Открытая группа
13709 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

О циркуле, ответственности и работе над ошибками

Эта статья будет незавершенной, может быть, даже преждевременной | Преждевременной потому, что еще рано делать выводы, поскольку мои дети учатся только в 6-7-ом классах | Однако у меня есть весомый повод задуматься над взаимоотношениями цепочки родитель-ученик-школа и подвести промежуточные итоги | Но об этом поводе я скажу в конце...


 

Сайт автора - Олнайн-тесты, тренинги, уроки

  • онлайн-тесты: психологические, личностные, профориентация
  • автономные тесты в формате Excel
  • статьи - психология, педагогика, продажи
  • фото/видео походов в Карелию

Тесты | Результаты тестов | Статьи к тестам | Статьи | Уроки компьютера | Фото/Видео | Услуги | Песни | Контакт

 

Воспитание ответственности у ребенка 

Эта статья будет незавершенной, может быть, даже преждевременной. Преждевременной потому, что еще рано делать выводы, поскольку мои дети учатся только в 6-7-ом классах. Однако у меня есть весомый повод задуматься над взаимоотношениями цепочки родитель-ученик-школа и подвести промежуточные итоги. Но об этом поводе я скажу в конце.

Когда девочки начинали учебу, я могла опираться только на собственный опыт. В детстве я была очень ответственным ребенком, о чем моей маме сообщали на каждом родительском собрании, радуя ее материнское сердце. Не зная других вариантов, я наивно ждала того же от собственных детей.

На основании своих представлений об учебе и начитавшись умных статей, я была убеждена, что учеба – личное дело ребенка, домашнее задание – зона его ответственности, и родители не должны чрезмерно вмешиваться в этот процесс. Разумеется, в первое время я контролировала выполнение заданий, сидела рядом, следила, направляла, подсказывала, помогала собирать портфель. Я вешала на стену распорядок дня и памятку по приготовлению уроков, устраивала физкультминутки между письмом и математикой, заполняла дневники.

Ко второму-третьему классу я постепенно ослабляла контроль, передавая ответственность в руки детей. Сначала прекращала собирать портфели, потом просматривала только выполненное задание и расписывалась в дневнике, наконец, совсем перестала контролировать уроки, будучи всегда готова помочь лишь в тех случаях, когда ребенок сам обращался ко мне с вопросом. Казалось бы, все логично: такой подход должен воспитывать в детях чувство ответственности. Но всякий раз, сидя на родительском собрании, я терзалась сомнениями.

Одни учителя прямо говорили, что ждут от родителей активного участия в учебном процессе. Другие жаловались на невнимательность, невыполненные задания, забытые дома тетради и циркули. Масла в огонь подливали родители одноклассников, ставившие меня в тупик вопросом: «Каким способом вы решали вчерашнюю задачу?» Я отводила глаза и что-то неуверенно бормотала, а придя домой, первым делом кидалась к детским тетрадкам. Если задача оказывалась решенной правильно, меня преисполняла материнская гордость, если же нет, - терзали сомнения в своей родительской полноценности.

К счастью, приступы душевных терзаний одолевали меня нечасто. На какое-то время после собраний я усиливала контроль, а потом возвращалась к привычной, не требующей особого напряжения схеме: «Если что-то не понятно, ребенок сам спросит». Но возникла еще одна проблема.

Свободные от жесткого контроля дети научились халтурить. Если задание казалось сложным или непонятным, они просто оставляли его незаконченным. Из трех-четырех номеров по математике они могли сделать только два, а про остальные «забыть». Красные надписи в тетради их не смущали. Я вообще не уверена, что мои дети просматривали оценки за домашнюю работу (а с каким замиранием сердца я сама, будучи ученицей, раскрывала проверенную учителем тетрадку!) Выполнять «работу над ошибками» они не привыкли: не знаю, по какой причине, но в первых классах этого с них не требовали достаточно жестко. Однажды убедившись, что недоделки сходят с рук, дети стали повторять порочную практику. Это продолжалось до тех пор, пока на очередном собрании я не узнала обо всем и не заставила выполнять пропущенные задания по математике, английскому, истории и биологии за несколько месяцев. Это было жестоко, но, когда меня заведут, я могу быть очень суровой матерью.

Забытый циркуль или тетрадь в мое время казалась катастрофой. В начальной школе у меня была чрезмерно строгая учительница, которая за подобный проступок могла опозорить перед всем классом. Жестокий урок был усвоен, поэтому такие промахи и в старших классах случались со мной крайне редко. Но с моей дочерью совсем иное дело. На вопрос, почему в дневнике записано: «Нет циркуля», она беззаботно ответила: «Вот он, на столе», - и даже не потрудилась положить инструмент в портфель. Фигуры по геометрии она рисует от руки (хотя не испытывает дефицита линеек) и не видит в этом никакой проблемы. Такие моменты приводят меня в уныние, и разобраться с ними я могу, только сильно разозлившись и установив жесткие правила.

В начальных классах мне регулярно приходилось приносить в школу ту или иную забытую детьми вещь. На четвертом году обучения я сказала: «Стоп. Сегодня я сделаю это в последний раз». Звонки из школы прекратились, но красные надписи «Не готова к уроку» мелькают в дневнике до сих пор.

Когда старшая дочка пошла в первый класс, она была великолепно подготовлена, и я, разумеется, ждала от нее пятерок. Успехи ее сестры в детском саду тоже давали повод надеяться на отличную учебу в школе. Но очень скоро стало видно, что ни та, ни другая не блещут высшими баллами, а в 4-5-ом классе среди четвертных отметок местами забрезжили даже тройки. Мне нелегко было примириться с действительностью, и признать, что мои дети, похоже, «середнячки». Я никогда не ругала детей за двойки или тройки, но конечно, всегда ждала (и жду) от них большего. Однажды старшая дочка сказала: «Мама, когда я получаю двойку, ты расстраиваешься, и это хуже, чем если бы ты меня ругала».

Сколько бы мы, родители, ни хвалились неординарным подходом, сколько бы ни выставляли напоказ равнодушное отношение к оценкам, мол, «оценки – это не главное», но, к сожалению, в большинстве случаев они все-таки показывают уровень знаний ученика, и его способность эти знания проявить в достаточно жесткой, стрессовой ситуации. А ведь в жизни таких ситуаций будет все больше и больше: ЕГЭ, сессия, запарка на работе – все это давит на психику не меньше, чем ответ у доски или итоговая контрольная.

Часто приходится слышать: «Он вообще-то умный и сообразительный ученик, все ошибки – от невнимания». Дорогие родители, но ведь внимание – это не рубильник, который забыли повернуть при выполнении данного конкретного задания, но который непременно будет включен в следующий раз. Если от невнимания ребенок «хватает» тройки, значит, каким бы сообразительным он ни был, он, увы, не отличник, а троечник, и это реально тот уровень знаний, который он в состоянии продемонстрировать. Не надо себя обманывать. «Он может учиться лучше». Может, но не хочет. Или все-таки не может?

А теперь о поводе к написанию этой статьи, о котором я обещала рассказать. 1 сентября начнется моя собственная работа над ошибками, над моими родительскими ошибками: мой младший сын пойдет в первый класс. Стоит ли мне пользоваться методом воспитания ответственности, опробованным на старших дочерях, методом, результатами которого я пока не довольна? Быть может, следует пойти по другому пути, по пути тотального контроля, пути, который дает хорошие результаты у ряда знакомых? Говорят, девочки по природе более ответственны, чем мальчики. Честно скажу, я не уверена, что справлюсь. Мне придется превратиться в очень суровую маму.

Я знаю родителей, вкладывающих в детей огромное количество времени и сил. Их дети учатся в «сильных» гимназия и лицеях, занимаются с репетиторами, выполняют тонны дополнительных заданий и радуют родителей отличными отметками. Рядом с такими родителями я чувствую, что недодаю детям своих сил и внимания, лишаю их тех возможностей и перспектив, которые перед ними могли бы открыться. Это сейчас им ничего не нужно, а через несколько лет они поймут, что им не по плечу какой-нибудь престижный вуз и вожделенная специальность. Но почему сейчас я должна биться ради этих будущих перспектив, напрягая все силы, преодолевая лень и сопротивление самих же детей? Не достигну ли я этим обратного результата, отбив у них всякую охоту к личному росту, если буду загружать их сверх меры? Не погонюсь ли я тем самым не за их потребностями, а за своими родительскими амбициями?

Постепенно я прихожу к выводу, что отдавать ребенку ответственность следует постепенно, проверяя и убеждаясь, что он с этой ответственностью справляется. Моим детям, по-видимому, необходима определенная доля контроля, который не позволит им до конца расслабиться и позволить себе излишнюю беспечность в учебе. Простого вопроса: «Ты сделала уроки?» не достаточно, время от времени я должна просматривать тетради, задавать вопросы по устным предметам и общаться с учителями. Если я чересчур расслабляюсь, то это общение сулит мне непредвиденные и далеко не самые приятные впечатления. Тогда приходится «закручивать гайки» и отбирать часть ответственности обратно.

Я не знаю, к какому результату мы придем.
Эта статья пока останется незавершенной.

 

Автор статьи: Анна Хрусталева

 

 


другие статьи автора в группе:

Онлайн-тесты

Психология


Социология

Маркетинг, продажи, тренинги

 

Интересно

 

Дети

Фото, видео, походы

Песни для души

 

Обсуждение

 

Это интересно
+5

+ 08.02.2013 , обновлено  18.11.2013
Пожаловаться Просмотров: 2943  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 61

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

серьезная тема ...

но знаете Николай больше всего меня беспокоит иное - в школах детя не дают НИЧЕГО из того что им реально пригодится в жизни

и второе - не знаю как у вас, а в моем классе в пед пошли те кто не смог поступить в более престижные ВУЗ-ы

я классе в 8 оч хотел стать учителем истории - меня быстро отговорили ...

но вернемся к тому что дает школа - мой сын учится в частной школе, так вот единственно полезное что я видел что он там получает - их учат делать доклады в повер поинте - ВСЁ

мыслить, понимать, думать, осознавать, просвещаться, искать информацию - их НЕ УЧАТ

система образования устарела, а с тех пор как перешли на западную - она еще и гниет и детей растит не любознательными, а условно ограниченными

Как метко сказала классная руководитель моей дочери - "они там наверху в школах не работают". Меня поражают их разнообразные тесты - у ребенка вместо возможности порассуждать, и написать свою точку зрения получается "выбор без выбора". Вроде как задали вопросы, но выбрать ответ можно только из предложенных вариантов. В итоге многие дети, вместо рассуждений просто играют в "угадайку". Моя дочь учится в гимназии, что мне там нравится в отличии от многих школ, это дисциплина, причем не только учеников, но и учителей. Плюс преподаватель на собрании отчитывается по каждому ребенку, а не по тем детям которые чем то "зацепили" (по моим воспоминаниям это преобладало в советской школе). А касаемо системы образования, у меня на наших министров руки очень чешутся, отменили бы на денек УК РФ Laughing опять же, хорошо валить на систему, но тут есть и другой вопрос - а что мы сами даем детям? Мы привыкли что за наших детей отвечают воспитатели, педагоги, а мы вроде как просто помогаем, но ведь наши дети, это в первую очередь наша ответственность, и то что им не дает   детский сад или,школа должны дать родители

конечно значимость родителя в формате ребенка на первом месте, так как оч много стереотипов и формы анализа-поведения-рассуждения ребенок берет именно от родителей!

08.02.2013

А прочувствуйте слово учитель! И что чувствуете? А как называют того, кто преподносит знания, преподает КАК решать задачи любого предмета?

наставник?

08.02.2013

или преподаватель

да как бы они не назывались уверен у каждого был человек которого можно назвать УЧИТЕЛЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, НАСТАВНИК - те кто болеет душой за предмет и от всей души старается передать суть предмета окруюающим

в школах по моему таких все меньше :(

08.02.2013

Как его назвать так и поплывет. Как требовать от бухгалтера продаж? Произнесение вслух слова учитель задирает нос в гордыне!

по разному бывает

знаете в 90-х я уехал в Румынию и оба высших там получил, самое большое что мне там не нравилось - все базировалось на ЗУБРЖЕКУ

на понимание что зачем и почему - вообще внимание не обащалось

так и все западное образование - на выучить ...

У нас всеж было больше на понять - во всяком случае в школе мне повезло именно с такими учителями

и они не забирали нос ...задирает нос тот у кого внутренние комплексы есть, Учитель просто знает и делиться тем что осознал и к чему пришел

08.02.2013

На днях познакомился с парнем, родившимся в России, отец которого итальянец. Парень уже взрослым уехал в Сицилию, в Германии получил второе и третье высшее образвание, служил во Франц легионе. Так вот он рассказывал про зубров фундаментальной науки. А зубром зубря стать возможно ли?

можно

у Ньютона было - Я видел дальше - потому что стоял на плечах гигантов

все равзивается

база бесорно нужна и важна

просто давать надо на осмысление и осознание, а не на зубрежку и выполнение опр правил

08.02.2013

для чего понимать для чего а пишется как а? Важно запомнит как она выглядит. И не так ли учат детей?

очень много ненужного материала - лишь бы забить голову

практического применения не имеет в реале - только при опр специализации

08.02.2013

Зато есть возможность познать широту мира или раздвинуть горизонты!

08.02.2013

А в Росии еще при царе ввели прусскую систему образования. А нынче в России западная модель вводится, так как это было условием вступления в ВТО. 

а были же волхвы ... и обучали ...

да и индийские веды тоже с територии России пришли

а в индии все зиждется на НАСТАВНИЧЕСТВЕ, во всяком случае в духовном развитии

08.02.2013

а по какой причине? - Наставник показывает один из путей, например свой.

нет, наставник подсказыывает как находить СВОИ вехи, а не повторять путь наставника

Однажды пришел ученик к Будде:
- Учитель, я не понимаю смысла твоего учения.
Будда показывает пальцем на луну.
- А-а-а! Смысл твоего учения это палец?
- Нет.
И Будда снова показывает пальцем на луну.
- А-а-а! Смысл твоего учения это луна?
- Нет, смысл моего учения - Направление.

 

Smile

08.02.2013

а что означает Ваше "нет"?

Показать с каких пор стало отправить?

нет это наставник не показывает и подсказывает одни путь - дает возможность человеку самому идти

08.02.2013

Снова "НЕТ"! Вы точно знаете по какой причине произностие это слово?? Чужое мнение Должно совпать с вашим? Наставник может предложить только свои варианты решения задачи, а вот падаван - найти свои исходя из чужих. И не в этом ли мудрость - адаптировать в своей жизни чужой опыт?

думаю - да

08.02.2013

а что чувствуете при этом? Квай Гон Джинн говаривал Йоде - "Не думай, чувствуй!"

это притча, она как жизнь многослойна

у меня, вас, Василия, Будды, ученика.. будут разные НЕТ в разные моменты жизни и даже в течении часа

объяснить их я не могу, только чувствую, но описать это тоже не могу

08.02.2013

Нет - это всегда борьба за власть и значимость, это желание доказать своё! Незнающие доказывают, знающие ничего никому не доказывают.

Альтернатива нет - это только да, всегда! Ты - мудак! - Да, возможно я и выгляжу как мудак...

Буран смотрите шире на то что я говорю ...

я не отрицаю того что сказали вы, просто чуток о ином

08.02.2013

И как давно - "НЕТ" перестало быть отрицанием? Это Вы писали "НЕТ"?

09.02.2013

Мудрость -это не адаптация  чужого опыта, а приходим к ней, когда саморазвиваемся. И чего это за мудрость с чужим опытом?Wink

09.02.2013

Мудрость - способность верно использовать как свой опыт, так чужой опыт моделировать в свой.

Разве поведенческое научение уже отменено? Фраза "повторяй за мной" канула в лета? Смотри как делю и делай по своему мало кто слышал???? 

И мудр ли человек набивший ту же шишку, что и впереди идущий?

09.02.2013

Конечно, никто не отменял На своих ошибках учатся дураки!

09.02.2013

А на чужих ошибках - некоторые полагают, учатся умные?????

Следовательно - умные учатся у ДУРАКОВ????

Делать ошибки - признак как раз умности!

Количество ошибок Эдиссиона и Теслы выводят их в ряд супер дураков или мега тупиц?

09.02.2013

Работа ученых_ это последовательный труд и там исходя из ошибок делаются выводы! А мы рассуждаем об ошибках поведенческих! 

09.02.2013

и в чем различие при формировании причинно-следственных связей?? 

"из ошибок делаются выводы" - это только для ученых характерно?

Порой грабли, бьющие по лбу - поролоновые, и люди не обращают внимание, что это все же грабли!

09.02.2013

Да Вы правы! Это все такое броуновское движение! 

а я и сам не знаю

08.02.2013

"В детстве я была очень ответственным ребенком, о чем моей маме сообщали на каждом родительском собрании, радуя ее материнское сердце". - была, а сейчас? Мамино сердце радовали слова о дочери на собраниях? А как успехи детей связаны с родителями? Как двойка сына может испачкать мелом спину отца?

Оценка - что это? Чем отличается от зарплаты? Сколько труда вложил ребенок - такова и оплата.

И какое чувство рождается и в каком состоянии находится родитель, зная, что его ребенок умет многое из умений родителя - собраться в школу - от портфеля до формы, накормить себя, соблюдать режим, самостоятельно решать стоящие задачи - ведь редко задачу по стереометрии задают в пятом классе и т.д. 

Так в каком состоянии находится родитель? И что чувствует?

То, что здесь понимается под словом ответсвенность - чувство не воситываемое, а врождённое, связанное с определённым "психотипом". И нет никакой разницы в том, как отдавать эту  ответсвенность и отдавать ли вообще.

Работая уже со взрослыми людьми в качестве консультанта по персоналу я заметил, что инициативных (что в контексте данной статьи тождественно слову "ответственных") людей примерно четверть. Это предприниматели, руководители или просто "свободные художники", котрых не надо контролировать - они и так всё сделают.

Примерно половина людей делают что-то только при чётком управлении и контроли со стороны руководства. Это хорошие, добросовестные сотрудники-исполнители, и именно они были основным объектом нашей работы - создания систем управления и мотивации.

А ещё четверть не будут ничего делать, как их не мотивируй и не направляй - они прыгают с одного места работы на другое, всегда находя себе оправдания и жалуясь на несправедливость начальников.

Полагаю, что по отношению к детям надо тоже применять дифференцированный подход - понимать, кого надо тщательно контролировать, кому доверять, а на кого просто махнуть рукой - всё равно дальше армии или ПТУ не прыгнет.

Согласен с вами коллеги...

Да систему образования заслуженно критикуют. С другой стороны у палки два конца. Есть и плюсы. Это отдельная тема.

Уже несколько раз в разных темах затрагивались вопросы, на которые по моему опыту нет однозначного четкого ответа. Вернее нет одного жесткого ответа.

Если мы говорим о детях - то есть разные типы детей: по темпераменту, например. А разным типам детей (как впрочем и взрослых) имеет смысл говорить и общаться по-разному.

Например случай с табуреткой.

Кому-то нужно и посочувствовать, проговаривая то, что произошло (и ни в коем случае не табуретка виновата, а он ударился и ему больно). Кому-то имеет смысл сделать вид, что ничего не произошло и отвлечь внимание на нечто другое. С кем-то посмеяться над произошедшим. Да и дети по-разному будут вести себя в этой ситуации. Кто-то разрыдается. Кто-то потрет ушибленное место и поскачет далее...

 

Думаю с проверкой домашнего задания так же. А вернее здесь идет речь о контроле, доверии, самодисциплине.

Кого-то нужно постоянно контролировать! Кого-то избирательно время от времени непредсказуемо.

На мой взгляд.

 

Похоже нужно развивать тему о разных типах детей и соответственно разных линиях поведения с ними. Сложность пока в том, что у нас нет автора - эксперта в этой области. А Светлана не интернетный человек.

Подумаю...

 

да тут обсуждать и обсуждать и не знаешь с чего начать ;)

08.02.2013

Посмеяться над болью чужой - взрослый смешног от боли ребенка?????????????? Велком ту укрощение строптивого - там эта тема здорово раскрыта!

И к чему приведет тотальный контроль? - многие видели детей-овощей в колясках...

Гребенку лучше брать разную

08.02.2013

Желающие могут прочувствовать разницу слов - контроль и управление. 

одно входит в другое и наоборот в разных вариантах

08.02.2013

Контроль - негатив, ограничить, лишить ответственности. Управлять - гибко изменять процесс.

Чтобы приехать из пункта А в пункт Б нужно контролировать машину сидя не зарулем? Или управлять рулем, газом и тормозя? Контроль - как бухгалтерия - постфактум. Упраление - экономист-плановик, который ставит цель и планирует результат!

Возможно мы говорим о разном контроле.

В моей практике безконтрольное управление трудно представить. Какое бы гибкое управление не было.

Это как мои коллеги говорят - мол штрафы плохо влияют на мотивацию, они мол демотивируют. А у них просто другая функция.

Чтобы приехать из пункта А в пункт Б нужно контролировать дорогу, по которой едешь? показатели приборов (того же бензина), наличие встречных и попутных машин? перекрестков, контролеров на перекрестах и в засадах (ГАИ). А если вы пассажир... готовы ли вы гибко не вмешиваясь наблюдать за неадекватным водителем? А если при этом вы его руководитель? Как будете управлять им?

 

09.02.2013

Получать информацию, проверяя показания и контролировать - одно и тоже?

Для чего ОТК, от которого во всем мире с введением СМК отказались еще середине прошлого века? Контроль работы других! И так до бесконечности! А для чего делать что то так, чтобы тебя контролировали - где личная ответственность - либо сделал - либо нет! Для чего отдавть право оценивать свою работу другим?

Какие действия предполагаются после контроля? Возврат брака работнику и ВСЁ!

Проконтролировал паасажир - водила лихач! И что дальше то?

Управляя своей целостностью и безопасностью, паасажир выйдет из авто раньше ангела-хранителя лихача!

Вы предлагаете убрать контроль? Разверните подробнее, пожалуйста. Было бы здорово, если напишите статью на эту тему.

Управленческий цикл содержит в себе четыре функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль

Вы отсюда тоже предлагает убрать контроль?

09.02.2013

и что же это за функция - мотивация? Какой она бывает?????????

И желающие могут обратить внимание - в цикле нет функции - УПРАВЛЕНИЕ!!!

вы используете технику введения меня в транс? Laughing

давайте сначала с контролем раскажите

Что такое вообще цикл? Почему люди зацикливаются на нем?

Разве может функция функционировать?

Когда желающий желает, почему он желает?

Внимание обращает кто или на что, и почему его нужно обращать?

 

09.02.2013

Нет точных определений - откуда возмется понмание. Не в этом ли трудности людей? Человек желает пить,! - по какой причине? и так во всем!

Цикл - что то замкнутое и последовательное. И что такое процесс?

Есть ли у самого слова "определение" точное определение?

Как часто понимание связано с определением?

Как связаны причина и питье?

Как можно однозначно разграничить замкнутое и последовательное? Есть ли промежуточные многовариантности?

Да и что такое процесс?

09.02.2013

студенту задавал вопросы профессор - одним за однм! Студент молча а потом и спрашивает - Вы знаете ответы на свои вопросы? -Да! сказал профессор. Так для чего спрашиваете????

Жажда - потребность, питиё - удовлетворение потребности. Человек все делает удовлетворяя себя. 

Чем сильнее жажда - тем больше хочется пить - не так ли? Выделенное и есть мотивация

Laughing  это точно!

У моих знакомых ребенок в 5 классе. Они его перевели в экстернат.

Занимаются с ним,конечно, но очень довольны.В экстернат перевести были вынуждены, потому что живут в поселении и ездить в школу не на чем. Школьный автобус не может детей забирать.

Сдают в школе зачеты по четвертям. И очень хорошие результаты.

И никаких дневнекос с записями красными чернилами, никаких дурацких родительских собраний ни о чем...

А главное, это совсем другая организация жизни ребенка . Встают они тогда, когда высыпаются, Оценок тоже никто не ставит, и родителям не надо голову ломать:ругать за них или расстраиваться. А дети растут  на природе ...

Интересный нечаянный эксперимент.

А как на счет социализации? У него есть общение со сверстниками?

с 11-12 лет - ведущая деятельность у ребенка - общение со сверстниками.

И вообще, если посмотреть более внимательно, что развивает школа, какие качества личности, то увидим, что в основном -умственные способности, т.е. интеллект (хотя и это тоже условно). А вот с чувствами  - это уж как придется.

Пожалуй да.

Как раз в школьном образовании я не специалист. Согласен, что система образования правильно критикуется. Так же критикуется и зарубежное образование. Да и в частных школах не всегда все хорошо. Особенно в платных, а соответственно и школьники там подбираются от состоятельных родителей, и крен в монетизацию велик.

Есть ли пример эталона? Ведь простое разрушение чревато. Здесь вряд ли подойдет линия поведения

- разрушим до основания, а затем...

Родителям-то нужно воспитывать детей сегодня, в нынешних условиях...

 

Там много семей, постоянно люди вокруг, а главное - есть хороший друг. с которым они осваивают окрестности и природу и изобретают всякие штуки . Кошки-собаки, пчелы и всякая Дикая Тварь из Дикого Леса. Волки с лосями шастают под окнами.... Интернет есть, ТВ нет. А главное рядом - настоящие мужики, которые не пьют, не курят и матом не ругаются. Вот такая у них социализация. Даже и не знаю,  что лучше для ребенка : город с его нездоровой средой  или природа, которая формирует здоровую психику?

Родители дом строят и дети все это видят и во всем участвуют...