За 40 дней до того, как Он был предан позорной смерти за наши грехи, Господь открыл троим Своим ученикам славу Своего Божества.
«И по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 1-2).
Это-то событие и имел в виду Господь, когда Он сказал: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти пока не увидят Сына человеческого грядущего в Царстве Своем» (Мф. 16, 28). Таким образом, вера учеников была укреплена и приготовлена к испытанию предстоящих страданий и смерти Спасителя; и они могли видеть в них не только человеческое страдание, а совершенно вольную страсть Сына Божия. Ученики также видели Моисея и Илию, беседующих с Господом, и тогда поняли, что Он Сам не Илия или один из пророков, а кто-то намного выше: Кто мог призвать закон и пророков быть Ему свидетелями, т.к. Он был исполнением обоих.
Преображение Господне, считаясь Церковью одним из двунадесятых праздников, уже в IV-ом веке имело видное место в церковном календаре, как мы видим из проповедей и поучений таких великих Отцов Церкви как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин и святитель Кирилл Александрийский; истоки праздника восходят к первым векам христианства.
В том же IV-ом веке святая царица Елена воздвигла в честь праздника храм на фаворской горе, на самом месте Преображения. Несмотря на то, что воспоминаемое событие произошло в феврале, за 40 дней до распятия, праздник был перенесен на месяц август, т.к. неуместно было отмечать славу и радость праздника среди покаянной скорби Великого Поста. Шестой день августа был выбран потому, что он приходился за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября по старому стилю), когда снова воспоминались Страсти Господни.
Православное богословие видит в Преображении Господнем прообраз Его Воскресения и Второго Пришествия, и более того - учитывая, что каждое событие церковного календаря имеет отношение к личной духовной жизни - видит преображенное состояние христиан при конце мира. В прообразе будущей славы воспоминаемой в этом празднике, Святая Церковь утешает своих чад видением вечной блаженной славы, которая воссияет после тех временных скорбей и лишений, которыми полна наша земная жизнь; в славе этой будут участвовать все верующие.
В православной Церкви есть благочестивый обычай приносить на этот праздник фрукты для освящения; и это приношение Богу тоже имеет свой духовный смысл.
Как фрукты зреют и спеют под лучами летнего солнца, так и человек призван духовно созревать и преображаться под влиянием света Божественного слова и таинств.
Некоторые святые (как, например, преподобный Серафим Саровский), посредством животворящей благодати еще при жизни воссияли перед людьми этим несозданным Светом Божественной славы; и это еще одно указание нам той высоты духовной, к который мы, как христиане, призваны, и того состояния, которое нас ожидает - преобразиться по образу и подобию Того, Кто преобразился на горе фаворской.
Иеромонах Серафим (Роуз)
Джованни Беллини. Преображение Господне
В этот день Спаситель показал нам, людям, Свою Божественную Славу. Он позволил потрясенным ученикам своими глазами увидеть и ту славу, которой в Царствии Небесном удостоятся святые. А значит, показал истинную радость, к которой Он хочет привести каждого из нас…
Собеседование с пророком Моисеем и Илией также несет в себе глубокий смысл.
По церковному Преданию, оно знаменует власть Христа над Небом и преисподней. В нем открывается и превосходство Евангелия над ветхозаветным законом.
Поэтому на иконе Преображения мы видим, как великие пророки древности склоняются пред Христом, как перед своим Владыкой¹.
Но когда же произошло это событие?
Выдающийся церковный историк и богослов XIX века Василий Васильевич Болотов, опираясь на текст Евангелия, приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что Христос преобразился незадолго до Своих Крестных Страданий.
Вы можете увидеть это сами, если перечитаете, например, 16-ю и 17-ю главу Евангелия от Матфея. Сопоставляя евангельский рассказ с историческими сведениями о периоде сбора дани на храм – дидрахм (Мф. 17:24), ученый доказывает, что Господь поднялся с учениками на Фавор примерно в феврале-марте.
Почему же для воспоминания этого события выбран конец лета?
Рассматривая историю дня св. Архангела Михаила, Усекновения главы и Рождества св. Иоанна Предтечи, а также Крещения Господня, В. В. Болотов показал, что Церковь иногда намеренно устанавливала свои праздники в дни праздников языческих.
Делалось это из педагогических и миссионерских соображений.
Дело в том, что сила язычества коренится в бытовых традициях, обрядах, привычках. Установить христианский праздник в день языческого торжества – значит переломить привычку, призвать людей на литургию, укрепить их в борьбе с искушением.
По мнению В. В. Болотова, сначала в Армении и Каппадокии дата праздника Преображения была назначена на шестую неделю после Пасхи.
Это сделали, чтобы помочь христианам преодолеть традицию почитания богини Афродиты, как ее в тех местах называли, Астх’ик. В Греции и Италии соблазном для народа долгое время служили языческие «вакханалии» – оргии в сезон сбора винограда.
Чтобы преодолеть эту традицию, было решено праздновать в это время Преображение Господне. Так разгульное веселье в честь хмельного бога Вакха сменилось созерцанием Славы Христа и благоговейной благодарностью за дарование нового урожая.
Обычай освящать фрукты восходит к библейскому установлению посвящать Богу «начатки плодов земли» (Исх. 23:19). В Средиземноморье это в основном виноград, в наших северных широтах – яблоки. Отсюда и народное название праздника «Яблочный Спас».
В Константинополе праздник утвердился довольно поздно, при императоре Льве Философе (886–912 гг.).
Дата была уже не подвижной, как у армян и каппадокийцев, а постоянной – 19 августа. (Правда, почему выбрано именно 19-е, а скажем, не 10-е или 15-е число, до сих пор остается загадкой). Из Византии праздник перешел к славянам.
Однако расхождение даты праздника с исторически достоверным временем Преображения не меняет значения этого великого события для нашей жизни:
«Заповеди Его суть Нетварный Свет, в котором Он особенно открывается нам, «как Он есть» (1 Ин. 3:2).
«Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12)»,
– говорит схиархимандрит Софроний (Сахаров).
¹ – Толкование приводится по материалам раздела «Православный церковный календарь» на сайте «Азбука.ru».
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: