Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
2149 участников
Администратор afix

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

ЗВЕЗДЫ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ГОДА

ЗВЕЗДЫ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ГОДА

 

- Товарищи трудящиеся мусульмане Прикамья! Братья татары и башкиры! Впервые в истории человечества Советская власть избавила трудовой народ от подневольной жизни, от рабства всяческих кровососов. Мог ли я в прежнее время встать, как сейчас, перед вами и высказать на родном языке всё, что думаю? Поддержим же нашу революцию, нашу Советскую власть. Советская власть – это наша власть. Это власть тех, кто раньше гнул спину перед баями и проливал пот ради их интересов. Мы, башкиры и татары Западного Урала, как и все трудящиеся, должны поддержать революционные органы Советской власти и, чтобы защитить ее от контрреволюции, записываться в Красную Армию. Да здравствуют Советы! Да здравствует революция и свобода! Да здравствует вождь пролетариата товарищ Ленин!

С такими словами 1 мая 1918 года обратился к солдатам председатель созданного 29 апреля окружного комиссариата по делам мусульман при Пермском окружном исполкоме Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Хусаин Мавлютов. Он обращался к только что сформированному 7-му Пермскому стрелковому полку Красной Армии.

 

Хусаин (Хусейн) Багаутдинович Мавлютов родился в 1893 г. в Чистополе, в семье ремесленника. В 1900 г. семья переехала в Пермь. Хусаин Мавлютов успешно заканчивает Пермскую городскую русскую школу. Затем обучается в Учительской школе (русско-татарских педагогических курсах) в Казани и становится народным учителем в деревне Баш-Култаево Култаевской волости.

В Казани на курсах он знакомится с будущим соратником, Якубом Чанышевым. «Здесь, в Казани, - пишет один из историков, - в день похорон революционера Хусаина Ямашова, поклялись они (Чанышев и Мавлютов, Б. И.) бороться за светлое будущее.»

 

Начинается мировая война. Мавлютов поступает в Чугуевское военное училище, в 1916 году становится прапорщиком (младшим лейтенантом), уходит на фронт, получает звание поручика (старшего сержанта). После ранения попадает в госпиталь. В 1917 году возвращается в Пермь, знакомится с местными большевиками. К работе его привлекает Александр Борчанинов. Возглавив комиссариат по делам мусульман, Мавлютов организует ликвидацию контрреволюционных мусульманских групп в Кунгуре, Кизеле, Екатеринбурге, на Надеждинском и Чусовском заводах и учреждает там уездные комиссариаты.

Комиссариат издает свою газету «Кызыл Урал» («Красный Урал»), ее редактирует Мавлютов. Вместе с ним в редколлегии – большевики К. Мухтаров, Ш. Саттаров, Г. Гатауллин, Ш. Хабибулин, Н. Еникеев и многие другие. При комиссариате организуются курсы агитаторов и открываются несколько школ для детей рабочих и крестьян.

В Перми работает «Шарек клубы» - «Восточный клуб», позднее «Клуб красноармейцев-мусульман; здесь читаются лекции, показывались спектакли, проводятся другие мероприятия на татарском языке.

Деятельность Мавлютова – не сахар, в эти годы активны и русские, и татарские контрреволюционеры. В день, когда без суда был расстрелян Михаил Романов, на Мавлютова совершают нападение трое активистов контрреволюционного татарского военного шуро. (В документах отмечается, что Борчанинов отправил расстреливавших за самоуправство под арест, но отмечает, что Мавлютов для себя одобрил расстрел.)

 

19 ноября 1918 г. на собрании пермской ячейки РКПб Мавлютова избирают членом Пермского губкома партии. Он возглавляет татаро-башкирскую секцию при губкоме и делегируется на 1-й Всероссийский съезд коммунистов-мусульман.

 

С началом гражданской войны Мавлютов организует татаро-башкирские части Красной Армии. В деревне Каяново по его инициативе была создана ударная красногвардейская группа; когда Пермь по трусости Окулова (чьим именем названа улица в Перми) была сдана колчаковцам, группа действовала в тылу врага как партизанский отряд. (Расследовать причины сдачи выезжала комиссия во главе с Дзержинским и Сталиным.)

При участии Мавлютова создаются первые три социалистические мусульманские роты. На их базе впоследствии развертывается 21-й мусульманский стрелковый полк, состоящий, в основном, из татар и башкир Прикамья.

В мае 1919 г. Мавлютова назначают командиром 3-го полка 1-й отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады, формировавшейся в Казани и Самаре. В составе бригады полк участвует в прорыве дутовского фронта под Оренбургом и в ликвидации «оренбургской пробки». После чего полк преследует белоказаков в Орском направлении.

Белоказаки и войска контрреволюционного правительства «Алаш Орда» уничтожены; полк в составе Татарской бригады отправляется в Туркестан. В 1920 г. Мавлютов со своим полком возглавляет ударную группу войск, штурмует Бухару, громит войска бухарского эмира.

- Это был исключительно тяжелый штурм, - рассказывает бывший комиссар Татарской бригады, впоследствии генерал-лейтенант Якуб Джангирович Чанышев. – В этом бою Хусаин проявил такую отвагу и с такой стремительностью ворвался в город, что М. В. Фрунзе тут же после взятия города от имени Советского правительства объявил нам благодарность и наградил боевыми орденами Красного Знамени. Бойцы Привожской бригады называют Мавлютова «наш Чапай».

За боевые отличия, доблесть и героизм в годы Гражданской войны Х. Мавлютов был награжден двумя орденами боевого Красного Знамени и именной саблей.

 

Сухие строки его биографии:

после войны Мавлютов направлен в Военную Академию им. Фрунзе, по окончании основного курса продолжает учебу на Восточном факультете. Закончив учебу, с 1924 г. по 1926 г. работает помощником начальника Объединенной Средне-Азиатской (Ташкентской) военной школы.

С сентября 1926 г. по февраль 1931 г. Мавлютов - в распоряжении Разведуправления РККА, его должность - помощник начальника 1-го отдела Организационного Управления Штаба РККА, на дипломатической работе, в советском консульстве в Персии. Помимо татарского и русского, Мавлютов владеет английским, турецким, персидским языками.

1931-1932 он помощник начальника 3-го отдела 4-го Управления Штаба РККА.

С октября 1932-го по май 1935 г. - начальник разведотдела штаба Кавказской Краснознаменной армии.

В 1935 году Мавлютов получает звание полковника и с мая 1935 г. по август 1937 г. работает начальником разведотдела штаба Закавказского Военного округа.

23 августа его неожиданно увольняют в запас. Приговор ВКВС от 30 октября 1937 г. – высшая мера наказания.

_______________

 

Осень. Ночь. Тоска глухая. Ветер плачет за стеной –

Весть принес, что призрак голода маячит над страной.

Богачи, чья совесть дремлет, шлют благодаренье богу.

Просьбы нищих и голодных не нашли к нему дорогу.

Тукай

 

Хусаин Мавлютов реабилитирован 1 июня 1957 г. (Военно-исторический журнал, №1, 1973). Но только в 1961 г. свет выходит брошюра пермского писателя Вазиха Исхакова «Хусаин Мавлютов». В одной из газет Исхаков в статье «Комиссар Хусаин Мавлютов» сообщает лишь, что «трагическая смерть оборвала жизнь этого стойкого большевика». Исхаков пишет еще две книги, «Джигит из Перми» (к 60-летию Октябрьской революции) о Мавлютове (переиздана в 1984-м - «Джигит из Прикамья») и «Здравствуй, генерал!» о генерале Чанышеве и полковнике Мавлютове.

В 1984 г. Башкирское книжное издательство выпускает книгу «Здравствуй. генерал!» Но даже после публикации в Военно-историческом журнале в 1973 г. о реабилитации Мавлютова, в статье Ильдара Сафуанова «Дорогие нам имена» о выпущенной книге – ни слова о расстреле одного из двух ее главных героев («Советская Башкирия», 24.8.1984).

Хотя Сафуанов восторженно говорит о таланте Исхакова, в его статье данные о Мавлютове расходятся с тем, что пишет о нем Исхаков. «У Чанышева и Мавлютова, - отмечает Сафуанов, - сходные биографии. Сиротское детство в задавленной классовым гнетом деревне…» По Исхакову Мавлютов рано потерял отца, но детство провел не в деревне.

Учитель Р. Габтукаев и член Союза журналистов СССР И. Губайдуллин пишут, что Мавлютов заканчивал в Перми не русскую городскую школу, а медресе (статья «Джигит революции», 1977 г.), у самого Исхакова тоже встречается и медресе, и русская школа в одной книге. Незначительные детали не столь важны, главным в обеих статьях и книгах является факт умолчания о расстреле и реабилитации Мавлютова. Не сообщает об этом и заметка «Досье краеведа» в «Вечерней Перми» за 16 апреля 1983 г. Казалось бы – что этому могло препятствовать после ХХ Съезда КПСС. На одном из экземпляров книги «Джигит из Прикамья» на последней странице надпись карандашом: «Дядя, расстрелян в страшном 1937 году.»

 

В сборнике «Репрессии в Красной Армии» в главе «Полковник» Мавлютов значится под №255, он один из пяти сотен безвинно расстрелянных красных военначальников в звании полковника.

Именем Мавлютова названа школа в Башкултаево. Казань хранит память о выдающихся пермяках-татарах бережнее, чем Пермь. Именем Мавлютова названа одна из казанских улиц, а именем уроженца Кунгура (Пермский край) большевика Муланнура Вахитова – микрорайон города.

Материал подготовил Б. Ихлов, российское политобъединение «Рабочий»

Это интересно
+1

01.07.2019 , обновлено  02.07.2019
Пожаловаться Просмотров: 339  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены