"Велика должна быть благодарность каждого художника
судьбе за возможность измерять свою жизнь не годами,
а впечатлениями, отраженными в творческих работах.
Это богатство художник черпает в своих творческих
поездках по странам......."
Лебедев, Михаил Иванович
Михаил Иванович Лебедев (1811-1837)
Живописец, рисовальщик, акварелист; пейзажист, жанрист.
Среди мастеров русского (да и мирового) искусства имеется несколько имен,
чей гений или неординарная одаренность, вспыхнув однажды, продолжают
светить и поныне, несмотря на то, что отпущено было им на жизнь и творчество
до обидного мало времени
Михаил Иванович прожил короткую жизнь, но успел стать одним из лучших
русских пейзажистов первой половины XIX в.
Его работы шли нарасхват, и приходилось делать по несколько повторений,
чтобы удовлетворить всех почитателей.
Его судьба складывалась необыкновенно счастливо...
Интересен факт из биографии будущего
художника. Он родился в семье крепостного в городе Дерпте, нынешнем
Тарту, нынешней Эстонии.
Однако в 1820-е годы в российской Прибалтике отменяется крепостное право.
Юный Михаил Лебедев получает возможность учиться и демонстрировать
свой необычайно рано пробудившийся талант к живописи.
Вскоре (1829) благодаря высокому покровительству графа П.А. Палена
юноша зачисляется в Академию художеств.
В Академии художеств Лебедев учился у М. Н. Воробьева, очень рано
обнаружив большую творческую самостоятельность.
В пейзажах художника, написанных в Италии, влияние его учителя уже мало
отражается.
Учась в Академии, Лебедев свои каникулы часто проводил в имении Фаль
в Эстонии, откуда привозил тщательно выписанные деревенские пейзажи,
изображавшие невысокие холмы, покрытые деревьями, или лужайки с
отдыхающими коровами.
Особенно плодотворным оказалось для Лебедева
пребывание летом 1833 года в Ладожском уезде, Петербургской губернии,
где он написал простой, скромный, овеянный поэтическими настроениями
«Пейзаж с прудом», или, иначе, «Вид села Василькова» (1833, Третьяковская
галерея).
Васильково.Имение инспектора...
Уже в 1833 году Михаил Лебедев
заканчивает Академию, получив за выпускную картину большую золотую медаль
и право пенсионерской поездки в Италию.
В парке
Итальянские картины М.И. Лебедева, которые он регулярно пересылает на родину,
вызывают восторг ценителей пейзажной живописи.
В 1834 году Лебедев в Италии, в Риме, присоединяется к большой колонии русских
художников во главе с "великим Карлом" - Брюлловым, который обласкал Лебедева
и помог ему освоиться в новой обстановке.
Правда, Александру Иванову первые итальянские работы художника не понравились,
но позже и он переменил свое мнение
Альбано. Белая стена.
Его итальянские пейзажи своеобразны по живописи, отличаясь плотной кладкой
глубоких по цвету красок. Больше всего он писал близлежащие окрестности
«вечного города» с их роскошными парками, монументальными вековыми
деревьями и широкими дорожками, вымощенными камнем.
Он получает многочисленные заказы на воспроизведение тенистых троп и
великолепия заднего плана своих пейзажей.
Казалось, что впереди художника ждет европейское признание и слава.
Но впереди поездка в Неаполь с его красивейшими окрестностями.
Вид Альбано около Рима
Лебедева интересовало в Италии все — и ее яркая природа,
и прекрасная архитектура, и простой народ в непривычных для
русского глаза ярких одеждах.
Его картины излучают свет.
Они полны радости жизни и восторга перед
красотой мира. Обычно их называют романтическими.
Это действительно так.
Да и трудно не быть романтиком, когда тебе двадцать пять лет, когда в тебе
кипят жизненные силы, когда бескрайний мир расстилается перед тобой,
когда все удается, когда настоящее прекрасно, а будущее кажется
лучезарным, удивительным и бесконечным.
В пейзажах Лебедева дорожки манят зрителя в прохладную тень, открывая
перед ним свою глубину; солнечный свет ложится трепетными пятнами на землю,
листва и стволы деревьев Занимают почти все живописное поле, и только наверху
маленьким кусочком виднеется небо, чаще всего золотистое от закатных лучей.
Художник включает в пейзаж архитектуру и фигурки людей, но они еще,
скорее, являются оживляющим стаффажем и не
приобретают особого значения, ярким цветом платьев обогащая колорит картины.
Пейзаж строится на контрастном сопоставлении света и тени, густых лесных зарослей
и пятен света на земле.
Арича близ Рима
Аричча — небольшой городок близ озера Альбано, стоящий на месте
античного селения Ариция. На втором плане изображена церковь Санта Мария
делл Ассунцьоне, построенная по проекту Л. Бернини.
В парке Гиджи.
Таковы же и итальянские пейзажи Лебедева: «В парке Гиджи» (1837, Третьяковская галерея),
Аллея в Альбано близ Рима. 1835-1836. Холст, масло. 38х46,2. Государственная Третьяковская галерея
«Аллея в Альбано» (1837, Третьяковская галерея) и др.
В мае 1837 года Лебедев отправляется в Неаполь, чтобы поработать летом в его прекрасных и столь любимых пейзажистами окрестностях. Здесь художника настигает внезапно вспыхнувшая эпидемия холеры.
Умер в Италии от холеры в возрасте 26 лет.
"Боже мой! Какие потери в один год:
Пушкин и Марлинский как поэты и Лебедев,
коим Россия могла бы гордиться как лучшим
пейзажистом в Европе" -
так отозвался на известие о смерти М.И. Лебедева К. П. Брюллов.
Представленные здесь работы М.И. Лебедева - его знаменитые пейзажи - дают представление о таланте и мастерстве замечательного отечественного живописца.
Произведения Лебедева встречаются довольно редко. В конце XIX века самое большое их количество было собрано в Третьяковской галерее в Москве
Альбано. 1836
Ветреный день
Архитектурный пейзаж
Вид в Павловском парке. 1830-1833 гг
Вилла в Италии
Итальянка с прялкой. 1835 г. Бумага, акварель
Итальянский пейзаж. 1836
На опушке леса. 1833. Холст, масло. 19,6х24,2. Государственная Третьяковская галерея
Рим утром
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: