Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Сегодня - Преображение Господне

 

За 40 дней до того, как Он был предан позорной смерти за наши грехи, Господь открыл троим Своим ученикам славу Своего Божества.

 

«И по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 1-2).

Это-то событие и имел в виду Господь, когда Он сказал: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти пока не увидят Сына человеческого грядущего в Царстве Своем» (Мф. 16, 28). Таким образом, вера учеников была укреплена и приготовлена к испытанию предстоящих страданий и смерти Спасителя; и они могли видеть в них не только человеческое страдание, а совершенно вольную страсть Сына Божия. Ученики также видели Моисея и Илию, беседующих с Господом, и тогда поняли, что Он Сам не Илия или один из пророков, а кто-то намного выше: Кто мог призвать закон и пророков быть Ему свидетелями, т.к. Он был исполнением обоих.

http://www.katecheta.narod.ru/transformation_16.jpg

 

Преображение Господне, считаясь Церковью одним из двунадесятых праздников, уже в IV-ом веке имело видное место в церковном календаре, как мы видим из проповедей и поучений таких великих Отцов Церкви как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин и святитель Кирилл Александрийский; истоки праздника восходят к первым векам христианства.

В том же IV-ом веке святая царица Елена воздвигла в честь праздника храм на фаворской горе, на самом месте Преображения. Несмотря на то, что воспоминаемое событие произошло в феврале, за 40 дней до распятия, праздник был перенесен на месяц август, т.к. неуместно было отмечать славу и радость праздника среди покаянной скорби Великого Поста. Шестой день августа был выбран потому, что он приходился за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября по старому стилю), когда снова воспоминались Страсти Господни.

 

Православное богословие видит в Преображении Господнем прообраз Его Воскресения и Второго Пришествия, и более того - учитывая, что каждое событие церковного календаря имеет отношение к личной духовной жизни - видит преображенное состояние христиан при конце мира. В прообразе будущей славы воспоминаемой в этом празднике, Святая Церковь утешает своих чад видением вечной блаженной славы, которая воссияет после тех временных скорбей и лишений, которыми полна наша земная жизнь; в славе этой будут участвовать все верующие.

https://k-istine.ru/images/ikons/holidays/lord_trasfiguration-04.jpg

В православной Церкви есть благочестивый обычай приносить на этот праздник фрукты для освящения; и это приношение Богу тоже имеет свой духовный смысл.

Как фрукты зреют и спеют под лучами летнего солнца, так и человек призван духовно созревать и преображаться под влиянием света Божественного слова и таинств.

Некоторые святые (как, например, преподобный Серафим Саровский), посредством животворящей благодати еще при жизни воссияли перед людьми этим несозданным Светом Божественной славы; и это еще одно указание нам той высоты духовной, к который мы, как христиане, призваны, и того состояния, которое нас ожидает - преобразиться по образу и подобию Того, Кто преобразился на горе фаворской.

Иеромонах Серафим (Роуз)

 

Джованни Беллини. Преображение Господне

В этот день Спаситель показал нам, людям, Свою Божественную Славу. Он позволил потрясенным ученикам своими глазами увидеть и ту славу, которой в Царствии Небесном удостоятся святые. А значит, показал истинную радость, к которой Он хочет привести каждого из нас…

 

Собеседование с пророком Моисеем и Илией также несет в себе глубокий смысл.

По церковному Преданию, оно знаменует власть Христа над Небом и преисподней. В нем открывается и превосходство Евангелия над ветхозаветным законом.

Поэтому на иконе Преображения мы видим, как великие пророки древности склоняются пред Христом, как перед своим Владыкой¹.

Но когда же произошло это событие?

Выдающийся церковный историк и богослов XIX века Василий Васильевич Болотов, опираясь на текст Евангелия, приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что Христос преобразился незадолго до Своих Крестных Страданий.

Вы можете увидеть это сами, если перечитаете, например, 16-ю и 17-ю главу Евангелия от Матфея. Сопоставляя евангельский рассказ с историческими сведениями о периоде сбора дани на храм – дидрахм (Мф. 17:24), ученый доказывает, что Господь поднялся с учениками на Фавор примерно в феврале-марте.

Почему же для воспоминания этого события выбран конец лета?

Рассматривая историю дня св. Архангела Михаила, Усекновения главы и Рождества св. Иоанна Предтечи, а также Крещения Господня, В. В. Болотов показал, что Церковь иногда намеренно устанавливала свои праздники в дни праздников языческих.

Делалось это из педагогических и миссионерских соображений.

Дело в том, что сила язычества коренится в бытовых традициях, обрядах, привычках. Установить христианский праздник в день языческого торжества – значит переломить привычку, призвать людей на литургию, укрепить их в борьбе с искушением.


☘
По мнению В. В. Болотова, сначала в Армении и Каппадокии дата праздника Преображения была назначена на шестую неделю после Пасхи.
Это сделали, чтобы помочь христианам преодолеть традицию почитания богини Афродиты, как ее в тех местах называли, Астх’ик. В Греции и Италии соблазном для народа долгое время служили языческие «вакханалии» – оргии в сезон сбора винограда.


☘
Чтобы преодолеть эту традицию, было решено праздновать в это время Преображение Господне. Так разгульное веселье в честь хмельного бога Вакха сменилось созерцанием Славы Христа и благоговейной благодарностью за дарование нового урожая.

 

☘
Обычай освящать фрукты восходит к библейскому установлению посвящать Богу «начатки плодов земли» (Исх. 23:19). В Средиземноморье это в основном виноград, в наших северных широтах – яблоки. Отсюда и народное название праздника «Яблочный Спас».


☘
В Константинополе праздник утвердился довольно поздно, при императоре Льве Философе (886–912 гг.).

Дата была уже не подвижной, как у армян и каппадокийцев, а постоянной – 19 августа. (Правда, почему выбрано именно 19-е, а скажем, не 10-е или 15-е число, до сих пор остается загадкой). Из Византии праздник перешел к славянам.


☘
Однако расхождение даты праздника с исторически достоверным временем Преображения не меняет значения этого великого события для нашей жизни:


☘
«Заповеди Его суть Нетварный Свет, в котором Он особенно открывается нам, «как Он есть» (1 Ин. 3:2).

«Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12)»,

– говорит схиархимандрит Софроний (Сахаров).



¹ – Толкование приводится по материалам раздела «Православный церковный календарь» на сайте «Азбука.ru».

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+2

Модератор 19.08.2022 , обновлено  19.08.2022
Пожаловаться Просмотров: 285  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены