У истоков экспрессионизма: творчество Джеймса Энсора «Маска всегда выразительнее лица» 1 008 0 Журнал
У истоков экспрессионизма: творчество Джеймса Энсора «Маска всегда выразительнее лица»
Джеймс Энсор (1860-1949) пользуется огромной популярностью и почетом не только у символистов, к ряду которых относят самого художника, но также у сюрреалистов и экспрессионистов. Его творчество оказало огромное влияние на художественную жизнь Бельгии ХХ века, хотя сам художник не получил должного признания в период наибольшей активности. Чем же Энсор покорил зрителей и заслужил такое уважение?
Считается, что именно Джеймс Энсор стоит у истоков экспрессионизма. Тем не менее творчество художника нельзя отнести к какой-то конкретной группе или стилю, ведь его работы — результат внутренних переживаний и поиска уникальных слов, которыми можно было бы выразить личный взгляд на общество.
Фотография и автопортрет 1883 года
Джеймс Энсор родился в 1860 году в бельгийском городе Остенде на берегу Северного моря. Юношеские годы будущий художник провел в окружении материнской любви и заботы, так как его отец пропал бесследно во время поездки в Америку. Его семья владела сувенирной лавкой, где Джеймс еще в детстве смог ознакомиться с карнавальными, африканскими и японскими масками, веерами и другими безделушками со всего мира, отпечаток которых заметен в яркой палитре цветов и образов на полотнах художника. Он увлекся рисованием, делал зарисовки живописных пейзажей, вскоре бросил школу и начал брать частные уроки у местных мастеров.
«Купальный вагон», 1876 год
В 1877 году Энсор отправился в Брюссельскую академию художеств, но буквально через три года бросил обучение. Академическая живопись мало увлекла его, хотя творчество фламандских художников, которое он изучал в Брюсселе, все же оказало определенное влияние на будущий стиль Энсора (например, в работе «Пропойцы» 1883 года). Он вернулся в родной город, увлекся импрессионизмом и бытовыми сюжетами.
The Oyster-Eater, 1882 год
Популярное течение в живописи художник интерпретировал по своему: вместо полутонов — четкие цвета. Многие работы выполнены с использованием приглушенной гаммы, благодаря чему некоторые искусствоведы называют период с 1879 по 1883 год «темным периодом» в творчестве Энсора. Темы картин, в основном, незатейливые: пейзажи, натюрморты, портреты — то есть то, что Джеймс видел вокруг себя.
«Пропойцы», 1883 год
Автопортрет 1879 года
Тревожный и порой мрачный характер картин в этот период выглядит как затишье и накопление сил перед новым прыжком как в духовном, так и в творческом плане. Начиная с 1883 года, кардинально меняется характер живописи Энсора. Он постепенно вплетает в картины новые сюжеты, которые после стали ключевыми в его творчестве. В основе концепции работ этого периода — общество как маскарад.
«Скелеты пытаются согреться», 1889 год
«Борьба скелетов за тело повешенного», 1891 год
Высказывание Оскара Уайльда — «маска всегда выразительнее лица» — как нельзя лучше передает главную идею живописи художника. Все люди пытаются скрыть свои истинные намерения и желания под масками благопристойности и искренности, но даже чтобы выразить истинную сущность на полотне достаточно просто подобрать необходимую маску. «Маска означает для меня свежесть тона, пронзительную экспрессию, пышный декор, неожиданные жесты, беспорядочные движения, особую взволнованность», — так говорил сам художник.
«Удивление маски Wouse», 1889 год
«Опасные повара», 1896 год
В творчестве Энсора все чаще появляются фантастические и зловещие сюжеты, которые художник выражал с помощью карнавальных масок, скелетов и чудовищ. В связи с этим его творчество относят к символизму, что не удивительно, ведь бельгийский символизм, в отличие от французского, имеет глубокие средневековые корни, которые как раз и выражают гротескный и сакральный характер полотен. Джеймс вскоре увлекся мистикой и создал собственную серию религиозных полотен.
«Смерть преследует людскую толпу», 1896 год
«The Man of Sorrows», 1891 год
«Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года» — одно из ключевых произведений за весь творческий путь художника, в котором он воплотил сложные образы и богатую композицию. Несмотря на религиозный сюжет, картина имеет скорее социальный характер: в огромной толпе людей изображены практически все социальные типы, характерные для Европы рубежа XIX-XX веков. Естественно, они одеты в маски, кроме ключевого персонажа — Иисуса Христа.
«Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года», 1888 год
1880-е годы современными искусствоведами оцениваются как ключевой период творческого пути художника. Начиная с ХХ столетия он бросил попытки поиска новых слов в живописи и повторял полюбившиеся сюжеты и стили. Отсутствие требуемого признания, которого Энсор не нашел даже в кругу единомышленников общества «ХХ», заставило Джеймса отдалиться от людей и замкнуться в собственном мире.
«Пир во время голода», 1915 год
Me, my Color and my Attributes, 1939 год
Только в 20-е годы ХХ века художник получил требуемое признание. Сначала его работы начали появляться на выставках, и только в 1929 году состоялась первая за 30 лет крупная ретроспективная выставка в Брюсселе, полностью посвященная Энсору, за которую художник получил титул барона. Для молодых деятелей искусства, которые увлекались модными на то время течениями модерна и сюрреализма, Джеймс стал настоящим авторитетом.
Дом-музей и бюст Энсора в Остенде
Свою смерть в 1949 году он встретил в окружении почета и славы. Хотя некоторые исследователи указывают на внезапно возникшую у Энсора любовь к музыке, которая в последние годы его жизни стала важным источником вдохновения, все же художник продолжал рисовать до самых последних дней. Его картины хранятся в известных галереях мира, а дом в Остенде стал музеем после смерти мастера. ■
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: