Открытая группа
13710 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Шизофрения, как и было сказано. Игры с архетипами

Эпиграф, крупным шрифтом: «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей | Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку | Твоя жизнь скудна, игемон»

 

Дорога

О Тени (см  по ссылке) мы с вами уже говорили | Странная черная проекция части нашей души, которую мы видим в окружающих нас людях и событиях, напрочь и изо всех сил отказываясь увидеть в ней себя. Та самая, в общем, Тень, начала и следствия которой прекрасно угаданы и эффектно нарисованы создателями знаменитой пинкфлойдовской The Wall. Но… приглядевшись, мы замечаем вовне не одну только Тень; немного поискав и чуть пристальней вглядевшись — мы находим Скорбящего.

Полустертая фреска на стене часовни Генуэзской крепости, Крым

Отступление первое
Хм, «немного поискав»… Как передать, как рассказать об этом? Могу лишь — об одной из абстракций, об интересных коллизиях и непротиворечивых допущениях, проиллюстрировав сказанное цитатами из научных работ и классической литературы; но рассказать о Дороге, о том, как подойти к такому… бог весть. Поищите, подумайте, припомните и вглядитесь в себя; совсем это, в общем, не бином Ньютона. Попытаюсь здесь лишь очень скомканно и сумбурно что-то обозначить; прибегнув к беллетристике, цитатам, полунамекам. «А спускаясь вечером по темной лестнице, зажигайте хотя бы… спичку.» Попробуем?

Продолжение рассказа
Итак, Скорбящий. При ближайшем рассмотрении поражаешься — насколько эта проекция напоминает изображения, которые мы видим на иконах. Тот же скорбный лик, тот же струящийся, будто из далекого Детства, свет. Хотя очень не сразу удается понять и принять, что, ровно так же, как в основе внешних негативных проявлений, которые заведомо сильнее нас — видим мы не более и не менее как собственную Тень, проецируемую на внешние объекты; примерно так же видим мы вовне и светлого этого двойника.

Интересно, что беглый, полускрытый этот образ Света нередко предпочитает в нашем мире людей, совершенно и даже как-то истово неверящих. Прожженных атеистов навроде Феличе Ривареса, погибшего, тем не менее — вспомните роман Войнич — смертью Христа, окруженный сонмом ни во что, по сути, не верящих людей с крестом на шее.

Потаенно, будто бы подспудно он просачивается в нашу психологическую реальность, этот свет, не забывая при этом соседствовать с антитезой своей — тенью. Но в этом случае речь идет не о вере (которая, как сказал бы Виктор Франкл, является неотъемлемой потребностью человека, смыслом его и спасением), а о неких психологических аффектах, которые мы с полным на то основанием в обыденной жизни считаем неадекватностью человека, его странностью.

Церковь Бахчисарая

Да, в этом случае свет и тень идут рядом, рука об руку. Цитата из Булгакова в начале рассказа прозвучала неслучайно. «Чем больше знаю я людей — тем больше я люблю животных»; хлесткая фраза довольно метко иллюстрирует интересную эту особенность человеческой психики. Наверняка вы много раз встречали людей, которые, подобно булгаковскому Пилату, «всю свою привязанность поместили в собаку», а между ними и другими людьми будто бы стена пролегла: стена злобы и вражды, непонимания и страха. Яркий расхожий пример.

Хотя, возможно, они всегда рядом — черное и белое, свет и тень? Ни в малейшей степени не конфликтуя друг с другом, даже являясь будто бы частями одного и того же неведомого, проводниками Дороги. Во всяком случае, ни одна из этих Сущностей, кажется, не имеет претензий уничтожить другую. Вы никогда не задумывались — не является ли непримиримый, воинственный христианский антагонизм Света и Тьмы, несвойственный другим религиям, причиной многих наших с вами бед… хотя — кто знает?

Отступление второе
«Профессор, мы уважаем ваши глубокие знания, но сами на этот счет придерживаемся другого мнения». Интересно — была ли у Берлиоза… кошка? Хотя, судя по данной фразе, к когорте воинствующих атеистов, коим столь нередко присуща описываемая психологическая коллизия, булгаковский персонаж явно не принадлежал; позиция его на редкость сдержанна и выдает образованного и хорошо воспитанного человека. Постарайтесь припомнить, часто ли в повседневной нашей действительности вам встречалась подобная толерантность?

Генуэзская крепость

Здесь так и просится на перо хлесткая аналогия о неумершем, в пику Ницше, боге, но — сбежавшем, куда глаза глядят; хотя бы и к атеистам. Недаром пришел мне на память Овод, вполне ведь в его стиле теза. Последние события в России — непреходящие скандалы с патриархом, торговцы в храме, имя которым легион и вообще несть числа, бесплатный концерт PussyRiot, давший возможность чиновникам от церкви в очередной раз продемонстрировать истинно христианское милосердие — явно способствуют.

Но нет, не нужно упрощать. И не стоит забывать, что первооткрыватель архетипов Карл Густав Юнг был глубоко верующим человеком… Мы не говорим сейчас о Боге; разговор, хотелось бы надеяться, сугубо в русле той философии, тех взглядов на тайники человеческой души, которые, в лице их автора, вполне обоснованно были уличены в чересчур уж тесном родстве с мистикой.

Продолжение рассказа
Свет архетипа бесконечно привлекателен; затаенный его отблеск мы с вами может наблюдать нередко, в проявлениях самых разных психологических аффектов и коллизий. Вам никогда не приходилось терзаться, скажем, из-за поцарапанного стеклышка на циферблате дорогих наручных блестящих часов? Нелепо и утомительно, довольно долгое время разглядывать в свете настольной лампы чуть поцарапанный корпус? Возможно, что и нет; но тогда вы наверняка сумеете вспомнить бесконечную жалость кого-то из ваших знакомых ко всем без исключения встречным-поперечным бродячим кошкам или собакам; причем человек вполне может сознавать, что что-то здесь не так, что перебор явный, что… но ничего не может с собой поделать. Да, это он — Скорбящий; его проявления и преломления.

Владимирский собор. Севастополь, Херсонес

Как относиться к суггестивной харизме этого света? Именно ее мы переживаем, с наслаждением и болью утраты вспоминая детство; излюбленное для него место, чтобы спрятаться. Порой пристанищем ему служит воспоминание об иной политической системе (жизнь раньше была гораздо лучше), порой — память о давно ушедших людях. Судите сами, какова сила этого вне времени и пространства живущего артефакта, всерьез противиться влиянию которого никто из людей, по-видимому, не в силах. Детское живет в человеке до седых волос, говорил Грин.

Хотя… припоминаю, как в одной из книг Карлоса Кастанеды рассказывается, в качестве эпизода увлекательного повествования, о встрече рассказчика с архетипом… в русском переводе, если не ошибаюсь, последний именован Шаблоном. И описывается как источник света хотя и бесконечно манящего, но — совершенно тщетного и бесполезного.

Кто знает. Крайне сложно судить, делать выводы и выносить вердикты. Да и — нужно ли? Думается мне, усилия наши, направленные на то, чтобы понять… представляют в глазах Всевышнего — кто бы он там ни был и был ли вообще — несравненно большую ценность, нежели оформленные в виде параграфов, аккуратно уложенные стопками страниц и переплетенные в фолианты с красивыми обложками пышнофразые наши выводы. За примерами… как всегда рукой подать, не так ли? Истина не терпит остановок в Пути.

Итак, попробуем подвести кое-какие итоги. В статье сделана попытка описать бесконечную, поистине гипнотическую привлекательность архетипа не академическим сухим языком, а на повседневных, простых и достаточно ярких примерах. Как еще, кроме языка описаний и литературных цитат, можно говорить об Этом? Но автор попытается еще раз и позволит себе еще одно довольно смелое утверждение: состояние озарения, свойственное определенному этапу развития болезни, название которой вынесено в заголовок этой небольшой (тема многогранна и поистине неисчерпаема, заинтересовавшиеся подробностями легко найдут многочисленные материалы по теме в Глобальной Сети) статьи, и хорошо описанное в терминологии классической психиатрии — еще один пример влияния нестерпимо яркого света архетипа: это грозная опасность, которую нельзя недооценивать всем, кто в пути. Экзистенциальное озарение Карла Ясперса таит в себе смертельную ловушку, преодолеть которую дано далеко не каждому; ставкой здесь — вы сами, ваше «я». Что еще сказать? Перечитайте «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова. Один из примеров, наглядно иллюстрирующий воздействие убийственно яркого для неподготовленной личности света.  Увы, именно для христианских конфессий наших дней характерно полнейшее отсутствие самодисциплин, известных, скажем, в индуизме под названием Яма и Нияма; но незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности… На эту тему и под занавес рассказа — небольшая литературная компиляция.

 

Финальная интермедия
- Ну а что погода-то, погода… Да знаете ли вы, что погодой на самом деле я и управляю?
В компании друзей-приятелей провисает неловкое молчание. Пару секунд, не больше. Все давно уже знают, что с одним из них в последнее время явно что-то не то… встречи с инопланетянами, «русская идея», непрекращающаяся болтовня об энергетике, эзотерике и прочем, прочем, прочем… но что тут поделаешь? Не к психиатру же тащить. Да и не пойдет; результатом будет лишь полный разрыв отношений и хорошо еще, если не более ярко выраженное проявление агрессии.

Наконец один из них, имеющий в активе несколько незаконченных высших образований и, как следствие — малообоснованную претензию считать себя знатоком практически в любой области, от медицины до высоких технологий, берет слово:

- Кхгм… Видишь ли, дружище, начнем с того, что погодой на самом деле управляю я… Только никому ни слова, ок? Я обычно стараюсь об этом не говорить. Понимаешь… суть в том, что, едва ты заикнешься о подобном своем умении — любой недоучка, отчисленный со второго курса факультета медицинского вуза вследствие прогулов и явной неуспеваемости (тут на долю секунды следует смущенная пауза докладчика, которой никто, к счастью, не замечает), моментально способен приклеить тебе малоинтересный ярлык, берущий начало из жаргона обильно практикующего психиатра. Слишком хорошо и часто описано подобное… в любом студенческом учебнике. Поверь или проверь.

- А к слову, народ… к слову, это неплохо бы взять за правило; способствует сохранению имиджа. Во многих житейских ситуациях значение имеет не то, что мы видим, а — как на увиденное реагируем, согласитесь. Трехмерная, простенькая и уютная картина мира, увы, давно приказала долго жить. Почила в бозе, как геометрия Евклида… увидеть мы с вами можем порой очень и очень многое.

- А вот что нам делать с этим увиденным — это уже другой вопрос. Рискну предположить, что, обладай Кафка чуть меньшим талантом рассказчика, написанное им с полным правом можно было бы отнести к тщаниям и тщете человека, с гордостью несущего по жизни членство в ПНД и диагноз параноидальной шизофрении. Нет, в самом деле! (опять небольшая заминка, на этот раз уже у другой части аудитории; никто здесь Франца Кафку покамест не читал).

- Не, ну я попросту скажу. Странным и неадекватным человека делает не то, что он видит, знает или умеет. А то, дает ли он увиденному и узнанному власть над собой, над своей самостью, над своим «я». Расщепленное сознание, шизофрения — может ведь и не сопровождаться какими-то потрясающими знаниями, видениями… да общайся ты хоть с марсианами, рули погодой сколько влезет, борись за права сексуальных большинств в рамках всегалактического синедриона или будь сторонником принятия третьей поправки к «Дознанию пилота Пиркса» — но не теряй при этом себя. Не забывай, что твое «я» в очень немалой степени сформировано твоей жизнью в социуме; никогда этого не забывай. И не выпадай из этого самого социума… вот еще Шри Ауробиндо об этом когда-то говорил. Как только ты встанешь у китайского посольства с плакатом «Свободу зеленым человечкам» или выйдешь на Болотную площадь с требованием, чтобы КГБ сняло с тебя ментальную блокаду, после чего вселенское объединение народов пойдет уже полным ходом (прим. автора — невыдуманный случай, видел своими глазами, правда — не на Болотной, а у БКЗ «Октябрьский» в Спб несколько лет назад) — будь уверен, писать письма на «радио Свобода» о репрессивной постсоветской психиатрии не будет иметь для тебя ни малейшего смысла… с этого момента, (но только с этого!) ты — клиент палаты номер шесть и доктора Стравинского.

 

Эпилог

Но самое лучшее — это все-таки умение рассказать. Не правда ли? Да здравствует блогосфера как современный эквивалент психоаналитической кушетки. :)

——

Примечание. В статье процитированы строчки М.А.Булгакова и А.С.Грина.

 


Читать еще Психоаналитические изыски от MasterPro

Это интересно
+4

+ 19.09.2012
Пожаловаться Просмотров: 2718  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 16

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

Николай, спасибо за тему. Для моей работы это сейчас актуальный аспект.

Есть два вопроса:

1. могу ли я этот материал перепостить к себе на сайт?

2. сократить и адаптировать по мою темктику это возможно?

Спасибо, Элеонора.

 

Это вопрос к автору статьи - пройдите по ссылке на его блог и свяжитесь с ним

Хорошо. Спасибо, Николай! Удачи, успешной Вам творческой деятельности по поиску и предоставлению полезного материала.

Элеонора.

"Присоединяйтесь, Барон, присоединяйтесь" :)

19.09.2012

Интересная   статья.Близка  по  заинтересованноти.Рожденные  в  свете  не  воспринимают   тень. Проведем   условные  паралели.Рождаемся  в свете,уходим  в  тень.Интроверт.Сон....Вселенная.Ведь   свет  можно  рассматривать  как   экспансию,насилие   на территории  тьмы .Тень  -любящая   мать,чтобы  не  обидеть  дает  всем  поровну.

19.09.2012

Красиво написано, поэтично, а в сети можно найти всё, что угодно, причём, и полную чушь тоже. Что касается шизофрении, то это беда для человека. К сожалению, это неизлечимо, но есть лекарства, которые помогают человеку чувствовать себя лучше. И для того, чтобы помочь такому человеку, нужна работа психолога, чтобы сам человек осознал, что ему нужна помощь. Я пишу это не по домыслам, а из моего опыта, поскольку много лет старалась помочь моему ребёнку. Опытный психиатр объяснил ему, что с этой болезнью можно жить почти что как здоровому человеку, если держать её под контролем, если же отпустить всё на самотёк, можно превратиться в подобие бомжа.

Для таких людей существуют на Западе специальные ассоциации, которые поддерживают их и членов их семей.

19.09.2012

Пошухарим.Тень-  мягкое  окончание  делает  ее  желаной .Убрав  мягкость  и  прочитав  наоборот  получает  твердое  НЕТ. Кому7Палящему   зною,сестре  света.Догадавшись  о  происхождении  слова  нет,возмемся  за  ДА.Здесь  все  просто.Да- Да Ра- дарить  свет.Одно  грустно ,ведь  от   корня  РА- РАБ(робот,и  всетаки    рА бота).Еще  одна  встроенная  илллюзия  радость  робота  от  творчества.А  что  такое  жизнь,  как-то  в  другой  раз.Пахать  надо.

Интересные корни :)

19.09.2012

РS.Да  и  вообще.Работь за  троих , а  радоваться  за  одного?Не  то  время,не та  пропорция...

19.09.2012

Серьезно  отношусь к  речи.Максимальный  обьем  информации.  Например.Драйвера.Учим  буквы.Учимся   читать по  слогам.Читаем  видеобразом  слов.Познаем  определения  слов.Учимся   думать(до  ума  дошло) словами.Думаем  опытом,то есть  потвержденными  убеждениями(комп. папками)  сжатой  в  архив  информацией.Кто  уродует  речь.....В ней же  все  сказано. "Это  информационная  музыка"(звук РЕ  и  вопрос  ЧЬЯ).Лирика.

Есть ваши статьи на эту тему?

19.09.2012

К  сожалению  или  радости,   я  не  писатель,а  исследователь  занимательного  ребуса  под   названием   мироздание ,то  есть  независимо  убиваю  время  интересом,не  связанным  функией   мат. существования.

а нам тут как раз больше интересны не Писатели, а Рассказчики :)

21.09.2012

Господа! Но ведь личность МНОЖЕСТВЕННА!

Cool

Да, согласен

22.09.2012

"Множественные умы Билли Малигана" Дениел Киз - любопытная книженция, основанная на реальных событиях....Cool