Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6929 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Ученье – свет!... Но всякое ли ученье ?

 shed

... Бо­лон­ская си­сте­ма — вещь дей­стви­тель­но очень ин­те­рес­ная. Она пре­крас­но го­дит­ся, когда ба­ка­лавр изящ­ных ис­кусств, за­кон­чив уни­вер­си­тет в Бо­ло­нье, хочет про­дол­жить обу­че­ние в ма­ги­стра­ту­ре в Са­ла­ман­ке. А вот когда из Се­ве­ро­двин­ска ба­ка­лавр-ма­ши­но­стро­и­тель вдруг за­хо­чет по­ехать до­учи­вать­ся в Пе­тер­бург, то так, на­вер­но, не по­лу­чит­ся...  по сути — для ин­же­не­ров кон­цеп­ция ба­ка­лаври­ат-ма­ги­стра­ту­ра вообще не при­ме­ни­ма. Она ведь как устро­е­на? - За четыре года пы­та­ют­ся на­учить всему — и ос­но­вам, и пред­мет­ной об­ла­сти. А это невоз­мож­но, спе­ци­аль­ным дис­ци­пли­нам учат за счет ба­зо­вых есте­ствен­но-на­уч­ных и об­ще­ин­же­нер­ных дис­ци­плин. В итоге по­лу­ча­ет­ся ни то ни се: нор­маль­ная фун­да­мен­таль­ная основа ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния не за­ло­же­на, а без этой базы спе­ци­а­лист не может стать «са­мо­обу­ча­е­мой» си­сте­мой.

По­это­му сейчас, когда в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных от­рас­лях все ме­ня­ет­ся за пять лет, такого че­ло­ве­ка при­дет­ся каждые пять лет пе­ре­учи­вать, до­учи­вать­ся сам он не может — базы ведь нет...

- shed: Да, это снова «ко­пи­па­с­та» от из­вест­но­го по про­шлым постам «ком­мер­са», Глеба Ту­ри­чи­на. Ко­то­рую («ко­пи­пас­ту») про­дол­жу вы­да­вать и в этом посте, так как мало кто, как Ту­ри­чин может рас­ска­зать о про­бле­мах и/или до­сти­же­ни­ях нашей си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния, а также о свя­зан­ных с ней про­бле­мах и/или до­сти­же­ни­ях науки и про­мыш­лен­но­сти, - со­став­ных частей Трой­ствен­но­го Союза эко­но­ми­ки России. Потому что  он, по­лу­ча­ет­ся, чув­ству­ет себя на про­сто­рах этого  Трой­ствен­но­го Союза как рыба в воде. Он там и швец, и жнец, и на дуде игрец. от­лич­но  осво­ив­ший все свои ипо­ста­си на пять с плюсом в про­цес­се мно­го­лет­ней и крайне ре­зуль­та­тив­ной прак­ти­ки. Такой вот до­воль­но редкий пред­ста­ви­тель Хомо Са­пи­енс, раз­го­вор о ко­то­ром поз­во­ля­ет не только и не столь­ко его об­суж­дать, как лич­ность, но дает воз­мож­ность изу­чать по­ло­же­ние дел во всех трех со­став­ных частях Трой­ствен­но­го Союза...

--- Ту­ри­чин: ... А это — до­пол­ни­тель­ное время и до­пол­ни­тель­ные деньги. Ма­гистр обу­ча­ет­ся по вто­ро­му кругу на «про­дви­ну­том» уровне, но он к этому мо­мен­ту те за­чат­ки ма­те­ма­ти­ки, ко­то­рые по­лу­чил в ба­ка­лаври­а­те, давно забыл.

И это не только наше ву­зов­ское мнение — от про­мыш­лен­ни­ков мы то же самое слышим.  ... Пре­по­да­вать надо хорошо или вообще не стоит этим за­ни­мать­ся. Цена брака слиш­ком дорога – живые люди, непра­виль­но на­учен­ные... Ведь си­сте­ма выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния должна го­то­вить спе­ци­а­ли­стов для той про­мыш­лен­но­сти, ко­то­рая сейчас ре­аль­но есть, не для какой-то бу­ду­щей [фан­та­сти­че­ской], а для ре­аль­ной. К тому же для нас эта про­мыш­лен­ность — во многом это пред­при­я­тия ОПК, и от их работы, ба­наль­но, за­ви­сит су­ще­ство­ва­ние нашей страны...

— Жур­на­лист: Со­от­вет­ству­ет ли уро­вень за­ра­бот­ной платы про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го со­ста­ва ре­ша­е­мым за­да­чам?

---  Ту­ри­чин: Очень неод­но­знач­ный вопрос. Если срав­ни­вать с теми стра­на­ми, с ко­то­ры­ми мы кон­ку­ри­ру­ем, то в сред­нем: в Китае зар­пла­та про­фес­со­ра при­мер­но вдвое выше, чем у нас, в Корее — вчет­ве­ро, в Гер­ма­нии — в восемь раз. Это я ре­аль­ные зар­пла­ты ввиду имею, полные, а не только оклад­ную часть.

У нас многие пре­по­да­ва­те­ли и со­труд­ни­ки вы­нуж­де­ны по сов­ме­сти­тель­ству ра­бо­тать где-то. Это не здо­ро­во, работа пре­по­да­ва­те­ля тре­бу­ет полной отдачи, но жить то людям как-то надо. Хотя вообще воз­мож­ность иметь в вузе кон­ку­рен­то­спо­соб­ные зар­пла­ты есть: ин­же­нер­ный вуз может, и должен за­ра­ба­ты­вать деньги на­уч­ны­ми ис­сле­до­ва­ни­я­ми и раз­ра­бот­ка­ми для про­мыш­лен­но­сти...

Кадры уте­ка­ют: «через 10 лет про­из­вод­ство может встать»     Ректор СПбГ­М­ТУ о про­бле­мах в со­вре­мен­ном ко­раб­ле­стро­е­нии 10.02.2018.   https://​www.​gazeta.​ru/​army/​2018/​02/​10/​11644555.​shtml?​utm_​ref​erre​r=kor​abel.​ru

... До­сти­же­ни­ем в учеб­ной де­я­тель­но­сти уни­вер­си­те­та его топ-ме­не­джер счи­та­ет и по­вы­ше­ние про­ход­но­го балла с 58 до 61,4, ко­то­рое обу­сло­ви­ло су­ще­ствен­ное уве­ли­че­ние раз­ме­ра суб­си­дии Ми­но­бр­на­у­ки РФ.

От­лич­ные ре­зуль­та­ты по­ка­зал СПбГ­М­ТУ в своей на­уч­ной работе. Глеб Ту­ри­чин от­ме­тил, что на се­го­дняш­ний день уни­вер­си­тет — самый эф­фек­тив­ный вуз страны по вы­ра­бот­ке на одного научно-пе­да­го­ги­че­ско­го со­труд­ни­ка. За ми­нув­ший год (2017 год - shed ) бла­го­да­ря за­клю­че­нию ряда дол­го­сроч­ных кон­трак­тов, объем на­уч­но­го бюд­же­та вуза вырос в 1,5 раза и пре­вы­сил 1 млрд рублей.

/Вы­со­кая оценка ре­зуль­та­тов де­я­тель­но­сти СПбГ­М­ТУ 30 Января 2018 http://​nstar-​spb.​ru/​higher_​school/​print/​article/​vysokaya-​otsenka-​rezultatov-​deyatelnosti-​spbgmtu

--- Ту­ри­чин: мы раз­ра­ба­ты­ва­ем (и из­го­тав­ли­ва­ем, и на заводы по­став­ля­ем) и тех­но­ло­ги­че­ские уста­нов­ки, и вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ные тех­но­ло­гии ад­ди­тив­но­го про­из­вод­ства круп­но­га­ба­рит­ных из­де­лий из раз­лич­ных ма­те­ри­а­лов. Как раз недав­но несколь­ко наших из­де­лий в со­ста­ве пер­спек­тив­но­го ра­кет­но­го дви­га­те­ля успеш­но вы­дер­жа­ли ис­пы­та­ния — такого еще никто в мире не делал. Эти работы идут у нас под па­т­ро­на­жем Военно-про­мыш­лен­ной ко­мис­сии.

Сейчас для двух пред­при­я­тий ОСК и двух пред­при­я­тий ОДК уста­нов­ки в раз­ра­бот­ке на­хо­дят­ся, к концу года будем за­каз­чи­кам сда­вать. Здесь как раз ска­зал­ся эффект со­зда­ния ин­те­гри­ро­ван­ной научно-ин­но­ва­ци­он­ной струк­ту­ры — год назад [в 2017 году] мы пре­вра­ти­ли Ин­сти­тут ла­зер­ных и сва­роч­ных тех­но­ло­гий в струк­ту­ру, объ­еди­ня­ю­щую под единым ру­ко­вод­ством про­филь­ные под­раз­де­ле­ния «Ко­ра­бел­ки», Пи­тер­ско­го По­ли­те­ха и Центра тех­но­ло­гий су­до­стро­е­ния и су­до­ре­мон­та. И вот ре­зуль­тат.

... И обя­за­тель­но надо упо­мя­нуть еще две вещи — это под­вод­ная ро­бо­то­тех­ни­ка, тех­но­ло­гии ав­то­ном­ных необи­та­е­мых под­вод­ных ап­па­ра­тов, в том числе глай­де­ров, мы тут ра­бо­та­ем в ко­опе­ра­ции с ком­па­ни­ей «Оке­а­нос», и второе — ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ная тех­но­ло­ги­че­ская оснаст­ка — Научно-про­из­вод­ствен­ный центр «Ко­ра­бел­ки» раз­ра­ба­ты­ва­ет ее и про­да­ет прак­ти­че­ски по всему миру, вы­иг­ры­вая кон­ку­рент­ную борьбу и с ев­ро­пей­ца­ми, и с аме­ри­кан­ца­ми, и с япон­ца­ми...

- shed: Че­ло­век не носит ро­зо­вых очков и по­это­му по­сто­ян­но го­во­рит не только о до­сти­же­ни­ях своих команд, но и о су­ще­ству­ю­щих в цар­стве Трой­ствен­но­го Союза про­бле­мах

--- Ту­ри­чин: Мор­ской тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет — ос­нов­ной вуз в нашей стране по под­го­тов­ке кадров для су­до­стро­е­ния. И в смеж­ных об­ла­стях наших вы­пуск­ни­ков много. Говоря о ка­че­стве нашего об­ра­зо­ва­ния — что скры­вать, хо­те­лось бы лучше. Мы учим сейчас во многом за счет ста­ро­го, еще со­вет­ско­го, задела. Тем не менее, справ­ля­ем­ся. Мы сейчас при­мер­но 800 че­ло­век на первый курс при­ни­ма­ем.

Это, с учетом нашей доли в стране по спе­ци­аль­но­стям для су­до­стро­е­ния, меньше по­ло­ви­ны того, что нужно для вос­пол­не­ния есте­ствен­ной убыли спе­ци­а­ли­стов в про­мыш­лен­но­сти. И с этим надо что-то делать, или через 10 лет про­из­вод­ства вста­нут.

С под­го­тов­кой рас­чет­чи­ков и про­ек­ти­ров­щи­ков легче — у нас со­хра­ни­лись очень ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты, наши научно-пе­да­го­ги­че­ские школы в этих на­прав­ле­ни­ях, без ложной скром­но­сти, ве­ду­щие в мире. С под­го­тов­кой тех­но­ло­гов, ме­ха­ни­ков, элек­три­ков слож­нее — здесь очень важна учебно-ла­бо­ра­тор­ная база, а ее нам нужно раз­ви­вать и со­вер­шен­ство­вать.

Пока вы­хо­дим из по­ло­же­ния за счет ко­опе­ра­ции, ба­зо­вых кафедр на пред­при­я­ти­ях, ин­те­гри­ро­ван­ных научно-ин­но­ва­ци­он­ных струк­тур с круп­ны­ми на­уч­ны­ми цен­тра­ми и ве­ду­щи­ми вузами.

—Жур­на­лист: В каких от­рас­лях су­до­стро­е­ния мы опе­ре­жа­ем по­тен­ци­аль­ных кон­ку­рен­тов, а в каких от­ста­ем? Каковы век­то­ры этих про­цес­сов?

--- Ту­ри­чин: Здесь все до­воль­но просто. Мы в ко­раб­ле­стро­е­нии прак­ти­че­ски ни от кого, кроме аме­ри­кан­цев, не от­ста­ем. Да и от них от­ста­ва­ние не кри­ти­че­ское — у нас во­ен­ные док­три­ны разные, у них — авиа­нос­ные удар­ные груп­пи­ров­ки, у нас — под­вод­ный флот. Ко­раб­ли по новым про­ек­там стро­ят­ся.

В су­до­стро­е­нии си­ту­а­ция другая — и эко­но­ми­че­ски, и тех­но­ло­ги­че­ски мы пока далеко не первые. Кроме арк­ти­че­ской те­ма­ти­ки — здесь мы, по­жа­луй, ми­ро­вые лидеры.

От­дель­но надо ска­зать по реч­но­му су­до­стро­е­нию — здесь уни­каль­ная си­ту­а­ция, у нас связ­ность тер­ри­то­рии за­ви­сит от реч­но­го транс­пор­та, есть такие места, куда кроме как по рекам груз до­ста­вить невоз­мож­но, а сред­ний воз­раст речных судов у нас очень велик, если не оши­ба­юсь, то более 4 тыс. единиц старше сорока лет. Думаю, нас ждет мас­со­вая кам­па­ния по стро­и­тель­ству речных судов, мо­дер­ни­за­ции и со­зда­нию новых верфей для реч­но­го су­до­стро­е­ния.

Мы тут участ­ву­ем, «Ко­ра­бел­ка» пред­ло­жи­ла кон­цеп­цию глу­бо­кой мо­дер­ни­за­ции Онеж­ско­го су­до­стро­и­тель­но­го и су­до­ре­монт­но­го завода, со­зда­ния на его базе «циф­ро­вой» верфи. Это не просто IT-тема, как у многих, кто сейчас «циф­ро­ви­за­ци­ей» за­ни­ма­ет­ся. «Циф­ро­вая» верфь по нашему пред­ло­же­нию — это гибкое про­из­вод­ство с вы­со­кой сте­пе­нью ав­то­ма­ти­за­ции, по­стро­ен­ное на со­вре­мен­ных рос­сий­ских про­из­вод­ствен­ных «циф­ро­вых» тех­но­ло­ги­ях и объ­еди­нен­ное единой ин­фор­ма­ци­он­но-управ­ля­ю­щей про­грамм­ной средой.

Такая верфь должна, по нашему мнению, стать об­раз­цом для ти­ра­жи­ро­ва­ния ис­пы­тан­ных на ней ре­ше­ний для боль­ших верфей, в том числе во­ен­ных.

И еще один тренд про­смат­ри­ва­ет­ся — это со­зда­ние ско­рост­ных пас­са­жир­ских судов, «алю­ми­ни­е­вое» су­до­стро­е­ние, спо­соб­ное обес­пе­чить по­вы­ше­ние топ­лив­ной эф­фек­тив­но­сти, ко­то­рое, на­де­юсь, с по­яв­ле­ни­ем новых вы­со­ко­проч­ных и недо­ро­гих алю­ми­ни­е­вых спла­вов и новых тех­но­ло­гий по­строй­ки будет раз­ви­вать­ся опе­ре­жа­ю­щи­ми тем­па­ми...

Кадры уте­ка­ют: «через 10 лет про­из­вод­ство может встать»     Ректор СПбГ­М­ТУ о про­бле­мах в со­вре­мен­ном ко­раб­ле­стро­е­нии 10.02.2018,   https://​www.​gazeta.​ru/​army/​2018/​02/​10/​11644555.​shtml?​utm_​ref​erre​r=kor​abel.​ru

- shed: При изу­че­нии этого ред­ко­го ин­ди­ви­да, ко­неч­но за­да­ешь­ся во­про­сом: бла­го­да­ря чему по­доб­ный брил­ли­ант вы­рас­та­ет ? – Похоже, что не только бла­го­да­ря вло­жен­но­му Все­выш­ним в его че­ре­пуш­ку уни­каль­но­му мозгу, но и бла­го­да­ря фе­но­ме­наль­ным тру­до­спо­соб­но­сти и упор­ству, за­став­ля­ю­щим этот дар Небес ра­бо­тать на полную ка­туш­ку. Ну и, ко­неч­но, нема­лую роль играет ам­би­ци­оз­ность че­ло­ве­ка, неже­ла­ние оста­нав­ли­вать­ся на до­стиг­ну­том, каким бы ве­ли­ким оно самому себе и окру­жа­ю­щим ни ка­за­лось.

Думаю, что здесь умест­но дать ком­мент ка­мра­да Cat-Advocate к одной из моих по­след­них статей (https://​aftershock.​news/?​q=node/​780571) и мой ответ на него:

Cat-Advocatehttps://aftershock.news/sites/default/files/flags/ru.gif (5 лет 7 ме­ся­цев) (04:28:42 / 18-08-2019)

... --- во мне живет внут­рен­нее убеж­де­ние, что я ро­дил­ся для того, чтобы наукой за­ни­мать­ся; --- ... эти самые за­ня­тия наукой – это то, что до сих пор при­но­сит мне прак­ти­че­ски чистую био­ло­ги­че­скую ра­дость...

пример того, как че­ло­век угадал своё пред­на­зна­че­ние и служит ему...редкий случай

shedhttps://aftershock.news/sites/default/files/flags/ru.gif (6 лет 9 ме­ся­цев) (14:09:45 / 19-08-2019)

--- пример того, как че­ло­век угадал своё пред­на­зна­че­ние и служит ему...редкий случай

Это точно, - редкий случай. А еще реже случаи, когда слу­же­ние своему пред­на­зна­че­нию вы­ли­ва­ет­ся в слу­же­ние всему об­ще­ству, стране. В нуж­ность про­дук­тов труда такого че­ло­ве­ка не только ему самому, - в виде удо­вле­тво­ре­ния своего лю­бо­пыт­ства и со­от­вет­ству­ю­ще­го вос­хи­ще­ния со сто­ро­ны бли­жай­ше­го окру­же­ния - но и всему об­ще­ству. Бла­го­да­ря уни­каль­но­сти этих про­дук­тов труда, внед­рен­ных в ре­аль­ное про­из­вод­ство.

О "нуж­но­сти" ве­ли­ко­леп­но го­во­рит­ся в край­ней статье от Босяка ("Ка­пи­та­лизм, со­ци­а­лизм, фе­о­да­лизм (fuzzy14)": (https://​aftershock.​news/?​q=node/​780885),  

А о том, что че­ло­век, до­ка­зав­ший свое пре­вос­ход­ство бли­жай­ше­му окру­же­нию, не должен на этом оста­нав­ли­вать­ся, хотя такой путь ча­стень­ко по­тре­бу­ет от него жерт­вен­но­сти раз­но­го рода, здо­ро­во го­во­рит Алек­сандр Се­кац­кий:

--- ... Если ты до­ка­зал своё пре­вос­ход­ство бли­жай­ше­му по­ко­ле­нию (то есть, можешь больше других), - как воин, как инок, как физик-ядер­щик, - не жди, пока тебя окру­жат по­чё­том и вы­пла­тят де­неж­ный эк­ви­ва­лент, не со­гла­шай­ся на ми­ни­ма­лизм. За­мах­нись на боль­шее, иди в гра­ни­ча­ры  и брось вызов нена­ви­дя­щим твою страну просто потому, что она не лезет ни в какие мерки ["брось вызов" в том числе и своим трудом, цен­ность плодов ко­то­ро­го ча­стень­ко при­зна­ют далеко не все и далеко не сразу, пред­по­чи­тая на­ве­ши­вать на че­ло­ве­ка ярлыки]: (https://​aftershock.​news/?​q=node/​760580).

... Жур­на­лист: Как раз­ви­ва­лась ваша на­уч­ная работа и каковы ос­нов­ные её ре­зуль­та­ты?

--- Ту­ри­чин: На самом деле я учился как раз именно для этой самой на­уч­ной работы. И когда на­чи­нал ра­бо­тать, то считал, что цен­ность на­уч­ной работы выше любой другой... По­сколь­ку работа в учеб­ном за­ве­де­нии тре­бо­ва­ла тра­тить какое-то ко­ли­че­ство вре­ме­ни не только на учебу (это святое), а еще и на всякие непро­из­во­ди­тель­ные вещи, то у меня уже тогда сутки начали рас­тя­ги­вать­ся до 25 часов. Потому что я считал: как же так? - Мои со­курс­ни­ки попали кто в физтех, кто в «Про­ме­тей», кто в ПИЯФ. Они наукой за­ни­ма­ют­ся, а как же я? Я что, должен от­стать? Ни­ко­гда! До­би­рал это часами, не ел, не спал... В общем, при­мер­но год ушел на то,  чтобы адап­ти­ро­вать­ся в новой об­ла­сти, найти там место для себя...

... – Жур­на­лист: Когда и как на­ча­лась ваша ад­ми­ни­стра­тив­но-управ­лен­че­ская де­я­тель­ность?

– Я начал управ­лять при­мер­но в воз­расте шести лет. Потому что когда мы с маль­чиш­ка­ми играли во дворе в войну, всегда был ко­ман­ди­ром. Это свой­ство на­зы­ва­ет­ся leadership, у кого-то оно врож­ден­ное, у кого-то раз­ви­ва­ет­ся. У меня оно оче­вид­ным об­ра­зом при­сут­ству­ет.

Первую на­уч­ную группу сфор­ми­ро­вал в 1987 году. У меня была на­уч­ная группа и в Гер­ма­нии. Там её не надо со­зда­вать, там её тебе выдают... И до­воль­но долго, прак­ти­че­ски до 2000 года, пока я не за­нял­ся в ре­аль­но­сти делами ка­фед­ры ла­зер­ной тех­но­ло­гии По­ли­те­ха, я управ­лял и той самой груп­пой, ко­то­рую сам создал. Это особая штука, это прак­ти­че­ски твои друзья, ко­ман­да, почти семья. Управ­лять легко, с ними просто.

А по­сколь­ку то­гдаш­ний зав. ка­фед­рой, про­фес­сор, член-кор­ре­спон­дент РАН, на ка­фед­ре не по­яв­лял­ся, то ис­то­ри­че­ски сло­жи­лось, что я эту ка­фед­ру прак­ти­че­ски «по­до­брал». И начал как-то так делать, чтобы сту­ден­ты учи­лись... Причем я не был офи­ци­аль­ным за­ве­ду­ю­щим. Просто на пе­пе­ли­ще начал что-то вос­со­зда­вать. Чтобы дети учи­лись, чтобы учеб­ный про­цесс шел. Чтобы тут не только ученые сидели. И вообще – ты учишь, про­цесс идет, дело важное де­ла­ет­ся...

... В самом начале 2000-х, когда сме­ни­лось ру­ко­вод­ство ком­па­нии «Центр ла­зер­ных тех­но­ло­гий», ко­то­рая делала ла­зер­ные мар­ке­ры, по­зва­ли они – при­хо­ди к нам ра­бо­тать па­рал­лель­но. И я начал там па­рал­лель­но ра­бо­тать. И до сих пор ра­бо­таю, яв­ля­юсь там ди­рек­то­ром по на­уч­ной работе. Это нор­маль­ная, хо­ро­шая про­из­вод­ствен­ная ком­па­ния...

И, после этого, в 2009 году, когда пришел в ЦТСС, мне было ска­за­но: «ты мне сделай, как в Гер­ма­нии сделал с этими ла­зер­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми». И тогда мы со­зда­ли ла­зер­ный центр су­до­стро­е­ния. Это был такой второй опыт управ­ле­ния в про­мыш­лен­но­сти, не в вузе уже.

Потом меня кол­ле­ги из­бра­ли де­ка­ном фа­куль­те­та в По­ли­те­хе, тут при­ш­лось управ­лять­у­же и в вузе, потому что до того было, управ­лял на­уч­ной груп­пой – да, про­из­вод­ствен­ным под­раз­де­ле­ни­ем – да, а тут вообще своими бра­тья­ми. А с ними сложно. Они такие же, у них в голове свои та­ра­ка­ны, у меня свои...

По факту в По­ли­те­хе две парии были – ме­тал­лур­ги­че­ский фа­куль­тет и гид­ро­тех­ни­ки... Кто туда шел? Кто больше никуда по­сту­пить не смог. Самые низкие про­ход­ные баллы, де­прес­сия в кол­лек­ти­ве... Но за четыре года этот фа­куль­тет стал лучшим фа­куль­те­том уни­вер­си­те­та. В По­ли­те­хе кон­курс такой есть – «Фа­куль­тет года», мы тогда по­бе­ди­ли в этом кон­кур­се и ка­фед­ра моя тоже заняла первое место...

То, чему учу сту­ден­тов, по факту, все это я сам и при­ду­мы­вал, потому что на­чи­нал за­ни­мать­ся элек­трон­но-лу­че­вой свар­кой на ка­фед­ре сварки По­ли­те­ха сна­ча­ла. А по об­ра­зо­ва­нию не свар­щик. Я физик и спе­ци­а­ли­зи­ро­вал­ся в тео­ре­ти­че­ской физике. Спа­си­бо ей, мозги, в общем, хорошо по­став­ле­ны... При­ш­лось в новой для себя об­ла­сти адап­ти­ро­вать­ся и найти место при­ме­не­ния своих сил. Кстати, первое такое при­ме­не­ние было су­до­стро­и­тель­ным. На «Сев­ма­ше» по­стро­и­ли здо­ро­вен­ную элек­трон­но-лу­че­вую машину для сварки, скажем так, боль­ших круг­лых из­де­лий. А про­цесс элек­трон­но-лу­че­вой сварки на таких тол­щи­нах был со­вер­шен­но непо­ня­тен. И я был тем че­ло­ве­ком, ко­то­рый при­ду­мал теорию этого про­цес­са, мы сде­ла­ли то, что на­зы­ва­лось «ком­пью­тер­ная рас­чет­ная модель», ко­то­рая поз­во­ля­ла весь про­цесс про­мо­де­ли­ро­вать в ком­пью­те­ре и понять, как он устро­ен.

Лекции начал читать еще будучи стар­шим пре­по­да­ва­те­лем. Так уж по­лу­чи­лось, что тео­ре­ти­че­ские основы лу­че­вых видов сварки знал лучше всех. По­это­му я их и читал. А дальше – еще, и еще... Если по­смот­реть ко­ли­че­ство курсов, ко­то­рые мной со­став­ле­ны, и сколь­ко-то лет они чи­та­лись, то думаю, что больше де­сят­ка – точно... пре­по­да­ва­ние – оно тре­бу­ет вкла­ды­вать душу в это дело. Пре­по­да­вать надо хорошо или вообще не стоит этим за­ни­мать­ся. Цена брака слиш­ком дорога – живые люди, непра­виль­но на­учен­ные...

...  до сих пор читаю в неделю две лекции и четыре часа прак­ти­че­ских за­ня­тий. Это несмот­ря на то, что я ди­рек­тор ин­сти­ту­та, зав. ка­фед­рой и теперь еще и ис­пол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти рек­то­ра... И всё равно так и читаю, и по-ви­ди­мо­му, так и буду читать. По­сколь­ку пока некому пе­ре­дать. Для того, чтобы пе­ре­дать, надо вы­рас­тить и по­ве­рить, что «да, я его до­рас­тил до такого со­сто­я­ния, что могу до­ве­рить..

... По­сколь­ку уже до­воль­но давно понял, что де­я­тель­ность научно-ад­ми­ни­стра­тив­ная отъ­еда­ет время от пре­по­да­ва­ния, и меня в пре­по­да­ва­нии ока­зы­ва­ет­ся меньше, решил за­ме­нить себя книж­ка­ми. Бук­валь­но еще несколь­ко лет назад считал, что статьи на­уч­ные писать надо. А вот когда, мол, выйду на пенсию, напишу какую-нибудь обоб­ща­ю­щую книгу... Когда понял, что не хва­та­ет вре­ме­ни, и что ре­бя­там будет лучше, если все это будет на­пи­са­но – начал писать книги. За по­след­ние несколь­ко лет при­ш­лось на­пи­сать четыре учеб­ни­ка.

Вот, соб­ствен­но, что стоило ска­зать об учеб­ной де­я­тель­но­сти... Мне пе­ри­о­ди­че­ски давали за нее всякие ди­пло­мы, призы и на­гра­ды, вклю­чая премию пра­ви­тель­ства, но все мы по­ни­ма­ем, что премия пре­ми­ей, а ре­аль­ность ре­аль­но­стью. Я тут сам себе кон­тро­лер. Пока до сих пор непло­хо учил ин­же­не­ров и, как мне ка­жет­ся, про­дол­жаю это делать, не пре­вра­тив это в про­фа­на­цию...

КТО ВЫ, ГЛЕБ ТУ­РИ­ЧИН?   http://​www.​smtu.​ru/​sites/​default/​files/​files/​zkv/​zkv_​11_​2557_​nov_​2016_​web.​pdf

 

Пост до-того, - «Святая Троица и Сатана-46. (С)ЩиМ-СиМ, - вол­шеб­ный ключик России. Эво­лю­ция в ре­во­лю­цию-2»: https://​aftershock.​news/?​q=node/​780571

Про­дол­же­ние сле­ду­ет...

Это интересно
+1

20.08.2019
Пожаловаться Просмотров: 242  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены