Открытая группа
1418 участников
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Тест Соловьева. Сравнительный анализ мотивационной направленности личности

Сравнительный анализ результатов диагностики мотивационной направленности личности

 

Категории респондентов:

  • Категория №1 "Взрослые" - 314 респондентов (от 18 лет и старше), прошедшие онлайн тестирование на сайте b-t Николая Типатова.
  • Категория №2 "Подростки" - 68 респондентов (ученики 10-11 классов), которые прошли тестирование в двух школах Киевской области.
  •  

    Краткая характеристика оцениваемых мотивов

    Мотив "Коллективизм" Стремление личности к совместной деятельности, требующей объединения усилий для решения общих задач, согласования целей, выбора средств их достижения, увязывания частных и общественных интересов.
    Мотив "Ответственность" Стремление честно и старательно выполнять свои обязанности и договоренности, умение нести то, что положено, готовность платить за свои проколы, а при необходимости брать на себя трудные моменты жизни.
    Мотив "Креативность" Стремление личности к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности проявляются в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и т.д.
    Мотив "Властолюбие" Стремление личности господствовать, распоряжаться и управлять, проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. Властолюбец безмерно любит начальствовать, его потребность чувствовать себя сильным, проявлять свое могущество в действии.
    Мотив "Тщеславие" Стремление к завоеванию известности и славы с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Потребность в подтверждении своего превосходства над окружающими людьми, способность на неблаговидные поступки ради наград и внимания.
    Мотив "Профессионализм" Стремление личности, систематически, эффективно и надежно выполнять определенную профессиональную деятельность. Желание соответствовать эталонам мастерства в своем деле. Потребность в обучении и развитии, повышении квалификации.
    Мотив "Коммуникабельность" Стремление личности легко налаживать контакты с людьми, поддерживать с ними живое общение, умение устанавливать полезные деловые связи, быть приятным в общении и легко совместимым с партнерами по работе и своими клиентами.
    Мотив "Обогащение" Стремление личности, обладающей практической сметкой и находчивостью устраивать дела в сфере экономики. Потребность в обогащении не только для материального благополучия, но и той власти и могущества, которые дают деньги.
    Мотив "Себялюбие" Стремление личности к чрезмерной заботе о собственной пользе, ставящей свои интересы выше интересов других людей. Человек себялюбивый уповает на силу для достижения своих интересов. Умеренное самолюбие подразумевает уверенность в своих силах.
    Мотив "Лидерство" Стремление личности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия, выполнять функции, связанные с планированием, координацией и контролем. Лидер способен брать на себя ответственность.

     


     

     

    Сравнение мотивационных профилей взрослых и подростков

    Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов
    Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

     

    При сравнении общего профиля мотивационной направленности респондентов категории №1 "Взрослые" и категории №2 "Подростки" бросается в глаза, что левые половины профилей довольно схожи, а вот в правых половинах заметны различия. Это в первую очередь касаются таких мотивов как "Профессионализм" и "Коммуникабельность".

     

    Сравнительная приоритетность мотивов

     

    Приоритетность Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    1 Профессионализм Коммуникабельность
    2 Лидерство Себялюбие
    3 Себялюбие Лидерство
    4 Обогащение Профессионализм
    5 Коммуникабельность Креативность
    6 Креативность Обогащение
    7 Ответственность Тщеславие
    8 Властолюбие Властолюбие
    9 Тщеславие Ответственность
    10 Коллективизм Коллективизм

     

    У респондентов из категории №1 в шкале приоритетности на первом месте стоит мотив "Профессионализм". Результат достаточно предсказуемый. Эту категорию можно отнести к так называемой "продвинутой" части социума. В ней преобладают студенты и люди с высшим образованием, которые активно пользуются услугами интернета. Они нацелены на профессиональную карьеру, стремятся к развитию, обучению и т.д. Неудивительно, что мотив "Профессионализм" у них стоит на первом месте. Этот мотив, безусловно, является социально значимым, от него зависит успешность экономического развития государства.
    Приоритетность мотива "Коммуникабельность" у подростков объясняется возрастными особенностями этой категории. Подростки в этом возрасте нуждаются в общении, активно тянутся к сверстникам, завязывают дружбу и т.д.

    В первой тройке шкалы приоритетности у детей и взрослых присутствуют два общих мотива - это "Себялюбие" и "Лидерство".
    Мотив "Лидерство" у подростков можно объяснить стремлением к самоутверждению, желанием завоевать авторитет среди своих сверстников. Это, скорее всего, тоже связано с возрастными особенностями.
    Мотив "Лидерство" у взрослых говорит о притязаниях и амбициях этой категории респондентов.
    Наличие в первой тройке мотива "Себялюбие" в обеих категориях респондентов признак их низкой социальной зрелости. Невозможно объяснить приоритетность этого мотива только детским эгоизмом, причины явно глубже. Наше общество находится в глубоком кризисе. Период дикого капитализма, который мы сейчас переживаем, способствует нравственной деградации людей, внедрению в их сознание культа индивидуализма под предлогом свободы личности.
    Мотив "Себялюбие" развивает в личности такие качества, как эгоизм, нежелание соизмерять свои интересы с интересами других людей. Эгоист зависим от своих желаний, он часто конфликтует, ему трудно вписаться в командную работу. Практика работы HR менеджеров по подбору персонала показывает, что среди претендентов на вакантные должности таких эгоистов не меньше 70%.

    В категории №2 "Подростки" в верхней части шкалы приоритетности можно наблюдать противоречивое сочетание мотивов "Коммуникабельность" и "Себялюбие". Дело в том, что эгоист не способен быть по-настоящему коммуникабельным человеком, он привык "тянуть одеяло на себя", окружающие люди не чувствуют себя рядом с ним комфортно. Мотив "Профессия" у подростков не является приоритетным. Они мало задумываются о предстоящей трудовой деятельности, о своей профессиональной ориентации. Это явный прокол в семейном и школьном воспитании подрастающего поколения. Покупка диплома о высшем образовании, которое у нас превратилось в бизнес, не делает автоматически из наших чад профессионалов. Сотни тысяч таких дипломов пылятся в шкафах, а их хозяева занимаются неквалифицированным трудом или хуже того сидят на иждивении родителей.

    На последнем месте в шкале приоритетности у взрослых и подростков находится мотив "Коллективизм". Здесь все логично, если доминирует мотив "Себялюбие", то его антипод мотив "Коллективизм" теряет свою силу. Так ли хороша и безобидна эта ситуация? Социальную значимость личностных качеств, связанных с мотивом "Коллективизм" трудно переоценить. Благодаря коллективизму, старшие поколения победили фашизм в Великой Отечественной войне, совершили техническую революцию, сохранили свою национальную идентичность. На принципах коллективизма и сегодня строятся наиболее эффективные модели экономики в таких странах как Япония и Китай. Даже в США, где активно насаждается идеология индивидуализма, менеджеры предприятий все больше внимания уделяют воспитанию у персонала коллективизма, построению рабочих команд.

    Для категории "Подростки" на предпоследнем месте в шкале приоритетности оказался и мотив "Ответственность", который можно смело считать наиболее важным индикатором социальной зрелости той или иной группы людей. Без характерных качеств, связанных с этим мотивом, трудно воспитать законопослушных граждан, без личной ответственности не бывает надежных исполнителей и эффективных руководителей. В изъянах воспитания молодого поколения виновата не только школа, но и семья. Категория "Взрослые" не далеко ушла по приоритетности мотива "Ответственность" от подростков. Например, при диагностике 119 претендентов на позицию директора предприятия, только 26% показали уровень ответственности приемлемый для категории руководителей. Безответственность и эгоизм в сочетании с жаждой обогащения толкает сотни тысяч наших соотечественников на уголовные преступления. К сожалению, воровство и предательство не воспринимаются у большинства наших людей, как аморальные и асоциальные явления. Только так можно объяснить приход к власти большого числа недобросовестных политиков с подмоченной репутацией.

     

    Сравнение выраженности силы мотивов у респондентов

     

    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов   Мотив выражен слабо от 0 до 3 баллов
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов   Мотив выражен средне от 4 до 6 баллов
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов   Мотив выражен сильно от 7 до 9 баллов

     

    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    При сравнении выраженности мотива "Коллективизм" между категориями "Взрослые" и "Подростки" видно, что остатки этого мотива, привитого подросткам в школе, сжимаются во взрослой жизни как шагреневая кожа. Это явно негативная тенденция. Если родители эгоисты, то трудно ожидать коллективизма от их детей.

     


    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    Сравнение выраженности мотива "Ответственность" между категориями показывает, что у взрослых он выражен сильнее, чем у подростков. Такая тенденция вполне логичная, но обольщаться не стоит - ответственность у категории "Взрослые" выражена слабо. Таких людей катастрофически не хватает на рабочих местах наших предприятий.

     


    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    Мотив "Креативность" у категории "Взрослые" выражен немного сильнее по сравнению с категорией "Подростки", но говорить о какой-либо тенденции не берусь. Подростки были из обыкновенных школ в глубинке, а взрослые по своему образованию и продвинутости были выше среднестатистического уровня.

     


    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    Мотив "Властолюбие" при переходе от категории "Подростки" к категории "Взрослые" имеет тенденцию к снижению. Мечтать в подростковом возрасте стать большим боссом это одно, а реальный путь к руководящей должности во взрослой жизни это нечто другое. Далеко не все готовы по нему пройти до конца. Высокая руководящая должность дает не только большие привилегии и возможности, но и требует высокой ответственности от ее обладателя. Управление персоналом это особый талант, которым обладают не более 10% от всех людей.

     


    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    Подростковое тщеславие при переходе во взрослую категорию сокращается. Это вполне логичная и нормальная тенденция. Взрослый человек лучше понимает, насколько труден путь к вершинам известности и славы в шоу бизнесе, политике, большом спорте и т.д.

     


    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    При сравнении выраженности мотива "Профессионализм" четко наблюдается тенденция к его усилению при переходе от категории "Подростки" к категории "Взрослые". Здесь все логично и объяснимо. Настораживает только то, что разрыв по силе выраженности мотива слишком большой. Семья и школа с профессиональной ориентацией детей не справляется.

     


    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    Мотив "Коммуникабельность" можно смело отнести к социально значимым мотивам. Он явно сильнее выражен у категории "Подростки". С одной стороны это можно объяснить особенностями подросткового развития, а с другой стороны на снижение выраженности этого мотива у категории "Взрослые" влияет другой мотив "Себялюбие". Эти два мотива противоречивы, они борются между собой. Преимущество пока на стороне "Себялюбия".

     


    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    При сравнении мотива "Обогащение" между категориями респондентов видно усиление этого мотива у взрослых по сравнению с подростками. Такая тенденция особой радости не приносит. Деньги, безусловно, играют важную роль в нашей жизни, от их наличия зависит удовлетворение многих жизненно важных потребностей. Здесь важно не перейти грань, за которой деньги превращаются из средства достижения цели в саму цель. К сожалению, на диаграмме видно, что эту грань давно перешли. Если родители поклоняются "золотому тельцу", то чего ожидать от детей. Жажда обогащения не делает человека нравственнее, а наоборот пробуждает в нем самые низменные качества.

     


    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    Мотив "Себялюбие" выражен сильно в обеих категориях респондентов. Есть тенденция к ослаблению мотива при переходе от категории "Подростки" к категории "Взрослые", но она не вызывает оптимизма. Если подростковый эгоизм еще можно как-нибудь оправдать, то для взрослого эгоизма оправданий нет. На таком человеческом материале очень трудно построить нормальное правовое государство с эффективной экономикой. Да, и защитить свое государство такие граждане не смогут.

     


    Взрослые 18 лет и старше Подростки 16-17 лет
    Сила мотива. Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов

    Мотив "Лидерство" выражен в обеих категориях примерно одинаково. На мой взгляд, более вероятной была бы тенденция к снижению этого мотива при переходе от категории "Подростки" к категории "Взрослые", но подростковый максимализм компенсируется в этом сравнении амбициями продвинутой категории взрослых.

     


     

    Сравнительный анализ проведен при помощи методики для диагностики мотивационной направленности личности.

    Методика разработана в 2012 году. Автор Станислав Соловьев.

     

     

    =========================

     

    Коллеги, хотелось бы услышать/увидеть ваше мнение. Могу к обсуждению подключить автора методики

    Это интересно
    +1
     

    04.12.2012 , обновлено  04.12.2012
    Пожаловаться Просмотров: 6652  
    ←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


    Комментарии 27

    Для того чтобы писать комментарии, необходимо

    Коллеги, хотелось бы услышать/увидеть ваше мнение. Могу к обсуждению подключить автора методики

    04.12.2012

     По поводу приоритетов тех, кто "после 18" )))

    Так как не видно какая была целевая группа (я про социальный статус) респондентов, трудно полагаться на цифры исследования.

    К примеру, мне знакомы некоторые другие показатели "приоритетов" у людей, связанных с разлиными сферами деятельности: одна, так сказать, подгруппа, занимающихся в  сфере социальных отношений (хелперы, соцработники, гуманитарные проекты международные и национальные, медицинские работники и некоторые другие целевые группы) и, к примеру, те, кто в "иерархии менеджмента" относится к руководителям групп,проектов, руководителям региональных офисов и компаний. 

    Исследования были разных уровней и для различных целей (от разработки пилотных проектов для самих компаний, для проектов по внедрению целых программ в регионах, республиках, до  написания универсальных обучающих программ в рамках проведения повышения квалификации тренеров, хелперов и т.д. с учетом национальных особенностей и мест приложения этих программ).Smile

    Так вот, чтобы быть короче, независимо от того, каким термином называется сама "мотивация", какие "графики" приоритетов потом выводились, при проведении оценочной миссии (перед запуском любого проекта), одним из первых параметров  при определении целей, задач, а также возможности дальнейшей устойчивой работы проекта, четко очерчивалось определение конкретной целевой группы.Undecided

    К примеру, ко второй группе (очень схематично очерченной мной выше) - такой порядок приоритетов, как в таблице выше, мягко говоря, не совсем отражает действительную картину.

    Названный в списке мотиватор № 9 "Тщеславие" (имеющий явно неготивный оттенок в звучании)) на самом деле (можно ведь обозначить это качество и другими синонимами))) находится аккурат где-то в первой пятерке приоритетов. Именно, "тщеславие" и  "властолюбие", "лидерство", "себялюбие" (пользуюсь приведенными здесь терминами) - являются теми  основными ингредиентами, входящими в  "коктейль", который затем эффектно "декорируется" другими составляющими.  Если профессионализм является неотъемлемым условием для занятия (получения) определенной должности (к сожалению, увы, не всегда это так))), то вышеуказанные основные ингредиенты являются положительными мотиваторами в этом движении по карьерной лестнице, а если можно только "изображать" профессионализм, занимая определенную высокую должность, то "коктейль" будет с явным НИЧЕМ неперебиваемым  привкусом желания "Обогащения", которое в списке мотиваторов будет стоять на первом месте.Money mouth

     

     

    Спасибо Елена за развернутый ответ

    Социальная составляющая есть, добавлю. Передам Станиславу

    Елена, спасибо за Ваши комментарии. Социальный статус респондентов безусловно требует уточнения. Такая информация имеется. Что касается негативных оттенков в названиях мотивов, то это расшифровка в ключе теста. Испытуемым они подаются в другой, досточно привлекательной форме. Пройдите тетирование на сайте Николая Типатова и сравните.

    Добро пожаловать, Станислав Smile

     

    05.12.2012

    Уже при самом беглом взгляде на описание теста возникает вопрос о том, насколько правомерно автор разводит в разные категории, как "властолюбие" и "лидерство", "себялюбие" и "тщеславие". Эти категории очень близки по значению, и их рассмотрение в качестве отдельных составляющих мотивации правомерно лишь после проведения основательной математической обработки большого количества анкет в том случае, если корреляция мотивов в этих парах будет невысокой и не превысит определённого критического уровня. Иначе эти категории фактически будут измерять одно и то же и представлять их в тесте в качестве отдельных категорий нет никаких оснований.

    05.12.2012

    Кто возьмётся утверждать, что властолюбие и лидерство представляют из себя разные мотивационные составляющие?

    Кто возбмётся утверждать, что себялюбие и тщеславие по-разному проявляются в мотивации деятельности?

    Если это так, то автор теста должен представить соответствующие математические выкладки, которые позволили бы отнести эти мотивы к разным и несвязанным (или статистически мало связанным) друг с другом категориям.

    И пусть автор теста не упрекает меня в придирках: если тест претендует на роль инструмента научного исследования, то должен пройти соответствующие процедуры статобработки. Это касается ВСЕГО психологического инструментария, относящегося к непроективным методикам.  

    Все нормально, мы как раз и собрались здесь для общения и обратной связи, Спасибо за ваше мнение

     

    05.12.2012

    Извините, хочу задать вопрос: интересуют ли Вас подобные авторские разработки ? (А то кое-что имеется).

    Да, с коллегами всегда интересно общение

    Пишите

     

    05.12.2012

    Спасибо, хорошо.

    Спасибо за Вашу аргументированную позицию. Между перечисленными мотивами есть определенное сходство, но оно не делает их идентичными. Достаточно заглянуть в толковый словарь, чтобы найти различия. Сводить все мотивационные составляющие к эгоизму, на мой взгляд, слишком примитивно. Человеческая личность сложнее. По мотивации написаны сотни теорий, но ни одну из них нельзя считать исчерпывающей. Тест находится в процессе испытаний, идет накопление информации с последующей статобработкой. Не будем торопиться с "отпеванием младенца". Практика покажет насколько верны были Ваши замечания.

    06.12.2012

    Ничего другого, кроме изложенного в предыдущем комментарии, я в виду не имел. Только соответствующий корреляционный анализ позволит определить валидность теста и уточнить список категорий мотивации. Значение слов в толковых словарях действительно различаются. (Например, "эгоцентризм" - это не совсем "эгоизм", и т.д.). А вот то, насколько эти отличия осознаются испытуемыми (и, соответственно, проявляются в тестировании), может ответить только корреляционный анализ. Желаю Вам успехов - работа предстоит немалая.  

    для этого как раз инструменты есть, ибо сохраняем всю статистику (по всем тестам у меня на сайте) - и социально-демографические характеристики, и результирующие по шкалам, и каждый ответ на каждый вопрос.

    06.12.2012

    Вот это и есть научный подход к исследованию. Так держать!

    присоединяйтесь, я эти инструменты разрабатывал как раз для авторов методик

     

    так на статистике можно увидеть, например, когда среди 5000+ респондентов на некоторые вопросы

    *** 98% респондентов отвечают "Да"

    *** 11% респондентов отвечают "Нет"

    и т.д.

     

     

    http://b-t.com.ua/img/test_ITO/rez_ITO-stat.gif

     

     

    06.12.2012

    Спасибо, но в математической составляющей я сам, увы, не силён. Моё мнение в этом плане основывается на методологии психологии. То есть я могу почувствовать недостатки или недоделки в материале, которые могут быть незаметны не-психологам (или тем, кто имеет так называемое второе высшее образование по психологии).

    < я уже как-то писал Вам по поводу предлагаемого Вами теста на определение преобладающего вида образной памяти. Извините, но в подходе к тому исследованию как раз много недостатков именно в плане методологии>

    как раз мое желание это соединить психологов и "математиков"

    06.12.2012

    Если нужно, пишите.

    Спасибо за добрые пожелания. На днях испытывал новый тест на группе руководителей, сравнивал результаты с паралельными оценками по другому своему хорошо обкатанному тесту на мотивацию (он есть на сайте Н.Типатова). Примерно в 30% были заметные отклонения, испытуемые старались выдать "правильные" ответы. В группах подростков оценки были точнее, они в своих ответах были искреннее. Учителя и школьные психологи согласились практически со всеми характеристиками. Новый тест и задумывался именно для оценки мотивационной направленности подростков. Испытания теста на взрослых группах продолжатся, но интуиция мне подсказывает, что парные сравнения служат недостаточной защитой от "правильных" ответов этой категории.

    06.12.2012

    Любая шкала лжи в тестах на мотивацию будет работать плохо. Единственным средством избежать "правильных" ответов может быть только не вызывающая у испытуемых недоверия гарантия в полной анонимности исследования. Как это сделать лучше - надо думать. (Увы - в этом случае таких обычно указываемых данных , как пол-возраст-место работы\учёбы и т.д., то есть таких, по которым испытуемый может быть "вычислен", должно быть минимум. И анкеты нужно не собирать вручную, а испытуемые должны их самостоятельно вбрасывать в ящик типа урны для голосования).

    вы правы, я тоже думал об этом

    у меня на сайте как раз имя - не обязательное поле

    есть часть исследователей, которые тестируют персонал через мой сайт, через онлайн-версии тестов, и все же много тех, кто проходит тест по своему желанию.

    06.12.2012

    Как раз в он-лайне, когда минимизирована возможность "выхода" на испытуемого, можно просить указать пол, возраст и профессию. С другой стороны, в он-лайне тестируются те, кому интересно, у кого есть личная заинтересованность в получении результата. А надо бы, чтобы исследуемый массив не был ограничен только интересующимися: тут может быть получен слишком "чистый" результат, который не будет характерным для популяции в целом.

    В моем старом тесте для оценки мотивации к работе, как показала практика с 2001 года, шкала лживости работает неплохо. Еще раз убедиля в этом при оценке последней группы. Если Вам интересно, то могу рассказать подробнее.

    расскажите, можем отдельную тему открыть

    Шкала лживости в моем старом тесте для оценки мотивации личности к работе построена на оценке адекватности психо-физических ощущений человека во время работы. Если испытуемый, как работник завышает свои психо-физические возможности, то он лукавит. По этой же шкале оцениваются признаки трудоголика. Ощущения человека равнодушного к работе и человека увлеченного работой заметно отличаются. Наложение этих двух шкал хорошо маскирует контрольные вопросы на исренность.

    06.12.2012

    Если Вас не затруднит, давайте вернёмся к вопросу уже в новом году - сейчас просто недосуг.