Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6948 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Как спасали Норильск в 1979 от дикого мороза и аварии ТЭЦ

 PapaSilver

Зима 1979 года вы­да­лась необы­чай­но хо­лод­ной. Но­рильск мо­ро­за­ми не уди­вить, но в январе стол­би­ки тер­мо­мет­ра опу­сти­лись до ре­корд­ной от­мет­ки в -56 гра­ду­сов, а в окрест­ной тундре охот­ни­ки фик­си­ро­ва­ли и более низкие тем­пе­ра­ту­ры. И это при ветре в 10-12 м\с. Есть на Край­нем севере такой по­ка­за­тель: жёст­кость воз­ду­ха – это когда зна­че­ние тем­пе­ра­ту­ры сум­ми­ру­ет­ся с удво­ен­ным зна­че­ни­ем ветра. Так вот, в те дни жёст­кость пре­вы­ша­ла 80 баллов, и ка­за­лось, что это далеко не предел.

Город жил своей обыч­ной жизнью. Правда, по при­чине низких тем­пе­ра­тур в школах были объ­яв­ле­ны ак­ти­ров­ки – от­ме­не­ны уроки, что для но­риль­ских школь­ни­ков дело при­выч­ное. В такие дни, несмот­ря на мороз, ребята со­би­ра­лись во дворах и жгли костры, а стар­ше­класс­ни­ки поль­зо­ва­лись пе­ре­дыш­кой в учеб­ном гра­фи­ке и при­хо­ди­ли в школу, чтобы по­за­ни­мать­ся ин­ди­ви­ду­аль­но по неко­то­рым пред­ме­там – скоро эк­за­ме­ны.

Обычно такие силь­ные морозы в Но­риль­ске долго не дер­жат­ся: неделя, другая и на­чи­на­ет­ся пурга, несу­щая по­теп­ле­ние. Неиз­вест­но ещё, что лучше – морозы или ветра, а бывает, что всё вместе, и тогда не до шуток. Тогда, ровно сорок лет назад, морозы не от­сту­па­ли слиш­ком долго, уже фев­раль на­чал­ся, а тер­мо­мет­ры теплее -40 ни разу не по­ка­за­ли.

Утром 2-го фев­ра­ля жители Но­риль­ска, как обычно, со­би­ра­лись на работу, не об­ра­щая вни­ма­ния, что в квар­ти­рах несколь­ко по­хо­ло­да­ло. Такое иногда бывало, когда на го­род­ской ТЭЦ немно­го сбра­сы­ва­ли па­ра­мет­ры – так тре­бо­ва­ла тех­но­ло­ги­че­ская схема. А вот к вечеру, когда в неко­то­рых домах и об­ще­ствен­ных зда­ни­ях тем­пе­ра­ту­ра по­ни­зи­лась аж до 10-12 гра­ду­сов, по городу по­полз­ли слухи: на га­зо­про­во­де, пи­та­ю­щем энер­ги­ей един­ствен­ную ТЭЦ, про­изо­шла авария и все дома оста­лись без го­ря­чей воды и тепла. Вода вскоре по­яви­лась, а вот ба­та­реи были хо­лод­ные… Сразу стало страш­но – бежать греть­ся некуда! Но­рильск – по сути, остров, к нему нет су­хо­пут­ных дорог. Как го­во­рит­ся, «только са­мо­лё­том можно до­ле­теть». Все жители стали за­лож­ни­ка­ми си­ту­а­ции. Паники не было. Пока не было! Но­риль­чане ждали офи­ци­аль­ных со­об­ще­ний, верили во все­мо­гу­щий ком­би­нат и гре­лись элек­три­че­ством. С каждой ми­ну­той на­пря­же­ние на­рас­та­ло, а слухи ста­но­ви­лись всё более зло­ве­щи­ми.

Между тем, си­ту­а­ция и в самом деле сло­жи­лась ка­та­стро­фи­че­ская. На га­зо­про­во­де Мес­со­я­ха-Но­рильск, един­ствен­ном ис­точ­ни­ке энер­гии всего про­мыш­лен­но­го района, лоп­ну­ли немец­кие трубы, не вы­дер­жа­ли сверх­низ­ких тем­пе­ра­тур. Га­зо­про­вод экс­плу­а­ти­ро­вал­ся уже десять лет и счи­тал­ся на­дёж­ным, про­ве­рен­ным со­ору­же­ни­ем. Однако дли­тель­ные ано­маль­ные морозы ока­за­лись силь­нее гер­ман­ской стали. По офи­ци­аль­ной версии, трубы лоп­ну­ли от гид­ро­уда­ра и пошла цепная ре­ак­ция: струя газа сры­ва­ла части тру­бо­про­во­да с опор и раз­бра­сы­ва­ла по тундре. За несколь­ко минут в сотне ки­ло­мет­ров от города рас­ки­да­ло около сорока ки­ло­мет­ров тру­бо­про­во­да на двух участ­ках! Самое страш­ное, что ре­зерв­но­го га­зо­про­во­да не было – «го­лу­бое топ­ли­во» по­да­ва­лось в Но­рильск по един­ствен­ной нитке. В такой си­ту­а­ции о быст­рой лик­ви­да­ции аварии даже меч­тать не при­хо­ди­лось. Место ка­та­стро­фы из вер­то­лё­та вы­гля­де­ло так, будто рас­сы­па­ли ко­ро­бок спичек. Все жилые, об­ще­ствен­ные и про­мыш­лен­ные объ­ек­ты, весь огром­ный, от­ре­зан­ный от мира за­по­ляр­ный социум – всё это в од­но­ча­сье оста­лось без тепла.

Пе­ре­да­чи но­риль­ской студии те­ле­ви­де­ния еже­днев­но на­чи­на­лись в 18-00 – с мульт­филь­ма, ко­то­ро­го ждали все дети. Тем страш­ным фев­раль­ским ве­че­ром мульт­филь­ма не было – в эфире по­явил­ся ди­рек­тор ком­би­на­та Борис Ко­лес­ни­ков и рас­ска­зал о слу­чив­шем­ся, ничего не скры­вая, но и не на­гне­тая об­ста­нов­ку. Важно, что своим вы­ступ­ле­ни­ем лидер создал уни­каль­ную ат­мо­сфе­ру на­дёж­но­сти и спо­кой­ствия, именно это и было самое глав­ное в тот момент. Назвал, ничего не пре­умень­шая, при­мер­ные сроки лик­ви­да­ции аварии.

Что было в душе самого ди­рек­то­ра – мы уже не узнаем ни­ко­гда. А повод для паники был очень ве­со­мый. Во всяком случае, в Москве, в ми­ни­стер­ских ка­би­не­тах при по­пыт­ке рас­смот­реть ва­ри­ант эва­ку­а­ции на­се­ле­ния са­мо­лё­та­ми (а это почти 300 тысяч че­ло­век), вы­яс­ни­лось, что в лучшем случае про­цесс за­тя­нет­ся на пол­го­да – 2300 авиа­рей­сов! Значит ни­ка­ких других ва­ри­ан­тов, кроме как пе­ре­клю­чать­ся на резерв угля и ди­зель­но­го топ­ли­ва, а после ударно вос­ста­нав­ли­вать га­зо­про­вод, у Но­риль­ска не было.

Каждую минуту город за­мер­зал, и оста­но­вить это надо было в счи­та­ные часы. Срочно рас­кон­сер­ви­ро­ва­ли запасы угля и от­кры­ли старые уголь­ные раз­ре­зы. Позд­нее, за несколь­ко дней на­ла­ди­ли от­груз­ку угля на ТЭЦ. Оста­но­ви­ли всё ме­тал­лур­ги­че­ское про­из­вод­ство, вре­мен­но пе­ре­ве­ли пла­виль­ные аг­ре­га­ты в спящий режим. Этот факт го­во­рит о самом се­рьёз­ном по­ло­же­нии вещей: про­из­вод­ствен­ный про­цесс в Но­риль­ске ни­ко­гда не оста­нав­ли­вал­ся, такова тех­но­ло­гия.

Штаб по лик­ви­да­ции аварии со­бра­ли сразу, по­ни­мая сте­пень от­вет­ствен­но­сти за ре­ше­ния и ре­зуль­тат. Первое, что про­зву­ча­ло на за­се­да­нии: нельзя ни в коем случае до­пу­стить паники. Город должен жить обыч­ной жизнью. Ни один спек­такль, ни один кон­церт, ни одно мас­со­вое ме­ро­при­я­тие нельзя от­ме­нять. Все учре­жде­ния должны ра­бо­тать в штат­ном режиме, вклю­чая даже ре­сто­ра­ны. А уже потом штаб начал об­суж­дать другие во­про­сы: о пе­ре­хо­де на ре­зерв­ное топ­ли­во, со­зда­нии от­ря­дов по вос­ста­нов­ле­нию тру­бо­про­во­дов, оста­нов­ке пром­пред­при­я­тий…

Через семь дней га­зо­ви­ки смогли сде­лать пе­ре­мыч­ку и «про­да­вить» газ в обход раз­ру­шен­но­го участ­ка через кон­ден­са­то­про­вод. После этого газ по­не­мно­гу, но всё же пошёл на ТЭЦ, и все об­лег­чён­но вздох­ну­ли. Долгих семь суток ин­же­не­ры «Но­риль­ск­га­з­про­ма» жили прямо на ра­бо­чих местах, все ос­нов­ные службы города и ком­би­на­та на­хо­ди­лись в режиме круг­ло­су­точ­ной связи и были готовы опе­ра­тив­но решать во­про­сы когда угодно. Теперь по­ло­же­ние ста­би­ли­зи­ро­ва­лось.

Но ра­до­вать­ся было рано! Той же ночью, 9 фев­ра­ля, тем­пе­ра­ту­ра на­руж­но­го воз­ду­ха, дер­жав­ша­я­ся до этого в районе -40С, опять упала до 52 гра­ду­сов ниже нуля, и при­ш­лось оста­но­вить подачу газа по вре­мен­ной схеме: рис­ко­вать было нельзя, любая слу­чай­ность могла стать ро­ко­вой. В эту ночь не только Ко­лес­ни­ков, но и всё ру­ко­вод­ство ком­би­на­та опять не по­ки­да­ло своих ра­бо­чих мест. Снова об­суж­да­ли планы эва­ку­а­ции на­се­ле­ния из Но­риль­ска. Зву­ча­ли самые неве­ро­ят­ные пред­ло­же­ния, вплоть до ис­поль­зо­ва­ния гру­зо­вых судов и ле­до­ко­лов…

А си­ту­а­ция ста­но­ви­лась всё хуже, всё опас­нее. Из-за низких тем­пе­ра­тур пе­ре­мо­ра­жи­ва­лись и ло­па­лись трубы в жилых и об­ще­ствен­ных по­ме­ще­ни­ях, в цехах ло­ма­лись ка­ло­ри­фе­ры, ар­ма­ту­ра… "Раз­мо­ро­жен­ные" здания – зре­ли­ще страш­ное! Когда вода в си­сте­ме отоп­ле­ния за­мер­за­ет, то трубы раз­ры­ва­ет льдом, как взры­вом, -- пар, лед, по­ко­рё­жен­ный металл... Обо­ру­до­ва­ние по­кры­ва­лось на­ле­дью, инеем, с по­тол­ков сви­са­ли со­суль­ки. По радио то и дело жи­те­лей при­зы­ва­ли эко­но­мить го­ря­чую воду (а она была!) и не вклю­чать элек­три­че­ские обо­гре­ва­те­ли. Но ста­но­ви­лось всё хо­лод­нее, но­риль­чане гре­лись печ­ка­ми и ка­ло­ри­фе­ра­ми, но предо­хра­ни­те­ли не вы­дер­жи­ва­ли, и многие сидели без света. Ава­рий­ные бри­га­ды элек­три­ков и сан­тех­ни­ков ра­бо­та­ли по­сто­ян­но, круг­лые сутки, падая от уста­ло­сти и не успе­вая устра­нять по­лом­ки.

Беда спло­ти­ла людей. Перед лицом ре­аль­ной опас­но­сти свои лучшие ка­че­ства про­яви­ли не только го­род­ские и ком­би­нат­ские ор­га­ни­за­ции, но и все жители Но­риль­ска. Мало кто жа­ло­вал­ся и ныл. Иногда жильцы несколь­ких квар­тир со­би­ра­ли детей в одну, чтобы со­здать ма­лы­шам ком­форт­ные усло­вия, так проще и ве­се­лее…

Бы­то­вые во­про­сы ре­ша­лись мо­мен­таль­но, помощь со­ци­аль­ным объ­ек­там ока­зы­ва­лась неза­ви­си­мо от при­над­леж­но­сти. Часто люди сами вклю­ча­ли сме­кал­ку и на­хо­ди­ли выход из си­ту­а­ции. На­при­мер, когда в род­до­ме стало опасно хо­лод­но, из ком­би­на­та при­вез­ли теп­ло­вые пушки. А когда вы­яс­ни­лось, что этого мало, до­ста­ви­ли со скла­дов Но­риль­ск­сна­ба мат­ра­сы и с по­мо­щью доб­ро­воль­цев за­де­ла­ли ими все окна. Роддом тогда ра­бо­тал в обыч­ном режиме, а как иначе…

Си­ту­а­цию уда­лось взять под кон­троль и ста­би­ли­зи­ро­вать только 12 фев­ра­ля. Морозы немно­го от­пу­сти­ли, па­ра­мет­ры тепла вос­ста­но­ви­ли, на­ла­див вре­мен­ную схему с ис­поль­зо­ва­ни­ем угля. Теперь надо было решить глав­ную про­бле­му – вос­ста­но­вить раз­ру­шен­ную ма­ги­страль. Кроме спе­ци­а­ли­стов в про­цес­се вос­ста­нов­ле­ния при­ня­ли уча­стие сотни доб­ро­воль­цев.

По те­ле­ви­зо­ру по­ка­зы­ва­ли уже не Ко­лес­ни­ко­ва, а сам про­цесс работы на вос­ста­нов­ле­нии трубы, кон­крет­ных героев ра­бо­та­ю­щих на морозе по две смены, новые участ­ки, ими по­стро­ен­ные. Во­оду­шев­лён­ные жители лепили пель­ме­ни и пи­рож­ки для лик­ви­да­то­ров аварии, мест­ные охот­ни­ки и ма­сте­ри­цы де­ли­лись тёп­лы­ми вещами – со­ба­чьи­ми и вол­чьи­ми унтами, по­лу­шуб­ка­ми. Лучшие ре­сто­ра­ны про­мрай­о­на го­то­ви­ли де­ли­ка­те­сы и от­прав­ля­ли ра­бо­чим, стре­мясь тоже помочь про­цес­су вос­ста­нов­ле­ния. В част­ном по­ряд­ке жители пе­ре­да­ва­ли на место работ де­фи­цит­ные си­га­ре­ты, фрукты, кон­сер­вы… О день­гах в ту пору го­во­рить было просто непри­лич­но.

Га­зо­про­вод вос­ста­но­ви­ли только в се­ре­дине марта, и срок этот сле­ду­ет счи­тать ре­корд­ным в со­здав­шей­ся си­ту­а­ции. Газ снова пошёл на ТЭЦ в полном объёме. Но­рильск вер­нул­ся к обыч­но­му режиму жизни. Но для ру­ко­вод­ства Но­риль­ско­го про­мыш­лен­но­го района этот период стал самым страш­ным, несмот­ря на бле­стя­щий выход из си­ту­а­ции. Все ре­ше­ния при­ни­ма­лись впер­вые, на свой страх и риск, а ре­зуль­та­ты не были про­гно­зи­ру­е­мы. Выводы по ре­зуль­та­там со­бы­тий фев­ра­ля 1979 года в Но­риль­ске были сде­ла­ны неза­мед­ли­тель­но. Пра­виль­ные выводы. Этим же летом на­ча­лось стро­и­тель­ство второй, ре­зерв­ной нитки га­зо­про­во­да. Се­год­ня их три! Да и в теп­ло­снаб­же­нии города были сде­ла­ны многие по­зи­тив­ные из­ме­не­ния. Чтобы не по­вто­ри­лось.

Автор: Ста­ни­слав Стрюч­ков, пред­се­да­тель Клуба ис­сле­до­ва­те­лей Тай­мы­ра (КИТ), член союза жур­на­ли­стов России, Но­рильск.

Ав­тор­ство:  Копия чужих ма­те­ри­а­лов Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  Как спа­са­ли Но­рильск. Авария. Город без тепла — Жить! Авария. Город без тепла — Жить!

Это интересно
0

11.08.2019
Пожаловаться Просмотров: 348  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены