Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Как оценить интеллект ребенка. Интеллектуальные способности детей.

Хватит врать

Помните советский фильм «Карнавал»? Молодые Муравьева и Абдулов, Москва 1970-х. А обращал ли кто-либо из вас, роль кого в этом фильме исполнила Ирина Муравьева? Она ведь задолго до всяких людей дождя и игр разума прекрасно сыграла умственно отсталую девочку. К чему это я?

Сейчас в СМИ начинается какая-то очередная истерия по поводу «особых детей»: аутистов, даунов, сирот и иже с ними. Никогда еще со времен нацистской Германии отношения здоровых и «особых» не были бы пропитаны такой взаимной ненавистью. Хотя нам все равно не жить друг без друга — надо уживаться и делиться. Как ниточке с иголочкой. Что здоровые сохраняют крупицы альтруизма и человеколюбия только благодаря больным, что больные без здоровых не выживут и с ними (здоровыми) придется делиться частью немаленьких привилегий. Давайте поговорим об этом спокойно, без истерии и «соплей розовых». Что такое интеллектуальная недостаточность?

 В самом общем виде под интеллектом понимают одно из трех: способность к обучению, способность к абстрактному мышлению. способность к адаптации. Под умственной отсталостью  (олигофренией) понимается широкая группа психических расстройств , основным появлением которых является задержка интллектуального (психомоторного) развития , проявляющаяся с первых лет жизни. То есть это — необучаемость, неразвитость абстрактного мышления и трудности в адаптации. Но это еще как посмотреть — во многом умственно отсталые превосходят здоровых! Один мой пациент, пожилой даун, не мог самостоятельно одеться. Но на скамеечке в парке он обыгрывал всех в шахматы, имея первый юношеский разряд — просто он все партии помнил наизусть. Еще один детедомовский дебил на моей памяти с первого раза сдал на автоправа и потом закончил консерваторию по классу вокала — ну шикарные у него были данные! А еще один такой же за минуту мог открыть ложкой любую машину и уехать на ней до первого поста ДПС.

 Процент страдающих умственной отсталостью — около 1% населения , болеют преимущественно мужчины (в 1,5 — 2 раза чаще). Но это искусственный перекос — просто на девочках не висит военкомат с 16 до 27 лет, и требований к ним поменьше. В среднем на 100 случаев умственной отсталости приходится  85 пациентов с легкой формой , 10 — умеренной , 4 — тяжелой и 1 — глубокой степенью. В малообеспеченных семьях с низким уровнем культуры она обнаруживается у 10 — 30% детей.Чем более выражена степень умственной отсталости , тем раньше она обнаруживается. Пик приходится на первые школьные годы.

Часто под маской умственной отсталости проходят случаи так называемой социально-педагогической запущенности .Они имеют тенденцию к компенсации в благоприятных условиях дальнейшего развития. Чем глубже умственная отсталость — тем чаще она сочетается с явлениями церебрального паралича , судорожного синдрома и патологии органов чувств. Средняя продолжительность жизни ниже , чем в популяции , и снижается по мере выраженности расстройства.

 Как таковой единой причины нет,  расстройство возникает в результате воздействия комплекса различных мозговых вредностей. Из наиболее известных — фактор наследственности, злоупотребление родителей — алкоголем , физические травмы плода и новорожденного , перенесенные матерью инфекционные заболевания, генные нарушения, резус-конфликт, экопатология, преждевременные роды. Более чем в 50% случаев причина так и не выявляется.

 Важнейшим фактором ранней диагностики умственной отсталости является несоответствие выявляемых показателей психомоторного развития ребенка с общепринятыми стандартизованными возрастными нормами. Вот основные усредненные показатели по общепринятым данным :

Моторное развитие

1 месяц — поднимает подбородок

2 — поднимает грудь

3 — пытается достать , но промахивается

4 — садится с посторонней помощью

5 — сидит на коленях взрослого , хватает предметы

6 — хватает движущийся предмет , сидя на высоком стуле

7 — самостоятельно садится

8 — стоит с посторонней помощь

  • стоит , за что-либо удерживаясь
  • ползает
  • ходит с посторонней помощью
  • встает , держась за опору
  • взбирается по ступенькам лестницы
  • стоит без посторонней помощи
  • ходит без посторонней помощи

Умственное развитие

  1. 0 — 2 года сенсомоторная стадия, включает в себя :

1 месяц — врожденные рефлексы (сосание, хватание)

1-4 месяца — моторные навыки — условные рефлексы при взаимодействии ребенка со средой (сосательные движения при виде бутылочки  с соской и схватывание ее )

4-8 месяцев  — циркулярные реакции — развитие координации систем восприятия и моторики (сотрясение погремушки)

8-12 месяцев — координация средств и целей — придает действиям ребенка все большую преднамеренность (отодвигает руку взрослого , чтобы достать спрятанную за ней игрушку)

12-18 месяцев — открытие новых средств (можно достать висящую игрушку лежащей рядом палкой)

18-24 месяца — изобретение новых средств — оригинальное решение проблемы с помощью имеющихся средств и способов

II.Стадия конкретных операций, включает в себя :

2-5 лет  — предоперациональный  уровень. Развитие символического мышления, позволяющего представлять предметы или явления с помощью мысленных образов и обозначать их названиями, а не прямыми действиями.

5-8 лет — первый уровень конкретных операций. Ребенок становится способен понять что два признака предмета (например, форма и вес), не зависят друг от друга («что тяжелее — килограмм пуха или килограмм железа?»). Он может располагать предметы в ряд по какому — либо признаку (цвет или размер, или живые существа и неодушевленные предметы).

8-11 лет — второй уровень конкретных операций. Помимо представлений о массе и объеме, ребенок получает представление о времени и скорости, об измерениях с помощью эталонов. Это позволяет упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы  или физические задачи.

  • 11 — 15 лет — стадия формальных операций.Мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Формируется абстрактное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Формируется сексуальное влечение, а также нравственность как следствие рассудочной деятельности.

Отклонение от возрастных показателей может служить основанием для консультации детского психиатра.Однако большинство пациентов попадают в поле зрения психиатра поздно , в связи со школьной неуспеваемостью и трудностями поведения.

 Принципы лечения.

Оптимальный метод — профилактика. Это — работа центров планирования семьи и генетических консультаций, медико-социальная поддержка малообеспеченных семей, психопедагогические мероприятия для самих пациентов. Они включают в себя привитие навыков самообслуживания, взаимодействия с окружающими, вовлечение в трудовую деятельность. Семейная психотерапия и групповые реабилитационные программы улучшают адаптацию пациентов. Конечная цель — ликвидация социальной беспомощности и сохранение трудоспособности в меру доступного. Эмоциональные проблемы и заниженная самооценка успешно корректируются в группах с использованием транзактного анализа. Психотропные препараты имеют вспомогательное значение при осложнении вторичной симптоматикой (аффективные , поведенческие и другие расстройства).

 С пациентом нужно общаться четким , доступным для его понимания языком, избегая излишней поучительности и превосходства в беседе. Взрослый человек с интеллектуальным уровнем ребенка на самом деле не является ребенком. Любые проявления его конструктивной деятельности достойны поддержки и похвалы, но без слащавой покровительности.

Многие пациенты склонны легко входить в детскую  пассивно-подчиняемую роль благодаря неправильному воспитанию  ставящему своей целью в первую очередь управляемость и послушание. Эта позиция является безусловно вредной и часто осложняется проявлениями психологического и физического насилия, насмешками и издевательствами со стороны окружающих.

Нужно быть очень осторожным в прогнозах, избегая разговоров, что ребенку нельзя ничем помочь. Обучение в обычной школе является неоднозначным шагом — при лучших возможностях для компенсации интеллектуальной сферы велик риск отвержения сверстниками. 

 Основные клинические формы.

Диагностируются по показателям тестов интеллекта (методика Векслера и другие), выраженным в баллах (IQ).

Легкая степень (50 — 69 баллов), или дебильность, соответствует уровню развития 9 — 12-летнего ребенка. В дошкольном возрасте пациенты практически неотличимы от психически здоровых. Могут осваивать программу вспомогательной или 5 — 6 классов обычной школы, самостоятельно проживать, вести хозяйство и трудиться на посильных работах. Помощь им требуется по большей части в серьезных, критических ситуациях.

Умеренная степень (35 — 49 баллов, 6 — 9 лет), или имбецильность. Школьное обучение маловероятно. Возможно привитие примитивных навыков самообслуживания, легкий труд в специально созданных условиях. Необходимо постоянное наблюдение и руководство в большинстве ситуаций.

Тяжелая форма умственной отсталости (20 — 34 балла, уровень развития ребенка 3 — 6 лет). Развитие речи, моторики, навыков самообслуживания минимально. Требуется постоянное постороннее наблюдение и контроль.

Глубокая степень, или идиотия (ниже 20 баллов, до 3-х лет) предполагает неспособность к вербальному (словесному) общению и самообслуживанию. Большинство пациентов не способны передвигаться, неопрятны физиологически, требуют постоянного ухода и надзора.

Пограничная умственная отсталость (субдебильность) существовала в прежней классификации болезней. Это уровень интеллекта по Векслеру 75 — 90 баллов и умственное развитие 13 — 14-летнего подростка со всеми вытекающими последствиями.

 Прогноз.

При невежестве и асоциальности родителей, завышенных требованиях к ребенку или отвержении прогноз неутешителен. Такие пациенты даже при неглубокой умственной отсталости не могут сформировать социально приемлемых навыков, инвалидизируются и заканчивают жизнь в заведениях социального обеспечения. Многие из них попрошайничают, бродяжничают, совершают кражи и грабежи, становятся жертвами злоумышленников.

Своевременно начатые психопедагогические мероприятия и адекватное поведение родителей способны в значительной мере улучшить адаптацию пациента во всех сферах жизни. Наиболее уязвимым звеном адаптации является сексуальность, в сфере которой более успешны пациенты женского пола. Не менее половины всех пациентов (особенно девочек) снимаются с наблюдения психиатром по достижении компенсации в зрелом возрасте.

Большинство психокоррекционных и реабилитационных программ для умственно отсталых включают «мягкое управление» ребенком со стороны близких, рациональную организацию жизни и быта с избеганием конкуренции и элементарную профессиональную подготовку.

Симулятивное поведение.

 Аггравация (преувеличение) умственной отсталости может иметь место при решении экспертных вопросов (признание инвалидом , определение годности к военной службе , судебно-психиатрическая экспертиза). То есть например,  человек с субдебильностью начинает вести себя как имбецил.  Обычно предъявляются жалобы на «плохую память», «забывчивость», «что-то такое на меня нашло», не подтерждаемые объективно при смене темы беседы, наблюдении за поведением вне ситуации обследования , сохранности навыков самообслуживания и социальной адаптации. В ходе обследования агграванты склонны отвечать на задаваемые вопросы стереотипным «не знаю» или «не помню» без попыток сосредоточения и воспоминания, а также ошибочных ответов после определенного периода размышлений (например, при истощении). При уличении в притворстве качество выполнения заданий обычно повышается.

Диссимуляция умственной отсталости может иметь место, когда пациент по собственному желанию либо настоянию близких хочет прекратить наблюдение психиатра (например , для получения водительских прав). В качестве доводов обычно приводятся полное отсутствие жалоб на душевное здоровье и утверждение о том, «что все вообще нормально». Даже при отсутствии достоверной информации диссимуляция может быть распознана при обследовании интеллекта с помощью психологических методик (обычно — тест Векслера) , определяющих интеллект как некую сумму баллов, сопоставляемую с возрастными усредненными показателями.

Вот. в принципе, довольно «сухой» остаток от эмоций и предрассудков в отношении психически здоровых и умственно отсталых. А еще есть и частичная одаренность многих психически нездоровых лиц, и просто мистические вещи, которые часто происходят рядом с такими людьми. Ведь не зря в ужасах того же Стивена Кинга в качестве «фокальных лиц» фигурируют или ребенок, или дебил. Но об этом — в следующих постах. Не забудьте оставить комментарий, поделиться информацией в социальных сетях и подписаться на мою рассылку. Спасибо!

Источник.

Это интересно
+1

07.12.2015
Пожаловаться Просмотров: 566  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены