Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
2782 участника
Администратор Лиса- Алисa
Администратор Lola Cherry Cola
Администратор Savra

Важные темы:

Модератор Sezane
Модератор Любoчка
Модератор Кицу-кицу
Модератор Серый_волk

Последние откомментированные темы:

20240425085429

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Псой Короленко. Поэт, сочетающий несочетаемое

№195 (7254)Культура Псой Короленко. Поэт, сочетающий несочетаемое

Псоя Галактионовича Короленко я впервые увидел в фильме «Пыль». Арт-хаусная картина вышла в свет около пятнадцати лет назад.

Владимир Богомяков и Псой Короленко. На берегу Туры. В материале использованы фото Дмитрия Карпова и Андрея Черных

Странная картина про изувеченного комплексами толстого парня Алёшу, который в попытке обрести идеальное тело начинает постепенно сходить с ума и совершать крайне необычные для себя поступки. Постепенно сходит с ума и весь мир вокруг Алеши, показанный через призму его восприятия. И в этот неадекватный мир гармонично вписывается персонаж Псоя Короленко — сектант брат Павел, исполняющий песню про Бога. Персонаж, вызывающий одновременно интерес и ужас. Уже потом я послушал другие песни Псоя, почитал стихи. Стало ясно, что он не только в фильме, но и в остальном творчестве такой — веселый, смелый, играющий словом. Пронзительно меткий текстом и искренний исполнением. Псой Короленко — поэт, сочетающий несочетаемое.

От Лиона до Короленко

Настоящее имя Псоя — Павел Эдуардович Лион. Псевдоним появился благодаря Владимиру Галактионовичу Короленко, его творчество было предметом исследования и темой кандидатской по филологии Павла. Фамилию и отчество Павел Лион позаимствовал напрямую, как дань уважения. А Псой — шутка Владимира из письма к его брату, ирония над обычаем называть детей по святцам: «Ты — Илларион, отец — Галактион. Родись я в день святого Псоя (имеется в виду святой раннего христианства Псой Египетский), быть мне бы Псоем Короленко». Так и появился на свет Псой Галактионович Короленко.

Псой Короленко — человек многопрофильный. Снимался в кино, работал редактором отдела культуры известного журнала «Огонек», читал лекции по литературе в нескольких университетах. Но самое главное — он поэт и музыкант. Именно в этом качестве прославился больше всего. Озорные и местами даже хулиганские стихи и песни расходятся по рукам. Филологическое образование позволяет артисту играть со словом на высшем уровне.

Куда ни глянь. Куда ни выйдешь — глядь,
Всё выйдет дрянь, везде увидишь … (тут рифму додумывайте сами. — Д.К.),
Огни горят и все куда-то манят,
И всяк обманутый идет гулять
.
По вечерам вглубь ресторанных зал
Невский проспект тебя и ждал, и звал
,
Огни горели спереди и сзади,
Все шутки ради, сплошной обман
.

«Невский проспект»

Не победю. Не побежу. И никого не побежду наверняка я.
Не убедю. Не убежу. И никого не убежду, судьба такая.
Но почему? Кто даст ответ? Конечно, потому что будущего нет.
Спроси у «АльтаВисты» — будущего нет.
Хоть тыквой подавись ты — будущего нет.

«Будущего нет»

Для Псоя не существует запретов в русском языке. Если слово просится на язык, если оно отлично ложится на бумагу и созвучно с идеей песни, то это слово имеет право на жизнь. Нет слова «победю»? Нет «убежду»? Кто посмеет упрекнуть в этой игре кандидата филологических наук Псоя Короленко?

Хоть он и называет себя бардом, основной инструмент отнюдь не гитара, а синтезатор. Электронные клавиши не просто обязательный элемент музыкальной программы, а уже некий символ отличия, знак бренда. На первом синтезаторе артист отключил все регистры, кроме аккордеона. За это инструмент получил творческий псевдоним Гармоха. Первую Гармоху Псой с детьми обклеил разными картинками — телепузиками, поп-звездами, этикетками. Так Гармоха обрела лицо, стала твердой частью веселого творческого сумасшествия. Уже в дальнейшем родилась легенда, что имя синтезатора — это не только отсылка к аккордеонному звучанию, но и намек на панибратские отношения с мировой гармонией.

В «Столице деревень»

В Тюмень Псой Галактионович приезжает с концертом всего второй раз. И это, наверное, большое упущение как для города, так и для самого Псоя. Еще реже Короленко дает обстоятельные интервью, но с нами побеседовать согласился. И вот мы сидим в ресторане «Столица деревень», поглощаем суп из бычьих хвостиков, запиваем его клюквенным морсом и осторожно угощаемся аутентичными сибирскими настойками. И, конечно, разговариваем.

— С этимологией вашего творческого псевдонима мы читателей уже познакомили. Но где заканчивается Павел Эдуардович Лион и начинается Псой Галактионович Короленко?

— Ответ будет откровенным и скучным. Нет никакого разделения между Псоем и Павлом. Это один и тот же человек. Не существует сценических образов, имиджей, альтер-эго. Я нормальный и даже обычный бард, который играет самого себя, не прикрываясь масками. Имя Псой пришло из шутки актуального для меня писателя, но изначально это имя раннехристианского святого, Псоя Египетского, одного из основоположников монашества.

— Наверное, это самый искренний путь?

— У каждого есть свой, не менее искренний. Вот, например, любимый и уважаемый мной поэт Кирилл Решетников сначала выступал под своим настоящим именем. Уже в конце девяностых в творчестве произошла динамика, в результате которой родился Шиш Брянский. Шиш стал для автора исключительно серьезным направлением. Структурно это действительно альтер-эго. А с Псоем не было никакой идеи альтер-эго. Не было перелома, я сразу начал писать то, что пишу сейчас. Изменения, конечно, можно заметить, но они не революционные, это естественный ход событий.

— Не смущает репутация артиста несколько эпатажного, даже сумасшедшего местами?

— А я сумасшедший. Причем именно по-доброму, лирически. Эпатаж не ставлю целью, просто, если выходит на сцену чувак с бородой и хаером, это уже выглядит эпатажно. Я и сейчас сижу с ними, но разве это эпатаж?

— На портале «Луркморье» написано, что у вас и манера преподавания в вузе была сумасшедшей.

— Да нет, преувеличение «Лурка». Видимо, чтобы заинтересовать читателя. Я был обычным преподавателем. Просто любил свой предмет, а стало быть, не мог читать его скучно. Эдакий артистичный и увлеченный собой лектор. Естественным путем этого артистизма и стало появление на сцене, логичная динамика. Захотелось большего, потому что в самих лекциях эксцентрики не хватало.

— В фильме «Пыль» ваш герой, сектант брат Павел, исполняет песню «Верую в Бога». Ее сложно охарактеризовать, наложились образы и Псоя Короленко, и брата Павла, и сюжета картины. Что это вообще за песня? И удался ли сценический образ героя?

— Да, образ брата Павла получился ярким, уместным. Что касается песни, то «Верую в Бога» я писал одновременно в двух жанрах — это лирический поп-шансон, вроде Вилли Токарева, и некая религиозная легкая песенка. Это ведь не стеб, не пародия, а, скорей, осмысление моей неофитской пограничной ситуации, выраженное в куплетном жанре. Тут многое намешано, есть даже элемент баптистской культуры. Когда мне предложили сняться в «Пыли», сразу подумал, что для сектанта композиция будет уместной, — так и вышло. Получилось гармонично. Я, кстати, и не думал, что фильм станет известным. Ну, позвали знакомые ребята, снимают что-то для души, будут двигать картину на фестивалях.

— Что обычно вдохновляет?

— Вопросы о вдохновении всегда абстрактны, не умею на них отвечать. Обычно говорю, что вдохновляет три источника: из головы, из жизни и из культуры других авторов. Вот я сейчас выпил морс, и эта ситуация неожиданно может меня вдохновить. Причем на выходе получится результат, в котором вообще не будет ни меня, ни морса, ни даже намека какого-то. Может родиться песня, в которой морса не будет совсем. Он как фон мышления.

— Вы практически не притронулись к настойке. Предпочитаете не употреблять?

— Не в этом дело, к алкоголю я отношусь по-разному. Сегодня просто выступление еще, поэтому пробую аккуратно. Да и то не стал бы, просто очень уж соблазнительны местные настоечки — черноплодная рябина, облепиха. Как не пригубить? Но надо быть осторожным. Во время концерта большая нагрузка на связки идет, я ведь пою от души, не шепчу вполголоса. Перед выступлением лучше не экспериментировать. И это касается не только алкоголя. Даже к морсу отношусь с большой осторожностью. К тому же нередко болею. Подхватить бронхит — легче легкого. Так что тут вопрос не неприятия какого-то, а маневра.

— Не могу не спросить про город. Вы тут второй раз — уже или всего лишь. Как впечатления о Тюмени?

— Пока не получается толком познакомиться. Что я здесь успел увидеть — прекрасно. Но этого мало, хочется полноценно ощутить Тюмень. Если бы не старался посетить в туре как можно больше городов, то вполне мог бы задержаться здесь еще на пару дней. Сейчас вот неожиданно отменились Барнаул и Кемерово, поэтому в Новосибирске и Томске я пробуду дольше задуманного. Знал бы заранее — посвятил эти дни Тюмени. Здесь я второй раз уже, и в третий, думаю, обязательно задержусь. А пока Тюмень для меня — прежде всего это люди, ведь мест я посетил не так много.

— А где побывать успели?

— В прошлый раз вот ходили обедать в самобытный ресторан «Чум». Сейчас сидим в не менее интересной «Столице деревень», угощаемся сибирскими блюдами. И это замечательно. Два ресторана и клуб, где пел. Вот и все знакомство, это и есть пока для меня город. Я еще благодарен Тюмени за энергетику прошлого выступления. Получился хороший вечер, который определил настроение всей дальнейшей поездки. Это сейчас я приехал после концерта в Питере, а в прошлый раз весь тур начинался отсюда.

— При этом в регионе вы уже бывали до этого…

— Да-да! Это было в детстве, давно еще. Первая в жизни поездка без родителей, и далеко от Москвы. Проект журнала «Юность» совместно с болгарской стройкой. В его рамках позвали школьников сделать культурную детскую программу и заодно поучаствовать в несложных работах, типа прорубки сосен и прополки полей. Летний лагерь труда и отдыха. Собрали из разных классов несколько ребят, в том числе и меня. Для меня все тогда было впервые. Первая далекая поездка, первый опыт социализации в полузнакомом коллективе, первые работы в поле и лесу. И, кстати, знаменитую песенку «Солнышко лесное» я впервые услышал на берегу Пышмы. В поездке мы побывали в Винзилях — про знаменитую психиатрическую больницу я тогда и не знал, съездили в Тобольск, заглянули в Ялуторовск и Талицу.

На гастроли Псой Короленко ездит налегке — сумка на колесиках да рюкзак. Группы у него нет, инструмент с собой не возит, да и зачем? В каждом клубе найдется свой синтезатор, который можно подключить к колонкам. Найдется и микрофон. А больше ничего и не надо для хорошего выступления. К тому же, признается Псой, кроме как на клавишах, он играть больше ни на чем не умеет. Зато уж с ними обращается мастерски, инструмент привычно пляшет, когда артист, даже не глядя, отыгрывает веселые ритмы и проигрыши.

В таком стиле и прошел концерт в тюменском клубе «Фабрика». Псой Короленко — личность известная, собрал полный зал. Мест не хватало, люди стояли в проходах, у барной стойки. Многие гости подпевали артисту, просили любимые песни на бис. Артист отыграл два часа с небольшим перерывом, выложился полностью — взмокший и усталый после концерта фотографировался, оставлял автографы и поглядывал на часы. Скоро поезд…

Дмитрий Карпов

На концерте в Тюмени    

Это интересно
+1

14.05.2020
Пожаловаться Просмотров: 996  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены