Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
2869 участников
Администратор London
Модератор Розалинда
Модератор Elizabeth***@***

Последние откомментированные темы:

20240423144846

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
модератор пишет:

Диана охотница Рубенса ...-

 

 

 

 

       

                                                                                                       Диана охотница Рубенса    

 

 

 

26 апреля 2020г



   

                                                               Дрезденская картинная галерея (Галерея Старых мастеров)

 

 

                                                                                                                *****

 

 

Диана - одна из самых необычных богинь мифологии Древнего Рима. Согласно легенде дочь Юпитера и Латоны, родилась с братом - близнецом Аполлоном. Правда, Диана родилась несколькими минутами раньше и помогла матери разрешиться от бремени братом. Она попросила отца дозволить ей остаться вечной девственницей, а еще дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей бегать по лесам и горам. И стала Диана охотницей. 

 

 

    

                                             1615г. Холст, масло.  

 

 

Дрезденская картинная галерея (Галерея Старых мастеров) *** Диана - одна из самых необычных богинь мифологии Древнего Рима. Согласно легенде дочь Юпитера и Латоны, родилась с братом - близнецом Аполлоном. Правда, Диана родилась несколькими минутами раньше и помогла матери разрешиться от бремени братом. Она попросила отца дозволить ей остаться вечной девственницей, а еще дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей бегать по лесам и горам. И стала Диана охотницей.

Рубенс часто использовал сюжеты греческой и римской мифологии в своем творчестве. Богиня Диана чрезвычайно привлекала Рубенса, поскольку в мифе о ней с античностью соединилась и другая излюбленная им тема — охота. Интерес живописца подогревался его королевскими и аристократическими патронами: охота была исключительной привилегией этих кругов.

Художник создал ряд охотничьих картин большого формата, многие из которых имеют в основе античный сюжет. В отличие от других картин, в которых мастер передает пафос борьбы, в этом полотне его внимание сосредоточено на красоте античной богини-охотницы.

Диана, защитница женской непорочности, стоит со своими спутницами перед группой сатиров, которые, кстати, представляют для Рубенса другой полюс интересов — всего, что связано с вакханалией. Копье Дианы резко разграничивает две эти группы, два мира. Сколь различен облик их участников: среди сатиров — дикие в своей страсти козлоногие существа, в окружении Дианы, которая сама излучает прелесть женской натуры, — ее божественно красивые спутницы.

Сатиры демонстрируют обилие фруктов, намекая на то, какое великолепное вино получится из них в будущем. В свою очередь, у Дианы — птицы и заяц (символы чувственных наслаждений), убитые ею на охоте. В символическом смысле они выражают ее отрицание предлагаемых наслаждений. Нидерландские художники XVII века, порой имевшие узкую специализацию, часто привлекали своих коллег, когда на картине нужно было изобразить то, в чем они были недостаточно сильны. Так, фрукты и животные на представленном полотне написаны Франсом Снайдерсом, славившимся подобными натюрмортами и изображениями животных.

Рубенс часто использовал сюжеты греческой и римской мифологии в своем творчестве. Богиня Диана чрезвычайно привлекала Рубенса, поскольку в мифе о ней с античностью соединилась и другая излюбленная им тема — охота. Интерес живописца подогревался его королевскими и аристократическими патронами: охота была исключительной привилегией этих кругов. Художник создал ряд охотничьих картин большого формата, многие из которых имеют в основе античный сюжет.

В отличие от других картин, в которых мастер передает пафос борьбы, в этом полотне его внимание сосредоточено на красоте античной богини-охотницы. Диана, защитница женской непорочности, стоит со своими спутницами перед группой сатиров, которые, кстати, представляют для Рубенса другой полюс интересов — всего, что связано с вакханалией. Копье Дианы резко разграничивает две эти группы, два мира. Сколь различен облик их участников: среди сатиров — дикие в своей страсти козлоногие существа, в окружении Дианы, которая сама излучает прелесть женской натуры, — ее божественно красивые спутницы. Сатиры демонстрируют обилие фруктов, намекая на то, какое великолепное вино получится из них в будущем.

В свою очередь, у Дианы — птицы и заяц (символы чувственных наслаждений), убитые ею на охоте. В символическом смысле они выражают ее отрицание предлагаемых наслаждений. Нидерландские художники XVII века, порой имевшие узкую специализацию, часто привлекали своих коллег, когда на картине нужно было изобразить то, в чем они были недостаточно сильны. Так, фрукты и животные на представленном полотне написаны Франсом Снайдерсом, славившимся подобными натюрмортами и изображениями животных.

        Анна Иванова                                                                                                       

 

 

 

 

                                                                                                                       

 

                                                                                                             *****        

 

 

 

 

  вольфганг мыслитель

 

 

О, Рубенс! Ах, Питер Пауль!

Мы восхищаемся – как восхищались поколения до нас и как будут восторгаться после, когда всех нас развеют с ладони Вечности леденящие ветра перемен. А живописец – один из создателей искусства барокко, дипломат и коллекционер – пребудет в веках.
Неудивительно. Оставил более 3000 картин, был возведен в дворянское достоинство испанским королем Филиппом IV и пожалован рыцарством английским королём Карлом I – с включением геральдического льва в личный герб; еще и титул сеньора получил, прикупив замок Стеен.

И кстати, в технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников, использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размерам.
Причем поднялся Петер Паувел Рюббенс [так звучал он на местном диалекте] из почтенных антверпенских семейств предпринимателей и ремесленников. Родня по отцу была кожевниками, москательщиками и аптекарями, по маменьке – занималась ковроткачеством и торговлей. Вот только оба зажиточных семейства культурой и искусством не интересовались, от слова «абсолютно». Оба семейства были зажиточными, владели недвижимостью, но, судя по всему, совершенно. Отчим будущего художника держал бакалейную торговлю и заботливо определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета.

В 1550 году Рубенс перешел в Падуанский университет, а в 1554-м – в Римский, на отделение гражданского и канонического права. В 1559 году вернулся на родину и, почти сразу же женившись, скоро возвысился из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном. Эта неслабая должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства. Но эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и даже поучаствовал в подготовке оранжистского восстания.
Да что уж там, биография гения – богатейший исходник для эффектного киносценария! И пересказать его судьбу, не потеряв ничего из вкусностей, – нет ну никакой возможности…
Однако некоторые посмертные его обстоятельства затрону – почему бы и нет в наше грустное время?! Скончался он в Антверпене без каких-то секунд 380 лет назад – 30 мая 1640 года.

А далее… Раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Общая стоимость всего движимого и недвижимого имущества и художественных коллекций была оценена в 400.000 флоринов, что примерно соответствовало 2.500.000 бельгийских золотых франков 1900 года [по курсу начала XX века 5,2 франка = $1, а доллар Северо-Американских Соединенных Штатов стоил ровно 2 золотых рубля Николая II].

По завещанию серебро и драгоценности были поделены между вдовой и ее пятью детьми и двумя сыновьями от первого брака. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.

После продажи своей первой коллекции герцогу Бэкингему Рубенс успел накопить новое художественное собрание, отражённое в описи.

В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса. Более всего в его коллекции была представлена венецианская школа: произведения Тициана, Тинторетто, Веронезе, Пальмы и Муциано.

Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса.

В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего – преимущественно пейзажей. В списке множество работ Перуджино, Бронзино, антверпенских художников-современников и Адриана Браувера. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52.000 флоринов, вторая – более 8000. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42.000 флоринов. Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27.100 флоринов – среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и 13 холстов Рубенса.

При этом за копии Рубенса была назначена цена в три раза выше, чем за оригиналы Тициана. Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену: так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт. Большой дом на Ваппере с мастерской продать не удалось из-за чрезмерной стоимости, поэтому Елена Фоурмен жила там до второго замужества. Имение Стеен было оценено в 100.000 флоринов, половина его была завещана вдове, вторая половина – детям.


Что же до оценок его творчества…
Работы Рубенса безоговорочно принимались как светскими, так и церковными заказчиками, и он практически не подвергался критике при жизни.

Однако во второй половине XVII столетия во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». В спорах критиков, принадлежавших к обоим лагерям, на первое место выносились требования, предъявляемые к линии и цвету. Подобно академистам и импрессионистам XIX века, они противопоставляли линию и рисунок цвету. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.

Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».

Создатель жанра романтического пейзажа Джошуа Рейнольдс профессионально изучал творчество Рубенса во время своего путешествия по Нидерландам. Рейнольдс считал, что Рубенс довел до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества.

 

«Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете. Эффект, производимый на зрителя его картинами, вполне можно сравнить с охапками цветов… в то же время ему удалось избежать эффекта вызывающе-ярких тонов, чего вполне резонно можно ожидать от такого буйства красок…»

 


Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций.

В дневнике Делакруа Рубенс – «Гомер живописи» – упоминается 169 раз. Главный идейный противник Делакруа – мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр – в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником».

В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику. Впрочем, В. М. Лазарев в предисловии к русскому изданию писем Рубенса заявлял:-

- «Ни Ватто, ни Буше, ни Ренуар не сумели дать более совершенных образцов живописи. …Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. В сравнении с Рубенсом, Ватто кажется болезненным меланхоликом, Буше – холодным развратником, Ренуар – утончённым сластолюбцем».


Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать.

Это совпало с научным исследованием творчества Рубенса, начатым небольшой монографией художника-ориенталиста Эжена Фромантена. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят».

Далее сотрудники антверпенского музея Плантена – Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты.

Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса, и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался:- 

 «Это всего лишь живопись».

Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный, ибо употреблён во зло».


Возвращение интереса к барокко после 1950-х оживило интерес к Рубенсу, в том числе и на рынке искусства.

На лондонском аукционе Christie’s картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми» – за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.

Высокие цены объясняются и тем, что некоторое количество полотен Рубенса доступно для перепродажи, в отличие от его младших современников Рембрандта или Веласкеса, чьи картины находятся в государственных музеях.

 

                                                                                                               *****

 

          вольфганг мыслитель

Что же до Дианы-охотницы, то не могу не процитировать Николая Альбертовича Куна [1877–1940] – русского историка, педагог и писателя – автора в том числе популярнейших «Легенд и мифов Древней Греции». Кстати, книга эта была написана еще в 1914 году «для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян». Под своим первоначальным названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» и в непеределанном виде книга была издана в 1922 году, 1937 и 1940-м.
Ну а вот что там говорится о Диане:

Артемида [у римлян Диана] – одна из древнейших богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида – богиня-охотница – первоначально была покровительницей животных как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней-охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды. Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды – один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).
Вечноюная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.


Всем дает жизнь Артемида. Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле. Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рожденье, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благословляющей и дающей счастье в браке и целящей, и насылающей болезни.


Вечноюная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма.

А вот очень любопытная подробность из жизни самого Николая Альбертовича…
Женат Кун был на Елене Францевне Роупер [1871–1961]. Происходила она из англо-шотландского рода. Будучи двенадцатым ребенком в семье, Елена Францевна жила с престарелыми родителями, вела обширную деловую переписку своего отца на английском, французском и немецком языках. Брак с начинающим ученым оказался не по душе родителям Елены Францевны, и они пригрозили ей лишением наследства. Перед бракосочетанием Елена Францевна перешла из англиканской церкви в православие, и на следующий день после тайного венчания молодые супруги вместе написали отказ от наследства.

 

                                                                                              *****

 

 

   

Это интересно
+2

модератор 09.05.2020
Пожаловаться Просмотров: 299  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены