Открытая группа
5439 участников
Администратор Тина_Хеллвиг
Модератор mona-vatsenti
Модератор dkfhj
Модератор Виноградинка
Модератор жуман
Модератор sablon

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Сгоревший ангел! Подвиг лётчика Мамкина

  " />  

Сгореть, но спасти…

Боль, которую испытал лётчик Александр Мамкин в горящей в кабине самолёта, трудно даже представить. И совершенно немыслимо то, что терзаясь этой болью, человек справился с управлением самолётом и спас детей…

События, о которых идёт речь, произошли зимой с 1943 на 1944 год, когда фашисты приняли очередное зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома №1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.

Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко (он руководил подпольной группой). Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы. Зато весомым стало рассуждение: "…Как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови будет недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные — какие же это доноры? Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать…". И немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан…

Так началась операция «Звёздочка». Производилась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте.

" />
И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева. Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд — тридцать подвод. Очень помогли лётчики. В роковую ночь они, зная об операции, кружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов. До глубокого партизанского тыла добрались все.

Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. На помощь пришёл 105 отдельный полк ГВФ. Лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Было выделено два самолёта. Под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместить дополнительно нескольких человек. Помимо этого, лётчики вылетали без штурманов — это место тоже берегли для пассажиров.


Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем. Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года.
Перевозил детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской лётной школы. К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами — не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл.

" />
Этот рейс был для него в этой операции не первым, а девятым. Самого старшего мальчика Володю Шишкова Мамкин усадил в задней кабине, воспитательницу и еще девять малышей — в фюзеляже, двух раненых партизан — в подвесных люльках. Так в двухместном Р-5 уместились 13 человек.
" />
Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили.
Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но на борту были люди, в том числе — дети! Поэтому Лётчик остался за штурвалом.

Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, унты, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости…

Александр Петрович практически вслепую вёл самолёт. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью.

Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей, и посадил самолёт. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины и открыть дверь пассажирам. После этого Мамкин потерял сознание.

Когда к месту посадки подъехали полковые медики и летчики, они увидели на белом снегу почерневшее, дымящееся тело пилота с вплавленными в лицо очками-«консервами». Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание?

Александр Мамкин скончался в госпитале 17 апреля 1944 года. Похоронили героя в деревне Маклок, что в Смоленской области.

" />
Как ни странно, подвиг Александра Мамкина не был отмечен наградами. Да и не за награды Мамкин, и такие как он, делали своё дело…

Образ героя и спасенных им детей сохранился в кинохронике. Кинооператоры застали летчика на партизанском аэродроме перед его последним вылетом. Эти кадры использовались в разных фильмах, в том числе в четвертой части документальной киноэпопеи «Великая Отечественная война. Партизаны».

" />

 

Источник: oldstory.info

 

 

P.S. Читал об этом подвиге раньше, помещал в группу. И думаю, что о таком "ангеле" можно писать и читать каждый год.

Это интересно
+5

Модератор 26.02.2020
Пожаловаться Просмотров: 192  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 4

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
27.02.2020

Летчик Мамкин заслужил Героя.

Модератор 27.02.2020

Будь моя воля наградил бы двумя Героями! Спасти столько детей ценой своей жизни дано не каждому.

БЛАГОДАРЮ!!!!

Интересно,  за могилой его ухаживают ?