Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6368 участников
Администратор Тина_Хеллвиг
Администратор sablon
Модератор Агрофена
Модератор GAMER

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Книжные университеты прошлого столетия

 
 

   
Книжные университеты прошлого столетия

Каждый день я вижу книжные полки в своей комнате и порой вспоминаю, с чего начинались мои книжные университеты помимо школы. Им я обязан тем, что знаю и умею как-то изъясняться и писать на родном языке.

   

  Первыми моими книжками стали рассказы из одноименной серии, сказки, долго держится в памяти Раймонда Дьен, Рассказы о корейском мальчике, даже слова оттуда «семане», «клемане», Чук и Гек  и другая мелочевка. А что они значат, не помню. Перед отъездом из Комсомольска-на-Амуре собралась библиотека в 30-40 книг, и все они достались моей бывшей 18-й школе.

 

В совхозе, куда мы переехали, я прибился к школьной библиотеке и в первый же день взял  Дон Кихота и Два капитана. Выбирал, подозреваю, как и многие мои сверстники, по количеству картинок. Много – хорошо, беру. Мало – не интересно, подождет. В те годы  прочитал Капитана Врунгеля, Карлсона, который живет на крыше, Океанский патруль и много всякой всячины. Особенно о войне. Тогда еще встречались книжечки, напечатанные во время войны о подвигах наших солдат, пограничниках, моряках, танкистах и летчиках. 

 

Потом был город. Учился я тогда в 6-7 классах и ходил в детскую библиотеку. Библиотекаря звали Вера Ивановна, и казалась она мне покруче наших учителей. В ее распоряжении находились источники знания. Книги выбирал на свой вкус, но когда узнал, что есть изюминки: Александр Дюма, Фенимор Купер, Майн Рид, Луи Буссенар, Уилки Коллинз и многие другие, жизнь повернула в другое русло. Детские и юношеские бестселлеры почему-то никогда не лежали и не стояли на полках, их надо было караулить, унижаться, клянчить.

 

На что только я не шел в надежде заполучить желанного автора. Клялся, что одолею книгу за день, максимум два, чтобы не держать очередь и обещания строго выполнял. Был стимул, прочитал одну, получишь вторую. Само собой, брал кое-что в нагрузку, как в магазине, но на это внимания не обращал. Таким образом, я маялся некоторое время, пока в мои хождения в библиотеку не вмешалась мама. Она всю жизнь работала в учреждениях культуры и знала Веру Ивановну лично. После ее протекции я вошел в число избранных и это был мой первый блат.

 

Следующим серьезным шагом в познании книжного мира стала библиотека ДК содово-цементного комбината. По тем временам она являлась одной из заметных в городе. Но визиты в нее носили циклический характер. Сами понимаете, интересы доармейских юношей обычно совпадали с интересами девушек, и не принимать их во внимание было бы неестественно человеческой природе. Приходилось разрываться между любовными забавами и чтением.

 

Зато послеармейская жизнь подбросила мне другой вариант отношений с библиотекой. Я женился на библиотекаре и забыл об интеллектуальном голоде. Три года работал по сменам и, если выдавалась спокойная, время отдавал книге. Иногда за семь часов проглатывал по книге, не думая о сне и глазах.

 

С большой благодарностью вспоминаю одну из уникальных библиотек в моей жизни со странным названием «Библиотека завкома 180». В 1982 году в поисках лучшей жизни я уехал на Мангышлак и довольно долго жил без семьи в общежитии.

 

Если читатель подумает, что я пользовался только библиотечными книгами, он сильно ошибется. Домашние полки с трудом, правдами и неправдами заполнялись классикой, приключениями, фантастикой, прозой и поэзией. Даже сейчас могу вспомнить, где и когда покупался тот или иной томик. Великим счастьем считалось иметь среди знакомых людей причастных к книжной торговле.

 

Сейчас трудно поверить, но если я проходил мимо книжного магазина несколько раз в течение часа-двух, столько же раз и заходил в него. Спросите почему? А потому, что в любое время и в любом обществе выражение «все течет и все меняется» было основополагающим. Не исключалась возможность, что пока я бегал туда-сюда, кто-то пришел и сдал такое-е-е! Помню, зашел наугад, а у развала один мужичок крутит в руках «Темные аллеи» из собраний сочинений Бунина. У меня давно стояли 9 томов, но лучшего подарка для любого из друзей можно было не искать. У меня хватило терпения дождаться,  когда он положит ее на стол и уйдет.

 

И таких историй можно порассказать множество. В одном из павильонов колхозного рынка межрайбаза сделала подарок книголюбам и вывезла все, что не взяла деревня. Очередь у прилавка была длинной и плотной. Никто из нее не выходил, зная, что втиснуться назад уже не дадут. Спрессованные покупатели стояли в ожидании выкладки товара, интеллигентно и мило обсуждали волнующие их темы. И вот на прилавок выложили первые книги. Куда делась интеллигентность, нежные женские голоса! Разговоры прервались на полуслове, и перешли на боевой рык голодных зверей. Лица перекосились, и началось действо, похожее на перетягивание каната. Одну книгу хватали две-три, иногда четыре руки, но она по праву оставалась у сильнейшего. В тот день среди других мне досталась (вырвал у соседки) «Тени в раю» Ремарка.

 

Помню книжные базары и магазины в Анапе, Москве, Риге, Таллинне, Шевченко, Карачаево-Черкесии. Обычно хорошие книги находились в захудалых деревнях, поселках, желательно там, где мало русских. Выяснял время очередного завоза и караулил, помогал разгружать и всячески втирался в доверие к продавцам. Книжные продажи, как подарки трудящимся, устраивались до или после партконференций, серьезных совещаний, торжественных дат. В Анапе торговля совмещалась с книжными викторинами с вручением призов.

 

 

Книжный базар в Анапе - 1979 год. На переднем плане лысоватые и бородатые мужики. наверное, умные.

 

Довольно долго с 1965 по 1992 годы продавалась «Всероссийская книжная лотерея», с максимальным выигрышем в пятьдесят рублей. Однажды я выиграл в нее бутылку сухого вина за 3.20. Это отдельная история и если кому будет интересно, напишу о ней отдельно. И, наконец, добыча литературы за макулатуру. Здесь тоже не обходилось без курьезов. Когда не хватало нужных килограммов, народ порой сдавал в макулатуру раритеты.      

 

Наряду с официальными продажами в магазинах, на лотках и киосках, существовали черные книжные рынки. Там можно было свободно найти альбомы известных художников, свежие издания и даже букинистическую литературу. На одном из таких ленинградских рынков мне в 1981 году посчастливилось купить, не поверите, «Мастера и Маргариту», отпечатанную на пишущей машинке. Я отдал за нее 10 рублей, что было дорого по тем временам, но удовольствия от прочтения получил на все 100!

Черные рынки в то время часто становились объектами милицейских облав на тот, ленинградский, мы с другом ехали на электричке, около километра шли по заснеженному полю к открытой со всех сторон лесополосе. Добраться до нее даже на милицейских УАЗиках было проблематично, а далекая дорога просматривалась как на ладони. 

 

Сами понимаете, те годы хорошо подобранная библиотека ценилась очень дорого. В одной из газет того времени, пожалуй, в 70-х годах, долго обсуждалось объявление «Меняю библиотеку на «Жигули». Большинство комментаторов, назовем их так, склонялись к мысли, что это кощунство. Любовь к книге была дороже остальных благ.

 

О сегодняшнем дне говорить не интересно. Все знают что, где и почем. Найти можно многое и утолить духовный голод бесплатно, не выходя из дома. Жаль одного. Многие интересные и полезные издания, которые нужно было бы прочитать 10-20-30 лет назад, «перегорели» в желаниях, пришли к старшему поколению очень поздно.

 

 

Это интересно
+4

Модератор 20.02.2020
Пожаловаться Просмотров: 513  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены