Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
7917 участников
Администратор Greta-дубль
Администратор Grеta
Модератор Tehanu

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240420092209

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Советский художественный фильм, который режиссёр Элем Климов снимал более пятнадцати лет


"Агония" (1981).

Заявка на фильм «Агония» была утверждена на «Мосфильме» в 1966 году, а сам фильм в окончательной версии был готов только в 1981 году. Но его премьера в нашей стране состоялась лишь в 1985 году, то есть почти через 20 лет после того, как режиссёр Элем Климов начал работу над этой картиной.

Премьера могла бы вообще не состояться, если бы не наступившие времена перестройки и гласности. Для советского кинематографа это был беспрецедентный случай по продолжительности художественного кинопроекта.


Сам режиссер в конце 80-х, комментируя свою работу над этим фильмом сказал, что если бы он знал, что всё так обернётся, то он бы вообще не начинал этот проект. Тем более что Климов остался недоволен своим фильмом в его окончательном варианте.

Появление исторической темы в творчестве режиссёра, создателя комедий «Похождения зубного врач» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», было неслучайным. Ему было чуть за тридцать, когда он впервые заинтересовался феноменом Распутина. Поэтому, когда к 50-летию революции на «Мосфильме» решили снять об этой исторической личности фильм, Климов добился того, чтобы картину дали снимать именно ему.


Алексей Петренко и Элим Климов на съёмках фильма "Агония".

Фильм задумывался как фарс, обличающий не только самого Распутина, но всё и царское окружение в предреволюционные годы. Сценарий несколько раз переделывали и меняли названия будущего фильма. Уж больно щепетильной была эта тема, когда в стране еще оставались живые свидетели тех событий.



В итоге окончательный вариант утвердили не осенью 1966 года, как планировался первоначально, а лишь в конце 1967 года. То есть к юбилею революции его снять так и не удалось. Поэтому руководство киностудии охладело к этому проекту. И если бы не усилия Элема Климова, фильм бы просто вычеркнули из плана, так как дальше утверждённого сценария дело тогда не пошло.

Картину всё же утвердили, выделили бюджет, и режиссёр начал работу. Но буквально через месяц, когда пробы актёров на роли были в самом разгаре, директор киностудии Владимир Николаевич Сурин всё же остановил работу и перенаправил приготовленные для фильма средства на киноэпопею «Освобождение».


Кроме А. Петренко (2), на роль Распутина пробовались: В. Самойлов (1), М. Ульянов (3), Е. Лебедев (4), Е. Евстигнеев (5), А. Папанов (6).

Там бюджет съёмок трещал по швам, а Министерство культуры отказалось в очередной раз пересматривать смету и предложило директору киностудии самому выходить из положения.

К слову, в те дни были закрыты сразу несколько стартовавших кинопроектов, в том числе и «Агония». Официально было объявлено о переносе сроков съёмок, но все понимали, что это, по сути, означало конец.



Все материалы «Агонии» были сданы в архив киностудии, а режиссёру в качестве компенсации разрешили снять полудокументальный фильм «Спорт, спорт, спорт» по сценарию его родного брата Германа Климова.

Про «Агонию» вспомнили через три года, когда в 1971 году состоялась мировая премьера голливудского фильма «Николай и Александра». По версии фильма, царская семья и её окружение (очень образованные и интеллигентные люди), сначала были цинично и жестоко унижены, а потом и расстреляны вместе с детьми и близкими.



В фильме они показаны как представители некой мировой цивилизации с очень нежной любовью между Николаем и Александрой. А представители советской власти показаны, как грубые, необразованные и жестокие варвары.


Алексей Петренко и Элим Климов на съёмках фильма "Агония".

Нужно было срочно дать идеологический ответ. Тут то и вспомнили про «Агонию». Климов в то время работал над новыми выпусками киножурнала «Фитиль». Его срочно вызвали и возобновили съёмки «Агонии».

Была поставлена задача снять картину за полгода, чтобы отправить её на кинофестиваль в Канны, куда, по их данным, американцы должны были привезти и свой фильм.

Климов уложился в сроки, но фильм категорически не понравился художественному совету. Пришлось забыть не только о фестивале, но и о кинопрокате вообще. А режиссёра в наказание отстранили от работы на киностудии.



В конце 1972 года был назначен новый руководитель «Госкино» Филипп Ермаш, который дал добро на возобновление работы над фильмом. Климов принял во внимания все замечания худсовета. Тогда же было принято решение удлинить картину до двух серий.



В 1975 году он представил на суд руководства новый вариант фильма. Но он опять не понравился. Картину не выпустили в прокат, а Климов на свой страх и риск продолжил работу и в начале 1981 года представил руководству уже третью версию переделанного фильма. Но и он восторга не вызвал, и прокатное удостоверение так и не получил.



В 1981 году этим фильмом заинтересовались американские и французские прокатчики. Им картину с радостью продали, и она имела в этих странах заметный успех. В 1982 году «Агония» даже взяла специальный приз в Венеции, а в 1985 году «Золотого орла» во Франции.



В наших кинотеатрах, как я уже написал выше, фильм появился тоже в 1985 году. Уже после того, как его увидела Европа и США. В нашем прокате фильм занял лишь двадцатое место с результатом 18,1 млн. зрителей. К слову, во Франции в 1982 году его посмотрели более 30 млн. человек.

Картина очень неплохая и наверное, это лучшая роль Алексея Петренко в его карьере.

Фильм можно посмотреть на Ютубе.

(с)

Это интересно
+2

07.07.2022 , обновлено  07.07.2022
Пожаловаться Просмотров: 200  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены