Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
2149 участников
Администратор afix

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
админ пишет:

Кто придумал кормить пассажиров в самолете и как это делали в СССР


Иллюстрация к книге Юрия Полякова «Перелетная элита»/ © Алла Бобылева.

Первыми придумали британцы. Им первым в голову пришла мысль, что питание в самолете помогает пассажиру справиться с нервами, расслабиться и даже получить удовольствие от полета. Было это в 1919 году. Гражданская авиация только зарождалась, и у многих был панический страх перед авиаперелетом.


В самолетах британской авиакомпании «Империал Эйрвейз» пассажирам предлагали подкрепиться сэндвичами, шоколадом, фруктами. В 1927 году самолеты этой же компании первые в мире были оборудованы буфетом. В конце 1920-х в Европе и Америке появились самолеты-рестораны, для работы в которых нанимались официанты и лучшие повара.


На борту американского самолета Sikorsky S40B, 1930-е гг. Самолет имел кладовую с электрическим холодильником и плитой, а также прекрасно оборудованную комнату для курения с перегородкой из красного дерева.

История советского самолетного питания началась лишь в 1934 году: в самолете-гиганте «Максим Горьким» был оборудован уютный бар с мягкими креслами и полированными столиками. В баре помимо бутербродов и фруктов всегда была горячая еда в термосах.


Бар на борту «Максима Горького», 1934–1935 гг. На стойке фрукты, бутерброды с черной икрой, печенье.

Этот самолет являлся по сути «летающей» редакцией, в которой работали журналисты, типография, фотолаборатория, радиостанция. Бар был что-то вроде корпоративной столовой.


Рабочий день в "летающей" редакции. В 1935 г. "Горький" разбился по вине другого самолета, который ударил его в крыло. Все погибли.

В 1936 году начальство Гражданского воздушного флота распорядилось повысить качество обслуживания авиапассажиров. На рядовых самолетах появились буфеты, но полноценными горячими обедами пассажиров в то время кормили на земле. Самолет делал остановку в промежуточных аэропортах, где специально к его прибытию уже были накрыты столы.

В 1939 году 20-летняя москвичка Эльза Городецкая стала первой стюардессой в СССР. С огромным чемоданом, наполненным продуктами и напитками, она впервые отправилась в рейс в качестве обслуживающего персонала. В штатном расписании она значилась кладовщицей, но по сути была буфетчицей, официанткой, уборщицей.


А это Эллен Черч - первая в мире стюардесса, официально принятая на эту должность. Фото 1930-х гг.

Вскоре штат аэрофлотовских “кладовщиц” пополнился. Перед полетом девушки закупали продукты в ресторане аэропорта и магазинах города. Горячая пища тогда еще не входила в меню. Зато в самолетном буфете были в обилии бутерброды с сыром, икрой и колбасой, пирожки, печенье, конфеты, шоколад, фрукты, минералка, газировка, пиво.

1950-е

В 1956 году начал полеты первый советский реактивный самолет Ту-104, на борту которого появился полноценный сервис, в том числе горячие обеды. Питание в самолетах стало бесплатным. В бортовом рационе «Аэрофлота» были курица, индейка, отварное мясо, гарнир, свежие овощи, хлеб, сыр, колбаса, красная и черная икра, масло, апельсины, яблоки, печенье, лимонад, чай, кофе.


Бортовая кухня Ту-104.

В 1959 году введен в эксплуатацию самолет Ил-18, в котором пассажирские места были оборудованы столиком для приема пищи.

1960-е

В 1961 году новый лайнер Ту-114 с кухней на нижней палубе, модернизированными буфетами и рестораном на верхней — пассажирской — палубе стал флагманом советской гражданской авиации.


Ресторан на борту Ту-114.

В 1967 году «Аэрофлот» открыл полеты в Японию. Пассажиров обслуживали русско-японские бригады бортпроводников. В одной из таких бригад работала самая известная советская стюардесса Татьяна Виноградова – девушка с плаката, призывающего «летать самолетами Аэрофлота»

Пассажиров мы обслуживали, развозя питание и напитки на специальных тележках... Подавалось горячее, предоставлялся богатый выбор мясных и рыбных блюд, широкий ассортимент закусок, икра красная и чёрная… Меню «Аэрофлота» уже тогда было превосходным. На этих рейсах наряду с русскими были представлены блюда японской кухни… На каждом рейсе обязательно имелся бар – хорошие коньяки, марочные вина, минеральные воды, а также импортная продукция (виски, джин, тоник, содовая).

— из воспоминаний Татьяны Виноградовой



Советско-японский рейс. На тележке сигареты «Мальборо» и «Кент», банка черной икры, алкогольные напитки. На борту самолета можно было курить.

В том же 1967 году новый Ил-62 принял на борт первых пассажиров. Благодаря большой просторной кухне и вместительной кладовой бортовое питание стало еще лучше. Визитной карточкой советского самолетного рациона в 1960-х стала черная икра.

Сценарист и драматург Эмиль Брагинский в своих путевых заметках особо отметил, как ждал подачу черной икры, оказавшись в конце 60-х на международной рейсе Ил-62.

Мы вылетели в Индию прекрасным самолетом «ИЛ-62» <…> Разница во времени между Москвой и Дели — два с половиной часа… Я перевел стрелку на два с половиной часа вперед и стал ожидать черной икры. Я не знаю, как это назвать — ужин или первый завтрак, — но икра была. Если хотите поесть зернистой икры отменного качества, поднимайтесь на самолете компании «Аэрофлот» на высоту 8 или 9 тысяч метров. Вам подадут <…> Я проснулся, когда второй раз кормили икрой.

— из книги Эмиля Брагинского “Солнце в декабре” (1969).


1970-е

Впрочем, в Европе в те годы черная икра тоже была непременным атрибутом бортового рациона в салонах первого класса, а сервис был на уровне лучших ресторанов. Например, на рейсах “Скандинавских авиалиний” (SAS Scandinavian Airlines) в салон выходил шеф-повар самолета, который сам обслуживал пассажиров, а стюардесса ему ассистировала.


В самолете «Скандинавских авиалиний», 1969-1970 гг. На столике-тележке различные закуски и большая банка с черной икрой. © SAS Museum.

В Европе полеты были настолько важным событием, что пассажиры приходили на борт в лучшей одежде: женщины — в красивых платьях, мужчины — в костюмах.


В самолете «Скандинавских авиалиний», 1970-е гг. Лобстеры, черная икра, шампанское. © SAS Museum.


В самолете «Скандинавских авиалиний», 1970-е гг. На столике-тележке среди закусок черная осетровая икра и самая дорогая золотая икра белуги-альбиноса. © SAS Museum.


В СССР 1970-е годы были самые стабильные. Практически все население страны составляло средний класс. Острого дефицита товаров первой необходимости практически не было, но приобрести продукцию высокого качества, особенно импортную, было проблематично. Процветала фарцовка.

В те годы цены на черную и красную икру не сильно отличались, а авиаперелет был ненамного дороже проезда на железной дороге.

В 60-70-х годах «Аэрофлот» смело и без церемонии “топил” своего конкурента — железнодорожный транспорт. Скорость, сравнимые с ж/д тарифами цены на билеты, вкусное бесплатное питание и непременно с черной икрой — очевидные преимущества «Аэрофлота», с которыми трудно было поспорить.


Курица, бутерброд с черной икрой, фрукты, печенье, напитки — стандартный набор, который «Аэрофлот» демонстрировал на рекламных плакатах. Обед полностью бесплатный.

Для рекламы “Аэрофлот” привлекал и советских кумиров. Так во второй половине 1970-х Министерство гражданской авиации заключило договор с Владимиром Высоцким, согласно которому он обязан рекламировать «Аэрофлот» в своих стихах и песнях, в советских и зарубежных СМИ. Взамен Высоцкому была предоставлена 50-процентная скидка на покупку любых авиабилетов.

В ожиданьи уставший народ,
Успокойся и землю не рой,
Вас в компании «Аэрофлот»
Всех накормят зернистой икрой!

— Владимир Высоцкий


1980-е

В 1980 году открылся суперсовременный по тем временам терминал «Шереметьево-2», который для советских граждан стал окном в мир, а для иностранцев — воротами в СССР. На новом аэровокзале был магазин “Березка”, где интуристы отоваривались русской черной икрой, хохломой и матрешками, а наши граждане покупали “Мальборо” и баночное пиво, французские духи и японскую технику.


Магазин «Берёзка» в « Шереметьево» , 1986 г.

О сервисе в «Шереметьево-2» и аэрофлотовском обслуживании на борту самолета один из братьев Стругацких — Борис Натанович — оставил такую запись в своем путевом блокноте:

Обычный бардак. Очередь к таможеннику, очередь к пограничнику, очередь за кофе, длинная очередь на посадку… Но — великолепный сортир!!! Шереметьево-2 в 1987-м — это уже кусочек Европы. И как же мало нужно, чтобы порадовать советского человека!.. Взлетели… Курить можно. Две девушки с тележкой... “Коньяк! Пиво!“ Оказалось — фигу. Только за валюту. Икра, крабы, шоколад, “Кент“…
Ужин: рис, горошек, ложка черной икры, пол-яйца. Соль, перец, сахар — в очаровательных пакетиках, кура (из-за которой линии Аэрофлота называют blue chickens lines), вино, чай (или кофе).
— из книги о Стругацких писателя Анта Скаландиса.


1990-е

В 1992 году в парке «Аэрофлота» появился аэробус иностранного производства А310, оборудованный удобными кухонными модулями, позволяющими, например, варить кофе, чего были лишены советские самолеты.

В 1997 году «Аэрофлот» начал улучшать бортовое питание. В конце 90-х в меню первого класса были черная икра, копченые мидии, осетрина, форель и семга, пармская ветчина с дыней, разнообразные сыры, на горячее — запеченная рыба, телятина, утка и другие блюда. Из алкоголя — болгарские и грузинские вина, первосортные французские коньяки. На наиболее престижных линиях пассажиров угощали шампанским «Мадам Клико».

Каждая авиакомпания вносит в свое питание национальный колорит. У французов это — знаменитый паштет «пате», у британцев — цыпленок с приправой «карри», в Аэрофлоте — блины с черной икрой.

— консультант по бортовому питанию Лесс Фуллер (ж-л «Время и мы», № 137, 1997)


2000-е

В 2002 году «Аэрофлот» для рейсов в Вашингтон и Нью-Йорк разработал концепцию «Русское гостеприимство с элементами лучших традиций и современного образа жизни, оказанное искренними радушными людьми». Под таким длинным витиеватым названием подразумевалось новое качество обслуживания и бортового питания. Например, пассажирам перед полетом предлагали welcome drink — приветственный напиток: вино, шампанское, сок. Появилось ресторанное обслуживание — заказ блюд из бортового меню.

Наше время

Для создания бортовых блюд и закусок приглашаются лучшие шеф-повара мира. Меню в бизнес-классе меняется каждые три месяца, меню экономкласса – каждые полгода. Помимо стандартного меню для пассажиров «Аэрофлота» разработано специальное питание с учетом возраста, медицинских показаний и религиозных убеждений. При покупке билета через сайт можно выбрать тип питания.

Эксперты говорят, что бортовое питание из-за COVID-19 станет более строгим и скудным. Особенно это почувствуют пассажиры экономкласса. Некоторые авиаперевозчики уже решили больше не кормить бесплатно в экономклассе на рейсах короткой и средней продолжительности.

(с)

Это интересно
+2

админ 16.02.2021 , обновлено  16.02.2021
Пожаловаться Просмотров: 244  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены