Открытая группа
2076 участников
Администратор afix

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
привилегированная участница пишет:

Передовые отряды «храмостроя»

Почему РПЦ так важно утверждать культовые сооружения именно в центрах городов: объясняет религиовед.

Фото:Иван Жилин/"Новая газета"

Этот материал вышел в № 51 от 15 мая 2019

 

Александр Солдатов

специально для «Новой газеты»

 

В ночь на 14 мая молодые люди спортивного телосложения (в соседней стране таких называют «титушками») выдавили мирных жителей города из сквера у Драмтеатра в центре Екатеринбурга. Жители уже не первый год выступают против планов властей и местных металлургических компаний застроить сквер как бы церковными объектами. Среди «спортсменов», возревновавших о «торжестве православной веры», оказался и Магомет Рамазанович Курбанов — чемпион мира по боксу среди молодежи по версии WBO. Ему помогали соратники из Академии единоборств Русской медной компании и сотрудники каких-то ЧОПов. Разумеется, у мирных протестующих достойных аргументов, чтобы ответить «спортсменам», не нашлось, а сотрудники полиции и Росгвардии в происходящее не вмешивались.

 

РПЦ недавно потерпела два символических поражения от гражданских активистов, которых она называет «храмоборцами», в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге.

 

Несмотря на запугивания и уголовные дела, жители Лосиноостровского района Москвы смогли заблокировать строительство храма в парке Торфянка, где на стороне РПЦ также выступали парамилитарные группировки типа «Сорок сороков» (СС), «Ветераны Донбасса» и разного рода «казаки». Власти в конце концов выделили РПЦ альтернативный участок, хотя арьергардные бои на Торфянке еще продолжаются.

 

В Петербурге местному митрополиту Варсонофию не удалось заполучить Исаакиевский собор, который местный губернатор уже распорядился передать в собственность РПЦ. Но протест приобрел «федеральные масштабы», и из Кремля последовало указание сдать назад. В результате митрополит Варсонофий лишился должности управляющего делами патриархии — второй по табели о рангах в административной вертикали РПЦ.

 

На этом фоне битва в уральской столице приобретает принципиальный характер, церковная сторона рассчитывает здесь «взять реванш». Подобным настроениям способствует крайне воинственная позиция местного митрополита Кирилла (Наконечного), сознательно идущего на обострение. Например, на вечер 14 мая, зная о планах протестующих, он назначил молебен в самом очаге противостояния. А в Неделю Торжества Православия, в марте этого года, на митинг-стояние за храм Кирилл собрал в Екатеринбурге звезд эстрады и кино — Михаила Галустяна, Сергея Безрукова, Михаила Пореченкова и Алексея Чадова.

 

Почему митрополиту так важно построить этот храм в центральном сквере города? Такие стандарты поведения епархиальных архиереев задал патриарх Кирилл (Гундяев). Провозгласив в 2009 году свою «Программу 600» по застройке максимального количества свободных участков Москвы храмами и другими объектами РПЦ, он стал требовать таких же действий — в более скромных масштабах, разумеется, — от епархиальных архиереев. Главным критерием их успешности в глазах патриарха, а значит, и карьерных перспектив является строительство новых храмов, особенно — величественных кафедральных соборов. Митрополит Кирилл приехал на Урал из Центральной России, и у него есть большие амбиции.

 

Да и сам патриарх уделяет Екатеринбургу особое внимание — в прошлом году он даже провел в уральской столице заседание Синода. Этот город важен в символической структуре РПЦ как место мистической жертвы царя Николая II, почитаемого консервативной частью духовенства и мирян в качестве «главного святого Руси». Именно Екатеринбургская епархия является центром «царебожничества» — мистического течения внутри РПЦ, последователи которого почитают Николая II как «искупителя грехов русского народа». Такие монархические настроения (в отличие от либеральных и реформаторских, разумеется) находят понимание и сочувствие у идеологов нынешнего российского режима, видятся ему в качестве одной из «духовных скреп».

 

Но екатеринбургское противостояние имеет и чисто финансовую подоплеку. Благодаря усилиям патриарха Кирилла, его тезки-митрополита и свердловского губернатора спонсорами строительства храма св. Екатерины — разумеется, «крупнейшего на Урале» — согласились стать основные промышленные гиганты региона. Специально под строительство власти и епархия учредили несколько коммерческих компаний, аккумулирующих «пожертвования» на храм.

 

В масштабах Екатеринбургской епархии это настоящий «проект века», от реализации которого зависит земное благополучие сотен людей. Более того, часть средств уже получена и освоена, поэтому «отступать некуда».

 

Невооруженным глазом видно, как резко упала в России в последние годы посещаемость храмов.

 

На Пасху нынешнего года в 140-миллионной России в храмы пришло вдвое меньше людей, чем в 40-миллионной Украине.

 

После ряда разрушительных для репутации Московской патриархии скандалов эта структура в сознании значительной части россиян стала ассоциироваться с коррумпированным чиновничеством. Очевидно, протесты против «храмостроя» носят оппозиционный характер, и на них нередко (как это было в Москве и Санкт-Петербурге) звучат политические лозунги. Однако церковь номинально все же отделена в России от государства, поэтому протесты против деятельности РПЦ власть все же не приравнивает к протестам против Путина. Борьба за природу против пафосного строительства — одна из немногих еще дозволенных в какой-то мере протестных зон. Поэтому на этом участке сосредотачиваются различные протестные настроения, далеко не всегда напрямую связанные с РПЦ. И власть охотно «сдает» РПЦ протестующим (как это было в том же Петербурге), если в обмен можно получить некоторую порцию лояльности.

 

А пока «храмостроевцы» пилят бюджеты, а оппозиционеры подтачивают духовные основы режима через дискредитацию РПЦ, на гигантских просторах России продолжают разрушаться тысячи храмов. В основном сельские, заброшенные — они никому не нужны, в церковных кулуарах их называют «нерентабельными». И это — самый точный диагноз всем этим патриаршим «программам 600».

 

https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/05/14/80513-peredovye-otryady-hramostroya

 

 

Это интересно
+3

привилегированная участница 15.05.2019 , обновлено  16.05.2019
Пожаловаться Просмотров: 232  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 12

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
активный комментатор 16.05.2019

Строительство церквей, против воли местных жителей, ещё больше вносит раскол в обществе. Тем более что и строятся они за счёт обнищания других. в том числе и за бюджетный счёт.

При любой смене власти в России, не факт что это не вспомнится. А там и до крушения этих церквей  может дойти."НЕ буди лихо. когда тихо!"

привилегированная участница 16.05.2019

Это тем более неудачно, стороить в центре города, когда в глубинках, есть церкви, храмы, монастыри даже, которые являются , порой, историческими памятниками. И эти памятник гниют и разваливаются, и никому до них нет дела, даже самой церкви. Они не приносят доходы.

16.05.2019

Коммерческие предпрития - храмы. Строить пытаются там, где народу больше, чтобы свечки, лампады, иконки лучше и вернее продавались...  

привилегированная участница 16.05.2019

В этом всё и дело, а не в заботе о духовности.

антропос 2.0 23.05.2019

собственно и скзать нечего становится:

здесь "поместники" давно освоили все

густонаселённые микрорайоны

а дальше..

А по- моему, нас плавно подводят к реставрации абсолютной монархии и сословного общественного устройства. Все это, конечно, под вопли «истинно верующих патриотов» о «духовности» и особом русском пути. Причина проще и гаже. И никакого отношения к «духовности» не имеет. Просто это способ для правящей верхушки закрепить свое «право» распоряжаться народным достоянием. Собственно, все предпосылки для реставрации царизма уже есть:

Это несменяемый президент, которому осталось только нацепить корону.

Это «элита»- приближенные к власти олигархи, из которых и будет формироваться высший слой общества- графы, князья...

Это служивый люд- военные, полиция- будущие служивые дворяне, которых царь за службу Отечеству будет награждать поместьями и крепостными.

Ну и, наконец, на самом дне социальной иерархии мы- народ. Быдло, которое нужно только для того, чтобы работать на барина. Ну, а барин время от времени будет по- отечески пороть холопов на конюшне. Без порки нельзя! Испортится холоп, воли захочет! И вот тут- то как нельзя кстати пригодится вера! Загнать холопов в церкви! Пусть молятся, пусть бьют лбы об пол. Вот так дурь из холопьей башки и вышибается! Вот уже и теоретик барства объявился- это наш с вами инженер человеческих душ Никита Михалков. В одной из своих передач он с необыкновенной любовью отозвался о барстве и крепостном праве. Оказывается, барин- это для крестьян отец родной. А уж если и выпорет- так ведь от любви и заботы! Похоже, самого Михалкова ни разу не пороли на конюшне. Да он и не представляет себя холопом- только барином!

Ну, а вы, дорогой читатель, готовьтесь к тому, что однажды к вам вломится староста с подручными и объявит, что барин продал вас и семью вашу «на вывод», в Сибирь. Помните Чичикова из «Мертвых душ»?

 

 

N4 28.05.2019

Господи!!! Вразуми разум заблудших!!!

Разум с верой несовместим. Так что уж выбирайте- или «Господи» или Разум.

 

 

N4 28.05.2019

Разум с верой несовместим----

 

кто вам это сказал?

Тогда сколько же безумных на шарике  нашем во всём мире....,,,,undecided

Это верно. Хватает. И самые дикие, звериные преступления люди всегда совершали во имя веры и с именем Господа на устах.

И это с начала времен! Почитайте, к примеру, Ветхий Завет- и вы окунетесь в царство звериной жестокости и ненависти.

Нет ничего страшнее истинно верующего! И неважно, во что он верует: Во Христа и Господа нашего или в Карла Маркса и Мировую революцию.

Именно эти, фанатики с пламенным взором и творили самые дикие зверства. В средние века сжигали ученых, посмевших сказать, что Земля вращается вокруг Солнца, потом- расстреливали и морили голодом своих же соотечественников «за колоски», подобранные после комбайна.

Вера не знает сомнений или угрызений совести. Ведь все, что сделано на благо Веры- заранее оправдано. Вера ограничена. Она неспособна проникать внутрь явлений.

Был такой гениальный ученый Исаак Ньютон. Но под конец жизни он ударился в религиозную схоластику- и ученый в человеке умер.

Разум ничего не принимает на веру. Он сомневается, ищет ответы и ставит новые вопросы- и процесс познания бесконечен. И Разум все больше оттесняет религию туда, на границы непознанного. Придет время- и повзрослевшее человечество окончательно выбросит религию на помойку истории как ненужный отживший хлам.

Хотя я все- таки за то, чтобы храмы остались на нашей земле. Для верующего- это святыня. Для неверующего- воплощенный в камне талант строителя.

 

 

N4 28.05.2019

самые  дикие, звериные преступления  совершались верующими-- а неверующие- все мягкие и пушистые- миролюбивые- даже крикнуть на другого не могут(((((undecided

N4 29.05.2019
Слишком много всяких высказываний про авто- часы и нет никаких-про соборность -  Сила наша в единстве, соборность для русских - ведущая ценность. Только "собор" для нас - это вовсе не храм с церковниками, "собор" как собрание, собирание, стремление к единению.--    А ставка была именно на это сделана, расколоть народ русский еще по одному критерию, по отношению к церкви. А нам помнить нужно, что вся идеология советская выстроена на идеях христианства.