Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
5164 участника
Администратор Людмила Нест
Модератор Веб Рассказ
Модератор afix

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

О происхождении слова «Русь».

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/ncXRsw0NWPc

* * *

Люди Земли издревле жили в горах и пустынях, в тундре и джунглях, у морей или в степях, живут и сейчас.

Русские же деревни чаще всего лепятся к рекам. Так же располагались и наши древнейшие поселения, из которых образовались позже первые русские города, все без единого исключения обосновавшиеся на реках.

Река снабжала наших предков рыбой, пернатой дичью, самым лучшим бобровым мехом, обеспечивала добычливую охоту на диких копытных у бродов, звериных водопоев, речных обрывов, давала воду для приготовления пищи, омовений, полива садов и огородов, корм домашней водоплавающей птице и луговую траву для скота.

И еще одно, очень важное,никаких дорог через леса в те времена не было, и река предоставляла легкий, идеально гладкий путь: летом по воде, зимой по льду. Река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах…

Наши далекие предки обожествляли реку, и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеста (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н. э.

Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники.

В другом средневековом русском сочинении сказано: «наша язычники клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повергали сребреники».

После крещения Руси долго еще свершались у рек языческие народные празднества.

Из Стоглава:

«сходились мужи и жены и девицы на ночное плещеванье и безчинный говор и на бесовские песни и на плясанье и скаканье»;

«тогда к реце идут с великим кричанием, аки беси и умываются водою».

В житии преподобного Нифонта есть некоторые подробности праздника:

«бесы в виде человеческом, ови бьяху в бубны, друзии же в козице и в сопели сопяху, инии же возложиша на лица своя скураты и идяху на глумление человеком и, мнози, оставивше церковь, течаху на позоры», то есть на это зрелище…

* * *

Замечательный ученый, великий словак Павел Шафарик - лингвист, диалектолог, этнограф, историк, знаток славянских древностей и языков.

Павел Шафарик первым доказал, что славяне вместе с романскими и германскими народами внесли равноценный вклад в формирование европейской цивилизации, его работы сыграли исключительную роль в подъёме национального самосознания всех славянских народов.

Родился он в 1795 году.

Он оставил большое научное наследие по славянскому языкознанию и истории, в котором главное место по праву занимает его многолетний труд «Славянские древности», в котором, как писали тогда, «под пеплом древности» автору «удалось найти столько света, что не только история славян, но и их старых соседей - скифов, кельтов, германцев, сарматов, финнов и других - получила нежданную ясность и достоверность»…

На его надгробии надпись: «Въ красныхъ мiра воспитался отъ юности своея»…

* * *

Так вот, Павел Шафарик поразил меня одной своей фразой, которой предшествовало утверждение, что в праславянском языке река называлась «руса» («rusa»).

Он писал:

«Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, означающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян».

И далее словацкий ученый привел двадцать топонимов, производных от корня «рус», в землях «русских, русняков (украинцев), поляков, чехов, словянов (словаков), босняков, сербов и болгаров».

Попутно ищу в своих заготовках карточку с интересной выпиской из трудов знаменитого русского историка прошлого века:

«Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек.

Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна.

Далее следуют:

Рось или, Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге»

(Иловайский Дмитрий Иванович - Разыскания о начале Руси. М., 1882, с.70-71).

Стоп! Ведь от того же праславянского корня «рус» образовано слово русалка, «нимфа» Прокопия! С древним культом ее связано множество языческих поверий.

А вот и новые слова того же гнезда. Русалкино заговенье.

Языческий обряд - весенние песни и пляски у реки, которые осуждали церковники, о чем мы говорили выше, назывались русалии.

В житии святого Нифонта: «…нарекоша игру ту русалья».

Владимир Иванович Даль собрал еще немало диалектных русских слов, производных от того же исходного корня «рус».

Это руслень - приполок за бортом, за который крепятся ванты, руси - обруч, обогнутый сетью, русленый - то есть цеженый квас, руслина - быстрина, стрежень, русленик - цедилка, руст - как говорят, что вода идет рустом, это значит, она идет потоком, струёй.

А к слову русый, означающему цвет волос, Даль прилагает русскую присказку: «Руский народ русый народ».

И еще В. И. Даль зафиксировал в своем словаре собственное имя Рус, объяснив его как «сказочное чудовище днепровских порогов»; величайший знаток русского языка, быта и верований не мог внести в свой словарь этого слова, не услышав его в народе!

И от древнейших языческих времен осталось у русских мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме; это звучное древнерусское имя входит в современные словари личных имен, и я сегодня знаю в Москве нескольких Русланов. Главным же путеводным словом для нас остается «русло», присущее только русскому языку образованное от корня «рус» с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке.

Приступим к главному.

Великое множество племен и народов на земле назывались по месту их преимущественного обитания.

Самоназвание приморских чукчей - ан калын («морские жители»), эвенков-оленеводов и охотников - дункан («жители сопок»), бедуины - значит «степные», «жители пустынь», селькупы - шёш куль («таежный человек»), африканские тервины - «лесные», индейцы сенека - нунда-вэ-о-но («великий народ холмов»), индонезийские батаки - «живущие на воде».

А восточнославянские раннесредневековые поляне - это «жители полей», дреговичи - «жители болот», древляне - «жителя дебрей, лесов», однако различия существовали только для них самих, и все они с незапамятных времен селились вдоль рек…

И вот я решаюсь высказать предположение, которое, как мне кажется, выдерживает требования исторической лингвистики, топонимики, истории, логики.

Если «руса» - это «река» - извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования,

«рус» - праславянский корень, образовавший такое большое гнездо слов только в русском языке. Рус - полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним «русы» или «руссы»- издревле значило «живущие на реках», «жители рек», «речной народ»

- Но когда это - "издревле"? Ведь на Днепре славяне появились в V веке нашей эры, во главе с князем Кием!

- Это одно из глубочайших заблуждений, идущее от первого русского историка Нестора, очевидца возвеличения Киевской Руси, но ограниченного в своих знаниях о древности. К тому же у него нет дат.

И гипотеза о том, что все славяне будто бы расселились с Балкан, - не более как гипотеза.

Полностью согласен с выводом современного украинского исследователя А. П. Знойко:

«Могучая Киевская держава IX-XIII вв. была только одним из позднейших фактов истории Руси, стародавняя же история и культура её еще ждут широких исследований…»

Наши отдаленные предки всегда жили на Днепре, они были автохтонами, то есть коренными жителями приволжских и причерноморских степей и прилегающих районов Европы.

- Но не станете же вы уверять, что пять тысяч лет назад в причерноморских степях жили далекие предки славян, русских! Для этого очень смелого предположения нужны доказательства.

- Они есть, и смелость ни при чем, если речь идет о подлинно научном, объективном знании… Предыдущие страницы, кстати, были уже написаны, когда мне посчастливилось найти один старый сборник статей русских историков, археологов, ученых, любителей старины.

В публикации профессора Ф. И. Кнауэра «О происхождении имени народа Русь" высказана интереснейшая гипотеза, ссылок на которую я не встречал. Автор пишет, что в древнеиндийских гимнах «Ригведы» упоминается мифическая река Rasa, «великая матерь», текущая на дальнем северозападе, на старой родине.

А в «Авесте», священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии.

Скрупулезным филологическим анализом исследователь доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги- Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян.

Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности на свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы, переселившиеся с нее на дальний юго-восток, назвали один из притоков Инда именем той же реки-прародительницы Rasa.

Автор считает, что «имя народа «русь» чисто славяно-русского происхождения» и «в точной передаче слова означает не что иное, как«приволжский народ».

(Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве, 1899. М., 1902, названная статья, с. 1-19).

 

Это отрывки из книги - Память (Книга вторая).  АвторВладимир Алексеевич Чивилихин.

Роман-эссе Владимира Чивилихина «Память» - многоплановое повествование, охватывающее малоизвестные страницы русской истории и культуры.

ИСТОЧНИК 

Роман «Память» издан в СССР и России 14 раз: 

с 1982 года в «Роман-газете», №16(950) - 17(951) и по 2007 год - однотомником, в двух книгах и в комплекте из трёх книг.

ИСТОЧНИК: Полный список изданий и произведений книги Владимир Чивилихин «Память».

* * *

На этом всё, всего хорошего, читайте книги с ними интересней жить, канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.

До свидания.

Это интересно
0

29.03.2021
Пожаловаться Просмотров: 235  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены