Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
2149 участников
Администратор afix

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
админ пишет:

Москва петровская

Петр Первый, безусловно, самый яркий русский царь, он изменил образ жизни россиян, облик городов, и ассоциируется он у нас прежде всего с Санкт-Петербургом, хотя из 52 лет 32 Петр прожил в Москве. Здесь есть много зданий, связанных с царем-реформатором.



Петр I начал править Россией, когда наша страна активно взаимодействовала с Западом, и царь бодро усилил эти заимствования. Конец 17-го – начало 18-го века это эпоха переплетения русской и европейской культур. Сколько историки насчитывают архитектурных стилей в царствование Петра? Нарышкинское, голицынское, строгановское, московское и петровское барокко.



Вокруг Москвы было много царских владений, и царевич Петр, конечно, бывал во всех. Но жил подолгу в Коломенском, Измайлове и в Преображенском. Поэтому, выбирая, где ему разместить создаваемые на иноземный манер потешные войска, Петр выбрал любимое знакомое Преображенское. Эти первые вооруженные формирования, ставшие со временем элитными гвардейскими полками, получили название по окрестным селам – Преображенский и Семеновский полки.



Когда Петр объявил набор в потешные войска, по преданию, первым к нему явился царский конюх Бухвостов, и был зачислен в бомбардирскую роту потешным пушкарем. Он выступил в Азовский поход солдатом, но уже во время войны со шведами состоял при Петре лейбшицем, стрелком-телохранителем, и за Полтавскую битву был пожалован чином капитана.



Здесь на холме над Яузой в 1690-ом году прошло примерное сражение между потешными полками и стрельцами. Стрельцы были биты зарождающейся гвардией, сражение учебное, заряды холостые, а покалеченных было много. В следующем, 1691-ом году, опять произошло сражение, и Петр писал: «Тот бой равнялся судному дню. Князь Долгоруков от тяжкия своея раны, паче ж изволением божиим, переселилися в вечные кровы, по чину Адамову, идеже и всем нам по времени быти».



Село Измайлово тогда было загородным царским владением. Для уюта и безопасности дворец был окружен прудами, попасть на остров можно было через стометровый мост и проездную башню, ее охраняли стрельцы. На первом этаже башни были караульни, а на втором еще царь Алексей Михайлович проводил заседания боярской думы.



Деревянный царский дворец стоял во внутреннем государевом дворе, он не сохранился. А за воротами – служебный двор, там находились стрелецкие караульни, большой храм Преображения Господня и всяческие служебные постройки, в том числе – льняной сарай. Именно в этом сарае в 1688-ом году был обнаружен английский ботик. В Немецкой слободе нашли мастера Брандта, который починил лодку и преподал Петру первый урок хождения под парусами.



Когда царь создал военный флот и вышел с ним в Балтику, он повелел называть Измайлово колыбелью русского флота. Как попал туда ботик? В середине 17-го века Измайловом владел Никита Романов. Он был известен пристрастием к западным новшествам, сам ходил в европейском платье и слуг одевал в ливреи, читал немецкие и польские книги. И этот легкий бот был привезен Романову английскими купцами.



И до Петра были деятели, которые перенимали западную культуру. Но только Петр сделал это государственной политикой. К трехсотлетию ботика, дедушке русского флота, скульптор Кербель создал бронзовый памятник. Петр изображен в простой рабочей одежде, опирающимся на якорь. Мореплаватель и плотник.



Высоко-Петровский монастырь назван не в честь императора Петра, а в честь Петра-митрополита. Каменный храм ему еще в 16-ом веке поставил итальянец Алевиз Фрязин. Но Петр Алексеевич здесь неоднократно бывал. Дело в том, что монастырь отстраивали Нарышкины, родственники царя по материнской линии. Здесь похоронены дядья Петра, убитые во время стрелецкого бунта. Может быть, именно детские, страшные воспоминания об этом бунте и привели со временем к переносу столицы.



На Петровке находится самое большое в Москве жилое здание петровских времен – Нарышкинские палаты. 29 окошек по фасаду, внутри и сени, и комнаты, и большие залы. Фасад очень богато декорирован, с ложным карнизом, двойными колоннами, наличниками с разорванными фронтонами. Это московское, или нарышкинское барокко. А вот когда Петр Алексеевич побывал за границей, и в архитектуре появилось больше западных элементов, родился стиль петровское барокко.



В 1696—1697 годах началось строительство усадьбы, в которой по замыслу Петра I планировалось проводить торжественные приёмы. Официально дом возводился для друга императора генерала Франца Лефорта в качестве награды за взятие Азова. После смерти фаворита император использовал усадьбу для торжественных мероприятий, а в 1706-м пожаловал имение графу Александру Меншикову, который значительно перестроил и расширил его.



Безродный Меншиков, ставший к тому времени уже светлейшим князем, владел огромным участком в Москве в районе Мясницкой улицы. Именно Меншиков заказал очистку Поганых прудов возле бойни, и с тех пор их называют Чистые пруды. Дворец Меншикова не сохранился, но стоит церковь Архангела Гавриила, поставленная им, москвичи называют ее «Меншикова башня».



Церковь построена уже в новой европейской манере – перед входом мощные завитки волюты, со всех сторон двухколонные портики, и заканчивалась она при Меншикове необычно – на пяти ярусах вытянутых восьмериков стоял тонкий шпиль. Такие спицы, устремленные в небо, пришли к нам из северной Европы.



В Питере такие шпили у Адмиралтейства и Петропавловки, а в Москве их не ставили, было негласное правило – не ставить здания выше колокольни Ивана Великого. Но Меншикова это не остановило, и за счет 30-ти метрового шпиля собор Архангела Гавриила оказался выше Ивана Великого.



Церковь для Меншикова в 1707-ом году архитектор Зарудный, а в 1723-ем году в нее ударила молния, сгорел шпиль и два верхних деревянных восьмерика. Их решили не восстанавливать. Церковь очень необычна, она выделяется барочными лепными украшениями на фасадах. Видно, что Меншиков во всем хотел быть по-петровски первым.



В Колпачном переулке сохранилось здание, которое москвичи называют Домом Мазепы. Долгое время считалось, что именно здесь останавливался украинский гетман Иван Мазепа, когда приезжал в Москву. Правда, потом оказалось, что предположения эти беспочвенны, но название прижилось. Мазепа был так нужен Петру, что после учреждения первого российского ордена в честь Андрея Первозванного был немедленно им награжден.



Петр вообще придавал очень большое значение символике наград. И когда Мазепа предал, царь приказал лично для него изготовить орден Иуды в 5 кг весом. Правда, повесить его на шею изменнику так и не привелось. Дом Мазепы больше похож на старинные палаты, если смотреть со двора. Второй этаж богато декорирован колоннами, сдвоенными карнизами, наличниками.



Поход шведского короля Карла 12-го на Россию сильно изменил и облик тогдашней Москвы. Так как было неизвестно, куда направит армию швед, Петр приказал окружить земляными бастионами московские крепости, к этому времени уже изрядно обветшавшие. Были окопаны Кремль, Китай-город и Белый город. Многие из этих бастионов простояли сто лет.



Внезапно Карл поворотил, перенес войну на Украину, и был разбит под Полтавой. В память об этой виктории Петр Первый повелел заложить храм Иоанна Воина на Якиманке. Это, наверно, самый известный и красивый храм петровского правления.



Архитектор Зарудный в своем творении объединил элементы традиционного московского зодчества, красочность украинского барокко, и детали западной архитектуры. Мы видим полукруглые фронтоны, завитки волюты, как на Меншиковой башне, и вытянутые огромные восьмерики с огромными окнами и граненым барабаном.



Петр любил ознаменовывать важные события церковными службами. Чтение по городам о полтавской победе сопровождалось молебнами и пятидневным колокольным звоном. Но к делам веры в целом царь был равнодушен, а в деятелях церкви видел сторонников древних традиций и обычаев, то есть, противников своих реформ. Не собирался царь и делиться хотя бы частью своей власти с патриархом, как поступал его отец, Алексей Михайлович в период дружбы с Никоном.



Недоверие к духовенству усилилось при расследовании бегства за границу сына Алексея. Главной причиной предательства сам Петр назвал беседы с попами, и чернецами. Царевич Алексей и ряд иерархов были осуждены на смерть, поэтому не удивительно, что церковные реформы Петра жестоки и своенравны. Царь резко ограничил в правах духовенство, отобрал у монастырей земли, и отменил институт патриаршества в России. Церковь стала управляться коллегиальным органом – синодом.



Перебравшись в Санкт-Петербург, Петр оставил все древние обители в Москве. В новой столице был предусмотрен только один монастырь. Храмы в России, конечно, продолжали строиться, хотя и не так активно, как при отце Петра. Тихвинскую церковь над северными воротами Донского монастыря построил тот же архитектор Зарудный. Здесь есть узнаваемые элементы петровской эпохи – полукруглые фронтоны, волюты, ну а общим ступенчатым силуэтом и небольшой изящной главкой этот храм похож на Меншикову башню.



Храм на Новой Басманной известен меньше, хотя по свидетельству документов, он был возведен по именному царскому указу и по сделанному самим Петром рисунку. Церковь так и называется – Петра и Павла и завершается характерным голландским шпилем. Колокольню пристроили позже, и своей барочной пышностью она оттеняет простоту здания петровского периода.



Любопытно, что церковь, которую патронировал сам царь, пострадала от его же указа. В 1714-ом году Петр запретил каменное строительство по всей России кроме Санкт-Петербурга. Так он стимулировал работы в новой столице. И возведение церкви Петра и Павла тоже остановили. Ее закончили только в 1723-ем году. Это иллюстрация афоризма, чем отличается самодержец от диктатора. Самодержец издает законы, и сам же их исполняет.



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва петровская»

 

Источник

Это интересно
+2

админ 13.12.2019 , обновлено  13.12.2019
Пожаловаться Просмотров: 244  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены