Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
5164 участника
Администратор Людмила Нест
Модератор Веб Рассказ
Модератор afix

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

«Оккупант»

Когда Юрка вернулся из Праги, меня в поселке не было.

Летом в отпуск приехал, и чуть ли не первой новостью донесли, где он службу заканчивал. Первый вечер я со своими стариками просидел. Утром с батей за грибками прогулялся. Потом к Юрке решил сходить. Не сказать, что закадычными были, но интересно же расспросить. Только дома его не застал. 

Встретились возле бани, случайно. Смотрю, пристроился за углом пивного ларька, в руке недопитая кружка. Меня увидел, обрадовался, обниматься полез. Какое уж тут пиво? Пришлось бутылку брать.

А разговор, естественно, о Праге. О чем же еще, когда брюхо от солдатского ремня отвыкнуть не успело? Мне слово вставить некуда. Но я и не в претензии. Не тот случай и не та ситуация. Да и самому интересно, как там у них, какой расклад, какие козыри.

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

 

Ссылка на видео: https://youtu.be/FsjqnT3Xaxs

* * *

– Опозорились, – говорит, – на всю Европу. Немцы – молодцы, а мы только языком молоть горазды. Представляешь, входим в город, улица перегорожена, баррикада хиленькая – танк протаранит без разбега, даже не вспотеет, а толпа приличная, человек сто, если не больше. Наш полковник выходит вперед и просит их разойтись. Не приказывает, а просит. Серьезный мужик, войну прошел, боевые ордена имеет. 

Стоит унижается. Он говорит, они кричат. Оккупанты, мол. Русские свиньи, убирайтесь в свою Москву. Матерки наши на этот случай выучили. Стоим слушаем. Копим впечатления, дозреваем. 

А следом за нами немецкая рота двигалась. Лейтенантик их подходит к нашему полковнику, говорит ему что-то на ухо. Тот вроде как не соглашается, но немцу его согласие до лампочки, если не дальше. Поднимает «матюгальник» и, не надрывая голоса, говорит: «Вэк», это значит – с дороги. Чехи в ответ огрызаются. Расходиться не торопятся. Он второй раз повторяет свой «вэк», потом, не обращая внимания на гвалт, поворачивается к немецкой роте и командует: «Фоер!» – Это значит – огонь. 

 

Уже без «матюгальника», нормальным мужицким голосом, не тратя нервов – кому надо, тот услышит. И немецкие пацаны, не раздумывая, садят пару очередей из крупнокалиберных пулеметов. Никого не зацепили, стреляли поверх голов, но толпа врассыпную. Улица махом опустела. Попрятались в подворотнях, никого не видно, ничего не слышно. 

Лейтенант откидывает руку, словно в гости приглашает: «Биттэ, гер оберст». Это значит – пожалуйста, товарищ полковник. А сам стоит как памятник, рослый такой, рукава засучены по локоть, на губах улыбочка. Мальчишка, наш ровесник. Седому полковнику! Командир наш выматерился и приказал нам разбирать баррикаду. Разобрать нетрудно. Так ведь обидно же. Получается, что русский солдат ни на что серьезное не годен. Вроде как дворники при них. Позорище!

Юрка на повышенную громкость переключается, слюной брызжет. И глаза на мокром месте. Выпивка, разумеется, подогревает переживания, но понять его можно. Я, по крайней мере, понимал. Своя служба после его рассказов мне детской игрой казалась. Я даже и не заикался про неё.

Потом он еще рассказал, как бутылка на голову прилетела. Хорошо, в каске был, а то бы проломили черепушку. Запросто. Он за автомат схватился, но поднять не успел. Командир взвода на руках повис. И старшина подлетел, на помощь. Не Юрке, конечно, помогать – командиру. А Юрке в поддыхало, чтобы успокоился. Потом еще и спасибо требовал сказать, что от трибунала спас.

* * *

Дня через три иду мимо стадиона, вижу, мужики возле теннисного стола кучкуются. И Юрка там. Пить не хотелось, но окликнули. Пришлось уважить. Разговор само собой на пражское направление вырулил. А куда ему деваться, если Юрка в компании?

Кто-то из парней, к слову, похвастался, что у батьки есть медаль «За взятие Праги». А Минаич, завклубом, возьми да и урезонь:

– Сочиняете, молодой человек, нет такой медали.

Парень возмущаться:

– Как нет! Если на спор, могу домой сбегать, принесу, она в комоде лежит.

Минаич погрозил ему пальцем и говорит:

– Не торопитесь. Из двух спорящих, как правило, один – дурак, а другой – жулик. Вы что, хотите из меня жулика сделать? Не рекомендую. Да и живете далековато. Ждать долго. А магазин, кстати, рядышком. Если есть желание и ресурсы, то свидетели, надеюсь, будут не против.

Парень артачится, клянется, а Минаич спокоен, молчит до времени, позволяет глупость показать. Артист! Выждал паузу, а потом растолковал:

– Есть медаль «За взятие Кенигсберга», медаль «За взятиеБудапешта», или «За взятие Берлина», а Прагу наши войска не брали. Они её, вроде как, освобождали. Поэтому и медаль называется «Заосвобождение Праги». Остается выяснить – от кого освобождали.

Вроде как у всех спросил. Мы плечами пожимаем. Ясно от кого – от немцев.

– Не совсем так, молодые люди. Чехи подняли восстание, когда наши были очень далеко от Праги. И американцы – неблизко. Поспешили братья-славяне. Не подготовились как следует, почти без оружия в драку полезли. По-бабьи как-то получилось, на голых эмоциях. 

И пришел бы им большой капут, если бы не армия генерала Власова.

 Правда, там не Власов командовал, а генерал Буняченко, но это не существенно, по одной статье проходили. Доблестные изменники Родины протянули мозолистую руку помощи, быстренько навели в Праге свой порядок и разъезжали по улицам с призывами: «Смерть Сталину», «Смерть Гитлеру», а молодые и красивые чешки встречали победителей с распростертыми объятиями. Полагаю, что значительно радушнее, чем нашего Юру с его седым полковником.

Выдал Минаич военную тайну, ошарашил и любуется вытянутыми физиономиями тёмных земляков. 

А мы молчим. Боимся поверить. Но, с другой стороны, понимаем, что Минаич мужик непростой, он свое музыкальное образование взакрытой консерватории получал, на Колыме, и кое-какие исторические знания там тоже преподавали. Он, в общем-то, несильно афишировал свое прошлое, но шило в мешке… сами знаете.

Первым пришел в себя самый заинтересованный из нас и как-то подозрительно тихо выговорил:

– Ты что! Хочешь сказать, что я хуже власовцев?

Минаич тертый калач, без суеты, но и не мешкая, переместился на другую сторону стола, сначала обезопасился, а потом принялся успокаивать:

– Ни в коем случае, Юра, как можно. Власовцы с расчетом в драку ввязались, надеялись, что благодарные чехи им приют дадут, правда, не дождались, но это естественно. А вы люди подневольные, подвиг ваш бескорыстен. Зато сами остались на свободе.

Обиженный кисло усмехнулся и поблагодарил:

– Спасибо, утешил.

А Минаич ему:

– Да на здоровье! – Смекнул, что бить не будут и пропел: – «Сто тысяч улыбок ты мне подарила, и я не забуду хороших минут, рассветная Прага, красавица Прага, тебя золотою недаром зовут».

Песенку, разумеется, не по этому случаю сочинили, значительно раньше, но завклубом умел ввернуть из хорошо забытого.

Потом ребята поселковые рассказывали, что запил он, Юрка, сразу, как из армии вернулся. Не вглухую, конечно, на работу все-таки устроился, да и здоровьишком не обделили, не алкоголик же. В глаза, по крайней мере, не бросалось. 

Не он первый, не он последний после дембеля тормоза отпускал. 

Может, и успокоился бы. Но весной случилась заваруха на Даманском. Ненужный остров с китайцами не поделили. Там совсем другая история и стрельба другая. Только Юрка вникать не стал. Его и перекосило, и заклинило. 

Как, мол, так? Почему про погранцов и в газетах, и по радио, а про них ни слова? Они что – в Прагу пивка попить зарулили? В самоволку туда сбегали? 

Бабанскому звезду Героя на грудь, а ему позорным коленом под зад. И так далее. Чем больше выпьет, тем больше обид. Чем больше обид, тем больше крику.

Народ-то к нему с понятием относился. Видно было, что не врёт парень.

Потому как сочинять не умел. Врущие, они всегда по-разному рассказывают: сегодня – одно, завтра – другое, каждый раз чего-нибудь прибавляют и обязательно героем себя выставят. 

Если бы его на придуманные подвиги потянуло, там бы сразу толпы чешских красоток сбежались и реки крови потекли бы. А тут даже морду никому не набил. Потому что о больном изливал, не до хвастовства. Парень один засомневался, что Юрка за автомат схватился, когда бутылка по башке звезданула, так он без разговора въехал ему между глаз. Всё ему казалось, что не верят, а если верят, то осуждают.

Дядя Вася Кирпичов предупреждал его, что добром это не кончится. Загремит за хулиганство лет на пять. Ошибся старый милиционер. Не посадили. 

Поехал на праздники в Рыбинск, там и зарезали. Город бандитский. Одно время поговаривали, что занимает третье место по бандитизму, после Одессы и Ростова. Правда, в Черемхове я слышал, что это же самое место занимают они. Но в Черемхове мало кто знает, что такое Рыбинск. Прага, конечно, более знаменита.

Рассказ - Оккупант, из книги - Где наша не пропадалаКнижная серия разных авторов - Сибириада.

Автор книги - Кузнечихин Сергей Данилович:

ИСТОЧНИК

* * *

Пять лет назад мной, Веб Рассказ, было записано вот это видео:

Чехословакия 1968 - русская доброта и немецкая жёсткость:

 

В нём описывается подобная история, когда немцы в Чехословакии в 1968 году действовали очень жёстко и под видео было написано несколько комментариев, что мол немецких войск в Чехословакии в 1968-м не было, врёте вы всё.

Которотко об этом из Википедии, (больше неоткуда, кроме как от очевидцев, которые тогда в Праге были):

«В целом численность введённых в Чехословакию войск составляла:

СССР — 18 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 22 авиационных и вертолётных полка, около 170 000 человек;

Польша — 5 пехотных дивизий, до 40 000 человек;

Венгрия — 8-я мотострелковая дивизия, отдельные части, всего 12 500 человек;

Болгария — 12-й и 22-й болгарские мотострелковые полки, общей численностью 2164 чел. и один болгарский танковый батальон, имевший на вооружении 26 машин Т-34;

ГДР — мотострелковая и танковая дивизии, всего до 15 000 человек

по публикациям в прессе[1] от ввода частей ГДР в Чехословакию в последний момент было решено отказаться, они играли роль резерва на границе, а в Чехословакии находилась оперативная группаННА ГДР из нескольких десятков военнослужащих».

ИСТОЧНИК: Ввод войск в Чехословакию (1968), Википедия.

Что же это за публикации такие в прессе? По сноске [1] даётся ссылка на публикацию издательства США «Болчазы-Кардуччи» -

Оригинал по сноске [1]:

[Stolarik, M. Mark (англ.).. The Prague Spring and the Warsaw Pact Invasion of Czechoslovakia, 1968: Forty Years Later (англ.). — Bolchazy-Carducci Publishers,]

Русский перевод:

[(Автор) Столарик, М. Марк (англ.). Пражская весна и вторжениеВаршавского договора в Чехословакию, 1968: Сорок лет спустя (англ.). — Издательство «Болчазы-Кардуччи»],

Издательство «Болчазы-Кардуччи» зарегистрировано в штате Иллинойс, США , полный адрес: Bolchazy-Carducci Publishers, Inc. 1000 Brown St. Unit 301 Wauconda, Illinois 60084 USA. 

Этот адрес указан на официальном сайте этого издательства https://www.bolchazy.com/

То есть никаких официальных документов Википедия не приводит, ограничились ссылкой на американское издательство.

Вернёмся к фразе «в Чехословакии находилась оперативная группа ННА ГДР из нескольких десятков военнослужащих».

По этой информации войска ГДР всё же были в Чехословакии, не 15 тысяч, как планировалось, а оперативная группа из нескольких десятков.

Несколько десятков военных - это сколько? Одна рота, две, три? Рота - это от 40 до 100 человек в зависимости от рода войск.

Могут несколько десятков человек образовать колонну? Могут. Могут они передвигаться на военном транспорте, не пешком же из ГДР шли? Могут.

Могут быть у нескольких десятков военных крупнокалиберные пулемёты? Могут. И танки могут быть.

Нахождение нескольких десятков немецких военнослужащих в Чехословакии в 1968 году ОЧЕВИДЦАМ запомнилось на всю жизнь - немцы не церемонились с чехами, они с ними не миндальничали.

* * *

В Сети есть фотографии с тегами - «войска, солдаты гдр в чехославакии 1968»:

https://twitter.com/volgog55/s... Солдаты ГДР в Чехословакии в 1968 году.

https://picturehistory.livejou... Операция «Дунай» Личные фотоархивы.

Мнение о том, что войск ГДР в Чехословакии не было так укоренилось, что другого мнения как бы и быть не может.

Никаких других ссылок в Википедии, кроме сноски на американское издательство, нет.

Если у вас есть объективные ссылки на официальные документы или сайты проливающие иной свет на эти факты, поделитесь, но в основном есть только предположения, голословные мнения без доказательств.

* * *

И напоследок:

«Несмотря на то, что при вводе войск стран Варшавского Договора боевые действия не велись, потери имелись.

Так, в ходе передислокации и размещения советских войск в результате действий враждебно настроенных лиц погибло 11 военнослужащих, в том числе один офицер. Ранено и травмировано 87 советских военнослужащих, в том числе 19 офицеров.

Кроме того, погибло в катастрофах, авариях, в результате других происшествий, а также умерло от болезней - 87 человек.

Жесткая установка «не стрелять» поставила советских военнослужащих в самое невыгодное положение.

Уверенные в полной безнаказанности «молодые демократы» кидали в советских солдат камни и бутылки с зажигательной смесью, оскорбляли их и плевали им в лицо.

Стоящего в карауле у памятника советским воинам-освободителям Юрия Земкова кто-то из толпы людей, жаждущих осквернить памятник погибшим в 1945-м, ударил трехгранным штыком в грудь. Его товарищи вскинули автоматы, но, выполняя приказ, не стали стрелять.

Стоило же появиться рядом солдатам ГДР, как все становилось спокойно. Немцы, не задумываясь, применяли оружие.

Об участии войск Болгарии, Польши и ГДР в операции в наше время предпочитают молчать. 

Как же страны слились в едином экстазе НАТО и ЕЭС!

Некоторые уже дописались до того, что войска ГДР в Чехословакию не входили.

Однако те кто лично принимал участие в тех событиях вспоминают:

«Ложившиеся на дороги чехи серьезно замедляли продвижение советских механизированных и танковых колон. Танковые колоны ГДР проходили даже не останавливаясь, прямо по лежащим на дорогах…».

Это небольшой отрывок из большой статьи, там ещё много подобных примеров - «Гуманные русские и суровые немцы из ГДР. «Пражская весна» 1968 г. (Воспоминания наших солдат). 

Автор oper_1974, статья от 15 декабря 2012 года.

ИСТОЧНИК

* * *

Тем кто не представляет, что такое Военный Приказ и что бывает за его неисполнение - не спешите осуждать советских военных, оказавшихся в подобных условиях - приказ есть приказ.

На этом всё, всего хорошего, Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

До свидания.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

18.01.2022
Пожаловаться Просмотров: 236  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены