Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6929 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Климат ме­ня­ет­ся ЦИК­ЛИ­ЧЕ­СКИ — от по­хо­ло­да­ний до по­теп­ле­ний и об­рат­но.

Олег

Най­ди­те книгу (она есть в ин­тер­не­те) Е. П. Бо­ри­сен­ко­ва «Ле­то­пись необы­чай­ных яв­ле­ний при­ро­ды за 2,5 ты­ся­че­ле­тия» и про­чи­тай­те, я так сделал много лет назад с ка­ран­да­ши­ком в руках, мне хо­те­лось разо­брать­ся в из­ме­не­нии кли­ма­та, — она в пух и прах на фак­то­ло­ги­че­ской основе раз­но­сит мульку фондов всяких со­ро­сов и рок­фел­ле­ров о вине че­ло­ве­че­ства (ан­тро­по­ген­ном фак­то­ре) в по­теп­ле­нии кли­ма­та. Климат ме­ня­ет­ся ЦИК­ЛИ­ЧЕ­СКИ — от по­хо­ло­да­ний до по­теп­ле­ний и об­рат­но. В книге это неопро­вер­жи­мо по­ка­за­но. По со­дер­жа­нию уг­ле­кис­ло­ты в ат­мо­сфе­ре — есть график кор­ре­ля­ции, где по­ка­за­но, что уве­ли­че­ние CO2 в ис­то­рии Земли свя­за­но в первую оче­редь с ак­тив­но­стью вул­ка­нов, а не де­я­тель­но­стью че­ло­ве­че­ства. Да, про­мыш­лен­ность тоже теперь влияет, но по срав­не­нию с пе­ри­о­да­ми вул­ка­ни­че­ской ак­тив­но­сти незна­чи­тель­но. А самую глав­ную роль по из­ме­не­нию тем­пе­ра­тур, судя по ин­стру­мен­таль­ным данным, ока­зы­ва­ет цир­ку­ля­ция ат­мо­сфе­ры:

"...В своем ис­сле­до­ва­нии на при­ме­ре ис­то­ри­че­ских данных мы по­ка­за­ли, что малый лед­ни­ко­вый период не был един­ствен­ным. По­доб­ные пе­ри­о­ды имели место и раньше, на­при­мер, на­ка­нуне и в начале нашей эры. Им пред­ше­ство­ва­ли и их сме­ня­ли или пре­ры­ва­ли пе­ри­о­ды по­теп­ле­ния кли­ма­та. Так, имел место период по­теп­ле­ния кли­ма­та в VIII–XII сто­ле­ти­ях (малый кли­ма­ти­че­ский оп­ти­мум).
Более крат­ко­вре­мен­ные пе­ри­о­ды по­теп­ле­ния после неко­то­рых пред-ше­ству­ю­щих по­хо­ло­да­ний имели место также в 1750-е годы, в 1830–1850 гг. и др. Ха­рак­тер­но, что эти по­теп­ле­ния кли­ма­та со­про­вож­да­лись по­вы­ше­ни­ем по­вто­ря­е­мо­сти зо­наль­ных форм цир­ку­ля­ции. Это имело место и в 20–30-е годы и в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие XX в., причем по­теп­ле­ние кли­ма­та про­ис­хо­дит в ос­нов­ном за счет теплых зим при срав­ни­тель­но про­хлад­ных летних се­зо­нах.

Про­во­дя ис­то­ри­че­ские ана­ло­гии за 2,5 ты­ся­че­ле­тия, авторы пре­сле­до­ва­ли цель об­ра­тить вни­ма­ние на необ­хо­ди­мость более кри­ти­че­ски от­но­сить­ся к раз­лич­ным сен­са­ци­ям и вни­ма­тель­нее ана­ли­зи­ро­вать ис­то­ри­че­ское про­шлое. Это тем более необ­хо­ди­мо делать, по­сколь­ку су­ще­ству­ет слиш­ком упро­щен­ное пред­став­ле­ние о пар­ни­ко­вом эф­фек­те, име­ю­щем, как из­вест­но, слож­ную мно­го­фак­тор­ную при­ро­ду с мно­го­чис­лен­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми прямой и об­рат­ной связи...

В Европе наи­бо­лее теплый период от­ме­чал­ся между 1150—1300 гг.
По­теп­ле­ние кли­ма­та в период малого кли­ма­ти­че­ско­го оп­ти­му­ма при­ве­ло к таянию лед­ни­ков, от­сту­па­нию по­ляр­ных льдов. В ре­зуль­та­те древ­ние ви­кин­ги на своих легких су­де­ныш­ках пла­ва­ли в Грен­лан­дию и ос­но­ва­ли там по­се­ле­ния...

Вслед за вторым малым лед­ни­ко­вым пе­ри­о­дом во второй по­ло­вине XIX в. на­сту­пи­ло оче­ред­ное по­теп­ле­ние, ко­то­рое до­стиг­ло мак­си­му­ма в 30—40-х годах XX сто­ле­тия, а за ним — оче­ред­ное по­хо­ло­да­ние, про­дол­жав­ше­е­ся с неко­то­ры­ми флюк­ту­а­ци­я­ми до 70-х годов, после чего от­ме­ча­ет­ся рост тем­пе­ра­ту­ры, в ос­нов­ном за счет зимних пе­ри­о­дов при срав­ни­тель­но про­хлад­ных летних се­зо­нах. По­это­му климат после пе­ри­о­да по­теп­ле­ния 30—40-х годов мы будем на­зы­вать со­вре­мен­ным. В неко­то­рых ра­бо­тах от­дель­ные флюк­ту­а­ции в сто­ро­ну по­теп­ле­ния счи­та­ют на­ча­лом устой­чи­во­го гло­баль­но­го по­теп­ле­ния кли­ма­та за счет уве­ли­че­ния С02. Ниже мы увидим, что такой вывод пока преж­де­вре­менен, хотя неко­то­рое ан­тро­по­ген­ное по­теп­ле­ние в бу­ду­щем, по-ви­ди­мо­му, неиз­беж­но...

Раз­ли­чия тем­пе­ра­тур одного и того же месяца теплых и хо­лод­ных пе­ри­о­дов до­сти­га­ли 7—8 °С. Устой­чи­вый пе­ре­пад тем­пе­ра­тур был ха­рак­те­рен, как мы видели, при пе­ре­хо­де от лед­ни­ко­вых к меж­лед­ни­ко­вым пе­ри­о­дам. Такие пе­ре­па­ды тем­пе­ра­тур сви­де­тель­ству­ют о боль­шой неустой­чи­во­сти кли­ма­та вто­ро­го малого лед­ни­ко­во­го пе­ри­о­да и его зна­чи­тель­ной ре­ги­о­наль­ной неод­но­род­но­сти, что лишний раз под­чер­ки­ва­ет роль цир­ку­ля­ци­он­ных про­цес­сов в фор­ми­ро­ва­нии ре­ги­о­наль­ных осо­бен­но­стей кли­ма­та, кли­ма­ти­че­ских ано­ма­лий и смены пе­ри­о­дов крат­ко­вре­мен­но­го по­теп­ле­ния и по­хо­ло­да­ния кли­ма­та.

Вы­пол­нен­ный на ис­то­ри­че­ском ма­те­ри­а­ле анализ барико-цир­ку­ля­ци­он­но­го режима под­твер­жда­ет за­ко­но­мер­ность, со­глас­но ко­то­рой самые мягкие зимы в Европе со­от­вет­ству­ют пе­ри­о­дам с резко вы­ра­жен­ны­ми за­пад­ны­ми и юго-за­пад­ны­ми вет­ра­ми (на­при­мер, 1920—1929 гг.). Все де­ся­ти­ле­тия, в ко­то­рых было много ано­маль­но теплых летних се­зо­нов, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся хорошо вы­ра­жен­ны­ми ан­ти­цик­ло­ни­че­ски­ми типами цир­ку­ля­ции над За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пой. Так про­ис­хо­ди­ло и в со­вре­мен­ную эпоху, на­при­мер в 1940—1949 гг., в жаркое и сухое лето 1976 г.

В де­ся­ти­ле­тия с более хо­лод­ны­ми зимами зо­наль­ная цир­ку­ля­ция ат­мо­сфе­ры ослаб­ле­на, очень часты про­цес­сы бло­ки­ро­ва­ния за­пад­но-во­сточ­но­го пе­ре­но­са. Роль цир­ку­ля­ци­он­ных фак­то­ров в фор­ми­ро­ва­нии хо­лод­ных летних пе­ри­о­дов в 1690—1699 и 1840—1879 гг. была также велика.
Между концом XVIII и на­ча­лом XX в. ис­ланд­ский ми­ни­мум сме­стил­ся в сред­нем в се­вер­ном на­прав­ле­нии на 1,5—3° широты, обес­пе­чив тем самым пре­об­ла­да­ние таких цир­ку­ля­ци­он­ных усло­вий, ко­то­рые спо­соб­ство­ва­ли по­теп­ле­нию кли­ма­та Арк­ти­ки.

Именно цир­ку­ля­ци­он­ны­ми усло­ви­я­ми, а не ростом СО2, ко­то­рый в начале XX в. был неболь­шим, можно объ­яс­нить тот ин­стру­мен­таль­но уста­нов­лен­ный факт, что по­теп­ле­ние 30—40-х годов XX в. наи­бо­лее ярко про­яви­лось в вы­со­ких ши­ро­тах се­вер­но­го по­лу­ша­рия. Сход­ные усло­вия можно было ожи­дать в наи­бо­лее теплый период кли­ма­ти­че­ско­го оп­ти­му­ма го­ло­це­на — в ат­лан­ти­че­ский период.

Цир­ку­ля­ци­он­ные усло­вия, ха­рак­те­ри­зу­ю­щи­е­ся уве­ли­че­ни­ем по­вто­ря­е­мо­сти во­сточ­ных и северо-во­сточ­ных ветров при ан­ти­цик­ло­ни­че­ском режиме в Арк­ти­ке, при­во­дят к фор­ми­ро­ва­нию хо­лод­ных кли­ма­ти­че­ских усло­вий в Европе. Такие хо­лод­ные от­рез­ки вре­ме­ни с пре­об­ла­да­ни­ем су­ро­вых зим с гос­под­ству­ю­щи­ми во­сточ­ны­ми вет­ра­ми от­ме­ча­лись в 1560—1569, 1690—1699 гг. и во второй по­ло­вине пе­ри­о­дов 1820—1848, 1890—1899 гг.

В 1930—1939 и 1940—1949 гг., на­о­бо­рот, бло­ки­ру­ю­щие ан­ти­цик­ло­ны пре­об­ла­да­ли над се­вер­ной частью Европы. Это могло спо­соб­ство­вать рас­про­стра­не­нию южных ветров над Нор­веж­ским морем и об­ра­зо­ва­нию об­шир­ных про­странств чистой ото льда воды в Арк­ти­ке. Ана­ло­гич­ные пе­ри­о­ды, по-ви­ди­мо­му, на­блю­да­лись и в про­шлом, в част­но­сти в 1830—1839 гг.

Име­ют­ся данные, что сред­няя по­вто­ря­е­мость за­пад­ных ветров в южном по­лу­ша­рии, а также ин­тен­сив­ность зо­наль­ной цир­ку­ля­ции в се­вер­ном по­лу­ша­рии воз­рас­та­ли на­чи­ная при­мер­но с XIX сто­ле­тия, т. е. в период по­след­не­го по­теп­ле­ния кли­ма­та в XX в. В целом от­ме­чен­ные тен­ден­ции из­ме­не­ния кли­ма­та для Европы были ха­рак­тер­ны и для других рай­о­нов зем­но­го шара.

Мы про­ве­ли по­дроб­ный анализ ко­ле­ба­ний кли­ма­та вто­ро­го ты­ся­че­ле­тия, ис­поль­зуя в ос­нов­ном кос­вен­ные данные, и по­ка­за­ли, что ко­ле­ба­ния кли­ма­та были всегда, они носили ре­ги­о­наль­ный ха­рак­тер и были свя­за­ны глав­ным об­ра­зом с ко­ле­ба­ни­ем цир­ку­ля­ци­он­ных пе­ри­о­дов. Это важно под­черк­нуть по двум при­чи­нам. Прежде всего потому, что в ряде работ по­след­них лет сен­са­ци­он­но пре­уве­ли­чи­ва­ет­ся роль теп­лич­но­го эф­фек­та СО2 при оценке со­вре­мен­ных из­ме­не­ний кли­ма­та. При этом роль цир­ку­ля­ци­он­ных фак­то­ров или при­ни­жа­ет­ся или вовсе не при­ни­ма­ет­ся в расчет. В ре­зуль­та­те рост сред­ней тем­пе­ра­ту­ры 30-х годов при­пи­сы­ва­ет­ся только уве­ли­че­нию СО2, а на­чав­ше­е­ся после 30—40-х годов па­де­ние тем­пе­ра­ту­ры на фоне рез­ко­го воз­рас­та­ния С02 свя­зы­ва­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем со­дер­жа­ния ан­тро­по­ген­но­го аэро­зо­ля.

Такое упро­щен­ное пред­став­ле­ние мешает пра­виль­но оце­нить как тен­ден­ции из­ме­не­ния со­вре­мен­но­го кли­ма­та, так и ис­то­рию кли­ма­та про­шло­го, по­сколь­ку в ис­то­рии кли­ма­та го­ло­це­на пе­ри­о­ды по­теп­ле­ний и по­хо­ло­да­ний имели место всегда, а ан­тро­по­ген­но­го воз­дей­ствия не су­ще­ство­ва­ло. Объ­яс­нить эти ре­ги­о­наль­ные ко­ле­ба­ния кли­ма­та без учета цир­ку­ля­ци­он­ных фак­то­ров вряд ли воз­мож­но...".

_______________________________________________

А вот данные по кон­цен­тра­ции СО2 из книги Яса­ма­но­ва Н. А. «Древ­ние кли­ма­ты Земли»:

"...Ос­нов­ны­ми из пла­не­тар­ных фак­то­ров, на­кла­ды­ва­ю­щих от­пе­ча­ток на рас­пре­де­ле­ние тем­пе­ра­ту­ры, яв­ля­ют­ся из­мен­чи­вость со­ста­ва ат­мо­сфе­ры, раз­лич­ная пло­щадь суши и моря и ме­сто­на­хож­де­ние кон­ти­нен­тов на земной сфере. Раз­ность тем­пе­ра­тур между эк­ва­то­ри­аль­ны­ми и по­ляр­ны­ми ши­ро­та­ми яв­ля­лась ос­нов­ной при­чи­ной, вы­зы­ва­ю­щей дви­же­ние воз­душ­ных масс в ат­мо­сфе­ре и водных масс в морях и оке­а­нах. При зна­чи­тель­ной раз­но­сти между тем­пе­ра­ту­ра­ми в по­ляр­ных и эк­ва­то­ри­аль­ных ши­ро­тах, как, на­при­мер, в со­вре­мен­ную эпоху или во время круп­ней­ших оле­де­не­ний, воз­ни­ка­ли круп­ные го­ри­зон­таль­ные и вер­ти­каль­ные пе­ре­ме­ще­ния водных и воз­душ­ных масс...

Среди ком­по­нен­тов ат­мо­сфе­ры наи­боль­шее вли­я­ние на тем­пе­ра­тур­ный режим Земли ока­зы­ва­ют так на­зы­ва­е­мые тер­мо­ди­на­ми­че­ски ак­тив­ные при­ме­си. Ими яв­ля­ют­ся уг­ле­кис­лый газ, аэро­золь и во­дя­ной нар. Хотя кон­цен­тра­ция кис­ло­ро­да не ока­зы­ва­ет эф­фек­тив­но­го пря­мо­го воз­дей­ствия на тем­пе­ра­тур­ный режим, но его вли­я­ние на раз­ви­тие ор­га­ни­че­ско­го мира и со­зда­ние озон­но­го экрана весьма велико.
Состав ат­мо­сфе­ры ока­зы­ва­ет непо­сред­ствен­ное вли­я­ние на раз­ви­тие био­ло­ги­че­ских про­цес­сов. Наи­боль­шее зна­че­ние для раз­ви­тия био­ло­ги­че­ских про­цес­сов, как из­вест­но, имеют кис­ло­род, озон и уг­ле­кис­лый газ. Кис­ло­род и уг­ле­кис­лый газ ис­поль­зу­ют­ся ор­га­низ­ма­ми на эф­фек­тив­ное те­че­ние ме­та­бо­ли­че­ских про­цес­сов и рас­хо­ду­ют­ся на ми­не­ра­ли­за­цию и окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ...

Важ­ней­шая роль в фор­ми­ро­ва­нии кли­ма­та при­над­ле­жит и другой тер­мо­ди­на­ми­че­ской ак­тив­ной при­ме­си — уг­ле­кис­ло­му газу, ко­то­рый со­зда­ет пар­ни­ко­вый эффект. В от­дель­ные пе­ри­о­ды гео­ло­ги­че­ской ис­то­рии Земли кон­цен­тра­ция уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ла со­вре­мен­ную, но с те­че­ни­ем вре­ме­ни про­ис­хо­ди­ло по­сте­пен­ное уда­ле­ние из ат­мо­сфе­ры уг­ле­кис­ло­ты.

Ис­поль­зуя данные о ко­ли­че­стве уг­ле­кис­ло­го газа, со­сре­до­то­чен­но­го в оса­доч­ных по­ро­дах за кай­но­зой­скую эру, авторы уста­но­ви­ли, что за по­след­ний мил­ли­он лет на­ко­пи­лось 0,05∙10 (в сте­пе­ни 21) г CO2. Исходя из со­вре­мен­но­го со­дер­жа­ния уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре (0,03 %) был опре­де­лен ко­эф­фи­ци­ент про­пор­ци­о­наль­но­сти, бла­го­да­ря ко­то­ро­му была по­лу­че­на кон­цен­тра­ция уг­ле­кис­ло­го газа в раз­лич­ные пе­ри­о­ды фа­не­ро­зоя в ат­мо­сфе­ре Земли (рис. 7.4).

Со­дер­жа­ние уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре на про­тя­же­нии фа­не­ро­зоя нерав­но­мер­но из­ме­ня­лось от 0,4 до 0,03 %. Первое су­ще­ствен­ное сни­же­ние общего ко­ли­че­ства уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре про­изо­шло в конце ран­не­го па­лео­зоя. В конце ме­зо­зой­ской эры на­ча­лось по­сте­пен­ное умень­ше­ние кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа. По­след­нее зна­чи­тель­ное сни­же­ние кон­цен­тра­ции CO2 в ат­мо­сфе­ре про­изо­шло в плио­цене. В со­вре­мен­ную эпоху со­дер­жа­ние уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре до­стиг­ло своего наи­мень­ше­го зна­че­ния за всю ис­то­рию Земли.
Ко­ле­ба­ния вул­ка­ни­че­ской ак­тив­но­сти ока­зы­ва­ют вли­я­ние на ко­ли­че­ство уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре.Кон­цен­тра­ция уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре со­гла­со­ван­но из­ме­ня­лась вместе с из­ме­не­ни­ем уровня вул­ка­ни­че­ской ак­тив­но­сти, мак­си­мум ак­тив­но­сти со­про­вож­дал­ся по­вы­ше­ни­ем CO2.

Тем­пе­ра­тур­ный режим земной по­верх­но­сти, как из­вест­но, фор­ми­ру­ет­ся под воз­дей­стви­ем целого ком­плек­са фак­то­ров (све­ти­мость Солнца, наклон земной оси, ско­рость вра­ще­ния Земли, состав ат­мо­сфе­ры, ха­рак­тер тек­то­ни­че­ских дви­же­ний и за­ви­си­мые от них рас­пре­де­ле­ние суши и моря, осо­бен­но­сти вул­ка­низ­ма и ре­лье­фа и т. д.). На­блю­да­е­мые в на­сто­я­щее время су­точ­ные и се­зон­ные кон­тра­сты тем­пе­ра­ту­ры, раз­ли­чия между тем­пе­ра­ту­ра­ми эк­ва­то­ри­аль­ных и по­ляр­ных об­ла­стей со­зда­ют до­воль­но пре­врат­ное впе­чат­ле­ние о якобы су­ще­ствен­ной раз­ни­це в ко­ли­че­стве при­хо­дя­щей сол­неч­ной ра­ди­а­ции. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что в пе­ри­о­ды с теплым кли­ма­том на Землю по­сту­па­ло по­вы­шен­ное ко­ли­че­ство сол­неч­ной ра­ди­а­ции, а во время по­хо­ло­да­ний оно сни­жа­лось до ми­ни­му­ма. Однако фак­ти­че­ские данные по ста­ти­сти­ке звезд и тео­ре­ти­че­ские пред­став­ле­ния со­вре­мен­ной аст­ро­фи­зи­ки дают ос­но­ва­ние счи­тать опре­де­лен­ную ста­биль­ность све­ти­мо­сти Солнца в те­че­ние, по край­ней мере, по­след­них несколь­ких мил­ли­ар­дов лет. Мно­го­крат­ные из­ме­ре­ния потока лу­чи­стой энер­гии, про­ве­ден­ные на сред­нем рас­сто­я­нии от Земли до Солнца, дали ве­ли­чи­ну (1360±20) Вт/м2. Этот поток име­ну­ет­ся сол­неч­ной по­сто­ян­ной. Таким об­ра­зом, при­чи­на пе­ри­о­ди­че­ско­го из­ме­не­ния тем­пе­ра­тур­но­го режима земной по­верх­но­сти могла за­ви­сеть от по­ло­же­ния пла­не­ты в кос­ми­че­ском про­стран­стве и (или) обу­слов­ли­ва­лась внут­рен­ним со­сто­я­ни­ем ве­ще­ства Земли и стро­е­ни­ем ее внеш­них сфер.

Не ка­са­ясь воз­мож­ных кос­ми­че­ских причин из­ме­не­ния кли­ма­та (по­ло­же­ние пла­не­ты, наклон земной оси, ско­рость вра­ще­ния Земли), рас­смот­рим только об­ще­пла­не­тар­ные при­чи­ны. Пе­ре­ход сол­неч­ной энер­гии в теп­ло­вую опре­де­ля­ет­ся осо­бен­но­стя­ми земной по­верх­но­сти и ат­мо­сфе­рой. Исходя из раз­ли­чия от­ра­жа­тель­ной спо­соб­но­сти (аль­бе­до) ма­те­ри­ков и оке­а­нов и осо­бен­но из раз­лич­но­го по­ло­же­ния ма­те­ри­ков на земной сфере, опре­де­ля­ет­ся баланс тепла. Причем рас­по­ло­же­ние ма­те­ри­ков в вы­со­ких ши­ро­тах уве­ли­чи­ва­ет от­ра­жа­тель­ную спо­соб­ность земной по­верх­но­сти, а это, в свою оче­редь, при­во­дит к су­ще­ствен­но­му сни­же­нию по­гло­ще­ния сол­неч­но­го тепла.
Важ­ней­шую роль в рас­пре­де­ле­нии тепла играет ат­мо­сфе­ра, сквозь ко­то­рую в на­сто­я­щее время про­ни­ка­ет около 50 % сол­неч­ной ра­ди­а­ции и ко­то­рая вместе с тем за­дер­жи­ва­ет до 90 % теп­ло­во­го из­лу­че­ния Земли. Наи­боль­шее вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние кли­ма­та ока­зы­ва­ет со­дер­жа­ние в ат­мо­сфе­ре во­дя­но­го пара, уг­ле­кис­ло­го газа и аэро­зо­ля. Причем первые два ком­по­нен­та уси­ли­ва­ют пар­ни­ко­вый эффект, в то время как со­дер­жа­ние аэро­зо­ля в ат­мо­сфе­ре и об­лач­ность уве­ли­чи­ва­ют от­ра­жа­тель­ную спо­соб­ность. 

В ис­сле­до­ва­ни­ях А. Б. Ронова и М. И. Будыко по­ка­за­но, что ко­ле­ба­ния со­дер­жа­ния CO2 в ат­мо­сфе­ре тесно свя­за­ны с из­ме­не­ни­я­ми вул­ка­ни­че­ской ак­тив­но­сти в пре­де­лах со­вре­мен­ных кон­ти­нен­тов. Мак­си­му­мы вул­ка­ни­че­ской ак­тив­но­сти син­хрон­ны во вре­ме­ни с по­вы­ше­ни­ем со­дер­жа­ния CO2 в ат­мо­сфе­ре, а ми­ни­му­мы со­от­вет­ству­ют сни­же­нию кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа.


При со­по­став­ле­нии кривых из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры (рис. 7.5) с со­дер­жа­ни­ем уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре видно, что про­цесс общего по­хо­ло­да­ния на по­верх­но­сти кон­ти­нен­тов раз­ви­вал­ся па­рал­лель­но умень­ше­нию кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре. Несмот­ря на то, что на из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры и со­дер­жа­ния CO2 в ат­мо­сфе­ре на­кла­ды­ва­лись ко­ле­ба­ния более низких по­ряд­ков, до­ста­точ­но хорошо видно, что эпохи с по­вы­шен­ным со­дер­жа­ни­ем уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре по вре­ме­ни со­от­вет­ству­ют пе­ри­о­дам рас­ши­ре­ния пло­ща­дей с жарким кли­ма­том. 

Ми­ни­му­мы на кривой со­дер­жа­ния CO2 в ат­мо­сфе­ре пол­но­стью от­ве­ча­ют эпохам умень­ше­ния пло­ща­дей с жарким кли­ма­том, росту пло­ща­дей с про­хлад­ным кли­ма­том, оле­де­не­ни­ям и, сле­до­ва­тель­но, гло­баль­ным по­хо­ло­да­ни­ям.
Со­гла­со­ван­ное из­ме­не­ние кривой со­дер­жа­ния уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре, кривой из­ме­не­ния сред­них тем­пе­ра­тур и пло­ща­дей с жарким кли­ма­том дает ос­но­ва­ние счи­тать, что одной из ос­нов­ных причин кли­ма­ти­че­ских из­ме­не­ний в фа­не­ро­зое яв­ля­лось пе­ри­о­ди­че­ское умень­ше­ние со­дер­жа­ния в земной ат­мо­сфе­ре уг­ле­кис­ло­го газа. Из-за сов­па­де­ния ко­ле­ба­ний CO2 в ат­мо­сфе­ре с ва­ри­а­ци­я­ми вул­ка­ни­че­ской ак­тив­но­сти сле­ду­ет, что из­ме­не­ния кли­ма­ти­че­ских усло­вий на земной по­верх­но­сти в ко­неч­ном итоге опре­де­ля­лись де­я­тель­но­стью эн­до­ген­ных про­цес­сов. Вул­ка­низм и ме­та­мор­физм кон­тро­ли­ро­ва­ли кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре и ока­зы­ва­ли вли­я­ние на из­ме­не­ние кли­ма­ти­че­ских усло­вий.

Однако фор­ми­ро­ва­ние кли­ма­та и его из­ме­не­ния могли быть свя­за­ны не только с ко­ле­ба­ни­я­ми уг­ле­кис­ло­ты в ат­мо­сфе­ре, но и с раз­ви­ти­ем транс­грес­сий и ре­грес­сий, из­ме­не­ни­я­ми ре­лье­фа, по­ло­же­ни­ем кон­ти­нен­тов на раз­лич­ных ши­ро­тах, т. е. с дрей­фом ма­те­ри­ков и, в ко­неч­ном итоге, с дей­стви­ем эн­до­ген­ных про­цес­сов...". 

Это интересно
0

28.09.2019
Пожаловаться Просмотров: 199  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены