Открытая группа
13714 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Напряжение, как способ познакомиться с собой.

Продолжая тему о напряжении, столкнулась с тем, что когда появляется напряжение, и ты уже внутренне знаешь, что делать в каждом конкретном случае, трудно сказать – что же ты делаешь на самом деле. Пришлось сознательно себе позволить не работать с появившимся напряжением, а дать ему «захватить» себя, чтобы отследить свои действия и составить технологию использования напряжения для работы над собой.

 

Интересным оказалось то, что отдаваясь напряжению, осознанность пропадает мгновенно. Появляется деструктивное поведение, приносящее результаты, с последствиями которых приходится работать намного больше и дольше, чем с напряжением, в момент возникновения.

 


 

Сайт автора - Ошибки мышления или беседы для осознания


Статьи | Информация о курсах | В помощь самоисследователю | Зарисовки из курсов | Мимоходом |

 

Для наглядности проведем аналогию с зубной болью.

 

Если мы каждый день чистим зубы, следим за их состоянием, мы предотвращаем появление кариеса, чем освобождаем себя от возможной боли (работаем со своим напряжением в момент его возникновения).

 

Если мы не занимаемся профилактикой и кариес появился, но мы вовремя заметили и посетили стоматологический кабинет, то мы освобождаем себя от более болезненных манипуляций с зубом – удаление нерва (отслеживаем причину нашего напряжения по последствиям).

 

Если же мы продолжаем терпеть боль, и не прибегаем к помощи специалиста (не видим причины и не отслеживаем последствия своего напряжения, а если и видим, но не работаем с этой причиной, и не обращаемся за помощью к специалисту, который знает, как работать с напряжением),

 

* глушим эту боль таблетками (в нашем случае просто снимаем напряжение),

 

* то зуб разрушается, и мы уже вынуждены удалить его (кардинально решать проблему, не всегда для нас положительно).

 

Почему именно я делаю акцент на напряжение, а не на эмоциях? Вроде бы эмоции проще пронаблюдать.

 

Дело в том, что эмоции мы научились подавлять и всегда можем сказать, что не испытываем ни каких эмоций. А напряжение скрыть от самих себя или от других намного сложнее. Поэтому именно напряжение поможет нам понять, что с нами происходит на самом деле.

 

Давайте вернемся к примеру из предыдущей статьи.

 

Дочь не ответила на звонок, мать решила, что ее игнорируют, и почувствовала напряжение. Вместо того чтобы разобраться, о чем говорит это напряжение, какое желание-требование оно несет за собой, у матери появилось потребность скинуть свое напряжение на дочь, обвинив ее в неуважительном отношении к себе.

 

Не разобравшись со своим напряжением, перекидывая его на дочь, мать начинает разрушать отношения с дочерью, увеличивая требования.

 

Это вообще удивительно, нам почему-то кажется, что требованиями и придирками мы можем увеличим свою значимость. Но результат диаметрально противоположный, вплоть до полного игнорирования дочерью своей матери. А это вряд ли принесет матери счастье и удовлетворение, не говоря уже о значимости и уважении.

 

Предположим, что мать не скинет напряжение на дочь, а просто промолчит. Промолчит раз, другой, но напряжение никуда не денется, а начнет накапливаться. В итоге напряжение увеличится до таких размеров, что эмоционального взрыва не избежать. И не факт, что он будет направлен только на дочь, пострадать могут и другие члены семьи. Как пример, мать может долго копить недовольство поведением дочери, а в какой-то момент вылить обвинение мужу, который вообще не поймет, что происходит, и в чем он виноват. Начнется медленное разрушение отношений и с мужем.

 

Есть четыре варианта действия с напряжением: игнорирование, снятие, разрядка и использование для изучения себя. Давайте кратко рассмотрим последствия каждого из вариантов.

 

Игнорирование.

 

Если мы постоянно подавляем эмоции и игнорируем напряжение, которое возникает у нас, то накопившись, они связывают нас, лишают возможности действовать. В итоге начинают разрушать нас изнутри, и мы переходим в апатию, чувствуем, как жизненные силы покидают нас, приходим к депрессии.

 

Снятие.

 

Если вы пробовали разные способы снятия напряжения, то смогли заметить, что мы освобождаемся от напряжения только временно, проблемы не разрешаются, и напряжение имеет тенденцию усиливаться (пример с зубной болью).

 

Выбирая только «устранить напряжение», мы скрываем от себя свои проблемы, не даем себе возможности увидеть причину их. И в итоге напряжение становится нашим постоянным состоянием.

 

Разрядка.

 

Как мы выяснили в предыдущих статьях, напряжение нам необходимо для действия и оно создает действие. А действия могут быть как конструктивные, так и неконструктивные.

Примеры неконструктивного действия – эмоциональная разрядка на окружающих, увеличение требований к другим (применение угроз, насилия и т.п.).

 

Разряжаясь на других, мы разрушаем отношения (обвиняем в своих проблемах других людей), не видим свои неэффективные способы взаимодействия и теряем ценную возможность узнать, что нас на самом деле не утраивает.

 

Использование для изучения себя.

 

Это конструктивное действие с напряжением, и оно состоит во внутренней работе с причиной, вызвавшей напряжение. Работа с причиной дает нам понимание и принятие себя и других и, как следствие, возможность выхода на эффективные и удовлетворяющие нас взаимодействия с окружающими.

 

Мы уже исследовали, что напряжение нам необходимо, чтобы мы не останавливались в своем развитии. Ведь любые действия мы совершаем только в том случае, когда нас что-то не устраивает. Если у нас все хорошо, то у нас нет необходимости что-то менять, куда-то двигаться. А когда все хорошо, то, что происходит в итоге? Мы останавливаемся в развитии. «Нас и здесь неплохо кормят», - как говорил кот из мультфильма. Только люди, обладающие страстью познания себя, будут «чистить зубы» ежедневно, не имея такой страсти, мы будем ждать, пока что-то не произойдет и не заставит нас двигаться.

 

Получается, что-то делать, мы начинаем только тогда, когда попадаем в ситуацию, в которой не хотим находиться (сильная зубная боль). Эта ситуация создаст такое напряжение, которое подтолкнет нас к действию, если мы добровольно ничего не делали для своего движения.

 

Это и объясняет, почему к помощи специалиста мы прибегаем только тогда, когда уже все на грани полного краха или уже разрушено, и мы не знаем, что делать дальше.

 

Конечно, разумнее было бы проводить профилактику и решать проблемы при возникновении малейшего напряжения. Но первая проблема в том, что мы пренебрегаем напряжением. Мы отмахиваемся от него, снимаем его, придумываем себе какую-то иллюзию. Вторая проблема – у нас нет опыта работы с напряжением.

 

В итоге, если мы не обращаем внимания на свое напряжение, снимаем его всевозможными способами, сбрасываем его на окружающих, то в итоге откладываем решение задачи. Но рано или поздно наступит момент, когда НЕ решать проблему уже не возможно.

 

Только снимая свое напряжение, убегая в иллюзии и не решая проблем, которые скрывается за напряжением, мы, по большому счету, разрушаем не только отношения с окружающими, но и свою жизнь.

 

Но напряжение имеет и положительную сторону – оно освобождает нас от скуки и обостряет наше восприятие. Ведь когда все хорошо, жизнь становится скучной. И мы начинаем интуитивно искать ситуацию, где можем получить встряску.

 

Напряжение вообще очень хорошо характеризует всю психическую жизнь человека. Если к напряжению относиться как к дружественной и полезной силе, то его можно использовать для познания себя, для поиска решения задачи и осуществления этого решения. Пример одной из форм работы над напряжением:

 

Зарисовка из курса «Развитие осознанного внимания»:

 

— Надо мной прикололись подростки, которые собрались в подъезде и которым нечем заняться. Я иду домой, а подросток говорит с издевкой: «Здравствуйте!». Я отвечаю: «Здравствуйте», либо молча, прохожу. Реакция всегда одна – общий хохот.

 

Что я чувствую в этот момент: напряжение в ногах, в руках, в животе, спертое дыхание, страх, злость. Мысли: как все достало, ненавижу их, катились бы прочь отсюда. Я очень боюсь подростков, которые собираются в нашем подъезде, или около подъезда, вообще боюсь наглых подростков.

 

Какое может быть действие? Послать мне гонору не хватит. Это будет смешно и агрессия в данной ситуации неэффективна, она вызовет ответную, более сильную агрессию, силы не равны. Это должно быть что-то неожиданное, на равных.

 

А вообще я хочу понять, чем я притягиваю такую ситуацию, какими мыслями и своим настроем я создаю подобную ситуацию. Ведь с другими этого не происходит, кто-то спокойно ходит мимо и никто их не трогает. Я меняла свои мысли, но реакции тела и эмоции оставались теми же. Эта ситуация повторяется, но не часто. Мне кажется, если я буду по-другому себя чувствовать, проходя мимо их, меня не будут цеплять.

 

Что дает мне эта ситуация?

  • мои негативные чувства показывают, что необходимо проработать мое отношение к подросткам;
  • я вижу свои слабости;
  • их реакция – это зеркало моего душевного состояния;
  • они подтягивают меня к работе над собой, повышению уровня любви к себе, чтобы не уйти в лень, апатию, негатив;
  • они показывают нерешенные подростковые проблемы, на которых я до сих пор зависла, подстегивают их решать.

О, я уже просто обожаю подростков!

 

Далее, чтобы увидеть решение, необходимо исследовать и найти причину, которая вызвала напряжение. В данной описанной ситуации причиной оказалось требование «меня все должны любить».

 

Желание-требование: Я  хочу, чтобы надо мной не смеялись.
Что я действительно хочу?
Я хочу, чтобы меня уважали, чтобы смеялись не надо мной, а над моими шутками, не обижали меня.
Что я действительно хочу?
Чтобы меня все любили.

Конечно, можно научиться управлять чувствами (если вы помните: эмоция – это мгновенная реакция, а чувства – состояние, продленное во времени, которое рождаются и закрепляются благодаря мышлению), расслаблять тело, но не проработанное требование все равно будет возвращать нас на исходную точку.

 

Следующий этап – это уже работа с внутренним требованием.

 

Ценность напряжения – оно всегда указывает на ту область, где у нас не все благополучно.

 

Ловите моменты возникновения напряжения, ставьте себе задачи по решению проблем, которые несет это напряжение. Если вы найдете в этом интерес, то будете развиваться туда, куда вы хотите, а не зависать в постоянно появляющихся проблемах.

 

Все, что мы имеем сейчас – это результат нашей работы или не работы с нашим напряжением, с самим собой.

 

С уважением,Татьяна Ушакова.

Блог автора   ЖЖ автора

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://www.o-vni.ru/2011/10/blog-post.html

 

Зачастую бывает трудно провести эту работу без специалиста. В какой-то момент может пересилить желание просто снять напряжение и мы не получим подарка осознания. Или просто уйдем в обман себя. Научиться работать с напряжением, составить для себя алгоритм работы, вы можете на курсе «Развитие осознанного внимания».

//////////////////////////////////////////////////////////////////////


другие статьи автора в группе:

Самопознание  

Самопознание

 

Это интересно
+2
 

03.10.2011 , обновлено  28.11.2013
Пожаловаться Просмотров: 1929  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 5

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
03.10.2011

Всё гораздо проще, девушка из вашего примера получала плохое отношение от подростков потому, что она думала о них плохо, плюс страх, а негативные мысли всегда притягивают негатив.

Если бы было так все просто! Все бы ходили просветленными и не читали бы статей изз нашей группы :-)

А почему она думала о них плохо? Какой опыт не дает ей поменять свой образ мыслей? Что сделать, чтобы получить другой опыт и уже управлять своими мыслями?

03.10.2011

Естественно отрицательный опыт, злыми людьми становятся не сами по себе, а потому что на них нападают злые духи и чтобы помочь им справиться с ними нужно просто за них помолиться. Помогает, на себе испытала. 

 

спасибо, Татьяна, было интересно! :)

Первое, что пришщло в голову: "Рада стараться!" :-)

Мне самой было интересно все исследовать, вот и делюсь с вами :-)