Открытая группа
2076 участников
Администратор afix

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
привилегированная участница пишет:

Сегодня Макаренко из школы был бы уволен по жалобе.

«Даа, учителя уже не тее,- неет больше Макаренко» - слышу периодически фразу в родительских кружках по интересам.

 

Полагаю, что каждого менеджера теперь знакомят с трудами Антона Семеновича, поэтому многие так легко на него ссылаются. А я как-то упустила этот момент, но решила все же компенсировать свой недочет. Почитала «Педагогическую поэму», и теперь стало ясно, как далеки эти люди от Макаренко. Основы его педагогики рухнули вместе с советской системой образования и общества.

 

Сейчас тыкать учителям в то, что «они не Макаренко» просто глупо, потому что, если они станут «как Макаренко», эти же люди будут обрывать телефоны департамента с требованием увольнения.

 

Да простят меня те, кто более глубоко знаком с темой. Но рискну озвучить свой непрофессиональный взгляд. Профессионалы, кто к подобному нетерпим – могут просто закрыть страницу и не тратить время. Хотя их мнение могло бы быть интересным и полезным.

 

Так о чем же он писал?

 

1. Коллектив.


Коллектив играл ключевую роль в воспитании.

 

«Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает.
Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива. В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужного, и сурового, воодушевлённого коллектива». © Макаренко А.С.


Даже я, после прочтения этого высказывания, подумала об идеологии СССР. Но нужно уловить суть. В этой же главе, он говорит, что сначала ребенка надо заставлять (не заинтересовать!), пока не сформируются навыки. В наше время ориентация идет на личность и мотивацию. Стремление к личным достижениям, индивидуальности. Как побочный эффект процветает эгоизм. Лень оправдана отсутствием заинтересованности. Требуют соблюдения своих прав, и все равно, что при этом нарушаются чужие.

 

2.Самоуправление


Раз в полгода в колонии Макаренко выбирались совет коллектива, санитарная комиссия, хозяйственная комиссия.
Это напоминает октябрятские звездочки и пионерские звенья.


Идея неплохая. Не каждый директор школы поддерживает управляющие советы с учениками, но в рамках класса – вполне применимо.


У моего сына в 5 классе создали что-то подобное. Разбили всех на сектора. Староста, трудовой, творческий, спортивный, учебный сектор. Раз в четверть состав секторов и староста меняется. Таким образом, каждый ребенок имеет возможность проявить себя в каждом секторе. Пока прошло 3 четверти – результат не очень... Дети разбегаются со сборов, не относятся к своим задачам ответственно, подводят друг друга, не могут работать вместе - каждый хочет по-своему или никак. Учитель с этим борется, родители сопротивляются, т.к. после школы задерживать "права не имеют"). В 4 четверти все это сошло на «нет».

 

3. Трудовое воспитание.


Тут не было целью воспитать недумающих работяг, было целью не воспитать потребителей.
Сейчас даже говорить не о чем. Эксплуатация детского труда, жалобы, нагоняй директору...
Трудовое воспитание у нас объявлено вне закона. (Об этом писала уже).


4. Компетентность в работе.


Макаренко относил это и к учителям, и к родителям. Дети чувствуют, когда за строгостью и грубостью стоит желание научить – они все равно любят и уважают таких учителей и родителей. И наоборот, они не будут уважать даже очень доброго наставника, если поймут, что никаких успехов в своем деле у него нет. Просто сядут на шею.


Вопрос компетентности педагогов, увы, имеет место быть в современных школах тоже, как и вопрос компетентности родителей. Учителя, которые допускают орфографические, субординационные ошибки, родители, которые требуют, и не получая результата, отказываются от своего требования, наращивают ком непослушания и неуважения.


Был в моей школе учитель математики. Не жалел никого. Ругался громко, много и изобретательно. Но профессионал был – редкий. Его ученики побеждали на олимпиадах и набирали максимум баллов при поступлении. Его брань вспоминаем только с улыбкой и уважением.


5. Дисциплина.


Антон Семенович не призывал к ней, он утверждал, что она – результат работы. И заставить ее соблюдать – невозможно. Правда, понятие дисциплины, он больше отождествлял с ответственностью, самоорганизацией, волей. Я согласна. Дисциплинированный человек вместо «хочу» поставит «надо».


Ясно одно: то, что происходит сейчас – полностью подрывает принципы прошлой педагогики. Поэтому, говоря, что «учителя уже не те», задумайтесь, а не результат ли это сегодняшней борьбы, за права ребенка. Она хороша. Но эту борьбу все больше путают с оправданием вседозволенности. Старая гвардия педагогов не выдерживает и уходит из школ. На их место все чаще приходят те, кто смирился и готов просто исполнять услугу по проведению уроков. А не понимать, принимать, поддерживать, искать подход и переживать за каждого.
Кстати, Макаренко, при всем своем подходе, права и уважения к детям не исключал, как раз наоборот, выделял очень важным пунктом.


Скажу сразу - я НЕ педагог, к школе имею отношение только, как родитель, поэтому никого своих не выгораживаю.

 

Источник

 

 

Это интересно
+2

привилегированная участница 13.05.2019 , обновлено  14.05.2019
Пожаловаться Просмотров: 227  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 9

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
ветеран циничной философии 13.05.2019

Подписываюсь под каждым словом.

То , что пропагандирует современная педагогика-не только подрывает педагогику прошлого. Гораздо хуже то, что ребенок на выходе получается безвольным, капризным, ленивым, ни на что не годным. Такая подросшая в размерах трусливая ноющая животинка. 

Пытаемся детей воспитывать в принципах традиционной школы - но окружающая среда вызывает пробуксовки. Мне дочь недавно заявила, что за вымытую посуду бабушка одной ее подружки выдала ей тысячу рублей.  Вот как с этим быть? Эгоистичных дебилов зачем растить?

привилегированная участница 13.05.2019

И я, с Вами, согласна. Моя дочь отучилась, когда ещё работали хоть какие-то принцыпы из советской школы. Внук же пойдёт в современную школу и я надеюсь, что до окончания его школы не доживу. Не хочется видеть, как Вы пишите "подросшая в размерах трусливая ноющая животинка. ". Может, конечно его родители как-то изменят, конкретно с внуком, положение, но боюсь, что школьное воспитание возобладает. Ведь быть несогласным со школой сейчас себе дороже. Можно ведь и изгоем стать.

ветеран циничной философии 13.05.2019

Риск стать изгоем не из-за конфликта со школой -там всем просто наплевать, аттестат в зубы и вали! - а из-за нестыковок с подростковым окружением. Дети чувствительны к мнению сверстников, если и пытаются выделиться, то в рамках ожиданий- скопированным из сети образом, смешным аксессуаром и пр. Выделяться крепостью характера, упертостью в достижении цели (непотребительской!!!) непринято. Дети в результате этой иделогии, основанной на индивидуальном интересе, совершенно неспособны к труду -в основном нудному и однообразному, к неудачам, к необходимости оттачивать навык. Авторитет взрослых отсутствует полностью.Никакого 'надо', только 'хочу' -а поскольку интеллект неразвит, вся энергия, все это 'хочу' растрачивается на полную хрень. Благодушные представления о том что надо мол дать волю творческому и познавательному началу, пробудить талант в каждом, не используя никакого принуждения, на деле выливаются в появление тупых потребителей видаков и игр, мечтающих только на тему бабла.

Но чем раньше этот процесс пресечь, тем больше шансов все же воспитать нечто похожее на человека. Маленькие, хоть и с трудом, но как то вылепливаются -к пубертату же "потеря" ребенка ( в смысле утраты влияния) будет необратима. Главное, и я об этом уже писала наверное,  почти или по возможности совсем убрать гаджеты и малышом плотно заниматься- вовлекать во все посильные домашние дела, читать, обсуждать, рассказывать (самому!!), выделять зону ответственности, не только поощрять , но и наказывать, учить нормально воспринимать отказ, неудачу, боль.

 

привилегированная участница 13.05.2019

Согласна совсеми мыслями и рассуждениями, но гаджеты уже присутствуют и боюсь будут присутствовать. Моё слово уже ничего не значит, обоим за 30, типа сами умные.

 

А у ребёнка есть признаки СДВГ и мои попытки как-то обратить на это внимание заканчиваюися словами: "Ты ещё не видела других не адекватных детей!" А мне другие до фонаря, меня мой внук беспокоит, но что сделать, я не знаю.

 

Водили к психологу, но к обычному участковому, тот ничего естественно не нашёл, а отвезти к знающему, да рассказать про его развитие и признаки этой самой гиперактивности лень, да и не считают они это чем-то особенным, мол вырастет выправится. А вот как не выправится? Запоёт моя дочура тогда другие песни.

ветеран циничной философии 13.05.2019

Может, и выправится, гиперактивность сейчас у каждого второго. Мягкая коррекция- режим, глицин, и тп-до школы, потом в началке небольшие отклонения выровняются , если с учителем повезет.

Гаджеты конечно будут, и необходимы, но пользу из них извлечь можно только достигнув некоего уровня умственной сформированности, самоконтроля. То есть до 15-16 лет под контролем взрослых. Ребенок извлечет из этого всего самую дрянь и психическую деформацию, вкупе с потерей зрения.

Мы отрубили вай фай, когда у детей появились признаки зависимости, озлобленность, отлынивание от учебы. Сразу и, вероятно , надолго. У них в школе есть ребятишки даже без простейших телефонов - нормальные, счастливые, учатся отлично.Может, так просто совпало, но мне кажется что нет😉

привилегированная участница 13.05.2019

Да, вот, была бы моя воля, а то не в моих это возможностях. Вторая бабка не парится, балует почём зря, а меня и так не очень любят, я просто не хочу терять связь с дочерью. Вот её я люблю и много сил положила на неё, мне хорошо с ней рядом. А внук? Жалко, но это её с мужем проблемы. Я как могла и что могла уже высказала.

антропос параллельного пространства 18.05.2019

ну прочёл якороччи, здесь и перед этим, кроме самой темы;

собственно школа в тупике, и дело не в гаджетах и слабом

габитусе, выражающемся в утреннем и ежевечернем нытье;

дело в следующем: объём заучиваемого

материала всё время возрастает, значимость его определять никто

не берётся и знания просто напихиваются в разные головы одинакоим

способом. что такое "зоны отвественности" и "уровень умственной зрелости"

недопонел поэтому приепиться пока не смог. Макаренко здесь вообще

не при делах, его сначал спрятали в Крым а затем потихоньку затёрли

вместе со старыми довоенными педагогами

ветеран циничной философии 19.05.2019

Этот коммент говорит об отсутствии непосредственной связи с российской средней школой. Ничего там не напихивается, никаким способом, там бардак бессистемный - темы как бы перелистываются калейдоскопичным образом, без необходимой проработки и осмысливания, потом тест-угадайка, материал половину не пройден, дети то на конкурс готовились, то маршировать, то училка болела заменить некому, то еще какой то карантин или фестиваль, короче, сами или с репетитором, вот контрольная, ну да, иногда задание понять не может и кандидат наук, иногда ошибочки в тесте-не беда, детки вытаращив глаза наставили галок, порядок, учебный год прошел. У родителей дергается глаз. Или оба.

Это кратко, но суть образно понятно, отметь- никаких преувеличений, как есть, так и описала.😢

Диверсия, а не образование.

Зона ответственности -это облась ,за которую ребенок полностью отвечает, закрепленная за ним часть дел, по дому, например.Список потихоньку расширяется.

Уровень зрелости   легко определить по наличию внутреннего 'надо' , руководящим внутренним и внешним 'хочу'. Макаренко, думаю, это сразу бы понял.

антропос 2.0 23.05.2019

ну чито, в принципе вполне понятный ответ,

не в пример поддадакивающим всему и всегда

дебилоидам, не интересующимся ни судьбой

своих детей ни дальнейшей собственной, - и

готовых из всего делать пародию на самоё себя

 

тест-угадайка это выявление способности к быстрому

запоминанию и "умственной координации" - когда

дёргается родительский глаз а не весь класс или весь

поток - это ещё полбеды. но школой не занимаются - и

нам не позволят, это факт. школьникам в целом всё равно

кто им будет новый тупизм в смарты напихивать, это давно понятно