Открытая группа
13714 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Духовный рост или личностное развитие? В чем отличие?

Тема этой статьи родилась на курсе «Развитие осознанного внимания», где возник вопрос: что такое духовное развитие и что такое личностное развитие и чем они отличаются.

 

Почему возникает подобный вопрос, когда на первый взгляд все очень просто. Я решила посмотреть, что же предлагают на просторах интернета под понятием «духовное развитие» и оказалось, что пишут кто во что горазд. Кто-то предполагает, что чтение духовной литературы уже означает духовное развитие, кто-то пишет, что духовное развитие – это занятие йогой, медитациями, психотехниками, пение мантр. Или просто пишут – мыслить позитивно это и есть развиваться духовно.

 


 

Сайт автора - Ошибки мышления или беседы для осознания


Статьи | Информация о курсах | В помощь самоисследователю | Зарисовки из курсов | Мимоходом |

 

Чтобы детально разобраться в этом вопросе, предлагаю, как всегда начать с определений.

 

Пересмотрев множество словарей, которые дают определение слову «личность», увидела, что и этом определении много расхождений. Но все они содержат одно общее, от чего и будем отталкиваться в этой статье. Слово «личность» объединяет в себя социально-значимые качества (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения). Тогда развитием личности будет работа, направленная на раскрытие своих индивидуальных способностей для проявления себя или самореализации в социуме. И это показатель, созданный человеком.

 

С духовностью оказалось сложнее, так как какого-то общего понятия духовности не нашлось. Я взяла за основу определение из Векепедии:

«Духовность – в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и в человеке». Получается, что духовность не связана с социальной реализацией. А развитие духовности– это познание и развитие проявлений духа в мире и в человеке, развитие самосознания, поиск внутреннего света, берущее начало в том, что человек изначально существо духовное, путем отсечения всего того, что не является проявлением духовности.

 

«Человек есть существо духовное… Что же за свойство такое «духовность»? И вот тут мы окажемся в очень нелегком положении. Весьма нелегком. Это огромная философская трудность. Она заключается в том, что здесь перед нами некий аналог, ну скажем, принципа неопределенности в физике. Дело в том, что духовность мы познаем духом же. Здесь у нас нет возможности выйти за пределы вот этих двух моментов: познающего субъекта и объекта, который мы познаем. Потому что мы заключены внутри этого. Материю мы можем еще как-то определить и то, как вы знаете, с определением материи все боле и более сложно становится… Материя – это то, на что сознание смотрит извне. А дух – это то, в чем сознание живет. Поэтому всякое абстрактное, всякое схематичное определение духа всегда будет безнадежно условным и неточным… Всегда проще сказать, чем дух не является, чем сказать, что такое дух действительно… проще определить земное, ограниченное». 

Александр Мень.

 

Проанализировав понятия «личность» и «духовность», я выделила восемь отличий, по которым можно определить, что мы развиваем в себе – личностные качества или духовное начало.

 

1. Границы.

 

Если развитие личности – это эффективная реализация в социуме, то границы задаются извне, т.е. социумом. Действие идет от стимулов внешней среды и этой внешней средой действия ограничиваются. Личностное развитие измеряемо и является материальной стороной человеческого бытия.

 

Например, желание стать успешным. Задаются внешние границы (как пример – заработок в 5000 долларов в месяц), при которых можно о человеке сказать, что он успешен в социуме.

 

При духовном развитии – происходит поиск своих внутренних границ, внутренних обусловленностей, и как результат духовного развития – встреча с самим собой истинным. Духовная сторона человеческого бытия.

 

При духовном развитии нет стремления стать кем-то или каким-то, что обычно предлагает личностное развитие, здесь задаются другие вопросы: кто я? зачем я? для понимания себя, своих ограничений, защитных механизмов, своих личностных масок, своей природы, для поиска своего источника света вне зависимости от внешних обстоятельств и показателей.

 

«Несмотря на все наши проблемы и всю путаницу, несмотря на наши эмоциональные и психологические взлеты и падения, в самой основе человеческого бытия есть нечто изначально доброе. Если мы не в состоянии открыть этот источник добра в собственной жизни, то каковы же наши шансы улучшить жизнь других?

Открытие подлинного добра приходит через правильное понимание очень простых переживаний. Речь не о том, как это здорово – почувствовать, как ты заработал миллион долларов, закончил колледж или приобрел новый дом. Мы говорим о глубинном благе – быть живым, - которое не зависит ни от наших достижений, ни от  исполнения наших желаний. Мы постоянно улавливаем его проблески, но чаще всего не умеем их распознавать».

Чогьям Трунгпа.

 

 

2. Путь.

 

Личностное развитие подразумевает под собой, что есть какая-то цель, к которой необходимо стремиться. Есть начальная отправная точка, и есть конечная. Поэтому в личностном развитии предлагается цель и способы ее достижения. Путь при личностном развитии – это путь достижения.

 

Предполагается, что есть что-то не внутри нас, а снаружи, что ограничивает нас и преодоление этого ограничения поможет нам достичь желаемого.

 

С целью получения материальных вещей – это понятно, а если ставится нематериальная цель? Например, цель стать счастливым. Счастье – это внутреннее субъективное ощущение. Но в личностном развитии это ощущение подменяется материальными объектами, например, заработаю миллион долларов и буду счастлив, выйду замуж и буду счастлива и т.п.

 

Разве наши ощущения могут быть целью? Это скорее происшествие и мы можем что-то предпринять, чтобы это происшествие случилось, но закрепить и удержать его мы не в силах.

 

Если вам предлагают какую-то цель, к которой необходимо стремиться, которую необходимо достичь, даже если вам предлагают достичь просветления – это не духовное развитие, это личностный рост.

 

Духовное развитие идет из состояния, что все необходимое у нас есть, но нам нужно это найти в себе. Поэтому духовное развитие – то всегда путь поиска, постижения.

 

Вообще духовность – это просто другой способ жизни, где ничего не надо достигать, где все уже есть. Это не товар, который надо приобрести. Духовность – это познание, переживание, прочувствование реальности, в которой мы находимся, и которая является частью нас.

 

3. Обнаружение себя.

 

В личностном развитии для того, чтобы обнаружить себя, необходим кто-то помимо нас. Принятие себя идет через принятие нас другими. Стать лучше, стать совершеннее, стать успешнее, чем КТО-ТО. Я сам по себе не важен и не нужен, но если я важен и нужен кому-то (обществу, родителям, детям и т.п.), то жизнь моя имеет смысл.

 

В духовном развитии обнаружение себя происходит через принятие себя. Человек интересуется собой, интересуется тем, что есть у него. Исчезает желание стать кем-то или каким-то. Никто и ничто снаружи ему не нужно, чтобы стать таким, каким он хочет быть, он не нуждается ни в поддержке, ни в одобрении. Человек сам знает, что он хочет, что ему необходимо, появляется внутренняя сила, внутренние знания, пропадают разнообразные иллюзии по поводу себя. Человек в первую очередь нужен сам себе, причем он может не быть успешен социально, но при этом быть счастливым и удовлетворенным своей жизнью.

 

4. Отношение к настоящему и будущему.

 

Весь личностный рост строится на образе будущего. У нас нет чего-то сейчас, но если мы предпримем такие-то шаги, то это у нас появится. В личностном развитии мы нацелены и живем завтрашним днем. И самая большая проблема в таком образе жизни – это обесценивание настоящего, поэтому при личностном развитии настоящее не является ценностью.

 

При духовном развитии другие отношения со временем. Будущее и прошлое не актуальны, существует только настоящее и это самое ценное, что мы имеем. Все внимание уделяется осознанию каждого момента жизни. Ничего не надо достигать, все уже есть, надо только это увидеть. Внешние ситуации дают стимул для исследования себя, своей обусловленности, потому что какие мы сегодня, такие ситуации и притягиваем.

 

5. Гарантии

 

При личностном развитии велика потребность в безопасности и в гарантии. Хоть мы и понимаем, что гарантированного будущего в постоянно меняющемся мире нет, но нам очень хочется сохранить эту иллюзию. Если вам обещают какие-то гарантии, то это однозначно личностное развитие. Все становится средством. И при этом свобода ставится целью. А какая может быть свобода, если необходимы гарантии? Все происходящее воспринимается не как событие, как следствие усилий или бездействия, как награда за труды.

 

При духовном развитии свобода – это отсутствие каких-либо гарантий, полная неизвестность, что будет дальше. Все воспринимается, как событие для постижения. Радость, печаль, предательство – это просто события, без какой-либо оценки, событие для постижения, для переживания, для осознания.

 

6. Идеал.

 

При личностном развитии всегда присутствует стремление к идеалу: идеальной жизни, идеальным отношениям, поиск идеального супруга, супруги. Идеал необходим для того, чтобы ощутить значимость своей жизни. Поэтому широко применяются такие личностные оценки, как высшее и низшее, хорошо-плохо, нравственно-безнравственно, морально-аморально. Социум давлеет над нами своими ценностями и требованиями, управляет нами через систему поощрений и наказаний. Все подгоняется под идеальную модель.

 

В духовном развитии нет разделения на оценочные понятия, любое действие имеет свой смысл, который необходимо познать. Идеала нет, а есть желание познать сущность, а для этого необходимо научиться видеть ситуацию целостно и безоценочно. И все самое важное и главное, где мы можем получить все, что нам необходимо для духовного развития – это наша обыденная жизнь.

 

7. Соревнование.

 

В личностном развитии всегда присутствует спортивный принцип организации жизни: соревнование. Всегда есть победители и побежденные. Идеал, идеальная жизнь – это жизнь победителя. И чем больше человек развит социально, личностно, тем больше у него шансов стать победителем.

 

В духовном развитии соревнования нет. И в чем соревноваться? Принятие себя автоматом ведет к принятию другого, а где есть принятие, там нет соревнования, нет желания переделать кого-то. Доминанта не соревнование, а опознавание, знакомство, осознавание, переживание.

 

8. Самореализация.

 

Самореализация может быть в виде самоутверждения и самовыражения.

 

Если у вас есть потребность самоутвердиться, оставить свой след в истории, показать себя миру, что-то кому-то доказать, то это путь развития личности.

 

Подлинное самовыражение начинается тогда, когда произошла встреча с самим собой, когда у человека есть мужество увидеть себя таким, каков он есть и выразить это в своей жизни, в своем творчестве, в отношениях, не стать лучше, не оставить что-то после себя, никому ничего не доказывая, а выразить то, чем вы наполнены, поделиться этим.

 

Невозможно сказать, что одно развитие лучше другого. Каждый выбирает для себя свой путь. Человек социально благополучный и успешный вряд ли будет готов встать на путь духовного развития, потому что ему и так хорошо в той жизни, которую он живет. Духовное рождение не может произойти в условиях благополучия. Просто знание, чтение духовных книг не в состоянии что-то изменить в жизни.

 

Чтобы произошло изменение, необходимо преломление сознания, которое чаще всего происходит через сильную боль, когда проходишь через нее и начинаешь чувствовать то, на что раньше совсем не обращал внимания. Когда для нас становится важным не быть кому-то нужным, а быть нужным, прежде всего самому себе.

 

«В один прекрасный день вы можете открыться, но первое, что для этого нужно сделать, - надо еще раз родиться, родиться по отношению к жизни, понять, что жизнь - это жизнь, а вы - это вы, и тогда, выделившись из этой второй матки, из жизни, как утробы, вы можете обрести всю тотальность. Для этого не надо отказываться от жизни, для этого из жизни надо вылезти и увидеть, что еще вот это, вот это, вот это и вообще пребывание в мире - это действительно увлекательнейшее приключение.

И тогда нам станут понятны многие до сих пор непонятные вещи: почему можно пить водку и при этом духовно развиваться, и почему можно не пить, не есть, не любить, а только медитировать и при этом духовно регрессировать. И почему не обязательно ни то, ни другое, ни двадцать третье, ни сто пятидесятое, и вообще ничего не обязательно. Ибо необходимы и достаточны только два компонента - ты и мир для бытия, ты и жизнь для жизни. А все остальное - это совершенно персональное, замечательное полотно, но не линия. Ибо линия, образ жизни, как линия порожден идеей достижения, а не постижения, порожден идеей, что знание существует как отдельная, выделенная, вычисленная, сепарированная от мироздания вещь».

И.Калинаускас

 

С уважением,  Татьяна Ушакова.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2011/12/blog-post.html

Блог автора  ЖЖ автора

Дистанционный курс для понимания и исследования себя с обратной связью от ведущего «Развитие осознанного внимания» (http://o-vni3.blogspot.com/2010/11/1.html).

 //////////////////////////////////////////////////////////////////////


другие статьи автора в группе:

Самопознание  

Самопознание

 

Это интересно
+1
 

16.12.2011 , обновлено  28.11.2013
Пожаловаться Просмотров: 3243  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 25

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
16.12.2011

Думается, что духовность - высший уровень самопознания, одна из высших сфер развития личности. Природа духовности социальна... Личности бездуховной не может быть, а значит эти понятия неразделимы ...

Тубо.

Drag and drop me

Природа духовности социальна? Можно поподробнее.

То, что любой человек - это проявление духа, это естественно не вызывает сомнения, так как у каждого есть самосознание, но не у всех развита саморефлексия.

16.12.2011

Природа духовности социальна, поскольку человек существо социальное...., наделённое сознанием...Нет социума - нет духовности..Социум формирует систему ценностей, в том числе и духовных..

Рефлексия, предполагает слово "само"... Вы знаете что существует несколько уровней рефлексии, некоторые авторы насчитывают до 6-7 уровней....от низшего к высшему...Как раз высшие уровни рефлексии и предполагают  высокий уровень духовности..(например гармоничное единение с мирозданием...). Конечный продукт развития личности - универсум. Определения универсума не видел, но думаю, что это понятие очень близко к русскому космизму и приложимо к высоким мастерам в области восточных философий, православной религии и др (напр.Д.Саровский)

Тубо.

"Природа духовности социальна, поскольку человек существо социальное...., наделённое сознанием...Нет социума - нет духовности..Социум формирует систему ценностей, в том числе и духовных"

Вы воспринимаете, что духовность - это система ценностей, которые задает социум?

А что такое проявление духа? Это соответствие этим ценностям?

Я думаю, что все дело в том, от какого определения вы отталкиваетесь. Если для Вас духовность - это соотвествие ценностям, то мне понятна Ваша позиция.

16.12.2011

Не так всё просто! Да, вот хорошее слово "задаёт"..., социум именно задаёт ценностные ориентиры, возьмите например религию....- это часть социума. А соответствие этим ориентирам духовности отдельной личности - это уже несколько иной вопрос...мы можем говорить лишь о степени этого соостветствия...

Короче, мы имеем общечеловеческие ценностные ориентиры, а качественный уровень духовности, акценты и приоритеты в этой системе "расставляет" ЛИЧНОСТЬ и эдесь как раз отражается специфика индивидуального развития...

Дайте мне определение что такое дух? И я Вам скажу что такое его проявление... Как Вы понимаете -  таких проявлений может быть множество ...Но это никак не прямое соответствие ценностям.....Индивидуальная система ценностей - лишь базис на котором строится в том числе и духовный мир человека....

Тубо

16.12.2011

Хотя можно видимо так сказать:

Проявления духа - это духовные устремления, чаяния человека воплощённые в реальность..

Тубо.Cool

:-)

Тогда еще раз: с чем Вы не согласны в статье?

Я же предлагаю именно и заняться тем, чтобы исследовать через переживание, а не ментальные конструкции - что такое дух и его проявление, но исходя из того, что духовность - это не система ценностей, которую задает социум, что есть какие-то не внешние, а внутренние обусловленности. Если это не принимать во внимание, то личностное развитие и духовное развитие ничем не отличаются - все задает социум.

16.12.2011

Я понял..Но исходить Вам придётся всё равно из актуальной сегодня социальной системы ценностей, затем делать поправку на индивидуальность, её потребности и уже отсюда выходить на переживания, только тогда, мне думается (от общего к частному), Ваше исследование будет корректным...

Не согласен:

знак равенства между личностным и духовным развитием нельзя ставить - по-моему это два тесно взаимосвязанных психологических феномена..., они располагаются в одном континуме, континуме развития... Но и разделять их тоже нельзя.. Ведь становление личности  зависит от специфики "социальной ситуации развития" индивида, о она крайне различна...

Тубо.

Чтобы выйти на общее, исследуется частное, это понятно, "отсекается" все, что как говорится "Я не является".

Именно потому, что знак равенства ставить невозможно, появилась эта статья :-)

Человек, развивающийся духовно выглядит асоциальным, ну это другая тема. Просто равиваясь в этом направлении, он уже сам определяет - нужно ему личностное развитие (соответствие социуму) или нет. Ну об этом я чуть позже напишу :-)

16.12.2011

асоциальность в данном случае - это не как все, но это не делает личность менее ценной для общества, скорее наоборот...Вы снова разделяете эти два процесса, а ведь они стартуют в развитии человека практически одновременно, только с разной интенсивностью...и один процесс влияет на развитие другого...

Будем ждать...

Тубо.

Drag and drop me

"асоциальность в данном случае - это не как все, но это не делает личность менее ценной для общества, скорее наоборот"

Естественно! Только жить с такими личностями ну очень не комфортно :-)

Но я не разделяю эти процессы. А писать буду долго, надо же сначала все осмыслить, осознать, пережить :-)

16.12.2011

Тема сложная...Я сам её переживаю.... Удачи!

Тубо.

Drag and drop me
16.12.2011

Развитие личности - это путь к целостности личности, осознания КТО Я? + система убеждений и ценностей. Совокупность и гомеостаз субличностей.

Духовность - с кем я? уровень религий, сект, секций и т.д. Духовность по уровню  выше личности, а личность развивается развивая свои логические уровни.

16.12.2011

Какие по Вашему логические уровни имеет личность???

Тубо.

Доброго дня! Отличнейшая статья.

И лично я абсолютно уверена, что необходимо гармоничное развитие личности – и духовная самореализация и личностный рост. Тем более, что личностный рост эффективнее при духовной самореализации. Полностью присоединяюсь к сказанному: «Подлинное самовыражение начинается тогда, когда произошла встреча с самим собой …».

Не соглашусь, пожалуй, с единственным: «Духовное рождение не может произойти в условиях благополучия», «Чтобы произошло изменение, необходимо преломление сознания, которое чаще всего происходит через сильную боль».

Не вижу причины – почему не может …

Не вижу причины – необходимости боли …

Мне кажется, что это просто стереотип, мы все разные …

Сам анализ понятий, повторюсь - великолепен!

Когда у человека в социальном плане все хорошо, задумывается ли он о том, кто он и зачем? Он просто живет и наслаждается жизнью. Эти вопросы появляются только тогда, когда его представление и реальность входят в конфликт, тогда и появляется боль, которая и толкает человека заняться самоисследованием. Вы встречали человека, который не испытал в свой жизни боль, например, несправедливости? Человека, у которого нет проблем, вы встречали? И что вообще человека толкает к развитию? Только ли познавательный интерес? Он обычно убивается во время воспитания, когда у родителей есть требования, чтобы ребенок соотвествовал их представлению.

Но это мое мнение из моего опыта. Приведите пример человека, который родился духовно без переживании боли.

16.12.2011

Логические уровни описаны http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/1311547/ - "миссия" и есть духовность. Душа и есть система убеждений и ценностей, а вот дух - это сила проявления души. А толкает человека к развитию принятие себя сейчас и желание улучшить свои качества. Когда человеку комфортно - нет желания что то менять. Здоровье человека - это физическое, психологическое и социальное благополучие. Социально все хорошо у кого то? по сравнению с кем? Можно сидеть на золотом унитазе и при этом не испытывать счастья. Проблемы признают не все, а вот трудности, порой неосознаваемые - есть у многих. Боль несправедливости??? - а вот понять причину боли, обиды? Понять причину чувств, которые определяют мысли, вызывающие действия (поведение)

 

16.12.2011

"Он обычно убивается во время воспитания, когда у родителей есть требования, чтобы ребенок соотвествовал их представлению." - - такова жизнь, возможно родители не знают что ребенок это возможность их самовыражения и самореализации, что ребенок им ничего не должен. Что безусловная любовь родителя к ребенку ничего не требует взамен. Что воспитание - это формирование причинно-следственных связей у ребенка, и чем больше родитель сформировал этих связей тем воспитаннее ребенок, тем он самостоятельнее и ОТВЕТСТВЕННЕЕ за свою жизнь. Для чего родителям ребенок? для родителей или ради самого ребенка?

Сразу оговорюсь, мы с Вами смотрим на одно и то же с разных углов зрения.

Все мы разные и это хорошо. Вы смотрите со стороны психологии, я сейчас смотрю с позиции целостного видения.

Вы спрашиваете, цитирую:

«Когда у человека в социальном плане все хорошо, задумывается ли он о том, кто он и зачем?»

Мой ответ – должен бы.

Более того, ему это уже необходимо.

Тем более, что наслаждаться жизнью это не мешает.Smile

Мне кажется, что одним из факторов, что толкает человека заняться самоисследованием, является уровень осознанности, самосознание, «точка сборки», ведущий энергетический центр. Это очень обширная тема…

Это один из критериев – почему одному «что – то сходит с рук», другому уже нет.

И это не просто дело случая или везения.

Все наверное, слышали выражение: «кому больше дано, с того больше и спросится».

Речь именно об энергетической составляющей, со всеми вытекающими из этого последствиями. А энергетика – это не раз и навсегда, она, как и нарабатвыается в лучшую сторону, так и ухудшается. Другое дело, у кого – то позиции изначально высокие.

И, как правило, люди интуитивно идут верной дорогой – интересуются самосознанием, саморазвитием, психологией, духовным  и личностным ростом.

И Вы в том числе, Ваш ведущий энергетический центр – горловой (судя по фотографии, а это достаточно высоко).

Кто – то считает, что он пришел к саморазвитию через «боль». Я бы сказала, что здесь «перепутаны» причина и следствие.

Можно рассуждать долго, но моя мысль – я думаю понятна.

Как говорится – вершина одна, а путей к ней множество. Главное – не почивать в самодовольстве, удовлетворенности жизнью, а идти путем саморазвития.

Ведь саморазвитие – это процесс, а не пункт назначения.

«Приведите пример человека, который родился духовно без переживания боли». Уверена, что  таких  людей много (во всяком случае – не 100 или 200, точно), я и себя могу отнести к ним.

Если уж для примера, много людей науки пришло к духовности, через исследования. Просто тема науки мне ближе.

 

Наталья, из чего вы сделали заключение: "Вы смотрите со стороны психологии, я сейчас смотрю с позиции целостного видения"? Вы не допускаете, что кто-то тоже смотрит с позиции целостного видения? :-)

И второй вопрос: Вы действительно не переживали в своей жизни боли? Только исследовательский интерес Вас толкнул на познание себя или Вы уже родились с целостным видением?

16.12.2011

Статья  надумана.Небольшая  перестановка  слов  и  получаем:Духовное  развитие  и  личностный  рост.Личность-лик,облик,лицо.Пересчитывание  особей  под  № ФИО  характерная   черта  социума(социального  ума).Рост-величина,  и   можно  отнести  к  количественным  а  не   качественным   показателям  и  вписывается   в  социальное  расслоение  общества.Дух-идея,развитие-расплетение.Духовное развитие-расплетение  узора,клубка,узла  мироздания.Взгляд  под  прямым  углом.

Можно еще раз Вашу мысль, но более понятно, потому что то, что Вы написали, если я правильно поняла Вас, не противоречит статье.

16.12.2011

Надумано  название.Творческих  успехов.

 

Добрый вечер, Татьяна!

Допускаю ли я, что кто – то тоже смотрит с позиции целостного видения? Да, конечно.

Более того, и считаю, и вижу, что огромное количество людей, получающих информацию сенсорным путем – при помощи целостного видения (яснознание, ясновидение, яснослышание, ясночувствование, развитая интуиция  и т. д.), этого не осознают или не признают. Можно сказать  - не верят глазам своим, если бы речь шла только о глазах (это слишком узко).

В моей жизни был эпизод, когда некий мужчина собирал конференцию, чтобы рассказать об интересующем меня событии, участником, которого он был. Мне очень хотелось услышать рассказ практически из первых рук, тем более, что у него отличное ясновидение. Я постаралась сесть на первый ряд, чтобы задать ему вопросы. Я задала ему несколько наводящих вопросов, он отвечал совершенно «размыто». Когда он был рядом со мной, я задала ему вопрос прямо – у Вас отличное ясновидение, что видели лично Вы … Он начал говорить – да я что – то вижу, чувствую …

Вообщем, я поняла, что пришла зря.

Насчет боли … вот прошли выборы – на них без слез смотреть не возможно, а с позиции целостного видения – все предсказуемо и закономерно …

Не думаю, что есть люди, которые не испытывали никогда боли. Например, боль потери ушедших из жизни близких людей … Кто – то скажет, что с возрастом люди уходят … Но когда это действительно близкие тебе по духу люди – это больно.

Но такой боли, которая бы что – то дала … ,к чему – то подвигла …

Исследовательский интерес возник из анализа ситуаций, познание себя из исследовательского интереса … Можно было бы так сказать… Но не думаю, что так можно сказать и не думаю, что важно все разложить по полочкам. Думаю, что лично в моем случае - нет такой четкой грани, после которой вот что – то … Да, я уверена, что не только в моем …

Всего только доброго!Smile

Наталья, спасибо за ответ.

Все, что мы воспринимаем - это проекции нашего сознания. Моя статья - проекция моего сознания, в чем-то она срезонировала с Вашим сознанием. У меня не было такого опыта, когда человек шел к познанию себя только из исследовательского интереса, поэтому мне и был интересен Ваш опыт.

У нас разное понимание о целостном видении, если я правильно поняла, для Вас целостное видение - это видение "над". Для меня целостное видение - это видение изнутри двух сторон дуальности без отождествления. Но, слава Богу, и Ваше понимание и мое имеют место быть и имеют свой положительный результат, если так можно выразиться :-)

По поводу боли. Когда заболел мой ребенок и врачи сказали, что сделать ничего НЕВОЗМОЖНО, хоть я пыталась поначалу преодолеть это невозможное. Но именно через эту боль я смогла принять то, что есть, сделать это отправной точкой и именно тогда мое сознание изменилось. Болезнь не ушла, но мы научились так жить, чтобы она не мешала и мы от нее не зависели. Я об этом и хотела сказать, что субъективные переживания и меняют сознание. И по моему опыту - это переживание боли, а по Вашему, если я правильно поняла тоже переживания, только другого характера или направления (подберите нужное слово для себя).