Открытая группа
7232 участника
Администратор RishajaBes

Важные темы:

Модератор Lisonika

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Сказки-фильмы нашего детства (СССР)

 

 

  Когда-то мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Чья-нибудь мама кричит из окна: "В го-остях у сказки!" - и двор опустел, дети побежали по домам. Фильмы для детей в те времена не часто показывали по телевизору, в основном в выходные. Прошли строгую цензуру. Длились около 1 час и 30 мин.

 

Совсем старые советские фильмы-сказки часто имели классово окрашенный сюжет. Так, "Новый Гулливер"(1935) представляет историю борьбы угнетаемых лилипутов со своими заевшимися аристократами. Борьбу, конечно, возглавляет Гулливер.

 

В «Золотом ключике» (1939) также присутствует классовая борьба,

Как и в «Королевстве кривых зеркал» (1963).

Однако в 70-е акценты смещаются в сторону нравственного воспитания. Появляются такие картины, как «Приключения желтого чемоданчика» (1970), «Тайна железной двери» (1970), «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) и многие другие. Эти советские фильмы-сказки учат быть смелыми, верными, щедрыми, добрыми и чуткими.

Один из первых киносказочников - Александр Роу.(1906-1973)

Его первая самостоятельная режиссёрская работа - фильм-сказка «По щучьему веленью» (1938)

 

 

Список фильмов-сказок режиссера А.Роу. ( Им создано всего 17 фильмов.):
«Василиса Прекрасная» (1939), «Кащей Бессмертный» (1944), «Марья-искусница» (1959), «Морозко» (1965), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Золотые рога» (1972).

Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы — «Конёк-Горбунок» (1941), «Майская ночь, или Утопленница» (1952), «Новые похождения Кота в сапогах» (1957), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), современных литературных сказок — «Королевство Кривых Зеркал» (1963). Совместно с Р. Захаровым Александр Роу поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок» (1960). От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям.
До работ Александра Артуровича сказки никто не выводил на уровень кинолент, их рисовали в мультфильмах, в лучшем случае – ставили спектакли, но чтобы сказки были показаны по телевизору как полноценные фильмы – о таком никто и не думал.
Роу считал, что сказка – это бриллиант всего устного народного творчества, мудрость поколений, завернутая для потомков в красивую обложку. По этой причине он и сам старался всегда делать свое творчество не только высококлассным, понятным и «на ура» воспринимаемым зрителем (как младшим поколением, так и взрослыми), но еще и красивым, приятным глазу, запоминающимся и необычным.

На сайте Сергей Николаев, который сыграл в "Варваре" одну из главных ролей - царского сына Андрея, вспоминал о режиссере:

У него был огромный талант - потому его сказки до сих пор с удовольствием смотрят дети. А те, кто когда-то видел фильмы Роу и сейчас пересматривают их со своими внуками, возвращаются в детство. Но как режиссер, он был строгим. Даже своим ближайшим друзьям, народным артистам СССР, не давал никаких поблажек. Не делал тайны из своего ирландского происхождения, наоборот, он довольно часто об этом говорил, особенно когда получил наследство от своего ирландского деда в 60-х годах. Но Роу никогда не хотел уехать в Ирландию, даже намеком не упоминал об этом. Очень любил свою профессию.

Ленинград. 1946 год… Еще свежи воспоминания о блокаде, бомбежках и гибели близких. До сих пор нет вдоволь хлеба, тепла и простого мыла. И в это самое время на киностудии «Ленфильм», где не то чтобы исторического реквизита, даже обычного стула в павильоне не найти, среди разрухи и холода, рождается великолепная сказка "Золушка"!  Как достали реквизит и одежду (платья шили из трофейных и довоенных штор, а для Золушки - из обрезков), сняли фильм, рассказывается в блоге . Тогда создатели фильма пытались получить цветную пленку, но ее не хватало в стране...

Интересно, что в 1946 году Янине Жеймо (Золушка) было 37 лет, а Алексею Консовскому (Принц) — 34 года. Но это не имело значения для зрителя. А вот, по воспоминаниям съемочной группы, Жеймо попросила снимать ее по вечерам - так как по утрам она не "в форме".

 

По заказу «Первого канала» к концу 2009 года были завершены работы по реставрации фильма.
До реставрации плёнка и звуковая дорожка находились в плохом состоянии. Фильм был восстановлен методом покадровой цифровой реставрации изображения и колоризирован киновидеообъединением «Крупный план» при участии компаний «Legend Films» и «ЮПитер». Цвета для декораций, предметов интерьера и костюмов персонажей подбирались в соответствии с эскизами Николая Акимова (костюмы из «Золушки» на «Ленфильме» не сохранились)
Собственно, колоризация была выполнена в США на студии «Legend Films». Обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость работ составила свыше 1 млн $.

 

В 60-годы были созданы сказки и пьесы, у которых был один и тот же сюжет - главный злодей (король,герцог и т.п.) захватывает средневековый город и порабощает свободолюбивых людей.

Например, пьеса "Город дураков" - в ней граждане по совету бродячего актера-акробата притворились дураками и напугали короля, чтоб тот передумал захватить их город. Ее я читала в старом журнале "Пионер". Кто писатель, не помню.

Или повесть Прокофьевой С.Л. "Сказка о ветре в безветренный день".  (1967). В предисловии к ней написано: "Ты спросишь: «А разве может быть ветер в безветренный день?» И сказка расскажет тебе о ветре свободы, который принёс людям избавление от рабства и лжи."

Создан фильм-сказка "Город мастеров" (СССР. 1965)  по мотивам пьесы Тамары Габбе. Действие происходит в средневековом городе. Иноземные захватчики под предводительством злого герцога де Маликорна напали на вольный Город Мастеров и поработили его, установив жестокие порядки.

А главный злодей сильно напоминает Фантомаса ). Первый фильм о Фантомасе был снят в 1964 году, Но в нашем фильме у актера грим, а у Фантомаса это маска.

До середины 80-х годов ХХ в. фильмы-сказки Чехословакии оставались наряду с кино ГДР, Польши, Румынии и Венгрии практически единственным доступным советскому зрителю зарубежным кино. Впрочем, те, кто смотрел в детстве «Три орешка для Золушки», «Арабеллу», «Златовласку», «Третьего принца», вряд ли об этом жалеют. Фильмы-сказки Чехословакии получались зрелищными, интересными, разноплановыми — а чего еще желать истомившемуся по романтике юному сердцу?

Один из самых любимых зарубежных фильмов-сказок - "Три орешка для Золушки" (Чехословакия.1973), который все еще популярен в России, Франции, Норвегии, Германии и во многих других европейских странах. Фильм был снят совместно с немецкими кинематографистами. Музыку сочинил Карел Свобода, а основную песню «Где, птичка, у тебя гнездо» спел Карел Готт.

Даниэла Главачова, исполнившая роль Доры - родной дочери Мачехи, вспоминала спустя 30 лет после выхода сказки на большой экран:

«Фильм получился таким прекрасным и нестареющим потому, что вся группа работала на необычайном воодушевлении, на съёмочной площадке царило согласие и желание сделать настоящую сказку, сказку на все времена. Что в итоге и получилось».

Для самой Даниэлы это был особенный период — она ждала малыша, поэтому испытывала особое внимание со стороны коллег.

Svetusy-Я обожала смотреть это кино. И влюбилась в принца! А теперь с дочерью смотрела и понимала, что Золушка умная - была то озорным охотником, то таинственной изящной незнакомкой под вуалью, то прекрасной невестой в белом платье. Это интригует принца. И не сразу разрешила себя целовать!

Накануне юбилея знаменитой киносказки, отмечавшей свое 30-летие, репортеры смогли взять небольшое интервью у Либуше Шафранковой, которая крайне редко идет на контакт с прессой. По поводу фильма актриса рассказывала:

«Я думаю, что любая девочка и девушка хочет найти в себе Золушку. Каждая из них в душе немного Золушка. На съемках фильма было очень холодно, так как мы носили костюмы, не предназначенные для зимы. Первоначально фильм должен был сниматься летом. В начале работы снега практически не было, но в финале его выпало столько, что Павел (актер Павел Травничек) в заключительной сцене почти утонул в снегу вместе с конем. Я счастлива, что наша работа так нравится зрителям»

Во многих странах Европы, например в Чехии, Германии и Норвегии эту сказку каждый год, уже более 30 лет, традиционно показывают по телевидению на Рождество.

А кроме них были и фильмы из других "буржуйских" стран.
Для желающих тут собраны зарубежные фильмы-сказки. Некоторые из них знакомы по передаче "В гостях у сказки".

Первый выпуск передачи "В гостях у сказки" вышел в 1976 году. В передаче показывали детские фильмы-сказки, игровые и мультипликационные. Демонстрировались советские киносказки разных лет, включая фильмы, созданные на киностудиях практически всех союзных республик СССР.  Длилась всего 1 час 45 минут. Ведущая программы Валентина Михайловна Леонтьева (тетя Валя) непременно открывала передачу обращением «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!».  Показ фильма, как правило, предварялся беседой В. М. Леонтьевой со зрителями, из которой они узнавали о литературной основе фильма (если показывалась экранизация), или получали иную познавательную информацию, связанную с фильмом.

По окончании фильма зрителям передачи "В гостях у сказки" предлагалось ответить на «сказочный» или «киносказочный» вопрос, а также прислать на программу рисунки и поделки по мотивам показанной киносказки. Через несколько выпусков передачи "В гостях у сказки" ответы и работы юных зрителей непременно обсуждались и показывались — опять же по окончании очередного фильма-сказки.

Выходила в телеэфир в течение учебного года и в летние месяцы «уходила на каникулы».

kseny74:
- Я тоже бежала к бабушке из школы, а она уже ждала меня с жареной картошечкой и чайком с малиной, мы садились у печки и смотрели эту передачу, только она шла в пятницу, потому что, помню, как в 5-ом классе нас заставили учится во вторую смену, для всех это было горе, так как мы успевали только на конец сказки, так родители просили  даже урок перенести на понедельник, что и сделали...

Сергей:
- Передачка точно по пятницам выходила — раз в две недели. Когда меня из садика забирали, пытался всякий раз вспомнить — та сегодня пятница, или не та...

 

 

В 1989 году программа «В гостях у сказки» стала выходить под новым названием «В мире сказок и приключений» и с новым ведущим – персонажем Ноки в исполнении известного ныне актёра Дениса Матросова

В 1992 году режиссер передачи «В гостях у сказки» Петр Соседов решил вернуть старое название и пригласить В.М. Леонтьеву на роль ведущей. Даже вышли в эфир две телепередачи со старым названием «В гостях у сказки», но руководство студии Владимир Шмаков и Мария Старостина запретили использовать «тетю Валю» в качестве ведущей и передача вновь стала выходить под названием «Зазеркалье». Под этим названием она и выходила в эфир вплоть до ликвидации ТК «Останкино» в 1995.

– На современных детей это, безусловно, оказывает большое влияние. Очень жаль, что сейчас нет передачи «В гостях у сказки»… «В гостях у сказки», как, впрочем, и «От всей души», сняли с эфира буквально за один день. Когда министром Гостелерадио был назначен Кравченко, он сказал: «Мне эти передачи надоели!»...

Ролик с рабочими материалами записи передачи "В гостях у сказки".

 

 

Говорят, что если у вас дети - выбросьте телевизор-"зомбиящик" в окно. Новости и прочее можно самим узнать в интернете на проверенных сайтах. А дети пусть смотрят скачанные или купленные фильмы с субтитрами на специальных плеерах с экраном. Без рекламы чипсов и кока-колы.

http://rodinaussr.livejournal.com/

Это интересно
+10

03.11.2013
Пожаловаться Просмотров: 3653  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 13

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
04.11.2013

Посмотреть фильм- сказку "Красная шапочка" мы сбежали всем классом с уроков.Классная руководительница мне звонила и журила,я ведь была комсорг.Laughing

Мы так сдежали однажды всем классом на Молодую гвардию" - 2 серии.Сразу же было родительское собрание.Досталось всем.Зачинщикам четвёрка по поведению за четверть.Laughing

Всё-таки нас воспитывали правильно

04.11.2013

Я, в далёком детстве жила недалеко от кинотеатра, и каждое воскресенье как штык стояла в 10.00 в очереди у кассы за билетиком. Сперва с рублём(Хрущёвские деньги, я тогда в школу ещё не ходила, а вот в кино....), потом с 10-ю копейками. чуть позже я стала ходить на "дневные сеансы" которые стоили 25 коп. Там показывали фильмы для взрослых, но и пускали детей, если в фильме не было ограничений. "чапаев", например. Короче, выросла я к кинотеатре. И мне очень жаль, что у дочери не было такой возможности, вернее возможность-то есть, но билетик стоит не 10коп и показывают там, даже на детских сеансах не старые добрые советские сказки, а американские. Не буду ругать все, среди них тоже есть не полхие, но всегда то, что было в твоём детстве кажется лучше, да и дочь давно выросла.... Smile

По 10 на детские сеансы и по 20 копеек на первые 4 ряда на дневные и я ходила.Мои дети тоже ходили в детстве в кино.А потом появились видеомагнитофоны.Младшая выросла уже на видиках

04.11.2013

Да, забыла, что на передние 4 ряда было даже по 20коп. Спасибо, что напомнили. А у нас видака никогда и не было, так жили, хреново. Я болела всё уходило на меня, лекарства, да и дочь ещё была мала, работал один муж, словом, когда аклемалась, и начала работать, видаки уже стали менять на видиоплееры. Такой у нас был, купили с рук, но он что-то быстро помер. Видеофильмы дочь, иногда, смотрела у подруги, но большей частью мы, всё-таки, ходили с ней именно в кинотеатр. А телевизор она как-то с измальства не любила. Вот начинается "Спокойной ночи малыши", ей три года. Она слышит там песенку и летит к телеку слушать песенку. Песенку спели, появился Хрюша, Степашка, ведущая или ведущий, и она разворачивается и уходит. Смотреть мультики ей не нравилось. Лет с шести, как в школу пошла стала смотреть, да и то, эти длиннющие американские мультсериалы ей быстро надоедали. Наши мультики она смотрела с большим удовольствием, они ж короче. Ну, а потом, я стала ходить с ней в кино.

Мы с мужем работали за границей.В "Берёзке" всё и купили

04.11.2013

А я после каждого индийского фильма в кинотеатре,думала начать ухаживать за собой так.чтобы стать такой же красивой как индийские красавицы.Сейчас смешно!Laughing

Smile

04.11.2013

Забыли упомянуть про"Отроки во Вселенной", "Москва-Кассиопея"и "Большое космическое путешествие",это правда фильмы не в формате "В гостях у сказки" но тем не менее были позитивными и добрыми научно-фантастическими сказками....А "Золушка" это пожалуй единственный  случай когда ремастеринг и колорирование действительно были нужны и результат не вызывает отторжения,всё остальное изрядно режет глаз...

04.11.2013

"Золушка", это же уже классика кино, которая обогатила и язык, как фильмы Гайдая. Возможно, как раз она и заставила Гайдая так требовательно спрашивать со сценаристов, чтобы фильм буквально растащили на цитаты. А вот из "Золушки":

"Я не волшебник, я только учусь"

"Связи связями, но надо же и совесть иметь"

"Эх королевство маловато, развернуться мне негде.... Ну ничего, я с соседями поссорюсь..."

"У тебя же золотые руки, надень Анне туфлю" (сделай то, что невозможно)

"Всё! Ухожу в монастырь...."

"Какое грандиозное свинство!"

"Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться на короля!"

"Марьяна не реви, я и тебя пристрою!"

Это первое что быстро пришло на ум, но уверенна, каждый знаеть хоть одну фразу из этого фильма.

Браво!!!

04.11.2013

Ну, так Шварц же! У него все сказки такие!

Laughing