Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
7975 участников
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Роберт Джонсон: блюз на дьявольском перекрестке

 

 

 

 

Роберт Лерой Джонсон, американский певец в стиле кантри, - один из наиболее известных исполнителей классического блюза. Родился музыкант 8 мая 1911 года в городе Хейзелхерсте, штат Миссисипи, США. Роберт Джонсон, биография которого изобиловала бесконечными переездами с места на место, сначала с родителями, а затем самостоятельно, с детства мечтал о блюзе.

Гитару Роберт Джонсон взял в руки, когда ему едва исполнилось 13 лет. Он совершенно не владел техникой игры, только сидел и часами перебирал струны. Упорство подростка объяснялось настойчивым характером, который он унаследовал от отца. И если уж Роберт решал чего-то добиться, то обязательно старался достичь своей цели.

В конце концов, так и вышло, но не сразу. Гитара в руках подростка никак не хотела звучать, и, кроме невразумительного бренчанья, никаких звуков извлечь не удавалось. Однако необычное желание когда-нибудь виртуозно сыграть блюз было настолько сильным, что Роберт продолжать терзать струны.

В среде афроамериканцев блюз считался в то время греховной «дьявольской» музыкой. Некоторые из черных блюзменов на этом мифе делали себе неплохую рекламу. Будучи музыкантом-любителем, Роберт Джонсон пообещал друзьям, что будет играть блюз, как никто.

Наверное, те отнеслись к его обещанию скептически, тем более, что прежде никаких особых способностей за ним не замечали, да и сам Роберт, после этого заявления, исчез на несколько месяцев. Однако когда он вернулся, о его словах вспомнили. Знакомые музыканты были поражены: вместо любителя-блюзмена перед ними был совсем другой человек - неподражаемый виртуоз, настоящий мастер.

Блюзмены: продавшие душу дьяволу

Вот это удивительное превращение, видимо, и легло в основу мифа о том, что свое искусство Джонсон купил у дьявола, продав ему душу. Надо сказать, что после смерти Роберта Джонсона поклонники его таланта яростно опровергали слухи о том, что их кумир, якобы, продал душу за умение играть блюз. Они чувствовали себя оскорбленными, а нелепые слухи считали порочащими память музыканта.

У блюзменов тогда была репутация людей, путающихся с самим сатаной, а Джонсон очень любил петь песни на дьявольскую тему, как бы постоянно разговаривая с нечистой силой, основным же настроением его музыки было состояние тревоги, ожидание опасности и чувство обреченности. Его песни навсегда закрепили за ним репутацию человека, совершившего сделку с дьяволом: блюз «Я и сатана» ("Me and The Devil Blues") и «Черт идет за мной по пятам» ("Hell Hound On My Trail") и другие.

У суеверия глаза велики, а уж про суеверия чернокожих и говорить нечего! Так что достаточно было шепнуть, что Роберт Джонсон на короткой ноге с дьяволом, а иначе как бы он научился так играть? - и вскоре уже мало кто в этом сомневался.

Но все-таки, почему в историю о продаже души так легко поверили? Дело в том, что тогда среди черных блюзменов действительно существовало поверье о сделке с дьяволом. Блюз – музыка сатанинская. И если хочешь им овладеть, – очень сильно хочешь! – то существует только один способ. Надо взять гитару, и в полночь прийти на перекресток, где-нибудь в глуши, чтоб никто поблизости не было. Зови того, кто может дать тебе дар, власть над музыкой – и не сомневайся: он явится. И явится не просто так, а с деловым предложением: предложит сделку и выгодный контракт.

И после подписания контракта человек получит то, что так желал: он станет петь и играть блюз, как никто. Что ему придется отдать взамен? Всем известно. Сколько ему будет отпущено сроку? Всем по-разному. Роберту Джонсону выпало быть гениальным блюзменом совсем немного.

Но почему именно Вуду и почему именно перекресток?

С перекрестком все понятно: он всегда был особым местом. Во многих странах существуют легенды о перекрестках. Именно здесь, на пересечении дорог обитают демоны и злые духи, привидения и живые мертвецы, тут можно встретить кобольдов и фей, кроме того, на перекрестке ведьмы любят проводить свои шабаши. Перекресток — символ выбора, в том числе, выбора между жизнью и смертью, знак перехода из одного пространства в другое, из этого мира – в тот.

А почему Вуду? Вуду – древняя религия чернокожих, самая распространенная, всепроникающая и многоликая зловещая магия, та самая, с которой связано зомбирование человека. Она попала в Америку на невольничьих судах, вместе с рабами. Подлинной цитаделью американского Вуду был тогда Новый Орлеан, где жила знаменитая вудуистка Мари Лаво (Marie Laveau, 1794-1881) — «Змеиная королева».

Она была самой известной женщиной Нового Орлеана, а «змеиной» ее называли потому, что свои ритуальные танцы она исполняла с огромным питоном по кличке Зомби. Мари Лаво была видной фигурой в истории американского Вуду, она получила сильное влияние как среди простого народа, так и среди аристократического дворянства, что было просто невероятно для черной женщины во времена рабства. Сейчас Королева Вуду живет в Новом Орлеане только в легендах.

Загадочная смерть

Каждому, подписавшему контракт с демоном, отпускается свой срок, а когда этот срок заканчивается – будь добр, плати по счетам. Не стал исключением Роберт Джонсон. Конечно, за ним не явились из преисподней адские псы, нет, он умер в 28 лет в августе 1938 года, при странных обстоятельствах: скорее всего, был отравлен. В официальном свидетельстве о смерти в графе «Причина» стоит только «Нет доктора»...

В тот памятный день Джонсон оказался в деревне под названием Тройная Вилка. Местечко было расположено в нескольких километрах от Гринвуда, небольшого городка на юге штата Миссисипи. При въезде в деревню располагалось питейное заведение с музыкой, баром и танцевальной площадкой. Посетителей встречала красавица мулатка, которая не стала скрывать своей симпатии к Роберту. Он тоже был не прочь развлечься, и молодые люди договорились встретиться вечером.

Роберт Джонсон вовсю флиртовал, а за ним пристально наблюдал хозяин заведения, жестокий ревнивец, который считал мулатку своей женой. Роберт взял гитару и стал заниматься своим привычным делом, исполнять блюзы. Ничто не предвещало беды, пока певцу не прислали бутылку виски в знак признания его таланта, но почему-то открытую. Джонсон отхлебнул несколько глотков и через несколько часов его в бессознательном состоянии увезли на карете скорой помощи в город. Отравленный напиток подействовал не сразу, музыкант умер только на третий день.

Так закончилась необычная, но короткая жизнь знаменитого черного блюзмена. Но осталась легенда о том, как музыкант продал душу дьяволу в обмен на яркий талант.

 

источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+1

20.01.2018
Пожаловаться Просмотров: 1200  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены