Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
2149 участников
Администратор afix

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
админ пишет:

Дело личного пилота Министра обороны (засекреченные судебные процессы)



В начале 80-х годов прошлого века сначала была фактически «разгромлена», а потом реорганизована одна из самых элитных и боевых в советской военной авиации частей, дислоцированных в Щелковском районе Московской области. Самое удивительное, что произошло это не из-за боевых потерь, а по причине вмешательства правоохранительных органов.

Авиационная часть, в которой аресты продолжались весь 1982 год, была необычной. Она обслуживала высшее руководство Вооруженных Сил СССР. Ее летчики поштучно отбирались по всей военно-транспортной авиации Советского Союза и были, безусловно, лучшими военными летчиками страны. Некоторые из них являлись личными пилотами Министра обороны СССР, его заместителей, начальника Генерального штаба, главнокомандующих видами Вооруженных Сил СССР. Они имели огромный опыт полетов в самые отдаленные уголки земного шара, включая все «горячие» точки планеты. И прежде всего в Афганистан, где шла война…


Одним из первых офицеров этой войсковой части, представших весной 1983 года перед военным трибуналом Московского военного округа, был старший командир корабля ИЛ-18 подполковник В. П. Лохонов. Он был прекрасным летчиком и входил в число личных пилотов тогдашнего Министра обороны СССР маршала Д.Ф. Устинова.


Д.Ф. Устинов

К тому времени по аналогичным делам уже было арестовано немало его сослуживцев, в том числе несколько других личных пилотов военных руководителей Советской армии.

Дело слушалось в закрытом судебном заседании.

Вместе с Лохоновым на скамье подсудимых оказались члены его экипажа бортмеханики самолета Ил-18 прапорщики Л.К. Барелко и В.А. Левашов. Все трое к тому времени без малого год находились под стражей и содержались в следственном изоляторе КГБ СССР. Следственные действия тоже проводились сотрудниками этого ведомства.

Было установлено, что многие экипажи военно-транспортной авиации, летавшие в Афганистан, систематически занимались контрабандой. В довесок к ней практически всем командирам и членам арестованных экипажей было предъявлено обвинение еще по одной статье. Это была чисто советская статья и называлась она – спекуляция.

Для молодых читателей, видимо, надо сделать пояснения. То, что сейчас называют словом «бизнес» в советские времена нередко квалифицировалось как скупка товаров с целью перепродажи и извлечения наживы. А под наживой, если опять же пользоваться современной терминологией, понималось извлечение прибыли. Подполковнику Лохонову помимо этих статей, как командиру, вменили, кроме того, в вину статью о злоупотреблении служебным положением, совершенном систематически из корыстных побуждений и причинившем существенный вред.

Основным предметом контрабанды являлся очень дефицитный в Афганистане продукт – русская водка. Ведь алкоголь в исламском государстве категорически запрещен.

По этой причине, среди бойцов и командиров ограниченного контингента советских войск этот товар сразу стал «стратегическим». Те, кто это вовремя понял, сумели сделать на водке «бизнес».

В качестве хранилища для сокрытия контрабандной водки летчики использовали специальную нишу. Или, говоря официальным языком следствия, конструктивно-технологическую емкость, имеющуюся между обшивкой багажного грузового отсека ИЛ-18 и корпусом фюзеляжа самолета. Бортмеханики демонтировали один или два листа обшивки отсека и загружали туда контрабанду. В хранилище входило до 90 ящиков водки.


Ил-18 в аэропорте Кабула

Председательствовавший на судебном процессе по этому делу полковник юстиции А.И. Иванченко рассказывал автору:

- Экипаж, конечно же, рассчитывал на безнаказанность. Все знали, что самолет обслуживает Министра обороны. И это обстоятельство учитывалось экипажем. Было установлено, что сама преступная идея принадлежала и была экономически просчитана неким инженером-экономистом по фамилии Гураль. Он продумал всю преступную цепочку. Ведь члены экипажей самолетов Ил-18, совершавшие по заданию командования полеты в Афганистан, мало что могли сделать без соучастников - гражданских лиц, работников таможни, военнослужащих силовых структур и военной комендатуры. Были в этом деле замешаны даже работники органов госбезопасности и прокуратуры. При участии Гураля и других лиц все они были соорганизованы в преступные группы для занятия контрабандой и спекуляцией. Гураля, как организатора этих махинаций, судили отдельно. Он был единственным, кого приговорили к расстрелу.

В ходе следствия было установлено, что контрабандой водки экипаж Лохонова начал заниматься осенью 1980 года. Первый эпизод, который вменялся командиру военного корабля, произошел 12 октября. Лохонов, Барелко, Левашов и другие члены экипажа сбросились тогда по 100 рублей, договорились с директором одного из магазинов Ташкента и оптом, по завышенной цене, скупили 160 бутылок водки «Русская» за 800 руб.

В Кабуле и Шинданте водку продали нашим военнослужащим, «наварили» 960 чековых рублей «Внешпосылторга». Так было положено начало.



С каждым полетом росли объемы поставок, увеличивалось число сообщников как на территории Узбекской СССР, где скупалась в больших количествах водка, так и в Афганистане, где летчиков всегда ждали торговцы-посредники.

На вырученную от продажи водки афганскую валюту экипаж Лохонова скупал в ДРА все товары, которые считались в СССР дефицитными: шелка, дубленки, радиоаппаратуру, наручные часы, джинсы, сигареты и др. Аналогичным контрабандным способом все это добро перемещалось через государственную границу и перепродавалось в СССР.

«Навар» всегда получался приличным. Так, 200 бутылок водки брали за 1000 рублей, а на вырученные от ее продажи деньги покупали товары, которые перепродавали в СССР за 6000 рублей.

В ходе следствия и в суде было установлено, что в общей сложности экипаж в 1980-1981 годах незаконно переместил через государственную границу СССР товаров на сумму около 150 тысяч рублей, в том числе 4,5 тысячи бутылок водки. Нажива от продажи контрабандных товаров превысила 50 тысяч рублей.

Надо сказать, что бортмеханики оказались более оборотистыми, чем их командир. Особенно – прапорщик Барелко. Он неоднократно умудрялся без ведома Лоханова загружать в самолет большие партии водки, продавать ее в Кабуле с помощью других соучастников, а затем вывозить дефицитные товары в СССР. Его арестовали первым - в мае 1982 года. Затем был арестован Левашов. А в августе 1982 года дошла очередь и до командира.

Полковник юстиции А.И. Иванченко вспоминал:

- При подготовке этого дела к рассмотрению в суде выяснилось, что некоторые обвиняемые и свидетели проходили сразу по нескольким делам, которые слушались в разных местах. Примерно такие же, как и экипажем Лохонова, преступления совершили десятки военнослужащих из других экипажей. В связи с тем, что судебные процессы начинались в Москве и Ташкенте одновременно, для координации действий в Военной коллегии было даже проведено специальное совещание. На нем было принято решение – в целях оперативного рассмотрения дел и координации наших действий выделить специальный самолет. Такое решение очень помогло. Допрашивался, например, свидетель по моему делу в Москве и сразу же доставлялся военным бортом в Ташкент.

Определяя подсудимым наказание, суд принял во внимание, что они в течение всей своей многолетней службы в Вооруженных Силах СССР характеризовались исключительно положительно, в содеянном чистосердечно раскаялись, добровольно и полностью возместили средства, полученные ими в результате незаконных сделок.


Здание на Арбате, 37, в котором в 1983 году размещался военный трибунал МВО (ныне -2-й Западный окружной военный суд).

По совокупности совершенных преступлений военный трибунал лишил свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима: Лоханова и Барелко – сроком на 5 лет, Левашова – на 4 года. Всех троих - с конфискацией принадлежащего им имущества. Кроме того, они были лишены по приговору суда воинских званий. Трибунал также вошел в соответствующие органы с ходатайством о лишении осужденных орденов и медалей.

(с)

Это интересно
+2

админ 20.01.2021 , обновлено  20.01.2021
Пожаловаться Просмотров: 308  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены