописец. 

Ко  Дню Победы просматривала художников – очень хотелось написать о художнике, кто своими работами увековечил подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Но потом вспомнила про А.А. Бучкури и решила  именно в эти дни написать о нем.  У А. А. Бучкури нет работ о войне, и он не был на фронте. И картин его осталось совсем немного…

В 1942 году, в период временной оккупации Воронежа, Александр Алексеевич Бучкури погиб от рук фашистов. Одна из жительниц города, знавшая художника, рассказывает, что в конце лета (в июле-августе) 1942 года группа воронежцев была приведена оккупантами в район Красноармейской улицы.

В этой группе находился и Александр Алексеевич со своей женой, которую он поддерживал под руку. Высокий, в сером плаще, он очень выделялся в толпе. Вскоре все были расстреляны.

Есть и другие версии гибели художника. Некоторые воронежцы утверждают, что он был расстрелян в конце улицы Кольцовской. Другие говорят, что художник Бучкури и его жена были расстреляны фашистами во дворе комендатуры 5 августа на улице 9 Января 1942 года.

Во всей этой трагедии достоверно известно только то, что художник был расстрелян гитлеровцами вместе с женой и другими жителями города ни за что…

Его дом и мастерская были сожжены вместе с большим числом работ художника.

Один из учеников художника рассказывал, что с приходом немцев  Александр Алексеевич  закапывал свои произведения в саду, однако после войны была обнаружена лишь малая часть тайников. То, что нашли – передали в музеи, в т.ч. в Воронежский музей им. Крамского.

Но что интересно, в н.в. картины Бучкури объявляются, то на аукционах, то в Америке...

В Воронеже есть улица имени Александра Алексеевича Бучкури.

Практически вся жизнь художника связана с этим городом.

Александр Алексеевич Бучкури родился в слободе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии 18 ноября 1870 года.

Отец Александра Бучкури был таганрогским купцом, греком турецкого подданства. С раннего детства мальчик жил в доме отчима А. И. Михельсона, человека интеллигентного, поощряющего стремления будущего художника к рисованию.
 Бучкури уже в детском возрасте знакомится с жизнью и бытом деревни.

Он любил слушать деревенские песни, смотреть, как водят хороводы, как гуляют по праздникам деревенские девушки и парни, наряженные в цветастые, яркие сарафаны и рубахи, армяки.

Своеобразные обычаи и костюмы мог видеть юный Бучкури и в селе Хреновом Воронежской губернии, где он жил некоторое время вместе с отчимом. А позже, уже живя в Воронеже и бывая в окрестных селах, Бучкури еще глубже знакомится с народным деревенским бытом.

А. А. Бучкури рано пристрастился к рисованию, восьми лет он с увлечением срисовывает карандашом из книг отчима портреты писателей, картинки из иллюстрированных журналов.

Александр Бучкури пробует рисовать и с натуры. Первой «натурой» юному художнику послужила соседская лошадь, которая хотя и «позировала» довольно спокойно, поедая брошенную ей траву, никак не хотела помещаться на листе.

По своему развитию Бучкури опережал многих сверстников. К 12 годам он стал уже репетитором вышеповозрастных сынков бутурлиновских богатеев.
 Когда Александру Бучкури было 14 лет, он вместе с родителями переехал в Воронеж. Здесь он пробует писать красками, начинает мечтать о профессии художника.

По репродукциям Бучкури знакомится с произведениями К. Брюллова, А. Иванова, голландского художника Рембрандта.
 В 1888 году в Воронеже была устроена выставка партии Товарищества передвижных выставок, на которой экспонировались произведения И. Е. Репина, Н. М. Шишкина, Н. Н. Крамского и других выдающихся русских живописцев.

Они очаровывают, приводят в восторг юношу. «Я целыми днями торчал на выставке, пытаясь угадать секрет, как можно писать так хорошо, выразительно, так правдиво!» - вспоминал впоследствии А. А. Бучкури.

Эта первая в Воронеже выставка картин художников-передвижников была значительным событием в культурной жизни города.
Л. Г. Соловьев был одним из организаторов и руководителей Воронежской школы любителей рисования. Под его руководством и начинает свою учебу в школе 23-летний Бучкури.

 

 Автопортрет в шутовском колпаке.1898г

В 1898 году в А. Бучкури, будучи уже взрослым человеком, отправляется  Петербург, чтобы держать экзамен в Академию художников.

Пожив некоторое время в столице, осмотревшись в ней, А. А. Бучкури решает, наконец, пойти к И. Е. Репину и попроситься к нему в ученики.

Высокий, богатырского сложения, почти 30-летний человек вдруг почувствовал себя маленьким школьником, идущим на экзамен к строгому учителю. С трепетом стоял у двери репинской квартиры воронежец, принесший на суд великого художника свои работы.

Первый прием был не очень теплый, да и работы, которые захватил с собой Бучкури, не относились к числу наиболее удачных. Все же кое-что из принесенного понравилось великому художнику.

Из академических документов видно, что А.А. Бучкури очень хорошо учился по теоретическим предметам. В табеле оценок у него из года в год стоят пятерки и четверки по истории искусства, по перспективе и анатомии.

Успешно работает А.А. Бучкури на каникулах, приезжая в родной Воронеж. Здесь он путешествует с альбомом и красками по окрестным, а иногда и отдаленным селам. В «Деле» сохранились справки, удостоверявшие, что студент Бучкури ежегодно «отправляется по России для выполнения художественных работ с натуры и снимания видов и местностей» .

Из произведений, относящихся к периоду Бучкури в Академии Художеств СССР сохранился его эскиз «Палач». На нем изображен холодный зимний день, люди, сгибающиеся в низком поклоне или упавшие на колени перед сидящим на коне царем.

Почти в центре полотна, возвышаясь на большом помосте стоит палач с топором в руках. Позже по этому эскизу А.А. Бучкури пишет картину «Иван Грозный» и выставляет ее на Весенней выставке в 1913 году.

 

 Иван Грозный. Эскиз (репродукция из журнала)

В трактовке исторической темы А.А. Бучкури хорошо чувствовал народные типы, уличную тему. Всё это в полной мере сказалось в его конкурсной картине «Смерть самозванца», написанной для получения звания художника.

 

Смерть самозванца (репродукция из журнала)

После получения звания художника А.А. Бучкури продолжает посещать Академию еще некоторое время в качестве вольнослушателя.

А.А. Бучкури не был трибуном, он не мог создавать произведений, дышащих гневом и борьбой, но его слово в искусстве выражало благородные чувства, большую человеческую теплоту.

 

 Похороны. 1905г (репродукция из журнала)

В картине «Похороны» художник сдержанно, но сильно рассказал о тяжелой доле деревенского бедного люда, о жизни без просвета и радости.
Чувство тоски и горя возникает у каждого, кто смотрит на эту картину.

За эту работу "Похороны" Александр Бучкури получил в Петербурге, в 1905 году премию им. А. И. Куинджи.

В 1907 году вместе со своей женой художницей В.И. Епифановой Бучкури уезжает в Воронеж, но он не теряет связи с Петербургом. Когда его картины экспонируются на столичных выставках, он приезжает в Петербург.

С 1907 года начинается новый период жизни художника, который был для него особенно плодотворным.
 А.А. Бучкури устраивает свою летнюю мастерскую в селе Подгорном, близ Воронежа. Хотя художник работал здесь и раньше (во время летних каникул), подгоренцы не сразу привыкли к «списчику».

«Один раз, - вспоминал художник, - даже побить хотели, спасибо, хозяин предупредил: беги, бить собираются тебя… Говорят, кого ты списываешь, тех выселять будут».

Жизнь в Подгорном оставила большой след в творчестве художника. Здесь были задуманы и частично написаны многие его произведения.

В Подгорном он собирал этюды для картины «Похороны». Здесь же Бучкури пишет в 1908 году полную поэтической прелести картину из деревенской жизни «Бабы на бугре».

 

 Прачки.

 

 Свадебный поезд

 

Очень интересные две работы А.А. Бучкури, находящиеся в Воронежском музее изобразительных искусств, одна из них – «Прачки» (1908 год). Другая работа Бучкури относится к 1913 году – это «Свадебный поезд», впервые экспонировавшаяся на Весенней выставке в Петербурге в 1914 году. «Свадебный поезд» - картина с прекрасно найденным цветовым решением, с интересными образами.
 В эти годы художник много и плодотворно работает, он создает большое количество рисунков, набросков и этюдов, а также серию картин "Крестьянки"

Тугариха. 1910г 

 Баба. 1909г 

Крестьянки 

 Мавруша 

 

 

В праздничном наряде

 

Крестьянка Моня в саду 

Крестьянка Ганя с нарядами 

Настя

 

 Пряхи

Поля в кокошнике

Крестьянки Бучкури  не похожи на крестьянок Васнецова. В отличие от Васнецова, в каждом портрете видна индивидуальность женщины, ее характер.

Совершенно разные женщины смотрят на нас с портретов …Каждая со своей судьбой!

Александр Алексеевич, выросший в слободе, знал о нелегкой доли крестьянок, но в своих работах он изобразил не замученных тяжелым трудом женщин, а крестьянок в их редкие праздники, нарядных и очень красивых!

Бучкури сложился как яркий и самобытный бытописатель русской деревни с ее своеобразным укладом жизни, обычаями, обрядами, нравами. Он отдавал дань художника очарованию сельского пейзажа.

  

Пасхальное утро


  

От святой заутрени

 

 

Катание на святках

 

У хаты (открытка) 

 

 

 Рождественский базар

В 1917 году началась новая эпоха в истории нашей страны.

В это время А.А. Бучкури продолжает работать  преподавателем в Воронежской бесплатной рисовальной школе (с 1909).  С 1919 по 1922г работает в Свободных художественных мастерских , затем в Художественно-промышленном изотехникуме (1923-29). В 1920-е гг он один из организаторов филиалов Ассоциации художников революционной России и ОМАХР в Воронеже. В 1933 г. Александр Алексеевич вел активную деятельность по организации "Союза художников ЦЧО", в которую входили художники Воронежа, Орла и Курска, и от Воронежа входил в президиум правления "Союза".  

Необходимо отметить, что при такой большой общественной нагрузке, художник в 1920-1930г сам писал мало и испытал сильнейший творческий кризис.

"Я самого себя, как художника, давно похоронил". "По правде сказать, я бы мог работать. Но сейчас у меня нет воли порвать с педагогикой и поверить в свои силы. Я не знаю, что я могу и что нужно".

Ему были чужды стремления его коллег к новаторству в содержании произведений, а тем более в их исполнении, хотя он и старался их понять. "Из колхозов вернулись художники, понавезли массу вещей. Видел кой-что. Есть порядочные вещи, а главное свежие, работали с увлечением".

Но сам Александр Алексеевич, как художник, не видел в себе желания искать и отображать черты переустройства в так хорошо знакомой ему прежде крестьянской жизни. Тема деревни осталась в прошлом.

Но художественная и культурная жизнь Воронежа настоятельно звала его к активному участию. И в письмах Бучкури зазвучали иные нотки.

"Я сейчас еще ничего не работаю основательно. Только маленькие эскизы, не могу еще ни на чем останавливаться, а надо что-то сделать для всей культуры. Они ждут. Вообще все думают, что я могу что-то хорошее сделать, а я ни с места, бывает такая заминка".

Он нашел в себе силы преодолеть душевный и творческий кризис, испытывает прилив новых творческих сил. В обновленной жизни острым взглядом художника ищет достойный внимания сюжет для картины по заказу Дома санитарного просвещения и находит "Физкультурный парад". И работает с увлечением. "Я сейчас пишу праздник физкультурников. Это очень интересно по костюмам и краскам".

Творческое вдохновение ему дарят также сохранившиеся эскизы, наброски, варианты задуманных картин в прежние годы. Среди давних замыслов была и тема цирка. Еще в 1913 году на весенней выставке Товарищества художников в Петербурге среди произведений, представленных Бучкури, значится выполненный гуашью картон с названием "Наездница и клоун".

У цирка. 1936г

Эти же не придуманные, а взятые из жизни персонажи стали центральными героями его картины, написанной двадцать три года спустя.

В основу содержания большого жанрового полотна положены не только прежние подготовительные работы, но и свежие личные впечатления художника. Но он не ограничивается воспроизведением увиденного в жизни эпизода.

Картина "У цирка", написанная в ясной, доступной для восприятия реалистической манере, имеющая множество художественных достоинств, по словам ученика Бучкури Константина Михайловича Стаховского, не имела успеха в коллективе современных ему воронежских художников.

Вероятно, от него ждали не свойственных ему живописных "новшеств". Полотно не было принято художественным советом и, написанное по договору, продавалось в салоне художников за долги.

К счастью, его приобрел музей изобразительных искусств. И потому оно сохранилось и не погибло, как многие произведения художника при пожаре города в период фашистской оккупации Воронежа. И теперь в коллекции его работ картина "У цирка" представляет одну из ярких страниц в творческой жизни Бучкури-художника.

В 30-ые годы А.А. бучкури закончил еще две интересные работы "На сенокосе" и "Вывод"

 

 

На даче (репродукция из журнала)

 

 На сенокосе (репродукция из журнала)

 

 Вывод (репродукция из журнала)

Картина написана по одноименному рассказу Максима Горького - "Вывод". "Выводом" в деревне называли прогон голой жены-изменщицы через всю 
деревню с жуткими издевательскими и унизительными штуками.

Всё это смотрится очень страшно: Один человек находится в полной власти жестоких и циничных единомышленников. Вот так выражался крестьянский домострой.

Последним по времени дошедшим до нас произведением Бучкури является его «Автопортрет» 1941 года, находящийся в Воронежском музее изобразительных искусств.

Автопортрет 

Своим ученикам А.А. Бучкури говорил:

"Рисуйте просто, подходя со вниманием и без заученности к каждому рисунку, как будто вы никогда не рисовали, не будьте гордыми, не бойтесь унизиться до того, чтобы передать то, что есть в природе, работайте изо дня в день неустанно и упорно и не ради славы или корысти".

Призывая учеников к неустанному творческому труду, А.А. Бучкури сам служил им примером в этом отношении. Он почти никогда не расставался с карандашом и карманным альбомчиком, постоянно делая зарисовки с натуры даже на собраниях, во время беседы и т.д.

Велико было личное обаяние художника. Там, где был Бучкури, неизменно возникала творческая атмосфера, вокруг него группировались все, кто любил искусство, увлекался творчеством.

Очень простой и добрый, немного чудаковатый. Потому что жил всегда в мире художественного творчества, он был по-своему горд и принципиален. Когда дело касалось искусства.

Многочисленные ученики и последователи А.А. Бучкури не являются его подражателями. Но реалистический фундамент, заложенный в них Бучкури, - это, то общее, что объединяет учеников замечательного мастера.

И в заключении хочу привести слова И.Репина о А.А.Бучкури. В одном из своих писем он писал: " Здесь близ Выборга, в имении И.И.Толстого, висит несколько работ Бучкури, превосходные вещи. Он отличный художник, и я горжусь таким бывшим моим учеником!" 

При работе над постом использованы материалы с сайтов:

http://www.proza.ru/2012/01/11/1336

http://www.buturlinovka.ru/econorg84.html

http://artpoisk.info/artist/buchkuri_aleksandr_alekseevich_1870/bio/

https://artchive.ru/artists/13703

http://artru.info/il/ar/186/ 

 

Это интересно
+21
 

11.05.2015
Пожаловаться Просмотров: 10233  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 10

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

Спасибо за интереснейший пост!!!

12.05.2015

Благодарю за отзыв!

спасибо!хороший художник,такое удовольствие знакомиться с неизвестным!!!

12.05.2015

Да, очень хороший!

Какие композиции!...Какие лица и сюжеты!...И все работы совершенно замечательные по цвету...

А сколько мы могли бы еще увидеть ег прекрасных работ, если бы не трагедия войны...

Благодарю Вас за отзыв..)

Работы замечательные.Прекрасные портреты женщин.Но странно,меня больше всего поразили две работы,это "Автопортрет в шутовском колпаке" и "Похороны".Такое невероятное ощущение, эмоциональное.Спасибо Вам,Лойти

13.05.2015

Да, согласна с Вами!...

"Автопортрет в шутовском колпаке" просто притягивает взгляд и не отпускает!...

Говорящий портрет, я бы сказала...

Жаль, что "Похороны" не в цвете...

Думаю, что в цвете эта работа должна смотреться просто невероятна - сюжет оч. мощный!..

Жаль, что так мало работ осталось...От некоторых только репродукции...

Мне очень нравится этот художник! Такое знание жизни российского крестьянства...И вообще - жизни!

Как хороша работа "От святой заутрени"! Лица у детей просто потрясающие - они фактически в слезах...Столько в них скорби...А мать держится... гордо..практически..

Тоже картина говорящая...Очень хочется понять, что с этой семьей происходит?

А "Выгон"?... Вот уж где ужас...

Прав Репин! Бучкури оч. талантливый! Его работы хочется рассматривать долго и думать...

Спасибо и Вам, Скрипочка, за отзыв!..))

 

А по поводу картины "Вывод" свои мысли даже описывать не хочу.Это так страшно.

13.05.2015

Согласна с Вами...

13.05.2015

Замечательный художник-реалист , цельная личность, достойный человек! Его женские образы - отражение эпохи, и вместе с тем очень современны..взляд отрывать не хочется. Больше всего меня поразил автопортрет в шутовском колпаке..такая мощная энергия исходит от него, что я первый раз увидев, даже отпрянула! Большое спасибо!

13.05.2015

Согласна с Вами полностью! Очень цельная личность во всем! Он не уехал в эвакуацию из-за жены - она почти не ходила, - очень болели ноги...Вот так и шли они, два старика, поддерживая друг друга на расстрел...Какую же трагедию пережили наши люди!...Жена Бучкури тоже была художницей, но ее картин не сохранилось вовсе...Только пишут, что было очень талантливой!...

Александр Алексеевич очень интересовался русской историей! Думаю, что именно поэтому такой автопортрет...Вы правы, что долго рассматривать эту картину сложно...Она затягивает...

А женщины очень хороши! На столько разные образы...Меня неизменно "Баба" впечатляет...)) Это про нее, - и в горящую избу и коня...Но и своего не отдаст, если что, - сразу за вилы...)) А еще очень "У цирка" люблю - по цвету просто гениально...

Рада, что и Вам художник нравится!...Благодарю за отзыв!..