Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
7917 участников
Администратор Greta-дубль
Администратор Grеta
Модератор Tehanu

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

"Письмо с фронта". История одного шедевра. И другие жизнеутверждающие картины художника

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова "Письмо с фронта".

Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история.

Об этом и пойдет речь.

"Письмо с фронта." 1947, холст,масло, 225 х 155см. Третьяковская Галерея на Крымском Валу

Нестандартный взгляд Александра Лактионова

Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием.

Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его

Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского.

Речь т. Сталина 7 ноября 1941 г. 1942 г

 

А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором "лининианы" и знаменитейшей работы "Ленин в Смольном". Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

Рождение сюжета

Перейдем к самой известной работе мастера - "Письму с фронта". В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Художник утвердил тематику своей первой последипломной картины, которая должна была называться «Встреча».

Однажды в 1945 году А. Лактионов на одной из улиц подмосковного Загорска повстречал на улице молодого фронтовика, который из-за полученных на войне ранений шел, опираясь на трость, и имел перевязанную руку. Солдат находился в поисках необходимого ему адреса для того, чтобы передать письмо, и художник оказал ему помощь. Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово. 

Диалог с фронтовиком оставил неизгладимые впечатления у Лактионова, поэтому тематика его будущей картины была сразу определена — художник пожелал изобразить долгожданное получение весточки с фронта.

"Письмо с фронта". Рисунок. 1947 г.


В голове художника наконец-то родилась та самая картина.

Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года.

Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями.

У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.

"Письмо с фронта. Фрагмент." 1947 г.

Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника.

Письмо с фронта. Фрагмент. 1947 г

Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.

Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.

"Герой СССР Н.Юдин в гостях у курсантов-танкистов." 1938 г. Холст, масло.

Когда народ голосует

Однако, вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой.

В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу "Письма с фронта" были - уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.

Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент.

Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у "Письма с фронта" остановились.

И полетели вопросы: "Что это за безобразие?

Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?"

"Портрет военного" 1930-е гг.


Вопросы сыпались, как из рога изобилия.

Сотрудники музея под таким углом на "Письмо с фронта" не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.

И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место - между дверью и окном.

А вскоре заметили, что на островке у "Письма с фронта" стали собираться посетители выставки - иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали.

Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться - что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.

"Переезд на новую квартиру" Холст, масло.


Народное голосование победило чиновничий запрет.

Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там - большая часть благодарностей в адрес "Письма с фронта". Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.

Отзывы переписывал аккуратно. И потратил на это ни один день. Потом перепечатал и разослал.

И в одном из кабинетов оценили народную любовь - и вдруг поняли, что Лактионов изобразил саму жизнь, что щели в полах - это не позор, а показатель того, что все силы народа были брошены на борьбу с фашизмом, а счастливые люди - те самые лица Победы.
И вскоре Лактионов получил Сталинскую премию первой степени - главную награду СССР.

Александр Иванович Лактионов прожил 62 года, большую часть из которых он писал картины.

Нет счета его полотнам: тут и натюрморты, и портреты политических деятелей, героев труда и артистов его времени.

Многие работы, в уже более свободные от идеологии времена, критики нещадно ругали за высокий профессионализм и за такой же высокий формализм. Лактионов читал критические отзывы, а потом шел в мастерскую и принимался за работу.

"Узкое" 1951 Бумага, акварель 29х27см


"Пока светит солнце, озаряя мастерскую, пока есть силы держать палитру и краски, я не могу оторваться от любимого дела," - писал он в своих воспоминаниях. И только в минуты такого, кропотливого труда он был по-настоящему счастлив.

"В гостях у внуков" Холст, масло.

"Февраль" 1956, холст, масло

 

"Летом" 1951г.  Холст, масло. 118 х 140см. Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств

"Портрет академика Курчатова". 1959 г

"Портрет Героя Социалистического труда П.И.Воеводина"  1963г. Холст, масло.

 

"Портрет Вани Лактионова"  1956 Холст, масло 97х82см.

 

"Портрет архитектора А.Н. Душкина"  1967  Бумага, сангина, уголь  74х108 см

 

"Портрет О.Н. Лактионовой" 1939  Холст, масло 128 х 62см.

 

Портрет П.А. Лешиной  1946 Бумага, акварель 30 х 22 см.

 

"Обеспеченная старость (ветераны русской сцены)." 1954-60 гг

"Обеспеченная старость (ветераны русской сцены)." Фрагмент. 1954-60 гг.

Обеспеченная старость (ветераны русской сцены). Фрагмент. 1954-60 гг

 "Натюрморт с лампой". 1946 г

"Пейзаж с избами и огородами". 1946 г

"За вышиванием" 1954г. Бумага на холсте 116 х 110 см.  

 "Портрет жены." 1946 г.

219411958 (700x509, 342Kb)

После операции. 1965 год

 

"В парке." 1967 г

"Париж. Нотр-дам." 1969 г

Новодевичий монастырь. 1969г.,

 

219416579 (700x430, 249Kb)  

Александр Иванович Лактионов. Автопортреты.

 

Автор:Светлана Хлыстун и др.

 1 источник

 2 источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

8574_21497861_f4a643365.jpg 8574_21497861_37c707c3e.jpg 8574_21497861_f00b204e9

Это интересно
+2

08.05.2021 , обновлено  09.05.2021
Пожаловаться Просмотров: 781  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены