Открытая группа
13711 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Вас не мучает совесть?

Совесть загрызла

Вы спросите: а почему меня должна мучить совесть?
Так и я тоже спрашиваю: а почему и из-за чего?

Совесть это что? Внутренний контролёр и цензор? Обычно так понимают.
И что контролирует, за чем следит? За тем, что хорошо и что плохо?
А что хорошо и что плохо? У разных людей это может разное означать.


Совесть – это когда ты знаешь все «надо» и выполняешь их?
А кому надо и зачем?
Если кто-то или что-то требует с тебя то, что самому тебе не нужно, то это уже насилие.
И если ты заставляешь себя что-то делать, то о чистой совести и речи быть не может.
Чистая совесть – это когда осознаёшь свои нужды и одновременно возможности свои для их удовлетворения. Спокойно и уверенно удовлетворяешь свои потребности или не удовлетворяешь. Если ты не можешь удовлетворить свои потребности, то совесть твоя тоже чиста. Ты делаешь всё, что можешь, а на что-то невозможное не претендуешь.

Совесть замучила

Человек действует безупречно тогда, когда нет упрёков. Упреков, как со стороны, так и изнутри. Причём второе важнее. А какие упрёки изнутри? Со стороны кого?
А со стороны внутренних судей, тех субличностей, которые скрываются в каждом из нас.
Если нет согласия внутри, то и найдётся немало оснований для мук совести.
Безупречность не измеряется тем, что ты стоишь, а чего не стоишь. Она просто не подразумевает никакой шкалы ценностей. Нет мерила, а есть только непосредственное восприятие той или иной ситуации. Человек не всегда имеет возможности для выбора лучшего пути, так как просто напросто не обладает информацией. Нет информации и всё.
А сомнения? А может быть, она есть, а может быть, я чего не учёл?
А разве вы себе враги? Вы намеренно скрываете от себя какую-то информацию? Чтобы передать её врагам? Чтобы усугубить свою жизнь?
Странные вопросы? Так и не задавайте их себе.

Одиночество

Вот и получается, что совесть чиста тогда, когда она не задействуется. Воспринимает человек непосредственно и естественно свои потребности и способы их удовлетворения, не берёт на себя не своё, даже если у него что-то и не получится? А что ещё надо для спокойствия и уверенности?
Но в этом случае необходимо согласие внутренних частей? Обязательно.

Совесть – это морально-этическое понятие? Скорее это гораздо более глубокое и широкое явление, включающее, прежде всего наши возможности и их реализацию, наши взгляды и взоры на то, что смогли, а что упустили.
Так, а что смогли, а что нет, упустили?
Оглянитесь! Вы всё смогли так, как и нужно было, и иначе быть не могло.

 

Так и получается, что совесть лишняя?
Да! Так и выходит. Зачем она нужна, если вы доверяете себе? Или не доверяете?

Продолжайте дальше в мучениях.

Совесть – это не моральный регулятор, не указатель того как вести себя среди людей. Совесть – это то, что внушили нам родители наши, а тем, возможно, и прародители.
Так мы что этот хлам с собой нести будем всю жизнь?
Нам дали жизнь, одарили теми или иными навыками..И ещё в придачу свои предрассудки.
Мне могут сказать: а где моральные устои, которые просто необходимы в жизни?
Какие такие? Я поступлю так, как смогу. Так, как требует ситуация. Так, как подсказывает чутьё и естество моё. И дай бог мне не устраивать внутри себя раздора и выяснения отношений с самим собой.
А если и бывает чистая совесть, то это как раз согласие с самим собой.

Начать жизнь заново

Вот такую я тему поднял. Это только общие рассуждения. Вполне возможно, что продолжу и конкретными примерами. Не претендую на глубокое понимание, просто хочу вызвать обсуждение. Вы как к совести относитесь?

Читать далее Психология

Вступите в группу, и вы сможете слушать прикреплённую музыку и просматривать прикреплённые файлы

  • Ким-Юлий-Диалог-о-совести.mp3
  • Kim_Yulii-Uchitel_i_uchenik.mp3
Это интересно
+12
 

07.07.2013 , обновлено  07.07.2013
Пожаловаться Просмотров: 8976  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 41

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
07.07.2013

если свести понятие  "совесть" к  сомнению в правильности своих действий... но - если нет сомнений, то просто еще никто не надавал по шапке или еще некому это было  сделать. как только появятся внешние "цензоры" да хоть в виде "пахана", сразу проснется и совесть предложенного Вами варианта.

Андрей, Вы не слишком однобоко предлагаете трактовать совесть? вся ли жизнь наша сводится к "я, мне, хочу"?  сосед не скажет - а я хочу кулаковее?

а так все правильно. чтоб жить в ладу с самим собой, надо согласовывать свои потредности, желания,возможности.

и, увы, учитывать  соседа. социум, куда от него.

возможно, что совесть не только цензор, но и поиск новых возможностей и гарант выйти из ситуации без трупов и собственных синяков. ведь не один я крут. так стоит ли отключать совесть и ... нарываться?

и вообще, Ваш вариант интересен, но не полон.

 


Вот как? Значит, я призвал давить совесть? Или стать бессовестным?А вы про какого "пахана" и про какие удары по шапке?Если вы про зону, то Вы откуда знаете? А я как раз знаю, на острие ножа бывал.Социум и учёт соседа – не аргумент. Мы прекрасно в нём ориентируемся без всякой совести. Просто по наитию и автоматическим навыкам.Выходить из ситуации любой лучше всего без суда совести, который есть ничто иное какразборки внутри тебя свирепого родителя, визжащего ребёнка и взрослого-страуса.Примитивизируете Вы, а не я. Однабокость в статье намеренная, акцент делается на разжигание дискуссии после статьи.В виде комментариев.Smile Надеюсь, что их будет немало.

07.07.2013

ага! вот Вы и проявились! Вы нас провоцируете и я из провокаторов. люблю открывать людей.

мне нравятся ваши беседы и комментарии обоих, можно назвать это и "провокациями" Wink и все же я думаю это нечто больше, и мне нравится не лилейный ах как хорошо, ах как здорово, ой спасибочки

а нормальный обмен мнений

07.07.2013

Ох, как сон в руку говорят, так и эта тема появилась...

Иногда очень хочется избавится от этой жутко гипертрофированной моей черты, ибо ничего кроме самокопаний и растройства не приносит она мне. Наверное будь я ярой верующей я бы "грехи" замаливать бегала каждый день. И что самое печальное - по пустякам.

Вон вчера собсвенно был случай...

Зашла я в супермаркет косметики, хими итд. И там есть отдел с украшеньями. Фиговинки всякие в основном из пластика с копеечной себестоимостью, но с бешеными ценами. Но иногда бывают какие-то штуки дешевые, которые я беру и разбираю себе на бусинки и сама что-то делаю потом. Или можно идею подсмотреть. Вот так и было вчера. Понравились сережки, но решила не напрягаться и запоминать как они там выглядят и делаются, а сфоткать. И нет что бспросить можно ли сфоткать (запретилиб и фиг с ним, с проволкой в рукоделии все равно не очень дружу), решила натихаря сфоткать. А в магазине народу не было. продавцы рядом крутились. Запалили меня. Спросили зачем фоткаю витрину (нафиг она мне не нада их витрина, сережки хочу)))) А  я возьми и соври, что не фоткаю, а это типа смс с таким звуком приходит. Они извинились, я пошла купила расческу и ушла. А совесть как раскаленная шпала до вечера по мозгам била. И ВСЕ мелкие негоразды, чт ослучались я относила на счет "наказания за проступок". Покупаемую расческу чуть не забыла, - наказание, споткнулась -оно самое. Молоко убежало, пока с соковыжималкой новой разбиралась - опять кара за проступок! И все в голове крутится эта сцена. Я уже и песни напевала и афирмации повтряла, лиш быв отвлечься. нифига. Весь день перепоганила из-за ерунды фактически. Но моя совесть видать считала что это капец какое прегрешение... И нафиг она нужна такая?

А вот этот Ваш комментарий очень даже по существу. Какой-то внутренний родитель Вас строго судил и отчитывал за «ни за что». Это вот такое несогласие внутри и есть суд совести. Силы и время на ветер.Smile

запрет на фото чаще всего из-за конкуренции, торговые представители, мерчики ходят, мониторят как там у конкурентов, что перенять, что улучшить, что подсмотреть, каков уровень цен...

посему на мой взгляд к вам подходили именно с этой позиции, то есть приняв вас не за того, навесив на вас ярлык врага и уже приготовились вас "четвертовать"

а на мой взгляд это нарушение моих прав и свобод ну да.. у них могут быть свои порядки, не нравится, не ходи... и все же мне здесь важнее моя свобода и свобода моего выбора

Посему вы по опыту или поняли, что если признаетесь, то начнутся долгие разборки. Вы же смягчили ситуацию и умело помогли им и себе избежать скандала и взаимообвинений.

Это мой взгляд

 

Если бы ещё кроме смегчения ситуации наружи, Несс сумело смягчить ситуацию внутри, то и совсем замечательно было.Wink

ну мы такие какие есть

и если в группе у нас получается быть откровенным, высказываться так, как лежит на душе, оставаясь с уважением к собеседнику - это в идеале

Андрей, меня к такому взгляду обучили в позитивной психотерапии, мне это подходит и с этого стоит начинать анализ ситуации - с позитивного формулирования, но за ним стоит смысл гораздо глубже

Вот видите, Нуя, где совесть проявилась у Несс? В магазине. И в чём она не права была? Права.

А разборки внутри начались. Строгий родитель прижучил ребёнка, а взрослый в растерянности не знал что делать?

Из пальца ситуация высосана? Нет, из совести.Wink

07.07.2013

а я думаю, это не совесть, а страх перед все тем же социкмом. настолько въевшийся, что мы даже не можем дать ему определения. она просто боится не соответствовать. чему - вопрос интересный. она решила, что в магазине нельзя фотографировать, что продавец рассердится. она настроила себя на это. и теперь мучается, что оказалась не на весоте. высоте чего? представления продавца. и при чем здесь совесть? она чего украла, оскорбила, обидела? себя обидела - поставила себя ниже продавца. а в сущности мы все из одного теста, с теми же заморочками. и никого бояться не надо.

думаю вы правы, часто слово совесть идет в связке со словом наказание

а самое тяжелое наказание может придумать сам человек себе же

Не об этом речь, а о внутреннем контролере, который и есть совесть. Пришла домой девушка, и начались "внутренние разборки". В магазине она себя повела достойно, а зачем дома мучилась, что её терзало? Опасности не было, а мучилась. Вот о чём речь.

А страх перед социумом  и терзания совести не одно и то же? Внутри страж - строгий внутренний родитель, который социум и представляет.

Для меня совесть нечто большее, чем одобрение социума с его сегодняшними взглядами.

Во-первых многим не дано знать свое предназначение.. и что делаешь в добро, а что во зло.

Во-вторых понимание добра и зла очень разнится время от времени даже в одном и том же социуме

при разговорах о совести мне вспоминаются две цитаты

Визбор

- Пока своим Богам нигде не изменили,

В программах наших судьб передают рояль

 

Остров

- А мне-то как жить теперь?

- Все грешны, живи как живешь, греха только большого не сделай.

===================

Есть такая метафора - "совесть грызет"

** есть ли за что, с чьей точки зрения, судьи кто?

** а кто ей позволяет вас грызть? вы сами или окружающие?

 

В том то и дело, что "грызём" мы себя сами. А происходит это от того, что "внутренний родитель" берет верх над "внутренним ребенком", постоянно его воспитывает. Социум действует по такому же принципу. Чем человек "виноватее" тем легче им управлять. Социум для большинства - это Бог.

а Взрослый молчит?

 

Так в том то и дело, что молчит. Он не умеет найти общий язык с ребёнком. Отдал всё родителю, а сам устранился.

А задача? Самому стать родителем!

Тем более что взрослые мы сами и есть.

Во всяком случае сознаём себя такими.))

согласен

Конечно, совесть гораздо больше чем социум.

Совесть она есть. А вот что это и как? Мне не нравиться и так как официально.

, и так как многие значимые для меня люди.

Тот же мною любимый Астафьев:

«На войне, – говорил Астафьев, – четко было видно, кто реалист, а кто эстет. Реалист боится танка, потому что танк – вот он, прет на тебя, его видно. А эстет боится самолета, потому что у эстета сильней развито воображение. Вот там, когда бомбило, я понял, что я эстет.

 

То есть совесть связана с эстетическим чувством и воображением – двумя чертами, которыми обычно наделен художник. А художник и есть высшее состояние человека – творец, лучшее творение Божье, идеальный собеседник и где-то соперник Господа. Почти все бессовестные люди, которых я знал, – то есть, говоря корректнее, люди, заглушившие голос совести голым и наглым сознанием своей правоты, – были, прежде всего, катастрофически бездарны. У них было очень плохо со вкусом. Единственный способ развивать совесть – это много читать, смотреть хорошую живопись, слушать серьезную или, по крайней мере, хорошо сыгранную музыку. Искусство служит не для услаждения чувств, а для развития главной человеческой способности – отличать хорошее от плохого; ибо это – единственная область, в которой человеческие критерии безотносительны.»

Я его очень люблю читать, но что он пишет?

Ему не нужно бы было в эту область.((

А его замордовали в детстве на самом деле, так он и носил в себе эту муку чуть ли не как Христос до конца дней. Матерился, конечно..но это детали.

И что?

вспомнил - любимая моя у Кима есть

Диалог о совести
                  Юлий Ким

- Я недавно сделал открытие:
Открыл я недавно словарь -
Оказывается, "совесть -
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго".

        - Но как же быть, когда идет игра,
        Партнеры лгут, блефует кто как может,
        И для победы правды и добра
        Тебе солгать необходимо тоже -
        И как же быть тогда?

- Я понимаю... Я только говорю, что совесть -
Это нравственная категория...

        - Но как же быть, когда идет борьба
        За идеал и лучшие надежды?
        Ну, а в борьбе нельзя без топора,
        А где топор - там щепки неизбежны.
        И как же быть тогда?

- Да-да, конечно... Я только говорю, что совесть -
Это нравственная категория...

- Но если все охвачены одним
Безумием - не на день, а на годы?
Идет потоп - и он неудержим
И увлекает целые народы!
Так что же может слабый человек
В кошмаре, чей предел непредсказуем?
Что может он, когда безумен век?
И кто виновен в том, что век безумен?
Кого судить?
Кому судить?
За что судить?

        - Я не знаю... Я только знаю, что совесть -
        Это нравственная категория,
        Позволяющая безошибочно
        Отличать дурное от доброго!

 

добавлю песню в вашу тему, кажется очень по теме...

 

ну тогда и еще одну, она у меня в связке идет!

Разговор учителя и ученика

                  Юлий Ким

УЧИТЕЛЬ:
- Ах, неужели действительно
Уж так уж необходимо
Быть непременно честным
И поступать соответственно?
И, встречаясь с неправотою
Сильных и злобных людей,
Неужели уж так уж естественно
Рисковать головою своей?
Я не знаю...

УЧЕНИК:
- А чего тут знать?
А чего тут знать-то?
Я могу уважать исканья и сомненья,
Я могу уважать уважение к врагу,
Но в вопросах чести
Топтание на месте -
Режьте меня, жгите меня,
Я уважать не могу!
Уж если знаешь, что к чему, тогда о чем же речь?
Уж если у тебя душа на самом деле болит-горит-кипит,
Чего там колебаться и голову беречь?
Чего там, - правда победит!

УЧИТЕЛЬ:
- Ах, я не знаю, имею ль,
Имею ль я полное право
Указывать людям дорогу,
Которую сам одолею ли?
Которая, что естественно,
Слишком многим невмоготу.
И, пожалуй, вообще безответственно
Обнаруживать свою правоту.
Я не знаю.

УЧЕНИК:
- А что тут знать?
А чего тут знать-то?
Я могу уважать нелепые прожекты,
Я могу уважать много еще чего.
Но кто хочет действовать и стесняется лишней жертвы -
Режьте меня, жгите меня,- за что уважать его?
Уж если знаешь, что к чему, тогда о чем же речь?
Уж если у тебя душа на самом деле болит-горит-кипит,
Чего там сомневаться и голову беречь?
Чего там,- правда победит.

ХОР:
- Уж если ты на самом деле знаешь, что к чему,
Тогда конечно за тобой мы все пойдем гурьбой.
А если мы гурьбою шагаем за тобою,-
То значит, ты знаешь, что к чему!

не против, что я песни добавил?

Очень даже за! Но я ещё не всё прочитал. 

07.07.2013

Совесть - это сканирование своих действий относительно своих же ценностных ориентиров - когда они не совпадают, то человек и мучается совестью.  Мы же называем человека бессовестным, когда он поступает вопреки нашим моральным установкам!  Вывод: совесть - понятие субъективное!  Фашисты убивали коммунистов и делали это по совести, просто они верили, что коммунисты есть зло, а избавление от них - есть добро!

07.07.2013

Совесть - придуманное слово для проведения манипуляций - многие слышали  - у тебя совести нет, бессовестный! И что человек может почувствовать после этого? Уж не чувство ли вины?

07.07.2013

И многие пристыженные чувствуют вину?Surprised

07.07.2013

Стядят - как тебе не стыдно! Ты нас позоришь! Что о нас  или тебе подумают?

07.07.2013

Surprised

07.07.2013

Покопавшись в себе, я сделала вывод, что угнетал меня сам факт лжи, хотя с ее помощью я и избежала возможно даже более стрессовой для себя ситуации (разборки, притензии, может даже выпровождение из магазина, кто знает чем бы оно кончилось=) ). Я не приемлю любые виды лжи, но все таки одно дело "приукрасить" детали или "округлить" достижения. И совсем другое дело, смотря в глаза человеку, говорить неправду. И в принципе это правильаня нелюбовь, но... Все таки хотелось бы что б совесть "работала" не  только в черно-белом режиме, но и оттенки различала, а то с моей совестью вообще не договориться((( Вот бы ее какому-нибудь маньяку спихнуть...  Хотя, я думаю не поможет, редко у кого из них с совестью конфликты. Правильно тут писали, чт осовесть это наше же внутрее мерило хорошего и плохого. У меня уж ооочень высокие стандарты правильности (во многих аспектах бытия). И этот мой идеализм, частенько ставит мне палки в колеса =) Но стараюсь нынче "быть проще", но как показал вчерашний случай, не так то это легко.

это очень действенная кнопка для манипуляций...

 

07.07.2013

Разве есть абсолютно честные люди? А Ваша правильность соответствует чужой? А есть хорошее и плохое? Причинять боль? Это как? Плохо?  А вскрывая нарыв? Отрезть ногу при гангрене? И это плохо?

07.07.2013

Несс, а пусть нас не ставят в условия, когда мы вынужденны лгать. когда я была мелкая, то мне часто попадало за проступки. я стала выкручиваться. мать пожаловалась соседке, старушке-учительнице и та сказала - ты сама виновата. ты ругаешь ее за любое прегрешение, даже не делая скидку, что это ребенок. ей страшно, вот она и защищается. есть еще одна ситуация, когда мы вынуждены лгать. если Вам сказали на работе, что, возможно, Вы попадете под сокращение.это еще не точно, но... естественно, домой Вы пришли убитая и Ваша старенькая больная мать спросит, что случилось. и что, Вы вывалите на нее эту новость? спровоцируете инфарт? нет, Вы скажете - да просто было много работы и я очень устала. ведь так? так что такое правда?  принцип? а....может, гибкость лучше?  сразу скажу, к беспринципности не призываю. но есть ситуации, когда ложь это просто маленькое лукавство. вспомните детей. зажмет конфетку в руке, хвостик из ладошки выглядывает, а он смотрит такими  счастливыми глазами и говорит - В какой руке? - и глазки хитрююющие. уверен, что не угадаем. и ведь "не угадываем"! так что разложите по полочкам ложь отдельно, отдельно лукавство и хитрость - маленькие житейские шалости. Вы не корить себя должны, а гордиться, что вышли с честью из неприятной ситуации, не задев ничьих чуств.

Можно сказать, что есть два вида лжи: внешняя и внутренняя, кому-то и самому себе.

Самая опасная ложь внутренняя, самому себе. 

08.07.2013

"Самая опасная ложь внутренняя, самому себе."  А может, с другой стороны, она и самая спасительная?  Например, кто-то говорит себе правду:"Я придурок, никто меня не любит, я - неудачник, и, вообще, я чмо - неумное, безвольное чмо..."  Андрей, и как Вам такая правда самому себе?  Ведёт ли она к саморазвитию или это дорога к психиатру?

Правду достаточно один раз себе сказать. Истина постоянных доказательств не требует.

Люди, которые чувствуют себя чмошниками себе об этом не твердят постоянно.

Ну, чмо и чмо.

"Я придурок, никто меня не любит, я - неудачник, и, вообще, я чмо - неумное, безвольное чмо..."  А вот это уже разговор субличностей, внутренняя борьба.

Кто кому говорит? Жестокий родитель жалкому ребёнку? Зрелый взрослый где?

Где здесь правда? Здесь спор и разборки. И никакого развития.

А к психиатру торопиться не надо. До полного вывиха ещё далеко.Smile

08.07.2013

А правда....она у психиатра!Wink

08.07.2013

согласна. хотя лепота права, она и спасительная. но в том-то и дело, что "спасая" себя, проблему мы не решаем, а загоняем ее вглубь. спасительная ложь самому себе, на мой взгляд, самая опасная.

Мы проблемы не только не решаем, а и создаём.

Человек вообще склонен излишне рационализировать. Вот ему плохо. Так обязательно найдёт объяснения этому и докажет и себе, и другим очень убедительно.

А если объяснение неверно?

Мне плохо, потому что у меня мало денег. Проходит время, денег хватает, но всё равно плохо. Приходит новое объяснение: у меня неинтересная работа.

Работа появилась интересная, но нервная. Плохо потому что нервная работа!

Или ещё обвинения себе в том, что характер слаб.

И так без конца!

Человек? А может тебе с самим собой плохо?Wink

08.07.2013

Спс, Нуя. Очень воодушевил ваш ответ. Такого варианта "Вы не корить себя должны, а гордиться, что вышли с честью из неприятной ситуации, не задев ничьих чуств." я даже не рассматривала, а ведь в этом очень даже что-то есть...