Открытая группа
13710 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Добро это или зло?... или за что Каин Авеля убил?

К нам в Харьков приезжает Петр Мамонов 

и я сразу же вспомнил фильм «Остров» | После него Петр однозначно и навсегда вытеснил мои воспоминания и ассоциации его имени со «звуками Му» | Я продолжаю размышлять об этом фильме и вот какие крамольные мысли приходят ко мне...


 

Сайт автора - Олнайн-тесты, тренинги, уроки

  • онлайн-тесты: психологические, личностные, профориентация
  • автономные тесты в формате Excel
  • статьи - психология, педагогика, продажи
  • фото/видео походов в Карелию

Тесты | Результаты тестов | Статьи к тестам | Статьи | Уроки компьютера | Фото/Видео | Услуги | Песни | Контакт

 

По сюжету фильма

…эпизод времен Второй мировой войны. Немецкий сторожевой корабль захватывает в море небольшую баржу, на которой перевозят уголь двое русских. Одного, кочегара Анатолия, фашисты заставляют выдать, а затем и убить своего старшего товарища Тихона, вложив обезумевшему от страха и побоев юноше в руку пистолет. Анатолия  оставляют в живых, чтобы через несколько минут взорвать вместе с баржей.

Действие переносится в 1976 год. На севере России, на пустынном острове в море, в маленькой православной обители нашел приют уцелевший после взрыва Анатолий. Работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля и даже хоронить себя завещает в угольном ящике. Собратьев-монахов смущают его странности – то он зачем-то бросает в печь чужие сапоги, то громко кричит петухом, то кидает обгорелой головней в игумена. Но в каждой такой дикой выходке есть смысл — это, похоже, способ иносказания об очень важных вещах. На остров издалека приезжают люди, веря, что Анатолий способен дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. Он никому не отказывает в помощи, но страдает, тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного тогда, на барже. Вымаливает прощение у убитого товарища. Но как узнать, что прощен, если ответа нет?

 

 

 

Смотреть онлайн

 

Убийство товарища… зло это или добро? Ну конечно зло! как же иначе! И я так сначала думал…

А потом через несколько недель подсознательные мысли таки прорвались наружу. Говоря языком главного героя:

- И что теперь с этим делать, я не знаю…

На какое-то время представлю себя хирургом и начну препарировать факты.

Итак,

1. Анатолий убивает Тихона…

А что было бы, если бы он не убил его? Тогда однозначно погибли бы оба. Тогда отец Анатолий не получил бы дар помогать другим (ну да, согласен, что он его не просто так получил…)… и многие люди остались бы без помощи. А может в этом было предназначение его?

2. Тихон погибает…

Да и с Тихоном тоже не все однозначно… Какова была бы его судьба, если бы он не погиб в 42-м? И почему так сложно через зятя и дочь судьба повела его? А может в этом было предназначение его?

 

Скачать аудиокнигу

Дмитрий Соболев - Остров (2006) MP3

Название: Остров

Автор: Дмитрий Соболев

Год: 2006

Издательство: Амфора Медиа

Жанр: Притча

Язык: Русский

Текст читает: Александр Вонтов

 

 

Когда упавший духом юноша вышел из котельни, истопник вдруг улыбнулся и произнес:

 

- Нда… славный батюшка из него получится…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////

Уж не помню дословно притчу, перескажу своими словами.

Давно-давно, далеко в зимних горах ехала повозка, на которой восседал самурай. Как и положено, жена шла пешком рядом с повозкой. На руках ее был их наследник. Холод и изнурительная дорога почти убили женщину… она медленно умирала, силы покидали ее. Еще немного и она упадет, уснув навечно. Наблюдая за этим, Самурай вдруг выхватил ребенка из рук жены и прикрикнул:

- Ты становишься ненужной тяжестью, и больше не нужна мне. Наследника я забираю, а тебя больше не желаю видеть!

Женщина взорвалась и яростно догнала повозку:

- Да как ты можешь так поступать?! Кем ты себя возомнил?!!

- Ага… вижу, что ты вернулась к жизни… держи ребенка, продолжим путь. Осталось немного…

 

////////////////////

  • Или это в высшей степени мастерство?
  • Или Бог/Судьба/Предназначение ведут?
  • И дано ли нам это узнать даже на последнем суде?

 

Притчи на Б-Т

 

Обсуждение этой темы на HR-Лиге

 

 


другие статьи автора в группе:

Онлайн-тесты

Психология


Социология

Маркетинг, продажи, тренинги

 

Интересно

 

Дети

Фото, видео, походы

Песни для души

 

Обсуждение

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+5

+ 29.09.2012 , обновлено  21.11.2013
Пожаловаться Просмотров: 4930  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 29

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
05.11.2011

Да...Окунаться вглыбь, погрязать в софистике, искать себе оправдание...Знакомый почерк. А не проще ли всё? Обосрался, струхнул настолько, что убил своего. Хотя что есть "свой-чужой" для таких людей? А потом "вай-вай-вай, какой я грешник, искупить как?" Да застрелись! Или сдайся! Лет 20 (при хорошем раскладе) прекрасное искупление. Нет, надо стать святошей, косить под блаженного легче, всё ж на свободе (условно, конечно).

Взрыв в метро... Сколько там погибших? А вот среди погибших было два наркодилера. Сколько недополучило "дозу"?

Взрыв на Каширке. Среди погибших -- адвокат, отмазывающий преступника. Сколько спасено ещё?

Можно ещё жёстче. Беслан. Погиб ребёнок, который должен был вырасти ультра-диктатором. Сколько спасено?

Так что может стОит попроще рассуждать? Не подменять понятия. А называть всё своими именами: убийство, предательство, страх, подонок, мразь...

А по существу темы... Что ж, фильм из той-же пропагандистской серии "покайся и прощён будешь"... Будь ты хоть Дисмасом, в главное хоть в последнюю минуту раскайся. А то, что прожил, как мерзость рода человеческого, так это ерунда... 

спасибо за откровенный "острый" комментарий

у вас чувствуется своя позиция и желание делиться

именно такого обмена мнениями я и ждал

у меня нет ответа, я его ищу вместе с вами, на мой взгляд жизнь не черно-белая и многое в ней не так просто, как кажется на первый взгляд

может и не стоит «подменять понятия», пока не знаю…

05.11.2011

Хотя, если отвлечся от рассуждений, то фильмец хороший. Хотя мне очень трудно было избавиться от предубеждения по поводу Мамонова... Кстати, тоже интересная "пертурбация": помню его изъё@@@бства времён "Звуков Му"...Повеяло модой -- каяться, глядишь потусит среди священства, аки Охлобыстин...

и здесь согласен!

Помню, мы с друзьями по несколько раз пересматривали Дайн Хаус… и чего уже давно не бывало с советских времен, растащили этот фильм на цитаты.

Потом новости о постриге, потом о расстриге… как-то меня это покоробило… хочу в монахи, хочу из монахов… как будто этот стеб не только на экране, а и в жизни… ну да ладно, это только мой взгляд, не буду судить, осадок только остался

 

комментарий от моих коллег с HR-Лиги

Mardge

>>>******** 1. Анатолий убивает Тихона…
А что было бы, если бы он не убил его? Тогда однозначно погибли бы оба. Тогда отец Анатолий не получил бы дар помогать другим (ну да, согласен, что он его не просто так получил…)… и многие люди остались бы без помощи. А может в этом было предназначение его?

 

Тогда, возможно, этот дар получил бы кто-то другой...
Убийство - это всегда плохо, даже если потом из-за этого факта кому-то может быть хорошо. Нам не дано знать наперед последствия своих поступков, все так тесно переплетено, не даром возникла поговорка "что ни делается - к лучшему". Практически из каждого события, даже очень плохого можно вывести цепочку событий-поступков, которые привели к чему-то хорошему.
Но у человека всегда есть выбор - делать зло или не делать. И если даже сделав зло, человек видит, что последствия этого зла не очень плохие, а иногда даже и хорошие, это не означает, что в следующий раз, оказавшись перед подобным выбором можно оправдать свой поступок его возможными "хорошими" последствиями.
Как-то спутано получилось описать свои мысли, но, надеюсь, вы меня поняли...

 

спасибо
как раз нормально, сразу видно за ответом живой человек, тем более тема-то провокационная и очень неоднозначная...
жаль что здесь невозможно вставлять медиа-объекты... у меня в группе я еще добавлял видео и аудио (из аудиокниги) фрагменты

вы смотрели фильм? было трудно, но я постарался не раскрыть сюжетную линию и концовку... меня фильм потряс! Мамонов, Дюжев (после "Бригады"), Сухоруков (после "Брата", "Антикиллера") - я на них совсем по другому взглянул как на актеров...

ведь как еще говорят:
- Благими намерениями устлана дорога в ад (а вроде как и добро делал...)
- Не было счастья... да несчастье помогло (а вроде как зло сделали...)

Mardge

Да, смотрела. Меня тоже потряс, потому несколько раз пересматривала.
О актерах - тоже самое могу сказать. Не ожидала, что мне может понравиться Дюжев. То, что Сухоруков - актер хороший я и до этого понимала, но не знала, что настолько, и что он так органично может смотреться в роли священника - не ожидала.
Маммонова я до этого фильма не видела и не знала, только после просмотра начала ним интересоваться, послушала "Звуки Му", потом еще с ним интервью смотрела современные, уже после фильма - у меня такое ощущение, что в фильме он и не играет, живет просто.

05.11.2011

Увы, Николай, Вы задали вопрос, на который современный человек ответить еще не в силах. Сложно согласиться с тем, что этот поступок имеет  благое значение. Но это поступок. И оценка ему определенная. Понять его можно. Простить, видимо, нужно. Принять как данность придется. Оправдание всегда найдется. Вот только покоя не будет никогда. И даже к состраданию будет примешиваться доля брезгливости. И страха. Страха, что прецедент есть и ты тоже...сможешь...переступить...

спасибо... согласен, что ответа скорее не будет, а тема все же меня трогает, посему и заговорил о ней...

- Вот и чувствуй... а через это и спасешься

Uspeh

Все зависит от обстоятельств, как мне кажется... Фильм я не смотрела. Честно говоря, в последнее время стараюсь оградить себя от "тяжести" на экране, сохраняю, так сказать, нервную систему Могу судить только из прочитанного в посте. Вот, что приходит на ум:


1. Конечно, убийство (сам акт) - зло. Никто не в праве распоряжаться будет тебе хуже или лучше, если ты останешься жив. Анатолий мог бы, в принципе, и себя застрелить, правда? Он пережил боль, страх, но убил не себя, а Тихона. А почему он решил за него, а не за себя?


2. Кому повезло больше - другой вопрос. Дар, проявившийся у Анатолия, попытка смыть грех, но помощь другим - внешний фактор, а чувство вины и осознание греха - внутренний. Душу постирать нельзя. Вот и казнит себя Анатолий физически (спит в угле, тяжкий физический труд). Да, у Тихона могла бы быть страшная судьба, а ведь могла бы быть и другая...


3. Если рассматривать убийство вне фильма, а взять, например, эвтаназию, то я - за. Да, это преступление и, конечно, грех, но прекратить муки самого больного и его родственников мне кажется благим делом. И еще я за смертную казнь. И пусть меня закидывают камнями и говорят, что это - не гуманно, но я не понимаю, почему маньяку, жестоко убившему многих людей дают пожизненное и государство (т.е. все мы) его пожизненно содержит...

Mardge

Этот фильм точно вашей нервной системе не навредит. Он совсем не тяжелый, а наоборот, очень вдохновляющий. Посмотрите, уверена, вам понравится.

Uspeh

Теперь, конечно, посмотрю!)))
А вообще, трудно судить других, потому, что неизвестно, как бы ты сам повел себя в такой ситуации... и уж тем более, бессмысленно ставить себя на место другого человека потому, что во-первых, каждый на своем месте, а во-вторых, ты-другой человек, со своими особенностями...

Катерина

Фильм действительно очень светлый!
Смотрела его несколько раз, и каждый раз — новые осознания. И каждый раз - просто неимоверное ощущение после фильма. Очень светлое, ясное, чистое...

У меня нет ответов на те вопросы, которые задал Николай.

По поводу того, зло или добро... в таком варианте, как в фильме... Мне кажется, что это такие категории, где логика не работает. Логикой и разумом мы можем думать одно, но приходит ситуация - и мы часто действуем совсем иначе. Эмоционально, алогично.

А в целом - кто знает?

Но я верю, что все, что происходит в жизни с нами, - для чего-то. Для чего-то лучшего и хорошего.
Иногда сразу становиться понятно, для чего мне дается это в жизни или я делаю именно так. Иногда на это нужно время - месяц, годы, 10 лет - чтобы осознать, посмотрев назад и сумев уже раскрутить эту временную петлю обратной связи - для чего тогда нужно было именно так. Для чего важного, хорошего и нужного в сейчас - тогда произошло все именно таким образом.

Порой это нас чему-то учит или дает большее осознание, порой это поворачивает нашу жизнь в другую сторону, порой дает новые выборы и возможности. По-разному бывает. У каждого - по-своему.

Для меня этот фильм - о Духе и о доверии Духу, Богу, Вселенной...

Если для героев фильма все произошло именно так, они именно так себя повели — значит так нужно было - им в их жизнях, их уроках... Вряд ли тут могут быть однозначные ответы. В том случае для них важным было именно такое. В другом случае для других - может быть все иначе.

Катерина

И с другой стороны вот подумалось...

Что мы имеем. Один человек в момент слабости (?) думает, что убил другого ради спасения своей жизни (хотя и спасения-то эфемерного). Ему от этого очень плохо, очень тяжко. Он всю свою жизнь помнит о том, что совершил, и всю последующую жизнь кается и раскаивается... Каждый день. В его понимании и, скорее ощущении, он совершил нечто ужасное и недостойное.

Рядом - монахи, живущие видимо праведной жизнью. За видимостью разное скрывается, но на поверхности так, они хотят себя такими видеть или показывать другим - праведными и правильными, хорошими.

А вот так получается, что Дар - предсказывать, исцелять - получает этот первый, а не эти монахи. Тот, который совершил ужасное.

Почему Бог наградил этим Даром именно его? А не их?..

Может, потому что поведение не всегда прямо отождествляет то, что внутри у человека? Ведь можно было убить и потом классно себя оправдывать, что другого выхода не было. И не раскаиваться ничуть. Может, то, что внутри, и то, что после, - важнее бывает того, что снаружи?.. То, как человек сам расценивает и относиться к своим действиям и их последствиям и что делает затем - также важно и значимо, как и сами действия?.. И намерения тоже важны...

07.11.2011

ну, тут надо учитывать, что Дар от получил все же не от Бога, а от кинематографистов...

07.11.2011

А по-моему, Правильно сказано - правды нет, у каждого своя правда. Ты можешь совершить поступок, просто поступок. Найдешь тысячу доводов за то, что совершенное тобой во добро, и тысячи доводов, что вообще-то это не очень хорошо. Но у человека, даже самого пропащего, есть совесть - большая или маленькая. И после совершенного поступка с этой совестью придется жить. А вот по тем скребущим ощущениям (слабым, сильным, невыносимым или не слышным) и можно потом сказать - хорошо ты поступил или нет. Даже если люди осудят, ты, предположим, будешь знать, что совершенное тобой - правильно. Или наоборот - все в восторге, "он не мог поступить иначе" и т.д., а в душе мерзко... Вот и ответ. А по большому счету, кто мы такие, что осуждать других? Мы ведь сами не кристально чистые. У каждого найдется не один десяток случаев двусмысленного поведения - ну, в плане того, правильно или не правильно я поступил. Так, что, господа, не надо осуждать окружающих. Просто примите их поведение в экстремальных ситуациях, как информацию к размышлению. Ведь очень просто, предположим ругать Поргину, что она вытаскивает тяжело больного Караченцева на всякие мероприятия (читала я как-то комменты к такой статье), а вы представьите себя на ее месте, только не на 10-20 секунд, а на всю оставшуюся жизнь... Через сколько вы сломаетесь? Немножко ушла в сторону от темы...

Фильм я посмотрела, мне он очень понравился. Хорошие актеры. Посмотрела и "Царя" с Мамоновым, тоже хорошая фильма. "Остров" смотриться очень гармонично,  вроде и не фильм. И сюжет отличный. Это те фильмы, которые становятся классикой - каждый раз смотришь, и каждый раз что-то новое видишь...

EllE HRD

а может быть это для нас дар, а для его владельца - это наказание? это ведь он будет мучиться, что не всем может помочь.. да и помогает за счет своих жизненных сил, то есть как бы делит себя и свое это светлое добро, полученное в результате раскаяния, на кучу частей, чтобы отдать другим....
надеюсь, я выразилась понятно.

...сильно, я об этой стороне как-то и не подумал

DDi

Катерина! Каждый человек стоит перед выбором и момент выбора "убить- не убить" самый важный в жизни человека. Переступит или нет( аборт для женщины тот же выбор: убить ребенка или оставить жить). Мотивы для убийства разные, но никто в тот момент не думает, что он убил ради спасения своей (чужой) жизни. В фильме показано как малодушен и труслив человек. Покаяние и осознание пришло потом, поэтому таков и жизненный путь. Так же в фильме показано, как бы далеко не зашел человек в своих грехах, милость Бога в деле спасения человека не имеет границ. Ответ не пришел сразу герою фильма, но какова была радость в душе, когда он все увидел и понял в чем промысл Божий.
Николай! А на Ваш вопрос: за что Каин убил Авеля? Из-за зависти. 

 

1-е Коринфянам, глава 12
Дары различны, но Дух один и тот же
Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Без обид: пожалуйста, не надо мудрствовать, можно далеко зайти.

этот вопрос звучал в фильме... я упоминал именно тот момент, и ту ситуация, в которой отец Анатолий спрашивал отца Иова

tavianu

То, что заставили сделать героя Мамонова в фильме, я называю выбором без выбора. И хоть даже в таких ситуациях есть альтернатива - в данном случае, стрелять или не стрелять - всё равно реального выбора человеку не оставляют.

Похожая ситуация есть в картине "Выбор Софи", снятой по одноименному роману У. Стайрона. Здесь молодую женщину в концлагере тоже вынудили сделать свой страшный выбор...

Категориями добра и зла лично я в подобных ситуациях не мыслю. Инстинкт самосохранения для человека в таких случаях выходит на первое место. А инстинкт - он на то и инстинкт, что о последствиях никто не думает. Об этом судить уже потомкам, но даже они не имеют право судить. И пусть хранят их (нас) боги, от таких "выборов".

спасибо
согласен... пока я сделал важный вывод для себя, что не вправе судить Анатолия... ведь не известно, как бы в той ситуации поступил я?!
я конечно могу дать социально ожидаемый ответ... но сидя в теплом доме, попивая чаёк...

тема оказалась интересной

Smile этот вопрос звучал в фильме... я упоминал именно тот момент, и ту ситуация, в которой отец Анатолий спрашивал отца Иова

смотрели фильм?

Посмотрите фильм… просто дайте себе час времени, отдохните от дел, поразмышляйте…

 

Про Каина и Авеля…

- Слушай, ты ведь грамоте учился?

- Кабы не учился, начальником не поставили бы.

- И священные книг читал?

- Читал, даже многое наизусть помню.

- А вот… я… я забыл… за что Каин брата своего Авеля убил?

- ! Ты все шутки шутишь! Ты вон лучше ручку вытри!

- Спаси Господи…

- Грязи тут поразвел! Шутник!

То,что сделал Каин в отношении своего брата не называется  злом,-зто грех.Исовершон он из самых низких побуждений: из зависти, а продиктован бунтом против Бога и Его установлений.Поступок же киношного героя продиктован страхом перед смертью,и как итог предательским поступком