... Болонская система — вещь действительно очень интересная. Она прекрасно годится, когда бакалавр изящных искусств, закончив университет в Болонье, хочет продолжить обучение в магистратуре в Саламанке. А вот когда из Северодвинска бакалавр-машиностроитель вдруг захочет поехать доучиваться в Петербург, то так, наверно, не получится... по сути — для инженеров концепция бакалавриат-магистратура вообще не применима. Она ведь как устроена? - За четыре года пытаются научить всему — и основам, и предметной области. А это невозможно, специальным дисциплинам учат за счет базовых естественно-научных и общеинженерных дисциплин. В итоге получается ни то ни се: нормальная фундаментальная основа инженерного образования не заложена, а без этой базы специалист не может стать «самообучаемой» системой.
Поэтому сейчас, когда в высокотехнологичных отраслях все меняется за пять лет, такого человека придется каждые пять лет переучивать, доучиваться сам он не может — базы ведь нет...
- shed: Да, это снова «копипаста» от известного по прошлым постам «коммерса», Глеба Туричина. Которую («копипасту») продолжу выдавать и в этом посте, так как мало кто, как Туричин может рассказать о проблемах и/или достижениях нашей системы образования, а также о связанных с ней проблемах и/или достижениях науки и промышленности, - составных частей Тройственного Союза экономики России. Потому что он, получается, чувствует себя на просторах этого Тройственного Союза как рыба в воде. Он там и швец, и жнец, и на дуде игрец. отлично освоивший все свои ипостаси на пять с плюсом в процессе многолетней и крайне результативной практики. Такой вот довольно редкий представитель Хомо Сапиенс, разговор о котором позволяет не только и не столько его обсуждать, как личность, но дает возможность изучать положение дел во всех трех составных частях Тройственного Союза...
--- Туричин: ... А это — дополнительное время и дополнительные деньги. Магистр обучается по второму кругу на «продвинутом» уровне, но он к этому моменту те зачатки математики, которые получил в бакалавриате, давно забыл.
И это не только наше вузовское мнение — от промышленников мы то же самое слышим. ... Преподавать надо хорошо или вообще не стоит этим заниматься. Цена брака слишком дорога – живые люди, неправильно наученные... Ведь система высшего образования должна готовить специалистов для той промышленности, которая сейчас реально есть, не для какой-то будущей [фантастической], а для реальной. К тому же для нас эта промышленность — во многом это предприятия ОПК, и от их работы, банально, зависит существование нашей страны...
— Журналист: Соответствует ли уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава решаемым задачам?
--- Туричин: Очень неоднозначный вопрос. Если сравнивать с теми странами, с которыми мы конкурируем, то в среднем: в Китае зарплата профессора примерно вдвое выше, чем у нас, в Корее — вчетверо, в Германии — в восемь раз. Это я реальные зарплаты ввиду имею, полные, а не только окладную часть.
У нас многие преподаватели и сотрудники вынуждены по совместительству работать где-то. Это не здорово, работа преподавателя требует полной отдачи, но жить то людям как-то надо. Хотя вообще возможность иметь в вузе конкурентоспособные зарплаты есть: инженерный вуз может, и должен зарабатывать деньги научными исследованиями и разработками для промышленности...
Кадры утекают: «через 10 лет производство может встать» Ректор СПбГМТУ о проблемах в современном кораблестроении 10.02.2018. https://www.gazeta.ru/army/2018/02/10/11644555.shtml?utm_referrer=korabel.ru
... Достижением в учебной деятельности университета его топ-менеджер считает и повышение проходного балла с 58 до 61,4, которое обусловило существенное увеличение размера субсидии Минобрнауки РФ.
Отличные результаты показал СПбГМТУ в своей научной работе. Глеб Туричин отметил, что на сегодняшний день университет — самый эффективный вуз страны по выработке на одного научно-педагогического сотрудника. За минувший год (2017 год - shed ) благодаря заключению ряда долгосрочных контрактов, объем научного бюджета вуза вырос в 1,5 раза и превысил 1 млрд рублей.
/Высокая оценка результатов деятельности СПбГМТУ 30 Января 2018 http://nstar-spb.ru/higher_school/print/article/vysokaya-otsenka-rezultatov-deyatelnosti-spbgmtu
--- Туричин: мы разрабатываем (и изготавливаем, и на заводы поставляем) и технологические установки, и высокопроизводительные технологии аддитивного производства крупногабаритных изделий из различных материалов. Как раз недавно несколько наших изделий в составе перспективного ракетного двигателя успешно выдержали испытания — такого еще никто в мире не делал. Эти работы идут у нас под патронажем Военно-промышленной комиссии.
Сейчас для двух предприятий ОСК и двух предприятий ОДК установки в разработке находятся, к концу года будем заказчикам сдавать. Здесь как раз сказался эффект создания интегрированной научно-инновационной структуры — год назад [в 2017 году] мы превратили Институт лазерных и сварочных технологий в структуру, объединяющую под единым руководством профильные подразделения «Корабелки», Питерского Политеха и Центра технологий судостроения и судоремонта. И вот результат.
... И обязательно надо упомянуть еще две вещи — это подводная робототехника, технологии автономных необитаемых подводных аппаратов, в том числе глайдеров, мы тут работаем в кооперации с компанией «Океанос», и второе — автоматизированная технологическая оснастка — Научно-производственный центр «Корабелки» разрабатывает ее и продает практически по всему миру, выигрывая конкурентную борьбу и с европейцами, и с американцами, и с японцами...
- shed: Человек не носит розовых очков и поэтому постоянно говорит не только о достижениях своих команд, но и о существующих в царстве Тройственного Союза проблемах
--- Туричин: Морской технический университет — основной вуз в нашей стране по подготовке кадров для судостроения. И в смежных областях наших выпускников много. Говоря о качестве нашего образования — что скрывать, хотелось бы лучше. Мы учим сейчас во многом за счет старого, еще советского, задела. Тем не менее, справляемся. Мы сейчас примерно 800 человек на первый курс принимаем.
Это, с учетом нашей доли в стране по специальностям для судостроения, меньше половины того, что нужно для восполнения естественной убыли специалистов в промышленности. И с этим надо что-то делать, или через 10 лет производства встанут.
С подготовкой расчетчиков и проектировщиков легче — у нас сохранились очень квалифицированные специалисты, наши научно-педагогические школы в этих направлениях, без ложной скромности, ведущие в мире. С подготовкой технологов, механиков, электриков сложнее — здесь очень важна учебно-лабораторная база, а ее нам нужно развивать и совершенствовать.
Пока выходим из положения за счет кооперации, базовых кафедр на предприятиях, интегрированных научно-инновационных структур с крупными научными центрами и ведущими вузами.
—Журналист: В каких отраслях судостроения мы опережаем потенциальных конкурентов, а в каких отстаем? Каковы векторы этих процессов?
--- Туричин: Здесь все довольно просто. Мы в кораблестроении практически ни от кого, кроме американцев, не отстаем. Да и от них отставание не критическое — у нас военные доктрины разные, у них — авианосные ударные группировки, у нас — подводный флот. Корабли по новым проектам строятся.
В судостроении ситуация другая — и экономически, и технологически мы пока далеко не первые. Кроме арктической тематики — здесь мы, пожалуй, мировые лидеры.
Отдельно надо сказать по речному судостроению — здесь уникальная ситуация, у нас связность территории зависит от речного транспорта, есть такие места, куда кроме как по рекам груз доставить невозможно, а средний возраст речных судов у нас очень велик, если не ошибаюсь, то более 4 тыс. единиц старше сорока лет. Думаю, нас ждет массовая кампания по строительству речных судов, модернизации и созданию новых верфей для речного судостроения.
Мы тут участвуем, «Корабелка» предложила концепцию глубокой модернизации Онежского судостроительного и судоремонтного завода, создания на его базе «цифровой» верфи. Это не просто IT-тема, как у многих, кто сейчас «цифровизацией» занимается. «Цифровая» верфь по нашему предложению — это гибкое производство с высокой степенью автоматизации, построенное на современных российских производственных «цифровых» технологиях и объединенное единой информационно-управляющей программной средой.
Такая верфь должна, по нашему мнению, стать образцом для тиражирования испытанных на ней решений для больших верфей, в том числе военных.
И еще один тренд просматривается — это создание скоростных пассажирских судов, «алюминиевое» судостроение, способное обеспечить повышение топливной эффективности, которое, надеюсь, с появлением новых высокопрочных и недорогих алюминиевых сплавов и новых технологий постройки будет развиваться опережающими темпами...
Кадры утекают: «через 10 лет производство может встать» Ректор СПбГМТУ о проблемах в современном кораблестроении 10.02.2018, https://www.gazeta.ru/army/2018/02/10/11644555.shtml?utm_referrer=korabel.ru
- shed: При изучении этого редкого индивида, конечно задаешься вопросом: благодаря чему подобный бриллиант вырастает ? – Похоже, что не только благодаря вложенному Всевышним в его черепушку уникальному мозгу, но и благодаря феноменальным трудоспособности и упорству, заставляющим этот дар Небес работать на полную катушку. Ну и, конечно, немалую роль играет амбициозность человека, нежелание останавливаться на достигнутом, каким бы великим оно самому себе и окружающим ни казалось.
Думаю, что здесь уместно дать коммент камрада Cat-Advocate к одной из моих последних статей (https://aftershock.news/?q=node/780571) и мой ответ на него:
Cat-Advocate (5 лет 7 месяцев) (04:28:42 / 18-08-2019)
... --- во мне живет внутреннее убеждение, что я родился для того, чтобы наукой заниматься; --- ... эти самые занятия наукой – это то, что до сих пор приносит мне практически чистую биологическую радость...
пример того, как человек угадал своё предназначение и служит ему...редкий случай
shed (6 лет 9 месяцев) (14:09:45 / 19-08-2019)
--- пример того, как человек угадал своё предназначение и служит ему...редкий случай
Это точно, - редкий случай. А еще реже случаи, когда служение своему предназначению выливается в служение всему обществу, стране. В нужность продуктов труда такого человека не только ему самому, - в виде удовлетворения своего любопытства и соответствующего восхищения со стороны ближайшего окружения - но и всему обществу. Благодаря уникальности этих продуктов труда, внедренных в реальное производство.
О "нужности" великолепно говорится в крайней статье от Босяка ("Капитализм, социализм, феодализм (fuzzy14)": (https://aftershock.news/?q=node/780885),
А о том, что человек, доказавший свое превосходство ближайшему окружению, не должен на этом останавливаться, хотя такой путь частенько потребует от него жертвенности разного рода, здорово говорит Александр Секацкий:
--- ... Если ты доказал своё превосходство ближайшему поколению (то есть, можешь больше других), - как воин, как инок, как физик-ядерщик, - не жди, пока тебя окружат почётом и выплатят денежный эквивалент, не соглашайся на минимализм. Замахнись на большее, иди в граничары и брось вызов ненавидящим твою страну просто потому, что она не лезет ни в какие мерки ["брось вызов" в том числе и своим трудом, ценность плодов которого частенько признают далеко не все и далеко не сразу, предпочитая навешивать на человека ярлыки]: (https://aftershock.news/?q=node/760580).
... Журналист: Как развивалась ваша научная работа и каковы основные её результаты?
--- Туричин: На самом деле я учился как раз именно для этой самой научной работы. И когда начинал работать, то считал, что ценность научной работы выше любой другой... Поскольку работа в учебном заведении требовала тратить какое-то количество времени не только на учебу (это святое), а еще и на всякие непроизводительные вещи, то у меня уже тогда сутки начали растягиваться до 25 часов. Потому что я считал: как же так? - Мои сокурсники попали кто в физтех, кто в «Прометей», кто в ПИЯФ. Они наукой занимаются, а как же я? Я что, должен отстать? Никогда! Добирал это часами, не ел, не спал... В общем, примерно год ушел на то, чтобы адаптироваться в новой области, найти там место для себя...
... – Журналист: Когда и как началась ваша административно-управленческая деятельность?
– Я начал управлять примерно в возрасте шести лет. Потому что когда мы с мальчишками играли во дворе в войну, всегда был командиром. Это свойство называется leadership, у кого-то оно врожденное, у кого-то развивается. У меня оно очевидным образом присутствует.
Первую научную группу сформировал в 1987 году. У меня была научная группа и в Германии. Там её не надо создавать, там её тебе выдают... И довольно долго, практически до 2000 года, пока я не занялся в реальности делами кафедры лазерной технологии Политеха, я управлял и той самой группой, которую сам создал. Это особая штука, это практически твои друзья, команда, почти семья. Управлять легко, с ними просто.
А поскольку тогдашний зав. кафедрой, профессор, член-корреспондент РАН, на кафедре не появлялся, то исторически сложилось, что я эту кафедру практически «подобрал». И начал как-то так делать, чтобы студенты учились... Причем я не был официальным заведующим. Просто на пепелище начал что-то воссоздавать. Чтобы дети учились, чтобы учебный процесс шел. Чтобы тут не только ученые сидели. И вообще – ты учишь, процесс идет, дело важное делается...
... В самом начале 2000-х, когда сменилось руководство компании «Центр лазерных технологий», которая делала лазерные маркеры, позвали они – приходи к нам работать параллельно. И я начал там параллельно работать. И до сих пор работаю, являюсь там директором по научной работе. Это нормальная, хорошая производственная компания...
И, после этого, в 2009 году, когда пришел в ЦТСС, мне было сказано: «ты мне сделай, как в Германии сделал с этими лазерными технологиями». И тогда мы создали лазерный центр судостроения. Это был такой второй опыт управления в промышленности, не в вузе уже.
Потом меня коллеги избрали деканом факультета в Политехе, тут пришлось управлятьуже и в вузе, потому что до того было, управлял научной группой – да, производственным подразделением – да, а тут вообще своими братьями. А с ними сложно. Они такие же, у них в голове свои тараканы, у меня свои...
По факту в Политехе две парии были – металлургический факультет и гидротехники... Кто туда шел? Кто больше никуда поступить не смог. Самые низкие проходные баллы, депрессия в коллективе... Но за четыре года этот факультет стал лучшим факультетом университета. В Политехе конкурс такой есть – «Факультет года», мы тогда победили в этом конкурсе и кафедра моя тоже заняла первое место...
То, чему учу студентов, по факту, все это я сам и придумывал, потому что начинал заниматься электронно-лучевой сваркой на кафедре сварки Политеха сначала. А по образованию не сварщик. Я физик и специализировался в теоретической физике. Спасибо ей, мозги, в общем, хорошо поставлены... Пришлось в новой для себя области адаптироваться и найти место применения своих сил. Кстати, первое такое применение было судостроительным. На «Севмаше» построили здоровенную электронно-лучевую машину для сварки, скажем так, больших круглых изделий. А процесс электронно-лучевой сварки на таких толщинах был совершенно непонятен. И я был тем человеком, который придумал теорию этого процесса, мы сделали то, что называлось «компьютерная расчетная модель», которая позволяла весь процесс промоделировать в компьютере и понять, как он устроен.
Лекции начал читать еще будучи старшим преподавателем. Так уж получилось, что теоретические основы лучевых видов сварки знал лучше всех. Поэтому я их и читал. А дальше – еще, и еще... Если посмотреть количество курсов, которые мной составлены, и сколько-то лет они читались, то думаю, что больше десятка – точно... преподавание – оно требует вкладывать душу в это дело. Преподавать надо хорошо или вообще не стоит этим заниматься. Цена брака слишком дорога – живые люди, неправильно наученные...
... до сих пор читаю в неделю две лекции и четыре часа практических занятий. Это несмотря на то, что я директор института, зав. кафедрой и теперь еще и исполняющий обязанности ректора... И всё равно так и читаю, и по-видимому, так и буду читать. Поскольку пока некому передать. Для того, чтобы передать, надо вырастить и поверить, что «да, я его дорастил до такого состояния, что могу доверить...»
... Поскольку уже довольно давно понял, что деятельность научно-административная отъедает время от преподавания, и меня в преподавании оказывается меньше, решил заменить себя книжками. Буквально еще несколько лет назад считал, что статьи научные писать надо. А вот когда, мол, выйду на пенсию, напишу какую-нибудь обобщающую книгу... Когда понял, что не хватает времени, и что ребятам будет лучше, если все это будет написано – начал писать книги. За последние несколько лет пришлось написать четыре учебника.
Вот, собственно, что стоило сказать об учебной деятельности... Мне периодически давали за нее всякие дипломы, призы и награды, включая премию правительства, но все мы понимаем, что премия премией, а реальность реальностью. Я тут сам себе контролер. Пока до сих пор неплохо учил инженеров и, как мне кажется, продолжаю это делать, не превратив это в профанацию...
КТО ВЫ, ГЛЕБ ТУРИЧИН? http://www.smtu.ru/sites/default/files/files/zkv/zkv_11_2557_nov_2016_web.pdf
Пост до-того, - «Святая Троица и Сатана-46. (С)ЩиМ-СиМ, - волшебный ключик России. Эволюция в революцию-2»: https://aftershock.news/?q=node/780571
Продолжение следует...
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: