Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Питерский дом из розового гранита, из-за которого писатель Набоков не обзавёлся жильём за границей

 

 
 
В этом красивом доме на Большой Морской в Петербурге с самого рождения жил Владимир Набоков. В своем произведении «Другие берега» он описывает это здание как «трехэтажный, розового гранита, особняк с цветистой полоской мозаики над верхними окнами». Так дом выглядит и по сей день. И где бы ни жил писатель после своего отъезда из России, петербургский дом так и остался для него самым ярким воспоминанием детства и единственным родным пристанищем.

Шедевр архитектуры со всеми удобствами Здание на Большой Морской, 47 знаменито не только тем, что в нем жил выдающийся писатель. Этот дом – прежде всего уникальный образец петербургской архитектуры раннего модерна.

  Дом Набоковых в наши дни. /Фото:spb.ru
Дом Набоковых в наши дни. /Фото:spb.ru

Сама же история дома очень насыщенна: он был построен в XVIII веке, изначально это был небольшой каменный одноэтажный особнячок, принадлежавший члену Соляной конторы Якову Маслову, но на протяжении десятилетий его постепенно меняли и перестраивали, благодаря чему он стал больше и приобрел более классический вид. 

  Проект обновленного фасада, выполненный для Елены Набоковой. Рисунок 1990 года. /Фото:nrfmir.ru
Проект обновленного фасада, выполненный для Елены Набоковой. Рисунок 1990 года. /Фото:nrfmir.ru

Дом пережил несколько владельцев, в числе которых были, например, сестра директора Царскосельского Лицея, внук полководца Александра Суворова, а за два года до рождения Владимира Набокова здание приобрел наследник уральских и сибирских рудников Иван Рукавишников в качестве приданого для дочери Елены – будущей матери великого писателя. Вместе с мужем Владимиром Дмитриевичем Набоковым и пятью детьми она прожила здесь до самой революции. 

  Три поколения Набоковых. Фотография начала XX века. /Фото:nrfmir.ru
Три поколения Набоковых. Фотография начала XX века. /Фото:nrfmir.ru

  Владимир Набоков (слева) с братьями, сестрами и собакой. /Фото:randomstein.com
Владимир Набоков (слева) с братьями, сестрами и собакой. /Фото:randomstein.com

Тот вид, который описывает Набоков, дом приобрел в 1901 году, когда он был кардинально перестроен «в духе времени» (автор проекта – инженер-архитектор М. Гейслер). Облицовка фасада природным камнем, характерные узоры и много других элементов придали зданию стиль модерн. 

К особняку не только добавили третий этаж (с бережным сохранением отделки), но и оборудовали его современной системой отопления, провели электричество, телефонную связь (телефон стоял в специально отведенной комнате) и даже построили лифт. Интересно, что в доме была даже предусмотрена изолированная комната с санузлом, представлявшая собой что-то вроде изолятора на тот случай, если кто-то из домочадцев подхватит какую-нибудь инфекцию. 

  Фрагмент фасада.
Фрагмент фасада.

В новом проекте очень удачно проявилось сочетание архитектуры и декоративного искусства. Особенно оригинален мозаичный фриз, изготовленный в известной мастерской В. Фролова (кстати, автора мозаики храма Спас на Крови), который идет по всей ширине фасада. А ажурные кованые узоры очень хорошо гармонируют с каменной поверхностью. 

  Фрагмент мозаики на фасаде. /Фото:nrfmir.ru
Фрагмент мозаики на фасаде. /Фото:nrfmir.ru

  Кованые узоры - настоящие произведения искусства.
Кованые узоры - настоящие произведения искусства.

Гордостью и главным украшением дома стали витражные окна: орнамент из ромбов был очень модным в те времена архитектурным мотивом. Кстати, позднее Набоков очень часто будет упоминать этот орнамент в своих произведениях. Видимо, эта деталь была одним из самых ярких воспоминаний его детства. 

  Орнамент над входной дверью. /Фото:nrfmir.ru
Орнамент над входной дверью. /Фото:nrfmir.ru

Оконные витражи второго этажа, изготовленные в мастерской рижского мастера Эрнеста Тоде, сохранились до наших дней. 

  Фрагмент витража. /Фото:nrfmir.ru
Фрагмент витража. /Фото:nrfmir.ru

  Фрагмент витража. /Фото:nrfmir.ru
Фрагмент витража. /Фото:nrfmir.ru

Внутри особняка Набоковых уже при их жизни можно было открыть музей, ведь в помещениях была оригинальная отделка, все они были оформлены в разных исторических стилях (барокко, ренессанс и т.д.), а также в более новом по тем временам стиле модерн.

  Внутри здания. Помещение музея Набокова. /Фото:nrfmir.ru
Внутри здания. Помещение музея Набокова. /Фото:nrfmir.ru

Ну а коллекции живописи и графики хозяев дома, доставшиеся матери Набокова от ее родителей, были невероятно разнообразны – они включали работы Бакста, Бенуа и других выдающихся художников. Часто Набоковы получали ценные произведения искусств в благодарность от различных учреждений культуры (например, от руководства Мариинки) за свою благотворительную деятельность. 

Отъезд навсегда Увы, после революции 1917 года, когда Набоковы покинули свой дом, все эти реликвии так и остались на Большой Морской, ведь, уезжая, домочадцы и не предполагали, что больше не вернутся.

  Они уехали и больше не вернулись. /Фото:ipetersburg.ru
Они уехали и больше не вернулись. /Фото:ipetersburg.ru

Как и другие особняки богатых господ, дом Набоковых национализировали, а наиболее ценные вещи бывших хозяев большевики свезли в Государственный Музейный фонд. Впоследствии картины Набоковых попали в музеи нашей страны, а наиболее ценные книги оказались в библиотеках либо были проданы за границу. Кстати, много лет спустя Владимир Набоков, по его воспоминаниям, то и дело встречал книги их семьи в букинистических лавках Франции, (их было нетрудно узнать по экслибрису его отца). 

Из всего большого семейства вернуться и увидеть родной дом смогла только сестра писателя, Елена Владимировна Набокова-Сикорская. Ей удалось полвека спустя попасть в Ленинград, однако, по ее словам, в родное здание на Большой Морской ее не пропустили – удалось лишь мельком увидеть лестницу.

  После революции дом национализировали. Интерьеры удалось частично сохранить. /Фото:nrfmir.ru
После революции дом национализировали. Интерьеры удалось частично сохранить. /Фото:nrfmir.ru

В 1920-е годы в доме Набоковых располагалось датское агентство по прокладке телеграфа из Европы в Японию. Сотрудники компании лишь дивились роскошным интерьерам здания, даже не догадываясь о том, кому оно раньше принадлежало. Впоследствии в доме размещались и другие организации, в том числе (что символично) и комитет по литературной цензуре. 

После того, как Набоков перестал быть запрещенным писателем и о нем узнала широкая читательская аудитория России, в доме, наконец, открыли его музей. Правда, сначала это была лишь маленькая экспозиция в одной из комнат. И только в 1999-м, через сто лет после дня рождения Набокова, здесь появился официальный музей. 

  Теперь здесь располагается музей писателя. /Фото:.nrfmir.ru
Теперь здесь располагается музей писателя. /Фото:.nrfmir.ru

На первом этаже можно увидеть парадные, общие помещения, которые соединяет анфилада, на втором этаже – комнаты отца и матери писателя, а на верхнем – детские. Здесь до сих пор сохранились лестницы, витражи и резные узорчатые деревянные панели, а также монограммы хозяйки – Е.Н. (Елена Набокова).

  Рисунки бабочек, которые Набоков адресовал своей жене. /Фото:turbina.ru
Рисунки бабочек, которые Набоков адресовал своей жене. /Фото:turbina.ru

  Коллекция бабочек писателя. /Фото:turbina.ru
Коллекция бабочек писателя. /Фото:turbina.ru

Кстати, сохранить многие из вещей Набоковых помог их управляющий Иосиф Дорзеник. После отъезда хозяев из Петербурга он еще больше года жил во вверенном ему доме в качестве преданного хранителя покинутого особняка. Несмотря на то, что зарплату он уже не получал, Иосиф бережно оберегал внутренние интерьеры, а также вещи, которые ему подарили Набоковы. Впоследствии они тоже стали экспонатами дома-музея. Ну а подробнее об этом доме можно узнать в романе Набокова «Другие берега» (особняк фрагментарно упоминается и в других его произведениях).

  В дом, который Набоков называл единственным, он вернуться не смог. /Фото:nrfmir.ru
В дом, который Набоков называл единственным, он вернуться не смог. /Фото:nrfmir.ru

Интересно, что это был по сути единственный дом писателя, ведь после отъезда с семьей за границу он так и не обзавелся собственным жильем. В Европе Набоков снимал простенькие квартиры, а порой и комнаты, в США жил в арендованных домах. Даже после того, как благодаря «Лолите» Набоков приобрёл большой успех и разбогател, он не стал покупать собственного дома, а снял номер в отеле, где прожил полтора десятка лет, до самой смерти. На все намеки знакомых о том, что неплохо бы обзавестись собственным домом, писатель лишь отшучивался. 

«Единственный дом в мире» – так говорил Набоков о своем родном доме, оставшемся в далеком Петербурге, в той «прошлой» жизни.

  Фрагмент фасада. /Фото:wikiway.com
Фрагмент фасада. /Фото:wikiway.com

Читайте также о том почему Фантастический дом купца Рябушинского в Москве стал Музеем писателя Горького.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210319/42596/?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+kulturologia+%28Kulturologia.Ru+%7C+%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D0%B8+%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29

Это интересно
+1

22.03.2019
Пожаловаться Просмотров: 299  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены