Открытая группа
5381 участник
Администратор Тина_Хеллвиг
Модератор mona-vatsenti
Модератор dkfhj
Модератор Виноградинка
Модератор жуман
Модератор sablon

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20191023233633

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Трижды соросовский учитель

  Многим из нас знакомо смешанное чувство радости и огорчения по окончании школы. Не хочется расставаться с друзьями и подругами. Кто-то спешит во взрослый мир, а кому-то становится страшновато от предчувствия новых испытаний. Но по прошествии лет мы с большим удовольствием вспоминаем школьные годы, пересматриваем тогдашние ценности и понимаем, что беззаботное детство остается только в памяти. Вспоминаются любимые учителя, смешные истории.

Звонок раздался неожиданно и, открыв дверь, я увидел на пороге невысокую полненькую женщину в простом платье.

- Я Мария Васильевна Каукина, классный руководитель Вашей дочери. Хожу и знакомлюсь с родителями.

Дальнейший разговор уже не помнится, но за начало ручаюсь. И сразу признаюсь, что на собрания в школу ходить не любил, считал, что своего ребенка я знаю лучше, а оценки вижу в дневнике. Поэтому с Марией Васильевной я почти не встречался, а после окончания школы дочерью на несколько лет потерял ее из виду.

Как часто случается, встретились мы неожиданно. Мария Васильевна привела свой класс на просмотр какого-то фильма в «Быль» и пока дети собирались, коротала время на ступеньках. Разговорились, и она рассказала мне прелюбопытнейшую историю с получением грантов Сороса.

- Звонит мне сестра, она тоже преподаватель: Маша, ты получаешь грант Сороса, об этом написано в нашем журнале. Я засомневалась, мол, ничего для этого не сделала, документов никуда не подавала, может это однофамилица. Нет, уверяет сестра, указана школа № 18, город Старый Оскол, все верно.

Спустя некоторое время вызывает меня начальник Управления Станислав Петрович Тимофеев и начинает ругать: Кто тебе позволил высовываться, у нас есть более достойные люди, как ты посмела? И все в таком же духе. Пытаюсь ему объяснить, что я ни сном, ни духом, и никак не причастна к такой славе. А он и не слушает. Получила я тогда 2000 долларов и успокоилась. Затем последовал второй грант, а с третьим получилась накладка. Господин Сорос договорился с премьером Черномырдиным о том, что половину гранта выделяет российская сторона, вторую – американская. В результате что-то там не срослось, и денежек по тому времени она не получила. Здесь необходимо небольшое отступление, поясняющее понятие «соросовский».

Многим интересно будет узнать, что за звание такое – соросовский учитель и как его присваивают. Я бы сказал точнее – вычисляют. Начнем с того, американский миллиардер Джордж Сорос в 1994 году создал Фонд Сороса, программа которого ставила целью поддержку лучших преподавателей и учащихся высшей и средней школы, а также системы естественно-научного образования, сложившейся в странах бывшего Советского Союза и справедливо считающейся одной из лучших в мире. Звание лауреата премии фонда Сороса до сих пор считается среди педагогов одним из наиболее престижных, поскольку в его основе лежит признание заслуг учителя его собственными учениками. А теперь, как это делается.

Представьте себе громадную армию абитуриентов, выпускников школ из разных регионов. Первый опрос примерно в 1996 году, проводился среди 80000 студентов первых трех курсов 245 педагогических, медицинских, технологических и сельскохозяйственных ВУЗов в 83 городах страны. На их решения не мог повлиять никто. Анонимные анкеты раздавали независимые от начальства люди, и собранная информация поступала в компьютеры. Она обрабатывалась, и после ее анализа назывались фамилии тех педагогов, кто упоминался в анкетах десятки раз. Кроме того учитывались данные о преподавателях, чьи ученики становились победителями соросовской олимпиады. При такой системе отбора лучших учителей России вряд ли можно было ошибиться и подтверждением тому стали еще два гранта Марии Васильевны в 1997 и 1998 годах. 

Спустя некоторое время узнаю, что в 18-й уже гимназии, встречаются выпускники прошлых лет и подумал, а почему бы не сходить, посмотреть на молодежь, увидеть учителей. Актового зала на всех не хватило, ребята, одетые как с иголочки при галстуках, подпирали стены. А вот девушки немного разочаровали. Большинство из них выглядели, как бы это мягко сказать, близко к особам легкого поведения. На сцену поочередно поднимались учителя, их поздравляли, им желали, их обнимали, им дарили букеты цветов и рукоплескали. Все шло чинно и благородно. Но когда очередь дошла до Марии Васильевны, зал будто взорвался. Так фанаты встречают своих кумиров. Помните, как в СССР приветствовали генсеков на съездах КПСС «…громкими и продолжительными аплодисментами, переходящими в овации». Природу их «искренности» судить не берусь, но Марии  Васильевне позавидовал бы любой руководитель. Подумалось, что цветы, поцелуи, поздравления – это индивидуально, а веобщее признание учеников можно выразить только ладонями и мощью легких. Ее путь к «ученической» славе начинался так.

- Вся наша семья была педагогической, - рассказывала Мария Васильевна. – Отец после войны окончил педагогический институт и преподавал историю. Две старшие сестры - заслуженные учителя России, преподают химию и биологию. Мать тоже некоторое время работала в школе, и я не стала нарушать семейных традиций. Что касается выбора специальности, то это заслуга моего первого учителя химии. Была она строгой, принципиальной и требовательной. Помню, уважали ее ученики, она всем нам нравилась и знания давала прочные. (Забегая далеко вперед и, чтобы не повторяться, скажу, что эти качества присущи и Марии Васильевне). Отсюда и любовь к химии. В 1977 году окончила Брянский пединститут и получила направление в деревню.

А затем замужество и мужа распределили в Старый Оскол, - продолжает Мария Васильевна. - Первый год, а это был 1980, не могла нигде устроиться. Школ в городе было немного, три месяца поработала на станции юннатов и поняла, что это не мое. В 1981 году открывалась 18-я школа и меня туда рекомендовала Валентина Семеновна Сухорукова, прекрасный биолог. В то время завучем работал Иван Борисович Тулинов. «Идите в школу и учитесь», - говорил он нам постоянно. Постепенно набиралась опыта и сейчас могу сказать, что никто не прошел мимо 205 кабинета. За двадцать лет работы я сделала четыре выпуска, - вспоминала Мария Васильевна и рада, что многим моим ученикам химия пригодилась в дальнейшей учебе.

Каукина не просто преподавала химию. Она хотела, чтобы дети знали ее предмет и выбрали химию, как будущую профессию, как очень интересную науку.

- Я всегда говорила детям, не ограничивайтесь знаниями, данными в учебнике. Показывала им двухтомник Некрасова «Основы общей химии», в котором находила ответы на все вопросы. Со временем мою библиотеку пополнили мои выпускники, поступившие в ВУЗы.

При всей строгости и требовательности на уроках, Мария Васильевна в жизни человек веселый, с юмором, который ученики понимают и оценивают не сразу, а ближе к выпускным экзаменам. Ее скромность не столько подкупает, сколько удивляет. Директор школы Михаил Иванович Пищальченко на похвалы не щедр, но здесь не удержался.

- Мария Васильевна для нас как была, так и осталась загадкой. Строгая, требовательная, порой жесткая, а любят ее дети. За эти качества обычно ненавидят, а здесь любовь и уважение на всю жизнь. Знаю, что дети посвящали ей стихи, писали письма, дарили книги. Может она секрет какой знает.

Подтверждая его слова, выпускники школы с юмором вспоминают в основном начало общения с Марией Васильевной. Вот как описывает первую встречу Павел Кубышкин, выпускник 1988 года.

- Биологию у нас в седьмом классе вела Валентина Семеновна Сухорукова. На ее уроках каждый делал, что хотел и предмет считали несерьезным. О преподавателе химии к тому времени мы были наслышаны, и она представлялась нам полным антиподом Валентины Семеновны. Однажды наша «биология» заболела и вместо нее пришла сами понимаете «химичка». В класс зашла женщина  с самурайским непроницаемым лицом, открыла журнал и начала спрашивать нас о пестиках и тычинках. Наставила столько двоек, что Валентина Семеновна за год не ставила. Мы жутко завидовали тем, кого не спросили. Она кричала, но говорила так, что все сразу становилось понятным.

О первом уроке в восьмом классе, не менее интересно, рассказывает Ирина Чубарь.

- Девочка, у которой брат учился классом старше, сидит на первом уроке у Марии Васильевны. Нам еще слова не сказали, а у нее волосы от страха шевелятся. Она зашла, посмотрела на нас хмурым-хмурым взглядом, стукнула указкой по доске: Знания брать только отсюда. Смотреть сюда, а на дверь не оглядываться, все кто приходит, приходят ко мне, к вам придут на перемене.

Первый урок мы сидели как вкопанные и весь год страшно ее боялись. Две четверти девятого класса я проучилась нормально, а в третьей - подсказала соседке с места и получила двойку. Мария Васильевна сказала, что до конца четверти меня спрашивать не будет. Перспектива вырисовывалась не очень, выходило так, что со средней оценкой я вынуждена сдавать экзамен. Когда вывесили список тех, кто идет на госэкзаменыы, выяснилось, что я одна сдаю химию «по желанию». К нам заходили старшеклассники и спрашивали, какой дурак у вас химию сдает?  Учила все со страшной силой, боялась и только там, на экзамене, наконец, поняла, что учитель наш совсем не страшный.

В десятом и одиннадцатом классах наши отношения вошли в иную фазу, - уточняет Ирина Чубарь.

- Если в восьмом она закручивала гайки, то к окончанию школы их отпускала. Помню, одному мальчику она сказала: Один день ты прогулял, один проболел, один проленился, а сегодня ты дуб!

Мы сидим, ржем, она посмеялась, остановилась и смотрит на нас. Мы же знаем школьную мудрость, чем больше ржешь, тем короче урок. Мария Васильева наше веселье моментально пресекла: Я что-то смешное сказала?

Мария Васильевна давно уехала из Старого Оскола в Курск и следы ее для меня затерялись. Зато не потерялось желание рассказать о замечательном человеке, Соросовском Учителе, ни разу не участвовавшем в конкурсах «Учитель года».

Работая над статьей, я долго пытался найти фотографии Марии Васильевны и почти отчаявшись, дал в поиск ее фамилию. К моему великому удивлению интернет выдал именно то, чего мне не хватало: место работы и пару фотографий. Сегодня Мария Васильевна работает в Курском Государственном медицинском университете на кафедре общей химии.     P.S. Мне не довелось найти Марию Васильевну пару лет назад. Она уволилась из университета и никто не знает где её искать.

Это интересно
0

Модератор 14.07.2019
Пожаловаться Просмотров: 148  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 0

Для того чтобы писать комментарии, необходимо