←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Парадоксальные методы в психологии ("Да на тебе пахать надо!")

От автора: Цель статьи - обсудить применимость парадоксальной психотерапии, когда "все наоборот", не стандартно, неожиданно, не так как всегда и не так , как у всех.
С уважением к коллегам...

 Парадоксальные методы в психологии

 

 «Не существует терапевтической процедуры, которую так атаковали бы и атакуют с этической точки зрения, как нападают на так называемые парадоксальные процедуры» (Дайслер , 1985 , с. 88 )

 

«Да на тебе пахать надо!»

- из кинофильма «Служебный роман»

Парадоксальные методы в психологии  quot Да на тебе пахать надо quot

 

 Однажды, работая в поликлинике медицинским психологом, у нас с коллегой (тоже медицинский психолог) сложилась такая ситуация.

К нам на прием записывалась пациентка без видимого запроса. «Навещала» она нас с коллегой поочередно – то ко мне, то к коллеге, к кому попадет по записи. Симптоматично у нее проявлялась бурная словоречивость, в купе с обвинениями окружающей действительности. Я включила свои ПВК и выслушивала-выслушивала-выслушивала, давно отчаявшись вставить слово. Впрочем, я поддерживала ее, изредка кивая головой в моменты особого возмущения несправедливостью по отношению к пациентке, пытаясь вставить фразы «ах, как я вас понимаю, говорите, говорите…». Других слов она не слышала. В конечном итоге, наша пациентка уходила с чувством облегчения, говоря «С вами так спокойно. Вы-то меня понимаете. Весь мир –враги!» Причем, мое истинное мнение ее не интересовала. Она не обращала никакого внимания на мои попытки ответить, на мои жесты (разводя руками в стороны «то ли да, то ли нет»), на мою соответствующую мимику. Ей это было крайне неважно. А я оставалась с мыслями «невозможности выбора): отказать в приеме пациенту, прикрепленному к государственной поликлинике, мягко говоря, не приветствуется.

Моя коллега (второй медпсихолог) каждый раз, после консультации этой пациентки, возмущенно «сливала» на меня свои эмоции: «Она мне весь мозг вынесла опять! Не слышит, не понимает, не управляема!».

Я думала  «почему коллегу так это "цепляет"…?» и надеялась, что в следующий раз она не успеет ко мне записаться (да, я эгоистка, наверное. Такие «бесчестные» мысли приходили ко мне, не спрашивая и даже не постучав).

Так продолжалось какое-то время. Пока однажды! Моя коллега влетела в мой кабинет со словами:

- "представляешь – она еще нажаловалась на меня! Главврач позвонил, но, слава богу, понял, я ему все обьяснила про нее!» - выпалила она возмущенно

Я - про кого, что обьяснила, кто жаловался? – спросила я

- ну эта (имя опускается). Я не выдержала и сказала ей, когда она опять жаловалась и не слушала   моих доводов:  «Да Вас саму выпороть надо!».

Я – И…? – уточнила я

- так она побежала к главврачу и нажаловалась

Я - ты сожалеешь о сделанном? – исследовала я

- странно, но нет

Я - а знаешь, почему

- я успокоилась

Я - а пациентка?

- повела себя еще хуже - продолжает жаловаться, но уже на меня

Я - своими словами ты усилила ее ситуацию, увеличила максимально ее обиду

- скорее всего да

Я - ты применила парадоксальные методы  (один из этих методов -  метод парадоксальной интенции Франкла http://psyera.ru/3362/metod-paradoksalnoy-intencii-frankla

Моя колега в ответ: " огого! Отсюда поподробнее?"

Итог был таков – пациентка исчезла. Вероятнее всего, излечилась.

Почему?

Разберем основные механизмы парадоксального метода в психологии.

Посмотрим, что такое парадокс?

 Поскольку, значение слова Парадокс по словарю Даля - мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему. Антонимом парадоксальности является ортодоксальность -проверенность, традиционность.

Поэтому, парадоксы поражают нас своей неожиданностью. В парадоксе привычная истина рушится на глазах и даже высмеивается, на примере высказывания Вольтера: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью»

 

Исходя из интерпретации значения слова «парадокс», парадоксальные методы (провокационные методы) - усиливающие проблему и ее проживание с целью «закрыть тему».

Вспомним историю, как Поллион предложил Клавдию акцентировать свои проблемы? - «И хромать надо сильнее, и заикаться больше чем обычно и вообще делать больной вид..»

Итак, провокационные методами могут быть:

- приемы усиления проблемы вызова (многократно)

- приемы вызова клиенту в его действии-бездействии (потипу "а так слабо?")

- приемы устрашения (резкие приемы)

- нестандартные приемы (различного храктера)

- неадекватные приемы, как в "мозговом штурме"

- приемы -провокации (на злость. Злость -сильное оружие, способное сделать то. что не может сделать любовь и жалость - поставить на ноги "прикованного к постели" диагнозами  врачей)

- запрешены любые приемы, наносящие  явный видимый вред клиенту и идущие в разрез с социальными нормозаконами.

Механизмами провокационного метода:

1. Усиление проблемы до максимума (спровоцируй).

Пример: если страшно - усиль свой страх до дрожи в теле.

2. Представь это усиление в образе.

Пример – представь ситуацию, что тебе еще более страшно – до невозможности. Например, тебе придется защищать диплом (или выступить где-то, или быт  на виду , не зависимо от твоего на то желания) . Представь эту картину в цвете максимально ярко! Представь, что это случилось

3. Ощути в теле.

Пример – усиль свою дрожь в теле максимально. сознательно ( искусственно) продрожи, как будто тебе очччччень страшно). При мысли об этом ты покрываешься потом, дрожишь. Тогда усиль это чувство в теле. Заставь себя дрожать еще больше, обильнее полей себя потом (ощути это).

4. Необходимо иметь для этого большое осознанное желание.

Пример: клиент-ребенок мочится в постель. Уговоры и наказания не помогают. Парадокс – разрешаем мочиться и назначаем цену – за каждую мокрую ночь мальчику будут покупать игрушку, какую он сам выберет. У мальчика вместо страха и напряжения, сопровождающимся стыдом – мы формируем желание получить одобрение в форме внимания через подарок, в результате чего снижается напряжение, вытесняющее стыд. По сути, одобрением через «премию», мы устранили скрытую выгоду (желание) в привлечении к себе внимания (с целью получения недостающей любви,  пусть даже таким вот искаженным способом (мочась в постельку). А что ребенку остается делать? В нехватке-то любви? Вот он и нашел способ! Не самый лчший, Но способ-то сохраняет его от «дефицита любви» - способ-то защищает. Значит, он приемлем. Вот этот паттерн и предстоит рарушить парадоксальными методами, когда уговоры, наказания, запреты – все бесполезно!

Почему же применяются именно парадоксальные методы?

Потому что парадоксальные методы (как крайний единичный случай) справляются там, где традиционные методы бывают бессильны – при работах с неврозами, навязчивыми состояниями, страхами и фобиями.

Следует учитывать, что невроз зарождается

- и первичными условиями (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома),

- и вторичными (закреплением страха ожидания).

Поскольку в терапии необходимо разорвать эти круговые механизмы - сделать это можно, лишив подкрепления опасения больного. При этом следует учитывать, что пациент с фобией боится того, что может с ним случиться извне. Тогда, как больной с обсессией (навязчивыми воспоминаниями и представлениями) боится и того, что может совершить сам (нарушен контроль в малой, чаще допустимой степени, поскольку его страхи не реализуются на самом деле, следовательно мешают ему самому, как неправильное и чрезмерно сфокусированное отношение к нормальной в целом (обыденной – не редко повторяющейся с людьми в жизни) ситуации.

 

Парадоксальные методы основаны у Франкла на логотерапии, при условии что

- клиенту разрешают

- клиент себе разрешает - на начальном этапе слововыражения

- то есть, клиент дает себе право

- клиента поддерживает специалист, которому он доверяет, как другу

- работает эффект неожиданности (психолог предлагает (вытворяет)  что-то неожиданно неприемлемое - на первый взгдяд)

- невротику свойственны поведенческие реакции борьбы за свое (справедливость, место под солнцем и т.д.), у него мир черно-белый

- парадоксальный метод способен разрушить полярные мыслеобразы невротика.

 

Роль терапевта в данном процессе такова, что, с одной стороны мы можем

- используя желание клиента, то есть предлагать новые нестандартные способы (как в случае ребенка, мочившегося по ночам в постель)

- без желания клиента, то есть применять парадоксальные методы без привлечения клиента (как в описанном случае с жалобщицей-пациенткой)

 

Цель всегда - это

- сломать стереотипы

- бросить вызов

- клиент попадает в неожиданную не стандартную ситуацию

- ему приходится вести себя по-другому

- его возмущение (страх и т.п. ) усиливаются запредельно! (он пришел за помощью. А тут «предлагают выпороть!!!»)

- картина мира рушится

- скрытая выгода становится «обузой»

- скрытая выгода «подвигается, иногда навсегда исчезает»

- чувства пациента - страха (негодования и т.п.) усиливаются до максимума

- шоковая терапия

- клиент вынужден менять свое поведение.

 Чего же можно достичь с помощью метода парадоксальная интенция Франкла?

  Разберем сложный пример: заикание.

Лечение заикания основано на известном все факте, что «самая большая причина заикания, это страх перед произнесением слов». Не страх самой речи, а страх, что ты не сможешь говорить, потому что будешь заикаться. И именно этот страх провоцирует заикание. Как же избавиться от страха? Ведь по своему опыту «заикающийся человек» знает, что заикание обязательно придет, как только он начнет говорить. Появляется всепоглощающий сковывающий страх! Какая уж тут уверенность? Поэтому, согласно метода парадоксальной терапии, мы «не бежим от страха», а идем к нему навстречу – усиливаем: «Ах, я заикаюсь? Сейчас я помогу сам себе заикаться. Я даю себе право спокойно заикаться еще сильнее и сильнее, насколько это возможно. Я уверено заикаюсь. Мне это интересно». В результате – уходит напряжение, страх тает . И эти слова «Ах, я заикаюсь? Сейчас я помогу сам себе заикаться…..» - должны быть Вашим желанием . Здесь, как всегда, может помочь юмор.

Поэтому, механизм парадоксальной терапии в случае работы с заиканием следующий:

- пробуем хотеть заикаться

- заиканье Вас пугало

- Вы боялись раньше

- заиканье наступало, крепло

- Вы идете навстречу Вашему страху заикания

- и это Ваше осознанное желание

- заиканье становится меньше, отступает

- потому что Вы не боитесь теперь

Все знают, что тот, кто боится упасть – упадет. Все. Чего мы боимся – то происходит.

 

Парадоксальные методы идут навстречу страхам по схеме «клин клином вышибают»:

- само отстранение от своего страха (проблемы)

- доминанта страха раз блокируется

- страх (проблема) переходит из сферы эмоциональной доминанты страха

- переводится в смысловую сферу

- внимание переключается с «не контролируемого страшного»

- в логическую структуру

- а сильное желание делает невозможным желаемое

- то чего боимся – произойдет,

- а то чего очень желаем – не происходит.

 

Почему же недостаточно одного сильного желания? Секрет в том, что относиться к желаемому надо так, как будто это уже произошло. Пример – не ждать принца на белом коне с целью, что он решит все твои финансовые проблемы, а вести себя так, как будто ты уже можешь себе позволить (как богатые) например, сходить в дорогое кафе и хоть раз окунуться в атмосферу роскоши (относительной), свободы желания и выбора. Дать себе право обыграть образ «обеспеченной дамы» с совсем иными мыслеобразами и привычками, затем отследить это чувство и сохранить его. Как Вам это? Уже не просто желание? Страсть? Ого! Эта дама способна увлечь, кого угодно!

 

Таким образом, при парадоксальной терапии мы работаем 2-мя способами

1. Психолог предлагает парадоксальный метод, вызывая жуткое желание получить

- вместо пинка конфетку,

- вместо кнута пряник

– за то же самое, за что раньше только ругали, без усилий, без изменений,

- с радостным желанием. Кто же откажется?

Применять: с фобиями, так как такие пациенты «бегут» от проблемы они бояться чего- то извне.

2. Психолог применяет парадоксальный метод (не предлагая) – делаем то. что от нас клиент и не ожидает.

Применять в случаях навязчивых мыслей, действий, чтобы пресечь страх «самому навредить кому-то своим поведением. Так как эта категория - борется с проблемой.

Скорее всего, для того, чтобы применять второй метод, надо быть ой как самодостаточным, не зависимым от мнения общества, любить свою профессию и людей настолько, чтобы быть готовым рискнуть получить за это «неважнецкий» отзыв. Рискнуть «на благо клиента», науки и любимой профессии.

 

В утешение  рискованным психологам напомню  притчу (скорее, это был реальный эксперимент).

Ученые залили водой три банки рис. В течении месяца 1-й банке каждый день говорили «Люблю», 2-й – «Ненавижу», 3-й – Ничего не говорили.

Как вы думаете, какая банка была в более худшем состоянии?

Правильно - третья! Она вся снизу доверху пропиталась черной плесенью.

2-я банка осталась в не замутненной воде

3-я – вода стала мутной. С обволакивающим белым налетом. А запах! Можно себе представить!! Кстати, приятный запах все же остался у одной банки с рисом. Вы правы - имено у " любимой!".

Так что, применять или не применять парадоксальные методы, вызывая тем самым огонь на себя, выбирать, коллеги Вам.

Как говорил Оскар Уайльд, «Парадокс — это всегда полуправда и это лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует».

 

 

 П.с. - во избежание кривотолков, появилась возможность ознакомиться с открыиыми мнениями и даже  анонимными явлениями явных (и даже скрытых) читателей и коллег по данной статье, а также о самих парадоксальных методах в следующих (опубликованных позже) статьях:

 

 

 

Автор статьи                      Медицинский психолог           Силаева Т.Н.

 

(текст для публикации взят из Интернета)

Это интересно
+1

25.03.2017
Пожаловаться Просмотров: 1523  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 1

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
26.03.2017

Хорошо бы еще и изложить всё это грамотно