Открытая группа
13710 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Введение в позитивную психологию и психотерапию. Функция историй - 2

Функция историй. Использование историй, притч, мудрых высказываний и пословиц играет в позитивной психотерапии центральную роль. Так же, как и хорошее лекарство, данное в нужное время, может оказать хорошее действие, так и история, в нужное время рассказанная пациенту, играет большую терапевтическую роль.

 

Функция зеркала

Функция модели

Функция медиатора

Функции депо (пролонгирование)

Истории как носители традиций

Истории как межкультурные посредники

Истории как помощники регрессии

Истории как контрконцепции

 

 

 

 

Функция историй | Функции депо (пролонгирование)

 

Функции депо (пролонгирование). Благодаря своей образности, истории хорошо запоминаются и могут быть использованы в других ситуациях. Они присутствуют не только в процессе лечения, но н и повседневной жизни пациента, похожая жизненная ситуация заставит вспомнить историю, или наступит потребность подумать над вопросами, поставленными в истории. В различных условиях пациент может по-разному интерпретировать историю. Он расширяет первоначальное понимание истории и актуализирует новые подходы, которые помогают понять (дифференцированность) собственные мифы. Таким образом, истории выполняют роль депо, это значит, что они обладают длительным действием и делают пациента менее зависимым от терапевта.

 

 

Функция историй | Истории как носители традиций

 

Истории как носители традиций. Истории - носители традиций, что бы мы ни понимали под традициями: культурная традиция, семенная традиция, традиция сообщества или индивидуальная традиция, как результат жизненного опыта. В этом смысле история выходит за рамки жизни индивида и приводит к новым мыслям, умозаключениям и ассоциациям.
Передаваясь из поколения в поколение, истории, кажется, не изменяются. И, тем не менее, они содержат новое, возможно, ранее неизвестное значение, которое зависит от понимания того, кто их слушает.
Если мы обратимся к содержанию истории и содержащимся в них мыслям, то мы найдем в них типы поведения и подходы, которые основывают собственную традицию невротического поведения и предрасположенности к конфликтам.
Классические терапевтические понятия в какой то форме содержат исторические мифы, которые можно сравнить с нашими историями. Примером этому может служить комплекс Эдипа, хотя история Эдипа, в традиционном понимании, является лишь метафорой поведения по отношению к родительскому авторитету. Эта метафора была впоследствии перенесена на психоаналитическую теорию и практику Эдипова комплекса.

 

 

Функция историй | Истории как межкультурные посредники

 

Истории как межкультурные посредники. В качестве носителей традицией истории представляют различные культуры. Они передают характерные для данной культуры правила, концепции и нормы поведения. Содержание этих историй дают человеку, как представителю определенного культурного сообщества, поддержку и гарантию. Они предлагают решения проблемы, которые приемлемы в определенном культурном сообществе. Истории из других культур дают информацию о правилах поведения в них, показывают другие модели решения проблем и дают возможность расширить собственный репертуар концепций, ценностей и решений конфликтов.
С этим связан дальнейший процесс, а именно - снятие эмоциональных границ и предубеждений, которые возникают против чуждых способов мышления и восприятия, которые заставляют воспринимать чужое как нечто агрессивное, угрожающее и провоцируют отказ там, где, прежде всего, было бы необходимо понимание.
С этим для нашего времени болезненным фактором, предубеждениями, неприязнью можно столкнуться при использовании межкультурных историй. Нужно знакомиться с чужим образом мыслей и перенимать это, может быть, даже для самого себя.
Истории не обязательно представляют ныне действующие, типичные формы мышления общества. И тем не менее сами являются анахронизмами, они дают возможность возбудить мысль, поставить под сомнение имеющиеся представления и представляют другие концепции для достижения больших целей.

 

 

Функция историй | Истории как помощники регрессии

 

Истории как помощники регрессии. Атмосфера, в которой рассказываются истории, не должна быть сухой, абстрактной, без больших различий между терапевтом и пациентом, а скорее, непринужденной, дружественной, партнерской. Через истории терапевт обращается к интуиции и фантазии пациента. Возврат к фантазии означает в обществе, основанном на достижении реальных успехов, имеет значение регрессии, шага назад к более ранним ступеням развития.
Когда я занимаюсь историями, то я веду себя, скорее, не как типичный среднеевропейский взрослый, а как ребенок или художник, за которым еще признается право отстранения от общепринятых норм и вступления и мир фантазии. В терапевтических рамках истории позволяют хотя бы на время снять приобретенный характерный панцирь взрослого и снова позволить себе прежнее радостное поведение и установки. Появляется чувство, что истории принимаются просто, без какого-либо размышления над ними. Они открывают ворота для фантазии, образного мышления, к ничему не обязывающему, безнаказанному действию с фантастическими элементами, к удивлению и восхищению. Они, в определенной степени, носители творчества, и, таким образом, являются посредником между окрашенным в радостные тона желанием, с одной стороны, и действительностью - с другой.
Таким образом, истории моделируют связи между личными желаниями и целями ближнего и дальнего будущего. Истории дают место утопиям, альтернативе действительности. Этот возврат на ранние стадии развития направляется выбором темы истории, допуская поначалу частичную регрессию, и допускает острожные психотерапевтические воздействия с пациентами, у которых Я ослаблено, не допуская их немедленной декомпрессии.

 

 

Функция историй | Истории как контрконцепции

 

Истории как контрконцепции. С помощью истории терапевт предлагает пациенту не теорию, а контрконцепцию, которую он может принять, или отклонить. Тем самым сознательно дается информация (в любом случае многозначная) по индивидуальной, семейной или другой социальной проблеме, которая поначалу может привести к недопониманию.
Таким образом, истории - это лишь особый случай человеческой коммуникации, при которой также происходит обмен концепциями.

 

 

 

 

 

 

Источник

 

Висбаденский опросник Позитивной и Семейной Психотерапии

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+3

+ 11.05.2012 , обновлено  12.05.2012
Пожаловаться Просмотров: 2330  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 7

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
12.05.2012

Однажды проводил небольшой тренинг со взрослыми (сказкотерапия). Рассматривалась сказка "Колобок" и на мой вопрос: "Какие поучения или наставления участники видят в этой сказке?" Получил около 70 трактовок!

Cool

Smile а сколько людей было на тренинге?

12.05.2012

всего 12 человек.... Я и о возможностях историй (сказок) И о том насколько многообразно наше восприятие, опыт....Smile

Понятно, то есть они писали разные варианты, хорошее задание, интересная совместная деятельность.

Истории действительно многослойны... 70 трактовок - впечатляет

12.05.2012

Некоторые были неожиданны и сексуальны.... и мы все с удовольствием смеялись - получилась прекрасная разгрузка....

А затронутая здесь тема крайне интересна..., корешки ведут к тайнам мифа и этот сакральный подтекст имеет под собой особую значимую мощь вековых традиций... Оч. полезная тема. С другой стороны существуют и современные мифы.... Вот сейчас модный термин "нарратив" (ещё не докопался...)Cool

Так может докопаетесь, сделаете тему в группе?

13.05.2012

Спасибо за предложение! Буду посвободнее в июне и попробую...Cool