Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
2149 участников
Администратор afix

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
админ пишет:

Москва царская

Москва перестала быть столицей в начале 18-го века, со строительством Санкт-Петербурга двор перебрался туда. А Москва не зачахла в тоске, не превратилась в провинциальный город, все-таки Первопрестольная. Тем более, цари к нам приезжали, и в Москве было построено множество дворцов и царских резиденций.



Санкт-Петербург был ориентирован на запад и строился размеренно, «по ранжиру», а Москва создавалась стихийно, и во многом оставалось восточным азиатским городом. А как было не приезжать императорам в Москву, ведь она оставалась сакральным центром страны. Здесь проходила коронация или венчание на царство, мистический брак между царем и государством.



Каменные стены Кремля возведены в конце 15-го века при Иване Третьем. Вот именно при нём впервые прошла церемония венчания на царство. И с тех пор ее всегда проводят в самом сердце Кремля, в Успенском соборе.



Самое высокое здание Кремля это колокольня Ивана Великого, она построена в конце 15-го века итальянскими мастерами по типу «кампанил» - отдельно стоящих звонниц. Была надстроена при Борисе Годунове до высоты 81 метр, и надолго стала самым высоким московским зданием.



Следующий собор, Архангельский, тоже итальянской работы, возведен в начале 16-го века. Он выделяется эффектными резными раковинами в закомарах. Это усыпальница московских князей и царей. Но когда столицу переместили в Санкт-Петербург, то хоронить российских императоров начали в Петропавловском соборе.



Дальше идет многоглавый Благовещенский собор, он поставлен псковскими мастерами в конце 15-го века. Стена к стене к нему – огромное здание, Большой кремлевский дворец. Поэтому Благовещенский собор был домовой церковью московских правителей. Здесь венчались, крестили детей, исповедовались, причащались.



Большой кремлевский дворец построен в середине 19-го века придворным архитектором Тоном. Нижние полуциркульные окна соответствует комнатам для малых приемов, а там, где выше сдвоенные окна, расположены двуцветные Георгиевский, Владимирский и Андреевский залы. Их как раз проектировали для многолюдных коронационных торжеств.



Петр Первый, столько переиначивший в нашей стране, вполне мог бы и венчания на царство перенести в Санкт-Петербург, но не стал. Москва перестала быть столицей, но осталась православным центром страны. Именно московский митрополит, после того, как Петр отменил патриаршество, считался старшим в русской церкви.



Петр уважал Москву, хоть и не хотел в ней жить, а Москва довольна. Царь-реформатор, ломавший Россию через коленку, уехал подальше. В 1997 году скульптор Церетели поставил на Москве-реке 100-метровый памятник Петру Первому. Пожалуй, ни один монумент не вызывал столько яростных споров.




Воробьевы горы, такое красивое место с великолепным обрывом над Москвой-рекой, не могли не заметить московские правители. С 15-го века Воробьево это княжеское село. Князь Василий III много строивший загородные резиденции и охотничьи домики, воздвиг здесь деревянный дворец. Знаток Москвы Сытин писал, что в 1521 году во время внезапного нападения на Москву крымских татар Мехмед-Гирея, именно здесь Василий III прятался в стогу сена. И хотя татары разграбили дворец и дворцовые погреба, князя не нашли.



В 1680 году царь Федор Алексеевич приказал подвести под деревянные хоромы каменные подклети. Тогда вы во дворце было пятьдесят семь комнат. Последний раз строения подновлялись в конце 18-го века, и на это каменное основание из Москвы перевезли Пречистенский Екатерининский дворец, но этого дворца и след простыл, даже фундамент не остался. На месте царского села раскинулся московский университет.



В Коломенском на протяжении нескольких веков спокойно живали наши цари. Коломенское было любимой загородной резиденцией царя Алексея Михайловича, и здесь вырос будущий император Петр Первый. Как сейчас бы сказали, он выезжал на все лето с родителями на дачу.



В 17-ом веке Москва была далеко отсюда. Дорога вилась по дальнему низкому берегу Москвы-реки. На берегу всех встречал шатер с дьяками. Они расспросят, досмотрят, там же оружие оставляли, и дюжие гребцы споро домчат до царского берега. Первое, что видели гости, была высоченная свеча церкви Вознесения.



Церковь построена специально приглашенным из Италии архитектором Петроком в честь рождения долгожданного наследника, будущего царя Ивана Грозного, а заказчик, князь Василий, был так рад так рад неземной красоте этого храма, что отказался отпускать домой архитектора. Новшество этого сооружения в том, что зодчий впервые поставил на храме каменный шатер.



Легкость каменной громаде придают валики вдоль ребер и сетка ромбов, выложенных бусинами «алмазной огранки». Вокруг храма двухъярусная галерея-гульбище с тремя крылечками со всходами. На одном из гульбищ – царское место, это каменный трон, откуда царь мог смотреть или за приезжающими, или любоваться полетом своих ловчих птиц. Московские цари очень любили соколиную охоту, а низкие противоположные берега Москвы-реки – великолепные охотничьи угодья.



На царском дворе даже хозяйственные постройки должны быть красивыми. Ниже мы видим уникальное сооружение, с одной стороны это ворота в сад, и когда-то к ним примыкал ограда, сейчас от нее остались валы. Но вместе с тем это и водовзводная башня, специальный механизм поднимал воду из колодца наверх в резервуар, и уже оттуда по трубам она распределялась по всему государеву двору.



Парадные ворота вели к царскому дворцу и над ними расположены часы с мелодичным боем. Ну а сами ворота, по свидетельству современников, охраняли 8 львов, механических, но одетых в натуральные овечьи шкуры, выкрашенные в нужный цвет. А наверху был органчик, он издавал рык, когда проходили гости. Некоторые, говорят, пугались до полусмерти.



Широкую арку ворот открывали, только когда ждали царя или патриарха. По сторонам парадных ворот были покои стрелецких полковников полков, охранявших Коломенское, а в подвалах – погреба. В них хранили привозные фряжские вина, ну и собственные напитки, например, сыто. Этот напиток на меду подавали в конце трапезы, «наесться досыта» означало досидеть до последней подачи.



Проходишь от парадных ворот каких-то сто шагов, и попадаешь в совершенно загадочную рощу, а ведь именно здесь стоял легендарный дворец царя Алексея Михайловича. Современники называли его восьмым чудом света и в данном случае не лукавили. Во дворце было 270 помещений, на фасадах три тысячи окон, лес разнообразнейших кровель, чудо чудное и диво дивное.



Но настолько он обветшал за сто лет, что когда его осматривали в конце 18-го века, под некоторыми посетителями проваливался пол. Его разобрали, но перед этим сняли чертежи и сделали модель, поэтому несколько лет назад его удалось восстановить. Его поставили почти в двух километрах отсюда, историки очень просили не ставить новодел на старом месте, не портить исторически сложившийся ансамбль.



По периметру вокруг дворца стояли дубы, этим гигантам больше трехсот лет, это видно по их размеру. По преданию, под ними занимался юный Петр, делал уроки под присмотром своего дядьки Зотова.



Церковь Казанской иконы Божьей матери построена в середине 17-го века в честь 100-летия взятия Казани. У нее традиционная для того времени асимметричная композиция. Колокольня расположена сбоку комплекса, храм окружает крытая паперть. Церковь была домовой, то есть соединялась крытым переходом с дворцом царя Алексея Михайловича. Дворец был сбоку, и деревянный переход упирался в средний проем. Поэтому и крылечко здесь с поворотом, оно смотрит не на запад, а на юг, в сторону дворца.



Церковь построена на высокой подклети, внизу хранилось царская казна и наиболее ценная рухлядь, парадная одежда. Ведь дворец был деревянный, а случись пожар? Поэтому самые важные вещи предпочитали держать в каменном здании. У храма точно найденные пропорции, и он кажется летящим возможно, из-за четкого деления на ярусы. Москвичи хорошо знают храм Казанской иконы Божьей матери, он никогда не закрывался.



Чаще всего московские цари ездили на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, 60 с небольшим километров от Москвы. Но это расстояние проезжали за 4-5 дней, неспешно жили предки наши. Перед царским поездом, а так в старину назывался караван повозок или саней, шел пеший отряд стрельцов, так что общая скорость была равна скорости мерно идущего человека. И между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой были построены четыре путевых дворца для ночевок.



Первую остановку делали за пределами тогдашней Москвы в селе Алексеевском, это между нынешними станциям метро Алексеевская и ВДНХ. Сейчас это пять-десять минут, если без пробок, а раньше день пути. Вот именно на этом холме при Алексее Михайловиче был построен деревянный путевой дворец, состоящий из срубов, составленных по два. Каждая двойня – на члена царской семьи, а у Алексея Михайловича было 16 детей в двух браках. Над каждыми двумя срубами была необычной формы крыша, покрашенная своим цветом, как в деревянном дворце в Коломенском.



Деревянный путевой дворец был разобран за ветхостью в 1812 году, но сохранилась церковь Тихвинской иконы Божьей матери. Это храм домовый, то есть соединялся крытым переходом с царскими покоями, все-таки здесь останавливались и осенью, и зимой. Церковь построена из кирпича в 1670-е годы, и это действительно царская постройка.



Церковь очень большая, рассчитана на три тысячи человек. Огромный нижний этаж образует паперть, и на нем уже стоит высоченная церковь. Здесь феноменально высокие окна, а под барабанами по традиции 17-го века четыре яруса кокошников. Именно здесь в 1689 году молили о прощении и давали клятвы верности Петру Первому мятежные стрельцы.



Следующий путевой дворец находился в селе Тайнинском, сразу за нынешней московской кольцевой автодорогой. Это сейчас час езды от Кремля, ну а если путешествовать по-царски, не торопясь, как раз на второй день и доберешься. Конечно, когда во время стрелецкого бунта юный Петр с несколькими соратниками мчался верхами укрыться в лавре, он проделал этот путь быстрее.



Село расположено на Яузе, изначально оно называлось Тонинское, здесь очень много затонов. Вокруг заливы, ивняки, еще сто лет назад это были прекрасные охотничьи угодья, сюда ездили за болотной птицей. Но со временем название поменялось. Здесь же отдыхали цари, сам Иван Грозный устроил специальный дворец для празднования победы над Казанью, и со свойственной ему самокритичностью назвал его «Содомские палаты», так что Тонинское стало романтичным Тайнинским.



Последний путевой дворец в Тайнинском сгорел в середине 19-го века, а в это время в России уже существовала железная дорога и царские семьи во время путешествий на богомолье остановок не делали. Так что комплекс решили не восстанавливать, от путевого дворца, как и в селе Алексеевском, сохранилась только домовая Благовещенская церковь.



Сколько же храмов поставили при царе Алексее Михайловиче! Храм высоченный, просторный, покрыт уже знакомыми нам пламенеющими наличниками, но особенно эффектно смотрится со стороны западного входа. От крыльца, покрытого очень необычной полой крышей, расходятся лестничные марши. Площадки выше в старину называли рундуками. А так как у церкви не было своей отдельно стоящей колокольни, то именно в рундуках были расположены колокола.



К сожалению, не сохранились оригинальные поливные черепицы на крышах, но можно полюбоваться деталями на фасадах: пучками колонн, разнообразными наличниками, и главное, этими удивительными порталами – входами в церковь, набранными из фигурного кирпича.



В 1996 году, к столетию со дня коронации последнего российского императора, в Тайнинском скульптор Клыков поставил памятник Николаю Второму. Это был первый памятник царю, поставленный после 1917 года, до этого советская власть монументы царям только уничтожала. Но и этот памятник вызвал яростные споры, его даже один раз взрывали.



Но здесь, в отличие от Петра работы Церетели, копья ломались вокруг личности Николая, а не вокруг художественного образа. Работа скульптора нареканий не вызвала, Николай изображен вполне традиционно, при всех коронационных регалиях, как на добротном парадном портрете. Можно рассмотреть и цепь ордена Андрея Первозванного, и горностаевые хвостики на мантии.



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва царская», фото без моих логотипов взяты из Сети.

 

 

      Источник

Это интересно
+5

админ 28.11.2019 , обновлено  28.11.2019
Пожаловаться Просмотров: 456  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены