Эссе
В будущем, с появлением новых разработок в науке и технике, мы будем поручать машинам все больше и больше задач по принятию решений. Уже сегодня это можно наблюдать в современных системах вооружения, где электронные датчики в передовых самолетах следят за идеальными характеристиками полета. Современные компьютеры способны обрабатывать до 500 триллионов бит в секунду. Сложность сегодняшней цивилизации настолько высока, что человек не может управляться без помощи электронных вычислительных устройств. Но, тем не менее, современные компьютеры намного примитивнее тех, что появятся в будущем. Со временем для управления общественными процессами потребуются электронные датчики, которые объединят все сферы социальной деятельности, в результате необходимость в политике, как в ненужном инструменте, отпадет.
Уже сегодня промышленные предприятия используют полностью автоматические системы инвентаризации, которые заблаговременно заказывают доставку материалов, сырья и деталей, таких как, например, подшипники.
Мы считаем, что уже сейчас возможно создать общество, в котором люди смогут жить дольше, быть здоровее, жить полезной и наполненной смыслом жизнью. В таком обществе мерилом успеха станет реализация стремлений человека, а не накопление капитала, материальных благ и власти. И хотя многие представленные здесь концепции могут показаться несбыточными, все они созданы на основе широко распространенных научных принципов.
В моих намерениях написать статью, которая бы отвечала нуждам людей и подкреплялась наукой.
Представленное здесь социальное направление не имеет ничего общего с существовавшими ранее политическими идеологиями и экономическими стратегиями. Создание новой цивилизации потребует выхода за рамки традиций, ценностей и прежних методов. Будущее будет создавать свои собственные новые парадигмы, которые будут соответствовать каждой последующей фазе развития человека и технологий.
На протяжении всей истории лишь немногие государственные лидеры и политики предложили всеобъемлющий план по улучшению жизни людей. Хотя такие люди, как Платон, Эдвард Беллами, Герберт Уэллс, Карл Маркс и Говард Скотт предприняли попытки показать миру новую цивилизацию, но устоявшийся общественный порядок посчитал их непрактичными мечтателями с утопическими идеями, противоречащими природным качествам человека.
Этим социальным пионерам противостоял гигантский статус-кво, состоящий из довольной существующим положением верхушки, а также широких масс населения, которые, благодаря многолетней идеологической обработке, не хотели радикальных перемен. Это были миллионы негласных блюстителей статус-кво. С другой стороны, мировоззрение и философия лидеров соответствовали их особому привилегированному положению.
В 1898 г. Эдвард Беллами написал книгу «Взгляд назад». Он описал идеальную эгалитарную социальную систему с множеством прогрессивных для своего времени идей. Этот бестселлер вызвал огромный интерес, и многие люди спрашивали автора, как добиться становления подобного утопического общества, основанного на сотрудничестве. Но Беллами отвечал, что он просто писатель и не знает, как создать такое общество.
Предложения Беллами, а также те, что высказаны Платоном в «Государстве», Карлом Марксом в его трудах, Гербертом Уэллсом в книге «Облик грядущего» и многих других, представляют собой поиск путей решения многих проблем, с которыми не удалось справиться предыдущим цивилизациям. Естественно, во времена Беллами социальные условия были чудовищными, и это придавало его утопическим идеалам весьма привлекательный вид. Однако большинству этих концепций не доставало общего плана и стратегий переходного периода, которые позволили бы идее стать реальностью. Большинство ранних представлений о лучшем мире не допускало изменений ни в технологиях, ни в человеческих ценностях, что крайне замедляло нововведения. Кроме того, ни в одной из этих концепций не было всестороннего набора проектов, моделей и методологий для реализации нового видения. И наконец, им не хватало компетентных людей для осуществления такого перехода.
Однако ответы на эти вопросы заключаются не в спорах или философских рассуждениях о человеческих ценностях, а, скорее, в методологии. Стало быть, для достижения лучшего мира нам потребуется дать формулировку инструментария и звучать она будет так: «Постоянное совершенствование существующих и будущих технологий с целью улучшения жизни всех людей и защиты окружающей среды».
Сегодня мы обладаем технологиями, которые превосходят самые радужные надежды и мечты всех социальных новаторов прошлого. Тот факт, что предыдущие попытки социальных изменений не удались, не является для нас основанием остановиться. Именно удовлетворенность текущим положением представляет собой реальную опасность. Единственными барьерами для будущего человечества являются те, которые мы сами ставим перед собой. Уже
сейчас возможно освободить человечество от многих нерешенных проблем путем гуманного применения технологий.
Когда-то, много лет назад, в США попытались открыть для себя социальную и экономическую систему, отличную от американской. Вот что говорится в фильме «Марш времени» о советском коммунизме: «Мы считаем, что американская система свободного предпринимательства будет функционировать лучше, чем коллективизм. Тем не менее, мы желаем вам успеха в новом и необычном социальном эксперименте». То, что коммунизм не справился с задачей удовлетворения человеческих потребностей и повышения уровня жизни граждан, мало чем отличается от наших собственных неудач.
Успехи и неудачи — это неотъемлемые составляющие непрерывного эксперимента, которым и является социальная эволюция. Во всех установившихся общественных формациях необходимо разрабатывать различные подходы к совершенствованию работы системы.
Наука изобилует примерами как провалившихся, так и удачных экспериментов. Например, в процессе работы над созданием самолета, тысячи попыток заканчивались ничем, пока, наконец, не была изготовлена первая работоспособная модель. В области медицины доктор Эрлих опробовал свыше 600 различных методов лечения сифилиса, пока один из них не доказал свою состоятельность. Все технологии, которые мы сегодня используем, такие как компьютеры, мобильные телефоны, интернет, авиация и автомобили, постоянно улучшаются и модифицируются. Однако наша социальная система и ценности остаются по большей части неизменными. Надпись на одном из наших правительственных зданий гласит: «Там, где нет образа будущего, народ гибнет». Создание образа будущего требует перемен. Основная причина сопротивления переменам заключается в том, что они угрожают устоявшимся интересам. На самом деле, страх перед социальными изменениями абсолютно безоснователен, особенно, если учесть, что сама по себе история цивилизации была в своем роде экспериментом. Даже американская система свободного предпринимательства на ранних этапах развития переживала ряд более серьёзных, чем сегодня, проблем: ненормированный рабочий день, детский труд, недостаточная вентиляция в заводских помещениях, опасные условия труда на шахтах, ограничение прав женщин и меньшинств, расовые предрассудки. Несмотря на множество проблем это был крупнейший в истории социальный эксперимент, приведший к разнообразию стилей жизни и индивидуальных свобод, инноваций в области архитектуры и технологий, а также к общему прогрессу во многих сферах. Крайне важно продолжить социальные эксперименты, чтобы преодолеть сдерживающие нас факторы и улучшить жизнь каждого человека.
Будущее не зависит от наших сегодняшних убеждений или традиций. Оно создаст свод ценностей, уникальный для своего времени. «Утопий» не существует. Само понятие «утопия» неизменно. Тем не менее жизнеустойчивость любого общества зависит от его способности осуществлять перемены, улучшающие общество в целом. В конечном итоге, избранный нами путь выявит, существует ли на самом деле разумная жизнь на Земле.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.
Оригинал на английском языке: thevenusproject.com/the-venus-project/essay
Перевод на русский язык: vk.com/thevenusproject
Оформление: Дмитрий Г.
Версия 4
Продолжение следует...
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены