Открытая группа
13707 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Теория психического развития Л.С.Выготского / кратко

Free Good Education
 

По материалам лекций по курсу "Общая психология" и "Детская и возрастная психология" кандидата психологических наук, доцента ВАК, автора проекта Free Good Education - Розен (Удовенко) Марины Викторовны

 

Общаясь в теме В песочнице. Часть 1. Воспитание «вдруг» заговорили о Выготском Л С 

*** зоне актуального развития

*** зоне ближайшего развития...

 

Сайт автора - Олнайн-тесты, тренинги, уроки

  • онлайн-тесты: психологические, личностные, профориентация
  • автономные тесты в формате Excel
  • статьи - психология, педагогика, продажи
  • фото/видео походов в Карелию

Тесты | Результаты тестов | Статьи к тестам | Статьи | Уроки компьютера | Вото/Видео | Услуги | Песни | Контакт | 

 

Короткая справка, делюсь:

 

Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней за­нимает.

Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школьном - мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием домини­рующей в сознании функции.

 

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Школьный возраст

 

восприятие

 

память

мышление

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

доминирующие в сознании функции

 

 

 

 

 

 

 

По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменени­ем его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря - обобщения. Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребенка. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

 

 

 

Высшие психические функции возникают первоначально как коллектив­ная форма поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями са­мого ребенка. «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:

  • сначала как функция коллективного поведения,
  • как форма сотрудничества или взаимодействия,
  • как средство социального при­способления,

то есть как категория интерпсихическая.

А затем вторично

  • как способ индивидуального поведения ребенка,
  • как средство личного приспособ­ления,
  • как внутренний процесс поведения,

то есть как категория интрапсихическая».

Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.

 

 

 

 

 

Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания... Уровень актуального развития харак­теризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближай­шего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего раз­вития, после чего становится формой актуального развития субъекта.

 

 

 

 

Другие статьи  на сайте b-t.com.ua

==============================================

все статьи атовра Типатов Николай  в группе Онлайн тесты, психология и самопознание

 


другие статьи автора в группе:

Онлайн-тесты

Психология


Социология

Маркетинг, продажи, тренинги

 

Интересно

 

Дети

Фото, видео, походы

Песни для души

 

Обсуждение

 


Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+7

+ 14.12.2013 , обновлено  11.03.2016
Пожаловаться Просмотров: 137686  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 10

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
16.05.2012

О! Очень ценный материалWink

16.05.2012

Добротный материал! Хорошие схемы! Спасибо! Думается, что несколько точнее будет назвать "обобщение" процессом категоризации, в котором информация не разворачивается, но свёртывается, сжимается и за счёт этого память человека получает резервные возможности...Есть предпосылки к тому, что этот процесс продолжается у человека всю жизнь... Сегодня имеются посылки  к тому, чтобы рассматривать всю жизнь человека с позиции парадигмы теории развития Л.С.Выготского. Существенное место в этой теории занимает теория возрастных кризисов, представленных как закономерные фазы развития человека...

Я как раз разговаривал с коллегами и говорил о развитии не только среди детей, но и среди взрослых. Только рядом находится Учитель, а не Родитель

16.05.2012

Да, действительно "человек умирает прежде, чем успевает полностью родиться"....

Cool

31.05.2012

Э.Фромм?

31.05.2012

Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Минск, Коллегиум. 1992

Drag and drop me...страницу не помню..., по-моему 91...
31.05.2012

« По природе рождение является процессом, а не одномоментным явлением. Смысл жизни заключается в «полноценном рождении». Однако человеческая трагедия как раз и заключается в том, что большинство из нас умирает, так и не «родившись» по-настоящему. Жизнь подразумевает ежеминутное рождение, тогда как смерть есть прекращение этого рождения. Человеческий организм, если рассматривать его с точки зрения клеточной системы, находится в процессе непрерывного рождения. Психологически (духовно) же человек, как правило, в своем рождении на определенном этапе останавливается. Есть люди, которых можно назвать «мертворожденными». Они живут лишь на физическом уровне, в мыслительном же отношении, будучи безумными или практически безумными, они желают вернуться к ситуации внутриутробной жизни в темноту, в смерть. Есть и много таких, кто продолжает жить, но, будучи не в состоянии до конца разорвать пуповину, на протяжении всоей жизни остаются неотделимо привязанными к матери и отцу, семье, расе, государству, социальному положению, деньгам, богам…….Эти люди никогда не смогут «родиться по-настоящему», ибо не в силах избавиться от своей зависимости и страхов».

Э.Фромм. Дзен-буддизм и психоанализ.

31.05.2012

Всё верно! В чём вопрос?

31.05.2012

нет вопросов, просто дополнение

31.05.2012

Дополнение грамотное!Cool