Открытая группа
7236 участников
Администратор RishajaBes

Важные темы:

Модератор Lisonika

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

О волках. В любви и жизни.

Homo homini lupus est  «Человек человеку – волк».

«я давно пыталась найти параллели в поведении людей и животных...

какое-то время назад обнаружила, вопреки стереотипам,

что самое симпатичное для меня животное волк,

кстати, совершенно незаслуженно имеющее плохую репутацию».


 

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок...

 

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

 

В целом образ волка связывается с символикой войны, он являлся животным, посвященным богу войны Марсу, олицетворял воинскую доблесть у римлян и египтян. В скандинавской мифологии, сидящий на высоком престоле за пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде — он бросает ее двум волкам, которые вместо псов лежат у его ног. Их имена — Гери и Фреки — «Жадный» и «Прожорливый». Эти волки были чудесными помощниками Одина, символом боевой дружины. Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры. Именно волчица вскормила братьев-близнецов Ромула и Рема, легендарных основателей Рима, которые заложили город в том месте, где она их нашла. Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17 в. до н. э.) к войску, его воины должны быть едины, как «род» «волка». Аналогичное представление о волчьей стае, как символе единой дружины известно, на Кавказе у сванов.

Волк — удивительный персонаж мифов и сказок. Он выступает в разной роли: в качестве большого могущественного друга или опасным вредителем домашнего стада и овечьих отар. Отношение человека к волку тоже раздваивается: или почтительно-уважительное, или насмешливо-отрицательное. И мифы, и сказки не имеют даты, и мы не знаем, какой образ возник сначала — доброго или злого волка. В том, что касается характеристик волка в русских народных преданиях и сказках, А.Н. Афанасьев делает основной упор в описаниях на его «хищный и разбойничий нрав». То, что волки в природе являются представителями тёмной ночи, и в зимнее время, с голоду, действительно способны нападать на домашний скот и прочую живность, вплоть до человека – подмечено народом более-менее верно. Однако и зима на самом деле бывает не всегда губительна, т.к. земля отдыхает под снежным покровом до весны, до земледельческих работ в новом году. И волки на самом деле нападают на домашний скот или людей лишь от крайней необходимости, а не по прихоти или с жиру. В европейских сказках волки предстают в леденящем душу виде: «исчадие ада», «апокалипсическое чудовище».

Отношение индейцев к волку — несколько иное, чем в Западной Европе. Они видели в этом животном собрата-охотника, уважали его и восхищались им. В целом ряде индейских легенд волк появляется как защитник племени, в особенности - его наиболее слабых и беззащитных членов. Индейская традиция рассматривала волка как чрезвычайно мудрого зверя, особенно в вопросах, касающихся мира сверхъестественного. На самом деле, помимо своей роли защитника общины, это животное выступало еще и в качестве советника для отдельных ее членов — особенно для молодых людей во время «переходного ритуала», такого, например, как превращение мальчика в мужчину. В ритуальном сне волк действовал как своего рода «духовный проводник», ведущий молодых людей трудной дорогой взросления (например, к тому, чтобы стать настоящим охотником), давая им по пути ценные советы и мудрые наставления. Местные шаманы, присутствуя в качестве руководителей подобных церемоний, и в настоящее время часто одеваются в невыделанные волчьи шкуры и носят на голове маски из волчьих голов, символизирующие их связь с божеством. В подобных случаях они также стараются подражать повадкам волков, почти полностью обретая волчье обличье, пытаясь привлечь внимание духов, чтобы попросить у них совета.

И всё же, если рассматривать сказки не поверхностно, следуя хоть немного своим внутренним, истинным природным ощущениям, выясняется одна любопытная, но малоприятная закономерность – стадо всегда было и остаётся стадом, которое пасут, а иной раз и режут волки (волчьи пастыри). В прямом и переносном смысле. Именно поэтому некие «пастушеские племена» (термин Афанасьева), всегда психологически (в первую очередь) боятся волков – если уже и в сказках отложился этот комплекс «народной» неполноценности. К счастью, не везде. И не у всех. Иначе не было бы потом ни «Слова о полку Игореве», где та же тема волка-оборотня представлена совершенно по иному; не было бы ни Ивана-царевича и его серого волка, ни других, лучших примеров русской словесности. Серый волк, принимающий участие в подвигах Ивана Царевича, выступает в роли настоящего друга и помощника,  он играет роль тотема: оказывает помощь, выходящую за пределы человеческих возможностей. Если бы не он, Иван Царевич не только бы остался мертвым, но и не смог совершить свои подвиги.

В сказках алтайцев, хакасов, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, нанайцев, коряков, китайцев и других народов встретившийся в пути волк также оказывает героям бескорыстную помощь и содействие во всех их свершениях и подвигах. В мифах чувашей волчица представляется не только как прародительница, но и как кормилица и воспитательница их первопредка. Бурятское племя Эхирит считает своим предком мальчика Чоно, выкормленного волками, потому они получили название чонорудских бурят (чоно - волк). Племена, считавшие своим прародителем волка, были и у древних монголов. Начало рода, к которому принадлежал Чингис-хан, положили Борте-чино ("сивый волк") и Хо Марал ("каурая лань"). В хрониках пишут, что Чингисхан был очень горд тем, что он - сын волка. С вышеупомянутыми легендами перекликается древнетюркский обычай, согласно которому люди, желая узнать пол новорожденного, спрашивали: "Родился волк или лисица?" Волк был символом мужского начала.

Образ небесной волчицы мы встречаем и у японского народа. Богиня Солнца Аматерасу появляется перед жителями древней Японии исключительно в образе белой волчицы Okami. Одна из японских сказок эпохи позднего феодализма «Волосок из волчьей брови» также характеризует волка с положительной стороны. Эта сказка очень короткая, но содержит определённый философский подтекст: «В старину один человек дошёл до крайней бедности. Не было у него за душой ничего. «Чем дальше так жить, пусть лучше меня волки сожрут», – подумал он и отправился в горы. Настала ночь, появился матёрый волк, увидел человека, но не тронул его. Почему ты не съел меня? – спросил бедняк. Волк в ответ: Мы не каждого пожираем. Бывает, человек только с виду похож на людей, а душа у него звериная. Ты настоящий человек, таких мы не пожираем. Изумился бедняк. Но как вы узнаете, что у человека душа звериная, если он по виду ничем от других людей не отличается? – спросил он. А мы глядим сквозь волоски наших бровей, чтобы узнать правду. С этими словами волк вырвал у себя из брови один волосок и подарил его бедняку. Взял бедняк волчий волосок, завернул в тряпицу и спрятал за пазухой. «Что ж делать? – думает. – Волки и то не послушались моей просьбы, оставили в живых. Одно осталось: пойду бродить по свету нищим странником». Как-то раз постучался странник в двери дома: пустите на ночлег. Старик-хозяин с охотой согласился, но вышла его старуха с лицом, перекошенным от злости, и отказала в приюте. Тут вспомнил странник о волчьем волоске, достал его из-за пазухи и поднёс к своему глазу. Вот тебе на! Перед ним – коровья морда. Дал тогда странник волчий волосок старику-хозяину. Поглядел старик и только охнул. Не человек его старуха, а злая бодливая корова! Выходит, правду сказал волк: не все люди – настоящие люди».

Но сказочный мир всё же отличается от мира современного человека. В обывательском сознании при слове "волк" возникает образ дикого зверя, который " свободен" и нетерпим к любого рода ограничениям. Предлагаю разобраться, так ли это

Самые ранние изображения волков найдены в пещерах на юге Европы, им уже более 20000 лет. Самые характерные общеизвестные особенности волка: жизнь в стае и вой. Они отличают его от многих других млекопитающих и придают неповторимость его биологическому облику.  В рамках этой рассылки я хочу остановиться более подробно на особенностях устройства волчьей стаи. Характер отношений в стае альтруистичен. То есть каждое животное подчиняет свои личные интересы интересам всего «коллектива». При иных взаимоотношениях стая как единый организм существовать не может. Ранг животного зависит от уровня развития психики, а не только от физических данных. Младшие слушаются старших и чувствуют себя абсолютно защищенными, а старшие несут бремя ответственности за всех.

В целом волчья стая имеет семь рангов. И напоминает прекрасно организованное общество, где каждый понимает свои права и обязанности. Управление происходит без силовых приемов.
1. «Вожак». Высший социальный ранг (А-самец). Предполагает ответственность за всю стаю. Вожак решает вопросы местообитания, охоты, защиты, всех организовывает, устанавливает ранги в стае. Своим преимущественным правом на пищу вожак пользуется по собственному усмотрению. Например, отдает свою долю щенкам, если еды в целом недостаточно. В его задачи входит забота обо всех, а щенки — будущее стаи. Если голодающий вожак окажется не в состоянии руководить стаей, в опасности окажутся все, поэтому его преимущественное право на пищу не оспаривается.

2. «Воин». Этот ранг могут занимать особи любого пола. Если это волчица, то она не должна быть занята воспитанием потомства. Воины — это команда вожака, обеспечивающая безопасность и пропитание стаи. В случае нападения на защиту встают только воины, у остальных членов стаи — другие задачи. Если в стае несколько воинов, то среди них выделяется ранг старшего воина. В его задачи входит организовывать охоту и охрану. Он является самым вероятным претендентом на роль вожака  в случае его гибели или невозможности руководить стаей (b-самец).

3. «Мать». В этой роли может выступать взрослая волчица, которая имеет опыт воспитания волчат. Обязанности матери она может выполнять как по отношению к своим детенышам, так и по отношению к детям менее опытных «мамаш». После того как дети выросли, волчица возвращается к выполнению обязанностей ранга, в котором она находилась до рождения волчат. Нужно отметить, что рождение «детей» не переводит автоматически волчицу в ранг матери. Как и для любого другого ранга, здесь требуется определенное психофизическое развитие, способность принимать решения, необходимые для жизни. В задачи матери входит выращивание и воспитание потомства. В случае нападения на стаю именно матери уводят всех слабых в безопасное место, в то время как воины держат оборону. Если особей этого ранга несколько, выделяется ранг старшей матери (А-самка). Она при необходимости может занять ранг вожака. Интересно, что со старшим воином она никогда не конкурирует. Освободившийся ранг занимает наиболее достойный, способный управлять стаей. Никаких поединков для выявления более сильного не происходит. В период вскармливания и выращивания детей все матери стаи находятся под особой защитой и опекой. Интересно, что пары у волков — на всю жизнь. Если один из партнеров умирает, новая пара не создается.

4. «Опекун» - несет ответственность за воспитание волчат. В нем выделяется два подранга: пестун и дядюшка. Пестунами становятся молодые волчицы или волки, по каким-либо причинам не претендующие на ранг воина, подросший молодняк предыдущего помета.  Они находятся в подчинении матерей и выполняют их распоряжения, получая навыки воспитания и обучения подрастающих волчат. Это их первые обязанности в стае. Дядюшка — это взрослый волк, не имеющий собственной семьи и помогающий выращивать волчат. Этот ранг очень ярко описан при наблюдении за канадскими волками Фарли Моуэтом в книге: «Не кричи: волки!»

5. «Постовой/Сигнальщик». Его функции — оповещение стаи об опасностях. Причем, только в этом. Дальнейшие решения принимают более ответственные члены стаи.

6. «Щенок» - никакой ответственности, кроме того, чтобы слушаться старших. Имеет преимущественное право на питание и защиту.

7. «Пенсионер» - старая особь. Он тоже имеет право на питание и защиту. Волки заботятся о своих стариках.

Ну как вам описание  законов волчьей стаи – ничего не напомнило из окружающей вас человеческой социальной жизни? Надеюсь, образ дикого кровожадного зверя, не терпящего никаких ограничений  у вас несколько померк?  Такого свойства, как "кровожадность", у животных вообще не бывает, его придумал человек. В природе волки убивают столько добычи, сколько им необходимо для еды. А законы стаи удивляют своей красотой и практичностью. Нам есть чему учиться у Природы.

 Волчья семья (стая) сложилась как тесное, устойчивое и оптимальное для борьбы за существование сообщество, связанное кровным родством. Такой образ жизни волков является одной из главнейших причин их приспособленности к различным условиям и сохранению волка как вида почти во всех странах мира, несмотря на столетия преследования его человеком. Волк способен обеспечивать воспроизводство и устойчивость популяции, а временами и значительные «всплески» численности и расширение зоны обитания. Успешная деятельность волков в семье-стае, безусловно, возможна лишь при хорошем развитии языка общения, передачи и приема информации, что великолепно достигнуто волками в процессе длительной борьбы за существование.  Агрессивность, несомненно, играет заметную роль в поддержании структуры стаи, в установлении иерархических отношений между ее членами, в длительном, практически перманентном ее существовании. Однако не меньшее, а может быть, и больше значение имеют положительные внутристайные тенденции в поведении волка. Именно благодаря взаимной терпимости возможно объединение стаи во время групповых охот, сопровождающихся тонкой координацией действий ее членов.  

 Вы можете сказать: «А какое это имеет отношение ко мне и моей человеческой жизни?» Предлагаю вам вспомнить биогенетический закон Геккеля-Мюллера: «Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом». Зародыш человека в ходе эмбриогенеза превращается из рыбоподобного организма в организм, неотличимый от зародыша обезьяны, и только потом приобретает человеческие черты. В детстве мы чувствуем свое единство с природой, а по мере взросления – утрачиваем и теряем с ней связь. Признание своей первозданной природы вносит в жизнь человека подлинную целостность, и он получает в дар внутреннего наблюдателя. В волчьей стае удовлетворяются по крайней мере четыре человеческие потребности общеизвестной Пирамиды человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу: физиологические, в безопасности, в принадлежности, в уважении.  Когда волки объединяются в стаю, они совершенно объективно становятся существующей и грозной силой. Чтобы эта сила сохраняла единство, волки признают иерархичность, старшинство, авторитет. Посмотрите внимательней на воинские или так называемые  "силовые структуры"  - вы «увидите» там много «Волков».

Если в вашей жизни начинает проявляться энергия Волка, если вас привлекают эти сильные звери или иногда хочется «выть»  – это знак, что надо воссоединиться со своей инстинктивной природой, не отбрасывая своей принадлежности к социуму и не становясь менее человечным.

 Ниже описаны те признаки мышления и чувств, которые указывают на серьезные нарушения или полную потерю связи с глубинной, инстинктивной душой:

1. Ощущаю себя бессильным, сомневающимся, зашедшим в тупик.

2. Не способен управлять собой или держать личные границы.

3. Не чувствую или не умею держать собственный темп.

4. Боюсь рискнуть быть собой или раскрыть себя.

5. Боюсь дать сдачи, когда не остается другого выхода, боюсь испытать новое, боюсь встать в полный рост, боюсь высказаться, выступить против.

С помощью энергии Волка вы можете установить контакт со своим внутренним миром. Волк может также дать вам силу в том, чтобы стать учителем для других, помочь им лучше понять жизнь и найти в ней собственный путь. Волки одновременно и стайные, и одинокие звери. Они живут в узком семейном союзе, не отказываясь при этом от своей самостоятельности. Назначение стаи (семьи) для них - выполнение некой задачи, долга, работы. В личной жизни они самые одиночные одиночки. Это не значит "нет семьи". Как раз "семья-то большая". Но внутри этого "большая" Волк один. Иногда к тому же и «один за всех».  Волкам свойственна храбрость, независимость, они имеют чувство стаи, чувство долга, ответственность, преданность, умеют выдерживать самые большие перегрузки. Быть Волком - это умение найти свою стаю, определить свою территорию, пребывать в своем теле с полным пониманием его и с гордостью, независимо от его совершенств и ограничений; это способность действовать и высказываться от своего имени, сохранять бдительность и внимательность, прибегать к врожденным силам интуиции и чуткости, развиваться с достоинством и добиться максимальной осознанности.

Люди, соединенные с энергией Волка активны, постоянно преодолевают препятствия, ищут экстремальные условия. Это тот образ, который был описан Джеком Лондоном в романах «Белый Клык» и «Время не ждет». Герой Джека Лондона, человек, не боящийся опасности, побеждающий стихии, человек чести. Жизнь бросает его, как щепку, но он всегда находит себя и находит на высшем уровне, может выдержать любые испытания. Он обладает высшими силами выживания в экстремальных условиях. На самом высшем уровне – это "усмирители стихий", которые прекрасно чувствуют себя в условиях беспорядка, умеют создать структуру, систему и усмирить коллективные энергии. На среднем уровне – это люди, которым мало сидеть на одном месте, им нужно много приключений в жизни.

 В заключение я хочу отдельно обратиться к женщинам, особенно имеющим детей, с настоятельной рекомендацией: обязательно найдите и прочитайте книгу Клариссы Эстес "Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях". Вы много открытий совершите по мере прочтения этой книги. Приведу лишь маленький отрывок из нее: «Здоровые волчицы и женщины обладают определенными общими психическими особенностями – острой чувствительностью, игривостью нрава и глубокой преданностью. Женщины и волчицы родственны по своей природе: они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своем супруге и о сообществе в целом. Они искусно приспосабливаются к непрерывно меняющимся обстоятельствам, бывают неистовы в своей верности и необычайно отважны…»

Но моя просьба продиктована другим. Проводя индивидуальное консультирование, я часто слышу от женщин претензии к слабым мужчинам, встречающимся на их пути. А со стороны женатых мужчин – грустные рассказы о том, что их жены прочно «держат» под своим материнским «крылом» взрослеющих сыновей. Получается замкнутый круг и очень хочется его разомкнуть.

«Мы идем вперед не просто, чтобы идти. Выносливость подразумевает, что мы создаем что-то существенное.  Учение о выносливости пронизывает всю природу. У каждого новорожденного волчонка подушечки лап мягкие, как глина, и только возня, беготня и прогулки с родителями делают их более жесткими. Теперь волчонок может бегать, ходить по острым камням, по жгучей крапиве, даже по битому стеклу, и не поранить лапы. Я видела, как волчицы купают своих волчат в ледяных ручьях, заставляют их бегать, пока неокрепшие лапы не начнут заплетаться. Так они закаляют маленький дух, наделяя его силой и стойкостью. В мифах обучение выносливости – один из ритуалов Великой Дикой Матери, архетипа Дикой Женщины. Ее извечный ритуал – делать свое потомство сильным. Это она закаляет нас, дает нам силу и выносливость».

Услышьте послание волчицы!

 

 
 
 

 

Это интересно
+10

11.11.2013
Пожаловаться Просмотров: 1095  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 8

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

!!!

Спасибо с улыбкой и добрым сердцем!Smile

Волк , конечно , сильнее и льва и тигра, зато в цирке не выступает( где-то прочитала, мне понравилось)))

Извините за опечатку : не сильнее' 

13.11.2013

И правда,ни разу в цирке не видел волка!...

13.11.2013

Зверь красивый,умный,это Волк царь зверей, а не бездельник Лев!

Львов в обиду не дам:))

13.11.2013

А он спит 20 часов в сутки! А еда толстая у него перед носом ходит! А он выть на луну не умеет! А волк за худым зайчиком по 45* морозу сутками бегает! А он в Африке жил бы как сыр в масле! А лёв в Сибири жить не может и потому в цирке подъедается! Так то!Кошек не люблю!