Открытая группа
5438 участников
Администратор Тина_Хеллвиг
Модератор mona-vatsenti
Модератор dkfhj
Модератор Виноградинка
Модератор жуман
Модератор sablon

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Любопытные факты об образовании прошлого

 

 

Система образования часто вызывает у нас желание покритиковать ее. Не нравится учебная программа, не устраивает учитель, невкусно накормили в школьной столовой… Однако рассматривая картины старинных мастеров жанровой живописи из разных стран, понимаешь, что на самом деле школьное образование стремительно развивается. Судя по всему, быть школяром 200-300 лет назад было очень нелегко.

Учителя и ученики

Еще в Древней Греции «педагогом» - т.е. «ведущим ребенка» называли раба, в обязанности которого входило просто доставить дитя из знатной семьи до школы и привести его обратно.

Причем известно, что на это дело отдавались обычно не самые сильные и ловкие слуги, которые могли быть полезными в других делах, а старые и хромые.

 

Судя по картинам фламандцев, к XVII веку ситуация с опытными педагогическими кадрами, конечно, изменилась, но не сильно. Образование в то время уже было трехступенчатым: в Голландии существовали младшие школы, средние, которые назывались «латинскими», и высшие учебные заведения – университеты. Если учителя в средних школах уже должны были обладать хоть какими-то знаниями, то в младших классах они порой даже сами не умели читать.

Ян Стен, «Школа для мальчиков и девочек», 1670 г.

Ян Стен, «Школа для мальчиков и девочек», 1670 г.

Именно эти школы воспел в своих полотнах знаменитый мастер жанровой живописи Ян Стен. На его картинах мы можем увидеть просторное школьное помещение и разновозрастных учеников. В младшую школу послали детей от трех лет, причем и мальчиков, и девочек.

Судя по всему, основной задачей учителя было не научить их чему-нибудь, а просто не дать разнести школу. Недаром в Голландии существовала поговорка: «Уж лучше мимо кузни пройти, чем мимо школы». Причем девиз «все лучшее - детям» придумали намного позднее, поэтому школы, особенно деревенские, могли располагаться в старых конюшнях или сараях.

Так как желающих справляться с орущей толпой малышей было мало, а квалификации и знаний от учителя особых не требовалось, то на педагогов «первой ступени» брали и женщин.

Ян Стен, «Школьный класс со спящим учителем», 1672 г.

Ян Стен, «Школьный класс со спящим учителем», 1672 г.

Такая схема начального образования (один разновозрастный класс и один учитель) существовала во всех странах Европы, в Америке и в России. Она сохранилась без изменений до XIX века. Часто школа была одна на много деревень, и ребята вынуждены были ходить в нее за несколько километров.

Учителя жили обычно при школе или по очереди в семьях учеников. Иногда учительствовали молодые девушки, получившие образование, но только до замужества. Дальше считалось, что домашние дела уже не позволят женщине полноценно работать.

Учиться «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»

Время занятий, в зависимости от страны и области, могло варьироваться. Так, в сельской местности бессмысленно было собирать детей на учебу летом и осенью – в самую горячую пору маленьких помощников родители просто не отпускали.

Учеба долгое время считалась «баловством», а вот работа в поле или на огороде – это настоящее дело. Поэтому, пока урожай не был убран, школы даже не открывались. Начало занятий могло наступить и в начале зимы. День «1 сентября» в нашей стране узаконили лишь после 1935 года.

Иоганн Газенклевер, «Школьный экзамен»

Иоганн Газенклевер, «Школьный экзамен»

А вот в Голландии для школ второй ступени «каникулы» составляли, наоборот, всего лишь месяц. Те, кто приступил уже к изучению латыни и серьезно занялся каллиграфией, которая в те времена была важнейшим из умений, трудились уже более серьезно. Причем работала школа весь день, с утра до вечера, с двумя большими перерывами.

Учебный процесс заключался в том, что дети по очереди подходили к учителю, получали задание и садились его выполнять. Вот одна из арифметических задач того времени: «Два человека купили в складчину восемь пинт вина и хотели бы разделить их поровну. Но чтобы разделить купленное вино на равные части, у них нет другой меры, кроме одной бутылки в пять пинт и другой в три. Вопрос: как следует им поступить?»

Преступление и наказание

Судя по картинам, маленьких шалунов постоянно надо было воспитывать. Методы и орудия, применяемые для этого мы тоже можем в избытке увидеть на старинных полотнах. Розги, линейка, «стул позора» или наше, местное, – «на горох» - педагогика в те времена даже не предполагала воспитания без телесных наказаний.

Питер Брейгель Старший, «Осел в школе (Тупица)», 1556 г.

Питер Брейгель Старший, «Осел в школе (Тупица)», 1556 г.

В Голландии тоже была пара своих, особенных, приемов. Один из них – это «вычесывание». Учитель с помощью металлической расчески быстро, но очень болезненно приводил в порядок шевелюру неопрятного ученика. А вот второй инструмент настолько часто изображается на картинах, что, вероятно, он был таким же обычным атрибутом учителя, как позднее – указка.

 Ян Стен, «Деревенская школа», 1665 г.

Ян Стен, «Деревенская школа», 1665 г.

Эта странная деревянная «ложка» в руках педагога - paddle – лопатка для телесных наказаний. В переводе это слово означает и лопатку, и весло. Били ею чаще всего по рукам, но мальчикам могло достаться и по другим частям тела. Девочек же лупили только по ладоням, так как женское тело, созданное для деторождения, все-таки боялись повредить.

Basile de Loose, «Наказание»

Basile de Loose, «Наказание»

Кстати, поисковый запрос по этому предмету выдал в результатах большое число современных вариантов «весел» для порки, предлагаемых на продажу. Правда, после небольшой заминки и раздумий о путях современного образования, по агрессивному дизайну этих изделий (черная кожа, заклепки), пришлось признать, что «новодел», пожалуй, уже из другой оперы.

Адриан Ян сван Остаде, «Школьный учитель», 1662 г.

Адриан Ян сван Остаде, «Школьный учитель», 1662 г.

Почет и уважение

Вопрос учительских зарплат уже по традиции стал таким же болезненным, как и качество школьного образования. Еще 200 лет назад эта проблема решалась просто – за обучение отпрысков платили родители.

Paolo Guidotti, «Новый ученик»

Paolo Guidotti, «Новый ученик»

В сельских школах кроме небольшого денежного вознаграждения было принято благодарить учителя и «натурой» - то есть продуктами питания. Причем эти «взносы» также были регулярными. Отдельно родители обеспечивали педагога и дровами на зиму.

Можно ругать систему школьного образования сколько угодно, однако приходится признать, что во все времена главным все-таки остается желание ребенка получить знания, ведь даже из несовершенных средневековых школ выходили талантливые ученые и просто грамотные люди.

 Андре Анри Даргелас,  «Кругосветное путешествие»

Андре Анри Даргелас, «Кругосветное путешествие»

  Источник ➝

Это интересно
+2

Модератор 20.02.2020
Пожаловаться Просмотров: 175  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 5

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
25.02.2020

Художник Ян Стен, середина 17-ого века, деревенская школа. Российская империя, середина 17-ого века, крепостное право, какие деревенские школы для крепостных детей? Только в 19-ом веке появились церковно-приходские училища. К началу 20-ого века в России было до 80% неграмотных крестьян.

Модератор 26.02.2020
Нидерланды

О России ни одной картины и упоминания школ. Зато хватает информации о Европе.

Крепостное право в Нидерландах систематично существовало до Позднего Средневековья. На большей части территории страны крестьяне получили свободу к 1500-м гг., однако в некоторых местностях, в частности, на востоке провинций Дренте, Оверэйссел и Гелдерланд усеченные формы серважа сохранялись до самого завоевания страны революционной Францией[7]. Преимущественно этими последними очагами крепостничества были изолированные поселения, нередкие для восточной части страны, чье местоположение затрудняло включение их в правовую систему Республики Соединенных провинций и консервировало в них сеньориальную власть[8].

 

Утверждение о неграмотности русского народа считаю не совсем корректным. Мы всегда опираемся на некие источники, что нам любезно предоставило государство. Я же привык сомневаться в таких случаях и не спорить, потому как правых трудно найти.

Модератор 26.02.2020

Читайте :

Развитие образования в России XVI века Особенности образования в России XVI века. Этапы развития подлинного просвещения на Руси. Формирование и основные принципы образования в России XVII века. Влияние западноевропейских держав на образованность граждан. Открытие первых школ и академий.  

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00717184_0.html

В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов - 96%, среди помещиков - 65%.

Список используемой литературы и источников

1. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 тт. Т. 3. Ч. III. М., 1998.

2. Лавровский Н. Памятники старинного русского воспитания // ЧОИДР. 1861. Кн. III. Отд. III. С. 32-71.

3. Луппов С.П. Книга в России в XVII веке. Л., 1979. С. 104.

4. Любарский В. Библиотека Аптекарского приказа // Библиотекарь. 1950. №1. С. 30.

5. Мыльников А.С. Свидетельство иностранного наблюдателя о жизни русского государства конца XVII века // Вопросы истории. 1968. №1. С. 123.

6. Рихтер В. История медицины в России. СПб., 1814. Ч. 1. С. 303.

7. Рогов А.И. Школа и просвещение // Очерки русской культуры XVI века. М., 1977. Ч. 2.

8. Сапунов Б.В. Античная литература в русских библиотеках XVII в. и Московское барокко // Русские библиотеки и их читатель (Из истории русской культуры эпохи феодализма). Л., 1983. С. 71.

9. Симонов Р.А., Кузаков В.К., Кузьмин М.К. Естественно-научные знания // Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Ч. 2. С. 65.

10. Синицина Н.В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 4.

11. Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 53-68

12. Уланов В.Я. Западное влияние в Московском государстве // Три века. Т. 2: XVII век: вторая половина: Сб. М., 1991. С. 41.

13. Цветаев Д.М. Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра. Варшава, 1889. С. 1.

14. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1990.

 

Модератор 26.02.2020

У меня есть документы о тратах города по всем статьям в 17-18 вв. Да и другой информации хватает.

Модератор 26.02.2020

Всё не объять,,,но хорошо,что есть материал такой..