Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
5164 участника
Администратор Людмила Нест
Модератор Веб Рассказ
Модератор afix

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

«Мать городов русских» ходил ходуном.

 

Памятник основателям Киева. Установлен в Киеве в 1982 году (во времена СССР) в честь основателей Киева: Хорив, Кий, Щек и сестра Лыбедь по преданиям, отразившимся в русских летописях XI-XII веков. 

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/ucVxr7GFc8U

* * *

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений, что до прихода Рюриковичей история славян насчитывает по меньшей мере несколько тысячелетий.

Хотите испытать гордость «за наших»? Есть данные, что древний Словенеск, на месте которого стоит Великий Новгород, был основан в 3099 году от Сотворения мира князем Словеном, то есть в 2409 году до новой эры! Вот так! Это вам не Рим какой-то, который братцы поставили всего в 753 году до новой эры.

Правда, каменный Рим до сих пор стоит, а деревянный Словенеск бывал трижды сожжен дотла, но упорно возрождался снова и снова. Видно, есть энергетические места на земле.

В изучении истории доваряжской Руси есть одна большая, ну очень большая проблема! Как люди изучают историю?

Прежде всего по чьим-то записям на бумаге, пергаменте, папирусе, дереве, камне, наконец. Все записи непосредственно русские, официально признанные ныне, ведутся со времени Крещения Руси. Это то, что было писано кириллицей с одобрения властей.

Откуда сведения брали о предыдущих столетиях?

Кто вообще писал эти самые летописи и кто их правил? Почему «забыли» Белую, Синюю и Красную Русь? Почему счет цивилизации начали вести только с Рюрика? Неужели все были мазуриками? Пришло время кое-что рассказать о знаменитом Несторе и его «редакторах».

Если спросить, чем отличаются летописи, например, от извода, вряд ли кто с ходу ответит. Так вот, разница есть, и существенная. Об этом стоит помнить, когда приходится цитировать.

Сразу оговоримся: настоящей летописи –протографа – у нас нет ни одной! (протограф - это первый, оригинал) Все, что имеется, – это более поздние их повторения, «списки».

Итак, летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам, каждая новая статья начинается словами: «В лето такое-то…»

Летописец – то же, что и летопись, например, Радзивиловская летопись начинается словами: «Сия книга – летописецъ». Как правило, летописец излагает события более сжато, особенно про давно прошедшие года, этакий конспект по истории для подготовки к экзамену.

Летописный свод – сведение в единое повествование разных летописных документов, всевозможных актов, житийных произведений, разного рода поучений. 

Большинство дошедшего до нас представляет собой именно летописные своды. Конечно, писались они не по свежим следам и обязательно несут на себе отпечаток мнения автора-составителя. Иногда столь заметный, что с трудом удается понять, где же то, что он переписывал, а где его собственный вымысел (не всегда верный).

Летописный список – это одинаковые летописные тексты, переписанные в разное время и разными людьми в разных местах. То есть одна и та же летопись была множество раз переписана и от того, кто это делал, часто зависит текст списка. 

Например, Ипатьевская летопись известна в восьми списках, и все они заметно отличаются друг от дружки. 

При этом не сохранилось ни одной летописи в первозданном виде – протографа.

Представляете, какой суррогат мы сейчас имеем!

Летописный извод – это редакционная версия какого-либо текста. Тут уж вообще редактору раздолье! Например, Новгородская первая и Софийские старшего и младшего извода существенно отличаются по языку и стилю изложения.

Если еще учесть, что мы не в состоянии без перевода прочитать текст даже при четко прорисованных буквах, поскольку не знаем старославянского языка, то на все эти переписки и приписки накладывается еще и личностный подход современных переводчиков.

Надо учитывать еще вот что. 

Дошедшие до нас летописи довольно «молоды»: знаменитая «Повесть временных лет» писана около 1113 года, «Остромирово Евангелие» чуть пораньше – в 1057 году, Русская Правда – в 1282-м. 

И все не в оригинале, а более поздних списках, где те, кто переписывал, чуть-чуть, но добавлял свое (или пропускал неугодное).

Главное, что о событиях IX – X веков писалось не просто со слов, а с давнишних воспоминаний или чужих записей. То есть тоже не беспристрастно. 

Не хочется винить летописцев в нечестности, но любой человек видит прежде всего то, что хочет видеть. Расставленные акценты – вещь очень важная, особенно когда касаются неизвестных или спорных фактов.

Есть еще одно «но».

Иногда даты, в общем-то, хорошо известных событий очень разнятся. Почему? Дело в том, что датировка записей ведется от Сотворения мира, но в разной системе, так сказать. Нет, это не старый или новый стиль, просто часть летописей основывается на датах византийских хроник (в них Сотворение мира приходится на 5508 г. до н. э.), а часть на датах болгарских хроник (у этих мир основан в 5500 г. до н. э., видимо, округлили, чтобы считать было удобнее). Разница, как видим, целых восемь лет, поэтому и даты летописей иногда гуляют. 

В одних Рюрик призван на Русь в 862 году, в других в 870 году. В принципе, разница невелика, но об этом приходится помнить, когда сравниваешь летописи. Такое ощущение, что даже в той же «Повести» даты даны вперемежку, сначала по болгарским хроникам, а потом по византийским.

С принятием христианства на Русь пришел юлианский календарь.

Это означает, что новый год начался 1 сентября. Но это только по церковным канонам, у остальных, как и прежде, новый год наступал с началом весны – 1 марта. 

У норманнов, кстати, также. Разница в начале церковного и гражданского годов привела к невообразимой путанице в нашем восприятии летописных дат. Такое положение сохранялось до самого XV века, пока начало гражданского года не было перенесено тоже на 1 сентября.

К чему это разночтение могло привести? 

Для нас к совершенно невообразимым несуразностям. Нестор описывает последовательно события июля, августа и даже декабря одного из годов, а потом… Как вы полагаете, какой месяц должен следовать за декабрем и далее? Правильно… февраль этого же года! 

В Киевской летописи, например, в событиях 1112 года идет май, а вслед за ним… ноябрь, январь и февраль этого же года! 

И таких примеров множество. Но вы уже поняли, что это не в головах у летописцев бардак, а просто они вынуждены были месяцы записывать по одному календарю, а года по другому.

Разница в год-другой никого не должна удивлять. После этого не кажется странным несовпадение в датах похода на Византию – 860-й или 866 год. 

6368 год от Сотворения мира для греков – это 860 год, а для болгар – 867 год, если вспомнить про переход весна – лето – осень, то вполне выходит летописный 866-й!

Мало того, Указом Петра I от 15 декабря 1699 года в России вводилось христианское летоисчисление и год стал начинаться с 1 января (помните школьную загадку по истории про самый короткий год в нашей стране?). 

День после 31 декабря 7208 года от Сотворения мира полагалось считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. Таким образом, 1699 год длился всего 4 месяца.

Но нам интересно не это, просто кто-то из переписчиков летописей это учел, а кто-то нет.

* * *

ДЕНЬ ЦЕНЗОРА

То, что «Повести» безжалостно правлены уже в XI веке при жизни автора, сомнений не вызывает, причем по заказу, а не просто из дури переписчика.

Великий князь Владимир Мономах и был тем самым власть имущим заказчиком, что приказал переписать Несторову «Повесть временных лет» сообразно с его княжеским мнением. 

Что-то было выдубицким игуменом Сильвестром, доверенным лицом князя Владимира Мономаха, переписано, что-то соскоблено, а что-то просто вырвано и выброшено. Ведь в «Повести» далеко не только факты, но и их оценка.

Если бы нашим правителям пришло в голову учредить День цензорапо типу Дня милиции или работников леса, например, то первым почетным цензором следовало бы объявить самого Владимира Мономаха, вторым игумена Сильвестра, а датой основания этой службы считать первый день «работы» над Несторовской летописью.

Спокойствия на Руси никогда не было, но XI век в плане борьбы за власть оказался на редкость бурным, «мать городов русских» ходил ходуном, как растревоженный улей, вернее, осиное гнездо.

Наследники, законные и не очень, пользовались любой возможностью помочь окончить жизненный пусть своим конкурентам. 

Зачастую такая возможность появлялась только при помощи меча, заодно, естественно, к праотцам отправлялись и все, кто оказывался побежденным. 

Страдал прежде всего народ, который тоже не оставался в стороне, периодически бунтовал и грабил все, что плохо лежало или было плохо спрятано, сжигал подчистую, но тут же сам оказывался ограбленным и сожженным следующим «победителем».

Не отставали и соседи - на Русь то и дело накатывали полчища степняков с юга и востока, ляхов (поляков) и угров (венгров) с запада.

* * *

ЕЩЁ ОДНО ЗАМЕЧАНИЕ 

Очень много сведений о первых десятилетиях Киевской Руси историки черпают из литературно-философских трудов византийского императора Константина Багрянородного. 

И странное дело, с одной стороны, с придыханием внимают словам весьма сведущего императора, с другой – напрочь не замечают им же изложенных фактов. Пример? Пожалуйста.

Описанию полюдья киевских князей и следования торговых караванов из Киева в Константинополь верят, а фразу, что Русь была крещена при его (Константина) деде императоре Василии I Македонянине, не видят. 

Почему? Все просто. Дед Вася I правил в Византии с 866 до 886 года, что категорически не вписывается в красивую легенду о выборе веры князем Владимиром Красное Солнышко на столетие позже, в 988 году.

Ведь получается, что князь Владимир Святой выбирал то, что давным-давно на Руси было?

Археологи соглашаются, ведь уже в IX веке в Киевской Руси была масса захоронений по христианскому обряду, а в начале Х века в больших городах существовали целые христианские кладбища! 

Безграмотный князь, получается? Отправлял посольства за тридевять земель, чтоб про веру вызнали, а в собственной столице за углом полным-полно христиан. Не вяжется как-то…

Да и свое знаменитое языческое капище с идолом Перуна во главе князь Владимир ставил на месте разрушенного христианского храма (!), используя его отделочные материалы.

Факты вещь упрямая и с легендами частенько спорят.

 

ИСТОЧНИК: Книга - «10 тысяч лет русской истории. От Потопа до Крещения Руси». Автор Наталья Павлищева.

На этом всё, всего хорошего, «Мать городов русских» ещё тогда ходил ходуном - это его нормальное состояние - борьба с конкурентами там была всегда... канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.

До свидания.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+1

23.09.2020 , обновлено  23.09.2020
Пожаловаться Просмотров: 284  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены