Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6929 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

"Ключом к пониманию русской литературы ХIХ века может быть евангельская притча о блудном сыне. В этой притче, как в семени, заложены все основные темы, образы, идеи. Сама притча – совершенный образец литературного произведения, начало художественной литературы. Поэтому начнем с нее.

У одного человека было два сына. Один сын жил просто: вся его воля сливалась с волей отца. Ему и в голову не могло прийти, как можно не слушаться отца, ведь это отец! В мыслях не было сомневаться и обсуждать отцовские повеления. Отец говорит - он делает. И даже ощущению блаженства от отцовского присутствия он не придавал значения: не с чем было сравнить, он никогда не бывал вне отцовского дома...

Младший сын был иной. Ему все чаще стали являться сомнения, неосознанные влечения, фантазии... Разве это счастье - всегда слушаться отца и безропотно выполнять его поручения? Тяжело, однообразно, скучно. А главное - стеснена его свобода! Счастье, думал младший сын, связано с полной свободой и не может быть без нее. Всякое ограничение свободы закрывает доступ к полному счастью! И помехой этому, как ни странно, - отец... Конечно, он уважает его, но все-таки хотелось бы попробовать жить без его всевидящего ока. Ну как тут жить, пребывая всегда на глазах собственного отца? Разве страх послушания может привести к полному счастью? Сын уже взрослый, и иногда хочется сделать то, что не должны видеть отцовские глаза. Смущают, связывают, мешают... И тогда он набрался духу и дерзнул спросить у отца разрешения жить отдельно. (По законам того времени сыновья разделяли общее имущество после смерти отца). «Отче, дай мне следующую мне часть имения» (Лк. 15:12).

Отец, как человек мудрый, проживший уже жизнь и знавший, что бывает в подобных случаях, увидевший бурю смущения в сердце своего сына, не стал удерживать его. Что бы значили все умные слова отца, если сердце юного отрока воспылало самомнением? Какой смысл удерживать силой человека, пока он на собственном опыте не разуверится в своих убеждениях? Можно, конечно, прикрикнуть на сына и заставить работать на себя; и сын вновь пойдет молча на работу, но при этом внутри озлобившись на отца, который преграждает ему путь к счастью. Он будет считать отца своего - помехой! Для отца, который предвидит страдания сына, тем не менее важнее будущих физических страданий его - свободная любовь к отцу. Любовь для мудрого отца превыше всего! И с глубоким вздохом и с болью в глазах отец отпускает сына... навстречу страданиям.

Вот оно, долгожданное счастье! Делаю, что хочу! Сколько друзей, клянущихся в верности до гроба! Как с ними хорошо! Как его любят девицы, и сколько радости в этой любви! Какая она сладкая! Как мог отец сдерживать его в своем имении и не позволять вкусить такую радость и полноту жизни? Музыка, смех, уверения в преданности, застолья, вино, общение - свобода! Счастье!

Но... деньги, на которых все это зиждилось, неожиданно закончились. Странное свойство имеют эти деньги - заканчиваться... Ведь это были деньги от наследства отца. Десятилетиями наживал отец их со своими сыновьями. Начинал с бедности и лишения, сам недоедал, но выращивал стада, чтобы они затем принесли ему большую прибыль. У сына этого нет... А отцовские деньги - закончились. И сразу обнаружилась странная вещь: у друзей появились свои заботы, девицы почему-то обратили свои прекрасные взоры на других молодых людей, у которых есть деньги. Все исчезло, как дым. И по сердцу нашего героя пробежал холодок от одиночества и оставленности... Оказывается, окружающим нужны были его деньги, сам же он при всех их уверениях в вечной преданности оказался совсем не нужен! Друзья извиняются: у нас работа, семья, хозяйство... Девицы просто смеются.

Но сын не стал отчаиваться: он же молодой, энергичный, здоровый, сильный, волевой. Он еще построит свое счастье! Пошел искать и он работу. Но в чужой, далекой стране он смог найти только самую малооплачиваемую и неквалифицированную (если выражаться современным языком) работу - «пасти свиней». Хозяин и относился к нему, как к чужаку, как к нуждающемуся просителю, который будет на все согласен. И кормил его хуже свиней: все правильно, свиньи приносят прибыль, а работника? работника можно всегда сменить другим! Не нравится - уходи: таких, как ты, много ходит, ищет работу. Прибыль - важнее работника! И наш герой дошел до такого состояния, когда «был рад наполнить чрево свое рожками (типа желудей: свиньи любят, а для человека хотя и съедобны, но очень невкусные!), которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15:16).

И тут блудный сын все чаще стал вспоминать того, о ком в веселой компании он ни разу ни вспомнил, - отца... Именно у свиного корыта, заметим, вспомнил он о нем. Отец не так относился даже к наемным работникам! Получается: уж лучше наняться в простые работники, но к собственному отцу, чем на чужой стороне терпеть такие лишения и унижения. «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:17-18).

Сын готов был ради жизни отказаться от наследства и работать на отца уже не как сын, но как наемный работник, не вступая в права наследства. Наследство он истратил...

Но возникает вопрос: а примет ли отец? Ведь отец вправе обидеться на сына и прогнать его. Он может сказать: ты хотел свободы? Вот и получай свою свободу! Ты опозорил доброе имя мое, которое я зарабатывал годами честного труда, и хочешь теперь вновь отмыться от собственной грязи за счет меня? Ты ставишь меня в неловкое положение: как я должен держать сына в работниках? Или мне опять отдавать тебе часть наследства? Разве это будет справедливо?

Несмотря на это, сын «встал и пошел к отцу своему».

Отец, увидев его вдалеке, не смог удержаться на месте и побежал ему навстречу. «И побежав пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20). Сын заплакал: «Прости, отец, я был не прав...»

И в ответ услышал сын то, о чем на тот момент он даже помыслить не мог. Отец велел дать ему одежду не работника, но самую лучшую, - как сыну дорогому и любимому. «И дайте перстень на руку его» - перстень с печатью рода, то есть отец без промедления, не раздумывая, тут же возвращает сына в права наследства. Закололи теленка, позвали соседей, устроили пир.

Вечером возвратился с поля старший сын. Целый день работал он в поле, палимый зноем, уставший, пыльный, голодный... А тут - пир! Вопрошает он с удивлением одного из слуг: «Что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего» (Лк. 15:26-29). Я добросовестно работаю на тебя, слова дерзкого тебе не сказал, и «ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями своими», а здесь пришел твой сын, промотавший целое наследство, да как? «С блудницами!» И ты его так встречаешь? Разве это справедливо?!

Отец отвечает ему: зачем тебе нужен праздник, когда у тебя каждый день, как праздник. Ты всегда с отцом! Ты не знаешь, малейшего представления не имеешь, что такое предательство, как чувствует себя человек вдали от дома в полном одиночестве! Ты знаешь, что такое мечтать есть из свиного корыта? Нет. Ты испытывал ощущение полной ненужности - среди людей? Нет! Чему ты позавидовал - откормленному теленку, но ведь все мои стада - твои! Быть под защитой и опекой сильного отца, каждый день чувствовать на себе его любовь, пользоваться всеми его богатствами и авторитетом - разве после этого нужно еще какое-то дополнительное веселие? «А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:32). Вот по этому поводу действительно можно веселиться!

Эта притча имеет универсальное свойство - касаться каждого из нас, начиная от князя Владимира, который был просто поражен сходством ее со своей жизнью, и заканчивая нашими будущими детьми, которые неизбежно пройдут этот же путь.

Из этой простой истории, понятной даже дошкольнику, можно вывести столько жизненных правил, что хватит на целый учебник. Остановимся на некоторых, важных для дальнейшего понимания героев литературных произведений.

1. Человек - свободен. Бог-Отец попускает человеку уйти от Себя, даже предвидя гибельность пути. Бог может все! Кроме одного: спасти нас без нашего согласия. Бог так ценит нашу свободу, что не нарушает ее.

2. Все, что человек имеет: жизнь, чувства, молодость, энергию, здоровье, способности и т.п., - все это наследство Отца. И все это закончится. Это временный дар для земной жизни.

3. В определенный момент человеку начинает казаться, что он может с этим делать все, что заблагорассудится. Рассказывая эту притчу, я всегда стараюсь привязать ее к аудитории. Так вот, старшеклассникам можно здесь сказать следующее. Вот исполнилось подростку лет 14-15, и появляется у него желание уйти в компанию, чтобы делать то, что отец не видит. Вот подросток попробовал, сначала несмело, оглядываясь, например, выругаться матом. И обнаружил, что земля под ногами не разверзлась, чтобы поглотить его, и милиционер из-за угла не выбежал. Оказывается, я свободен, и могу делать, что хочу! Могу распоряжаться своим языком, своими глазами по своему желанию, а не как учат старшие, государство, школа, Церковь. Появляется страстное желание уйти от Бога, от его святых заповедей. Именно там, в подворотнях и компаниях, истинная радость. И подросток смеется над «предками», ищет счастья на «стране далече». И т.п.

4. Есть в этом мире истинное, единственное счастье для человека и есть иллюзия счастья. Вдали от Отца - всегда иллюзия. Такое веселие - всегда временно и в конце его - разочарование (иногда приводящее даже к самоубийству). Опять же пример для моих студенток: вот вы сделали ставку на свою красоту и поехали по приглашению в большой город работать фотомоделью. Да, вокруг вас все вертятся, обращают внимание, вы всем нужны, все вас так любят... Пока у вас есть наследство от Бога - красота. Но красота имеет свойство заканчиваться. Вы что, серьезно верите, что те же люди будут за вами тепло ухаживать в глубокой старости в Доме престарелых!?

5. За горизонтом «красивой жизни» - всегда свиное корыто. Это непреложный жизненный закон. Конечно, каждый человек думает: ну, на мне-то он не сработает, я-то смогу устроить свою судьбу, в отличие от других... Блудный сын так же думал....

6. Как часто человек в своей жизни встает перед вопросом: а кому я нужен? Богу-Отцу ты всегда нужен! Оглянись: Он стоит на дороге и ждет тебя, пока ты блудничаешь на стране далече.

7. Самое интересное, важное, главное в жизни человека - это путь Домой. Наш дом - на Небесах, «ибо один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф. 23:9). Возвращение домой - это пока плохо понимают ученики, они еще не жили вдали от родителей. Вот взрослым эта тема понятна. «А как постранствуешь, воротишься домой! И дым отечества нам сладок и приятен!» Так же и душа. Что может быть для нее сладостнее возвращения Домой - к Отцу!

8. Любой человек - грешен, а значит, уже не достоин называться Богу сыном, так как предал Его своими грехами. Блудный сын - каждый из нас. Но Бог так любит человека, что готов и грешнику вернуть все, что любящий Отец уготовил для Своего создания! Как хорошо, что Бог несправедлив! Ведь по справедливости мы все достойны только ада. Но у Бога больше сыновней любви, чем справедливости.

9. Бог ждет нас всегда. Сколько бы нам ни было лет. Сколько бы грехов мы ни совершили. Какие бы страшные преступления ни натворили... Ждет до последнего.

10. Вы говорите, что так завязли во страстях и грехах, что уже бесполезно выбираться. «30 лет курю - уже не бросить!» Обратите внимание: сын просит взять его в наемники - получает сыновство. Бог неожиданно даст вам больше во много крат, чем вы предполагали! Правда, при одном условии...

11. Это условие - самое главное в притче, когда сын говорит самые красивые слова всех времен и народов: Прости... «Отче! я согрешил против неба и пред тобою...» (Лк. 15:21). Вот оно, единственное условие для обретения вновь счастья человеку: покаяться. Найдем в себе силы сказать эти простые слова от всего сердца - получим потерянное наследство вновь и навсегда.

12. Есть и другой соблазн - соблазн старшего сына. (Помните, как смотрит на своего братца сестренка-отличница на знаменитой картине Решетникова «Опять двойка» – очередной интерпретации притчи?) В позиции брата в притче можно увидеть корень коммунизма и подобных ему воззрений: разве можно жалеть и вознаграждать падшего? Его должно наказывать! Гениальнее всего эти взгляды опровергал Достоевский, показав с любовью двух самых больших грешников: мужчину - убийцу, женщину - блудницу.

Итак, притча о блудном сыне - замечательный пример литературы. Разбирать ее с учениками - одно удовольствие. Более простого, краткого и одновременно глубокого, умного, полезного, всеобъемлющего произведения невозможно назвать.

В этой маленькой притче - вся наша жизнь. И вся истинная литература.

Повторение истории блудного сына мы видим и в истории России, и в биографии русских писателей ХIХ века, и в судьбе литературных героев, и в нашей каждодневной жизни.

История России. Как только разрозненные племена и княжества задумались о самоопределении, они тут же пришли под кров Отца Небесного – к христианству. Но затем наступает период искушения свободой. Начинается он с Петра I, а вот главное дело нации - падение блудного сына на колени перед Отцом Небесным, покаянное возвращение - идет медленно и, видимо, ждет нас еще впереди. Философ С. Булгаков в конце века писал: «И вот свобода испытана, приобретенная опытом духовная зрелость достигнута, но унесенное из дома наследство уже иссякает, начинается время питания горькими рожками и духовного голода, в которое невольно вспоминается и покинутый отчий дом. Современный блудный сын только едва начинает втихомолку, в глубине души вздыхать о покинутой родине, и, может быть, не близко еще время, когда он совершит подвиг духовного самоотречения, победит свое напряженное самоутверждение и скажет: Отче, согрешил я перед небом и пред Тобою».

Об этом медленном и мучительном пути Домой - вся русская литература." 


Книга Николая Алексеевича Лобастова "Путь домой" полюбилась вдумчивым читателям.написана в публицистическом стиле, ярким, живым языком, проникнута болью автора за наше отступление от традиций и веры. Хотя она рассчитана прежде всего на учителей
литературы, но широта взгляда, стремление к практической пользе в жизни, в отстаивании Истины, публицистичность и использование исторического и литературного материала для понимания нашего времени делают книгу интересной для самого широкого круга читателей. Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей, философией, культурой, литературой
России. Она будет интересна и преподавателям, и студентам, и тем, кто закончил школу, но хотел бы разобраться в причинах наших исторических трагедий ХХ века. Общие мировоззренческие понятия, на которых строится школьное литературоведение: гуманизм,
просвещение, прогресс, реализм – автор пытается рассмотреть с несколько иных позиций, подкрепляя свои рассуждения многочисленными цитатами из писателей, философов и мыслителей ХIХ и ХХ веков.

 


Публичные страницы
https://vk.com/public202939647
https://www.youtube.com/channel/UCc0WHjMkeBOqaY3FIF0TQlA

Это интересно
+1

02.03.2021
Пожаловаться Просмотров: 313  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены