Открытая группа
7230 участников
Администратор RishajaBes

Важные темы:

Модератор Lisonika

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Музей железнодорожной техники в Самаре

 

 

 

  Я часто езжу в Самару,и по дороге проезжаю мимо этого музея.Довольно приятно смотреть на экспонаты,даже проезжая мимо.Я вам представляю репортаж очевидца

http://rivershkiper.livejournal.com/

 И так - свершилось. В Самаре открыли музей железнодорожной техники. Вообще у нас в стране с железнодорожными музеями всегда было туго. Пожалуй, первой ласточкой стал музей в Ташкенте - он появился во второй половине 80-х, хотя долгое время не имел как такового статуса. А после распада СССР фактически в России подобных экспозиций не стало. Были памятники у депо, но это был мизер. В лихие 90-е на базах запаса в порыве "угара НЭПа" порезали огромное количество локомотивов. Сейчас все же пришло время собирать камни.

 


Самой первой ласточкой стало создание музея на базе запаса в Шушарах, а с закрытием Варшавского вокзала основная экспозиция переехала в Санкт-Петербург, а в Шушарах остались фонды. Потом появился весьма серьехзный музей на Рижском вокзале Москвы. Так же практически в это же время Горьковчане на станции Горький-Сортировочная создали свой музей 

 

Теперь пришла очередь Самары. Нынешнее же событие - весьма значимо. Ведь в городе появилась экспозиция реально работавшей железнодорожной техники. Некоторое количество ЖД экспонатов есть и в тольятинском музее при АвтоВАЗе, причем есть и уники типа паровоза Еа (поставлялся в СССР по лендлизу). И так - идем в музей.

 

Часть экспозиции - фотографии, рисунки, документы - размещается в здании бывшего вокзала - его привезли со станции Дашково.

 

 

Здание музея

 

А на открытой площадке стоит техника.

 

 

Если кратко - то чесно говоря, направляясь в музей была скрытая надежда, что будет что-то редкое (хотя не везде встретишь, например, ВЛ23). В плане паровозов - стандартный набор - Л, ЛВ, П36, Эр(причем в нашем случае табличка ПОЛНОСТЬЮ соответствует экспонату - с паровозами этой серии в музеях у нас не редко полная чехарда). Неожиданным оказался макет паровоза братьев черепановых. Из электровозов несколько неожидано наличие в экспозиции ЧС4 - ведь Куйбышевская дорога полностью электрифицирована постоянным током - на Куйбышевской есть пара участков с переменным током (от Сызрани на Сенную и от Инхера через Юшу и Белорецк на Магнитогорск - но они фактически пограничные с другими дорогами). Но обо всем по порядку.

 

Надо отметить, что будучи в музее, я нередко вспоминал фразу старшины из к/ф "Максим Перепелица" - "Видать, ты способен не только собак к станционному колоколу привязывать". Дело вот в чем - на экскурсию привезли школьников, и они от души назвонились в станционный колокол.

 

 

Собственно тот самый колокол

 

Тепрь перейдем к экспонатам. Прямо напротив здания - разлиные виды светофоров и один семафор (однокрылевой, а двухкрыльевой стоит за П36)

 

 

 

 

Экспозицию открывает паровоз Черепановых, стоящий напротив П36... Символично.

 

В отличии от свердловчан, здесь все опоры соответствуют стандартным. В Екатеринбурге там только сами сигнальные устройства без опор. Какой вариант лучше - покажет время.

 

 

фрагмент клепанной фермы моста с перегона Толкай - Подбельская

 

 

фрагмент клепанной фермы Сызранского (бывш. Александровского) моста через р. Волгу

 

Элементы конструкции мостов здесь видимо представлены для наглядности. Все они были сняты при замене конструкций (сызранский - 2004 год, подбельский - 2002 годы) и вот теперь в музее.

 

 

рельсы разных лет выпуска

 

 

путейский инструмент

 

Не знаю почему, но вспомнилось из Некрасова, причем именно у этого стенда

 

Губы бескровные, веки упавшие,

 

...Язвы на тощих руках,

 

Вечно в воде по колено стоявшие

 

Ноги опухли; колтун в волосах;

 

Ямою грудь, что на заступ старательно

 

Изо дня в день налегала весь век...

 

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

 

Трудно свой хлеб добывал человек!

 

Но двинемся далее.

 

"...Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машинки Зингера? Небольшое приспособление - и получилась прекрасная колхозная сноповязалка..."

 

Слова, сказанные Остапом Бендером, когда он увидел машину Адама Козлевича, вполне можно адресовать к некоторым конструкциям подвижного состава. Как ни крути - нередко они действительно были похожи на такие вот чудеса техники. Как, например, вот эта мотодрезина ТД-5

 

 

А если серьезно, то нередко такие вот образцы вспомогательных механизмов создавались по "остаточному принципу". С другой стороны - так дешевле. Как в случае с ТД-5 - как видите, машина построена на базе тяжелого мотоцикла (в данном случае Ирбитского Мотозавода) - оппозитный уралоский двигатель, вполне допуская, что и коробка передач от мотоцикла. Фара со спидометром - тоже от Урала. Скорость - до 50 км/ч.

 

 

двигатель крупным планом

 

 

Различные изделия, используемые в электрификации

 

 

стрелочный переход (т.н. замок Меленьтьева)

 

Переходим к основной экспозиции. Она разделена на несколько "секций". Первая - паровозы ЛВ, Л, электровозы ВЛ22М, ЧС4 и ЧС2

 

 

ВЛ22М-442 долгое время стоял под забором в нашем (ТЧ-10) локомотивном депо. Вторая часть экспозиции - электровозы ВЛ23, ВЛ8, ВЛ10, тепловозы ТЭ3, 2ТЭ10Л, ТЭП60, ЧМЭ3, ТЭМ2, автомотрисса АГВ и тепловоз ТГК2.

 

 

Третья - небольшой состав из паровоза ЭР, двухосной грузовой платформы и двух двухосных цистерн, рядом - автомотрисса АС1. Четвертый кусок явно еще формируется - в нем пока автомотрисса АС4 и прицепленный к ней кусок электропоезда ЭР2 из прицепного вагона с кабиной машиниста и моторного вагона, и ремонтная автомотрисса ДМС. Между ними громадный прогал - видимо сюда еще что-то планируют поставить.

 

 

АС4, за ним ЭР2

 

За автомотриссой АС1 - небольшая вагонная экспозиция из стандартных товарных вагонов - крытого, полувагона, грузовой четырехосной платформы и двух цистерн - четырех- и восьмиосной.

 

 

Вообще в экспозиции много вот таких пустых мест - явно под увеличение количества экспонатов. С одной стороны это прекрасно, с другой - уже вот так просто не попрыгаешь с фотоаппаратом, что бы заснять экспонаты.

 

Теперь экспонаты по отдельности.

 

 

 

ДМС

 

 

АГВ в одном из своих проявлений. В массе своей используется дорожными электриками

 

 

АС1А, раньше такая курсировала в качестве "подкидыша" от Кинеля до Богатого (это отвитвление на Оренбург через Бузулук), что там сейчас работает - трудно сказать. Вообще раньше АС1А была широко распространена, а сейчас это весьма редкая машина. Зачастую их заменяют маневровыми тепловозами с пассажирскими вагонами, снятыми с пассообщения и используемых в качестве бытовок.

 

 

 

паровоз ЭР, локомотивы с индексом "Р" строились в Чехословакии, Венгрии и Румынии. Данный экземпляр - как раз венгерской, завода GANZ-MAVAG, постройки.

 

 

Это двухосная платформа, как раз сцепленная с ЭР, а на платформе токарный станок завода Вольмана (Чехословакия)

 

 

 

 

Замыкают состав две двухосные цистерны. И буксы как положено - заливные.

 

 

Пассажирская паровая тяга представлена только паровозом П36 "Победа". И хроническая беда жд музеев в России - отсутствие тяг. Здесь еще хуже - нет даже поршня в цилиндре и парораспределительного механизма. Такое ощущение, что это регламентированно какими то документами, связанными с хранением локомотивов на базах запаса. Иначе как объяснить столь повальное явление.

 

 

Товарная паровая тяга представлена паровозами Л

 

 

ЛВ и уже выше представленным выше ЭР.

 

Здесь особенно хочется указать на логичность расстановки паровозов. Например Л и ЛВ стоят рядом - ведь это родственные машины и можно воочию увидеть, чем различаются различные варианты машин серии. Остается надеятся, что со временем в экспозиции появятся и другие паровозы. Второе место по количеству экспонатов занимают тепловозы и электровозы.

 

 

Пассажирский электровоз ЧС2

 

 

Пассажирский электровоз переменного тока ЧС4 - единственный "переменник" в экспозиции

 

 

А вот парк товарной электротяги представлен куда богаче. Хотя редкостей и раритетов тут нет. На фото - ВЛ22М

 

 

ВЛ8

 

 

с другой стороны в наше время односекционный товарный локомотив - уже раритет. На фото ВЛ23. Хотя он, как и его "коллега" ВЛ60 из товарной тяги крайне быстро "перебазировался" в пассажирскую тягу.

 

 

ВЛ10

 

Теперь перейдем к тепловозам:

 

 

2ТЭ10Л

 

 

ТЭ3

 

 

ТГК2 - "малыш" по сравнению с рядом стоящими ТЭМ2 и ЧМЭ3 - вообщем то машина для наших железных дорог не самая типичная - с тяговым гидроприводом (все же большинство тепловозов, работающих в РФ являются машины с электропередачей)

 

 

рядом стоит ТЭМ2 - "рабочая лошадь" наших станций

 

 

ЧМЭ3 - чехословацкий "конкурент"

 

 

пассажирский тепловоз ТЭП60

 

_________________________________________________________________________________________

 

 

Что же в итоге. Как минимум - в Самаре, городе, когда-то соединившим Сибирь с центром страны, наконец то есть свой полноценный железнодорожный музей. Пусть в нем нет каких-то раритетов. Но уже тот факт, что можно показать детям локомотивы, которые когда то водили поезда - это уже большое дело. Ведь без прошлого нет будущего.

 

Порадовало и то, что в табличках с анотацией к экспонатам нет досадных ляпов (этим нередко грешат подобные экспозиции - особенно если речь идет о паровозах).

 

Главный недостаток музея - его доступность. Музей находится уже практически на окрайне города. Добираться туда своим ходом непросто. Если же вести туда группу экскурсантов - то дорога в одну сторону (с учетом всех наших пробок) часа полтора, а то и два займет. Конечно, можно понять и руководство Куйбышевской железной дороги, и Самарского государственного университета путей сообщения - сделали музей на том месте, где смогли - на территории учебно-производственной базы СамГУПСа. Конечно, такой музей достоин более близкого к основным туристическим достопримечательностям города местанахождения, но... главное что такой музей вообще появился.

 

Теперь о том как добраться. Из центра города проще всего или на пригородных электропоездах Похвистневского и Кинельского (это и моё направение на город Отрадный) направлений (обязательно уточните - идет ли электричка со всеми остановками - скоростные не останавливаются на пл. Мирная) до платформы "Мирная". Далее надо перейти пути железной дороги (по правую руку должно находится электродепо "Безымянка"), и свернув на ул. Литвинова двигаться по ней. Музей достаточно заметен, так что не промахнетесь. Если ехать из центра на метро - до станции "Юнгородок" (она конечная), далее до путепровода на ул. Псковской и здесь надо уходить под мост. Далее от депо - как и с Мирной. Если ехать на машине - то по Литвинова движение одностроннее, по направлению ИЗ ГОРОДА. Что бы уехать обратно в Самару - надо доехать до Конного проезда и по нему выйти на Зубчаниновское шоссе.

 

 

Это интересно
+3

29.10.2013
Пожаловаться Просмотров: 1158  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 7

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
30.10.2013

Embarassed

30.10.2013

Хороший музей. В Волгограде тоже есть "Музей железнодорожников". Техники у нас очень мало, а сейчас, думаю, и последнюю пустили на металолом, но там огромное количество фотографий этой техники и макетов, есть и действующие макеты Царицынской станции до революции, потом Сталинградской до войны и Волгоградской где-то годов 70-х. По крайней мере всё это было в 2003-2005гг. Я туда как раз возила дочь.  Действовала Детская железная дорога, на которой тоже катались и обслуживали её студенты Волгоградского Железнодорожного техникума(сейчас колледжа). Кстати, и там, в здании колледжа тоже был неплохой музей. Но Самарский, конечно тоже впечатляет, особенно техникой! Smile

Как бы не были хороши фотографии,они не передают всей прелести Самарского железнодорожного музея.

Постоянно проезжаю мимо и вижу яркие ухоженные экспонаты,старинную технику и современную.

30.10.2013

Но, в Царицине , Сталинграде или Волгограде ЖД технику не делали. Её делали в Самаре. Я преклоняюсь перед директором того музея, что в наши-то дни они смогли сохранить так много для истории. Я только хотела сказать, что у нас тоже хороший музей о железных дорогах, не во всех городах это есть , а детям очень интересно, ведь ЖД - это не только обычный пасажирский поезд, это и первые поезда, и броневики, и современные локомотивы , вагоны и наконец, скоростные поезда. Давно, в 70-х годах я случайно оказалась на кинофестивале в Москве. Не помню, в упор, под каким номером, но я, тогда ещё училась и попала туда за шмотьём. В Москву имеется в виду. Там, я, естественно, накупила у спекулей разных билетов на разные показы. И более всего меня буквально потряс документальный фильм о ЖД. Это был фильм английских кинематографистов и назывался он "Скорость" или "Движение", как-то так. Там показывалась история ЖД в мире, съёмки были в Англии, Франции, Америке. И там было очень интересное сочетание видового ряда, художественного и музыкального. Начиналось с показа первых паровозов, вагонов, первых самых, самых, и строительства, как дороги строили. Всё это сопровождалось гравюрами, рисунками, как иллюстрации, ведь кино тогда ещё не было, и музыка была соответственная. Потом с прогрессом на ЖД, появляются фото, и на них более прогрессивные локомотивы(паровозы), и показ более прогрессивного строительтва ЖД. Музыка тоже меняется соответственно тем временам. Потом , естественно "Прибытие поезда" братьев Люмьер, и начинается киноряд+фото, и паровозы сменяются тепловозами, меняются сами составы, вагоны , ну и прокладка дорог, и музыка тоже меняется, самое интересное, что ускоряется темп музыки и увеличивается подача информации о прогрессе на ЖД. Последние кадры просто завораживают. Они уже цветные, на них летают, буквально, скоростные поезда и музыка электронная (она тогда только вошла в моду). Словами это опсать сложно, это надо было видеть, просто офигенный фильм. С тех пор мне стала итересна история ЖД, я прочла много как документальных, так и художественных книг. Поэтому и таскала дочь в этот музей и на детскую ЖД. Одно время она даже хотела стать кем-то в этой структуре, но не получилось. Smile

Спасибо за интересный рассказ

30.10.2013

Вам тоже. Smile

Smile