Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4301 участник
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Логика и Психология сталинской школы.

 кислая

Среди неко­то­рой части участ­ни­ков АШ рас­про­стра­не­но мнение, что из-за  Хру­ще­ва, за­пре­тив­ше­го пре­по­да­ва­ние Логики и Пси­хо­ло­гии в школах, по­сле­ду­ю­щие по­ко­ле­ния со­вет­ских людей ра­зу­чи­лись ло­ги­че­ски мыс­лить, что при­ве­ло к пе­ре­рож­де­нию об­ще­ства, в то время как во вре­ме­на Ста­ли­на изу­че­ние этих пред­ме­тов в рамках школь­ных про­грамм поз­во­ли­ло стране до­стиг­нуть впе­чат­ля­ю­щих ре­зуль­та­тов раз­ви­тия. Я решила по­ко­пать­ся в этом во­про­се.

Итак, до ре­во­лю­ции Логика была обя­за­тель­ным пред­ме­том школь­ной про­грам­мы Рос­сий­ской им­пе­рии. Кстати говоря,  у В.И. Улья­но­ва (Ленина) в ат­те­ста­те зре­ло­сти была един­ствен­ная "чет­вер­ка" именно по логике:

  Ат­те­стат

 Пси­хо­ло­гия же все же была пред­ме­том изу­че­ния в высшей школе.

  Учеб­ни­ки по Логике и Пси­хо­ло­гии  времен РИ

После Ре­во­лю­ции Логику, объ­яв­лен­ную "пе­ре­жит­ком цар­ско­го про­шло­го", ис­клю­ча­ют из школь­ной про­грам­мы, а в вузах пре­по­да­ва­ние этого пред­ме­та так же прак­ти­че­ски сходит на нет. Хотя, как на­уч­ная дис­ци­пли­на, фор­маль­ная логика пол­но­стью, не ис­че­за­ет  - среди пре­по­да­ва­те­лей и про­фес­су­ры высшей школы оста­ют­ся те, кто ей за­ни­ма­ет­ся.

С 1922 года раз­во­ра­чи­ва­ет­ся марк­сист­ское пе­ре­осмыс­ле­ние фор­маль­ной логики, со­про­вож­да­ю­ще­е­ся уни­что­жа­ю­щей кри­ти­кой ее "узких го­ри­зон­тов". К при­ме­ру  В, Ф Асмус , за­ни­мав­ший­ся сов­ме­ще­ни­ем марк­сист­ской диа­лек­ти­ки  и фор­маль­ной логики (ре­зуль­та­том этих трудов стала книга «Диа­лек­ти­че­ский ма­те­ри­а­лизм и логика» - 1924 г), кри­ти­куя так на­зы­ва­е­мый фор­маль­но-ло­ги­че­ский подход А. Ва­рья­ша, пред­став­лен­ный в книге "Логика и диа­лек­ти­ка", писал:

«Со­вре­мен­ная логика стре­мит­ся к из­вест­ной эман­си­па­ции от закона про­ти­во­ре­чия. Она при­зна­ет воз­мож­ность опу­ще­ния этого прин­ци­па - без ущерба для фор­маль­ной логики как та­ко­вой. Однако ни в коем случае не сле­ду­ет пре­умень­шать про­грес­сив­ное зна­че­ние этих тен­ден­ций. "Ме­та­ло­ги­ка" (Н.А. Ва­си­лье­ва) не скры­ва­ет фор­ма­ли­сти­че­ской сущ­но­сти своих задач... Вред­ное дей­ствие этой книги со­сто­ит в де­ма­го­ги­че­ских при­е­мах, при помощи ко­то­рых А. Варьяш стре­мит­ся не только скрыть от чи­та­те­ля фор­ма­ли­сти­че­ский ха­рак­тер своей логики, но еще вну­шить ему впе­чат­ле­ние, будто бы вся книга раз­ра­бо­та­на в духе диа­лек­ти­ки и верна ее на­ча­лам»

Под пред­ло­гом обес­пе­че­ния тесной связи теории и прак­ти­ки для более пол­но­го удо­вле­тво­ре­ния нужд прак­ти­ки в 1930 г. была про­ве­де­на  ре­ор­га­ни­за­ция выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Из учеб­ных планов ис­клю­ча­ют тео­ре­ти­че­ские дис­ци­пли­ны как умо­зри­тель­ные и не име­ю­щие непо­сред­ствен­но­го прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния. Так  были упразд­не­ны тео­ре­ти­че­ская физика, фун­да­мен­таль­ная ма­те­ма­ти­ка и т.д. Раз­да­ют­ся пред­ло­же­ния го­то­вить в уни­вер­си­те­тах только ин­же­не­ров для про­мыш­лен­но­сти. Скажем, из­вест­ный со­вет­ский об­ще­ствен­ный де­я­тель и ал­геб­ра­ист О.Ю. Шмидт, воз­глав­ляв­ший в 1918 г. Ма­те­ма­ти­че­ское от­де­ле­ние Ко­ма­ка­де­мии, утвер­ждал, что "учеб­ные за­ве­де­ния служат не для раз­ви­тия лич­но­стей, а для снаб­же­ния их ору­ди­я­ми прак­ти­че­ских знаний".

Все это при­во­дит к вы­де­ле­нию из уни­вер­си­те­тов гу­ма­ни­тар­ных фа­куль­те­тов и ор­га­ни­за­ции гу­ма­ни­тар­ных, пра­во­вых и иных ин­сти­ту­тов. В том же Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те оста­ют­ся лишь фа­куль­те­ты есте­ствен­но­го про­фи­ля, а пре­по­да­ва­ние диа­лек­ти­че­ско­го и ис­то­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­лиз­ма осу­ществ­ля­ет един­ствен­ная гу­ма­ни­тар­ная ка­фед­ра ис­то­рии и фи­ло­со­фии есте­ство­зна­ния, воз­глав­ля­е­мая ярым борцом с иде­а­лиз­мом в есте­ство­зна­нии А.А. Мак­си­мо­вым, счи­тав­шим, что

"теория от­но­си­тель­но­сти Эйн­штей­на, несо­мнен­но про­па­ган­ди­ру­ет ан­ти­на­уч­ные воз­зре­ния по ко­рен­ным во­про­сам со­вре­мен­ной физики и науки вообще. Воз­зре­ния Эйн­штей­на повели физику не вперед, а вспять как в от­но­ше­нии теории по­зна­ния, так и метода. Уже многие физики со­зна­ют, что теория от­но­си­тель­но­сти Эйн­штей­на – это тупик со­вре­мен­ной физики".

Сонин А. С. Газета «Крас­ный флот» против иде­а­лиз­ма в физике

С начала 30-х за­ни­мать­ся фор­маль­ной ло­ги­кой ста­но­вит­ся не без­опас­но, по­это­му работы по ней все чаще скла­ды­ва­ют в стол. Марк­си­сты рас­смат­ри­ва­ют фор­маль­ную логику как ци­та­дель ме­та­фи­зи­че­ско­го мыш­ле­ния, ко­то­рое по своей при­ро­де яв­ля­ет­ся бур­жу­аз­ным, т.е. несов­ме­сти­мым с диа­лек­ти­кой, а значит про­ти­во­сто­ит их стрем­ле­нию со­здать про­ле­тар­скую науку, диа­лек­ти­че­скую по своей сущ­но­сти. 

Так, к при­ме­ру,  опре­де­ля­ет фор­маль­ную логику Крат­кий фи­ло­соф­ский сло­варь Т.С. Ищенко 1931 года

"Старая логика рас­смат­ри­ва­ет формы и ка­те­го­рии мыш­ле­ния как са­мо­сто­я­тель­ные и неза­ви­си­мые и потому ее ос­нов­ной недо­ста­ток со­сто­ит в том, что она своим ос­но­ва­ни­ем имеет ме­та­фи­зи­че­ский способ рас­смот­ре­ния дей­стви­тель­но­сти... ме­та­фи­зи­че­ское по­ни­ма­ние мира... Диа­лек­ти­ка вклю­ча­ет в себя фор­маль­ную логику как высшая сту­пень мыш­ле­ния низшую, как пре­взой­ден­ный момент".

Со­глас­но ав­то­рам Крат­ко­го фи­ло­соф­ско­го сло­ва­ря 1939 г фор­маль­ная логика от­ры­ва­ет ис­сле­до­ва­ния за­ко­нов мыш­ле­ния от при­ро­ды.

"Ее законы про­ти­во­по­лож­ны за­ко­нам диа­лек­ти­че­ской логики. Яв­ля­ясь ос­но­вой ме­та­фи­зи­че­ско­го метода, фор­маль­ная логика не ин­те­ре­су­ет­ся ма­те­ри­аль­ной ис­ти­ной (пра­виль­ным от­ра­же­ни­ем в мыш­ле­нии яв­ле­ний при­ро­ды). Закон тож­де­ства в фор­маль­ной логике трак­ту­ет каждое яв­ле­ние как нечто неиз­мен­ное и за­ко­сте­не­лое. Ма­те­ри­а­ли­сти­че­ская диа­лек­ти­ка по­ка­зы­ва­ет несо­сто­я­тель­ность такого рода взгля­да на вещи, ибо для нее вещь тож­де­ствен­на и нетож­де­ствен­на самой себе потому, что она на­хо­дит­ся в про­цес­се из­ме­не­ния, раз­ви­тия. Закон (не)про­ти­во­ре­чия также имеет ме­та­фи­зи­че­ский ха­рак­тер, по­сколь­ку иг­но­ри­ру­ет то об­сто­я­тель­ство, что всякое раз­ви­тие пред­по­ла­га­ет про­ти­во­ре­чие. Фор­му­ла же закона ис­клю­чен­но­го тре­тье­го яв­ля­ет­ся и ме­та­фи­зи­че­ской, и аб­стракт­ной, бес­со­дер­жа­тель­ной."

Соб­ствен­но данное от­но­ше­ние к фор­маль­ной логике обьяс­ня­ет то об­сто­я­тель­ство, почему она впа­да­ет в такую неми­лость у боль­ше­ви­ков, хотя вос­пи­та­ние нового че­ло­ве­ка (че­ло­ве­ка с пра­виль­ным мыш­ле­ни­ем) яв­ля­ет­ся при­о­ри­тет­ным на­прав­ле­ни­ем их де­я­тель­но­сти в пе­ре­ход­ном пе­ри­о­де к свет­ло­му ком­му­ни­сти­че­ско­му бу­ду­ще­му.

По ин­тер­не­ту ходит байка о том, что пред­ше­ство­ва­ло воз­вра­ще­нию Логики в школы и вузы - де­скать, по окон­ча­нии войны Сталин провел анализ, ко­то­рый по­ка­зал, что потери были бы много меньше, если бы мы могли пра­виль­но (ло­ги­че­ски) рас­суж­дать. К тому же  Ста­ли­на якобы окон­ча­тель­но вывели из себя ко­мис­са­ры, ко­то­рые «совсем не умеют мыс­лить, и их нужно на­учить логике», по­это­му он и решил вер­нуть пре­по­да­ва­ние Логики.

К со­жа­ле­нию, в байке не рас­кры­ва­ет­ся то, кто под­ра­зу­ме­вал­ся под ме­сто­име­ни­ем "мы", но, если брать во­ен­ную среду, то под "мы" можно под­ве­сти весь ко­манд­ный состав. Без­услов­но, чем выше уро­вень об­ра­зо­ва­ния ко­манд­но­го со­ста­ва, тем лучше (во всех смыс­лах)  ре­ше­ния. Какой же уро­вень об­ра­зо­ва­ния был у ко­ман­ди­ров РККА?

В 1929 году 81,6% кур­сан­тов, при­ня­тых в во­ен­ные школы, пришли туда только с на­чаль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем 2–4 класса. В пе­хот­ных школах этот про­цент был еще выше — 90,8%. Со вре­ме­нем по­ло­же­ние начало ис­прав­лять­ся, но очень мед­лен­но. В 1933 году доля кур­сан­тов с на­чаль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем сни­зи­лась до 68,5%, но в бро­не­тан­ко­вых учи­ли­щах она оста­ва­лась по-преж­не­му 85%

На­ка­нуне начала ВОВ только 7,1% ко­манд­но­го и на­чаль­ству­ю­ще­го со­ста­ва РККА могли по­хва­стать­ся высшим во­ен­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, сред­нее было у 55,9%, уско­рен­ные курсы — у 24,6%, а остав­ши­е­ся 12,4% не по­лу­чи­ли вообще ни­ка­ко­го во­ен­но­го об­ра­зо­ва­ния. В «Акте о приеме Нар­ко­ма­та Обо­ро­ны Союза ССР» то­ва­ри­щу Ти­мо­шен­ко от тов. Во­ро­ши­ло­ва го­во­ри­лось:

«Ка­че­ство под­го­тов­ки ко­манд­но­го со­ста­ва низкое, осо­бен­но в звене рота-взвод, в ко­то­ром до 68% имеют лишь крат­ко­сроч­ную 6-ме­сяч­ную под­го­тов­ку курса млад­ше­го лей­те­нан­та».

А из со­сто­яв­ших на учете 915 951 ко­ман­ди­ров запаса армии и флота 89,9% имели за пле­ча­ми лишь крат­ко­сроч­ные курсы или не имели вообще ни­ка­ко­го во­ен­но­го об­ра­зо­ва­ния. Даже среди 1076 со­вет­ских ге­не­ра­лов и ад­ми­ра­лов высшее во­ен­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ли только 566. При этом их сред­ний воз­раст был 43 года, а значит и боль­шо­го прак­ти­че­ско­го опыта они не имели. Осо­бен­но пе­чаль­но об­сто­я­ли дела в авиа­ции, где из 117 ге­не­ра­лов, только 14 имели высшее во­ен­ное об­ра­зо­ва­ние. Ни один из ко­ман­ди­ров авиа­кор­пу­сов и ди­ви­зий его не имел.

Крас­ная Армия на­ка­нуне Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

Могла ли знание Логики при таких об­сто­я­тель­ствах что-то кар­ди­наль­но из­ме­нить - вопрос спор­ный...

Что ка­са­ет­ся Нар­ко­мов, то в 1940 г Сталин дей­стви­тель­но ор­га­ни­зо­вал для них (и не только для них, но и для управ­лен­цев разных уров­ней) курсы изу­че­ния Логики, однако на­ча­лась ВОВ и ко­мис­са­ры ушли во­е­вать, так до конца не освоив науку о пра­виль­ном мыш­ле­нии. Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции к этим курсам раз­ра­ба­ты­вал В. Асмус, ко­то­рый позже, после войны, был при­вле­чен в ка­че­стве автора учеб­ни­ка по Логике для вузов. Надо от­ме­тить, что Ва­лен­тин Фер­ди­нан­до­вич при­ло­жил не мало усилий для ре­а­би­ли­та­ции и укреп­ле­ния по­зи­ций фор­маль­ной логики в СССР.

После ВОВ Сталин воз­вра­ща­ет­ся к идее изу­че­ния основ Логики, желая этому дей­ству при­дать самый ши­ро­кий охват, так 4 де­каб­ря  1946 года вы­хо­дит По­ста­нов­ле­ние «О пре­по­да­ва­нии логики и пси­хо­ло­гии в сред­ней школе», ко­то­рое было опуб­ли­ко­ва­но только в "Учи­тель­ской газете":

  «О пре­по­да­ва­нии логики и пси­хо­ло­гии в сред­ней школе»

Со­глас­но По­ста­нов­ле­нию в те­че­ние 4 лет, на­чи­ная с 1947/48 учеб­но­го года, пре­по­да­ва­ние этих пред­ме­тов должно было по­сте­пен­но вво­дит­ся в об­ра­зо­ва­тель­ную про­грам­му стар­ше­класс­ни­ков сред­них школ и сту­ден­тов вузов, с тем чтобы к 1950/51 учеб­но­му году охва­тить все об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния страны. Пер­во­на­чаль­но же пре­по­да­ва­ние Логики и Пси­хо­ло­гии пред­по­ла­га­лось ор­га­ни­зо­вать в 200 сред­них школах Москвы, Ле­нин­гра­да, Горь­ко­го, Са­ра­то­ва, Сверд­лов­ска, Куй­бы­ше­ва (Самары), Но­во­си­бир­ска, Ро­сто­ва-на-Дону, Во­ро­не­жа, Казани, Мо­ло­то­ва (Перми) и Томска. По ко­ли­че­ству школ по­нят­но, что даже в пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дах пре­по­да­ва­ние обо­зна­чен­ных пред­ме­тов из­на­чаль­но вво­ди­лось не во всех сред­них школах.

Уже в сле­ду­ю­щем номере "Учи­тель­ской газеты" (14 де­каб­ря 1946 г.) пуб­ли­ку­ет­ся пе­ре­до­вая статья, ко­то­рая раз­ви­ва­ет по­ло­же­ния, со­дер­жа­щи­е­ся в по­ста­нов­ле­нии. В ней утвер­жда­ет­ся, что

"гро­мад­ное зна­че­ние для дис­ци­пли­ни­ро­ва­ния нашего мыш­ле­ния имеет логика. Как наука о за­ко­нах пра­виль­но­го мыш­ле­ния, логика уста­нав­ли­ва­ет те прин­ци­пы, следуя ко­то­рым мы можем из­бе­жать ошибок в наших суж­де­ни­ях и умо­за­клю­че­ни­ях и притти к пра­виль­ным, ло­ги­че­ски обос­но­ван­ным до­ка­за­тель­ствам. Изу­че­ние логики яв­ля­ет­ся пре­вос­ход­ной тре­ни­ров­кой для ума, при­уча­ю­щей наше мыш­ле­ние к стро­гой дис­ци­плине. Прак­ти­че­ская польза логики в том, что она учит людей пра­виль­ным суж­де­ни­ям, учит вы­во­дить по­сле­до­ва­тель­ные умо­за­клю­че­ния и до­би­вать­ся стро­гих до­ка­за­тельств, столь необ­хо­ди­мых для любой ум­ствен­ной де­я­тель­но­сти. Логика вос­пи­ты­ва­ет эко­но­мию мыш­ле­ния, предо­хра­няя от на­прас­ных за­блуж­де­ний, лишних, бес­плод­ных споров, воз­ни­ка­ю­щих при от­сут­ствии обос­но­ван­ных, т.е. ло­ги­че­ских до­ка­за­тельств. Изу­че­ние логики мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся необ­хо­ди­мой сту­пе­нью для изу­че­ния диа­лек­ти­че­ской логики.

Успех вве­де­ния логики и пси­хо­ло­гии в си­сте­му школь­но­го об­ра­зо­ва­ния будет за­ви­сеть в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни от ка­че­ства пре­по­да­ва­те­лей по этим пред­ме­там, а также от со­от­вет­ству­ю­щих учеб­ных по­со­бий.

Задача пре­по­да­ва­ния пси­хо­ло­гии весьма об­лег­че­на вы­хо­дом в свет хо­ро­ше­го учеб­ни­ка пси­хо­ло­гии для сред­ней школы, на­пи­сан­но­го проф. Б.М. Теп­ло­вым. Если Ин­сти­ту­ту фи­ло­со­фии Ака­де­мии наук СССР удаст­ся со­здать и ана­ло­гич­ный по ка­че­ству учеб­ник логики, то пре­по­да­ва­нию обеих дис­ци­плин в сред­ней школе будет ока­за­на весьма су­ще­ствен­ная польза.

Со всей ак­тив­но­стью органы на­род­но­го про­све­ще­ния должны взять­ся за осу­ществ­ле­ние по­ста­нов­ле­ния ЦК ВКП(б) «О пре­по­да­ва­нии логики и пси­хо­ло­гии в сред­ней школе», на­прав­лен­но­го к тому, чтобы вос­пол­нить су­ще­ствен­ный пробел в си­сте­ме нашего общего об­ра­зо­ва­ния".

В унисон выше ска­зан­но­му в  той же "Учи­тель­ской газете" пуб­ли­ку­ет­ся статья за­ве­ду­ю­щей учеб­ной частью одной из школ на Урале "Раз­ви­вать ло­ги­че­ское мыш­ле­ние", в ко­то­рой утвер­жда­ет­ся, что многие школь­ни­ки мыслят, на­ру­шая эле­мен­тар­ные пра­ви­ла фор­маль­ной логики.

В ин­тер­не­те можно найти ин­фор­ма­цию о том, что к 1950-му году пре­по­да­ва­ние Логики и Пси­хо­ло­гии уда­лось ор­га­ни­зо­вать только в по­ряд­ка 600 сред­них школ Союза, при том что общее ко­ли­че­ство сред­них школ этого пе­ри­о­да со­став­ля­ло чуть больше 120 000. Скорее всего, к обо­зна­чен­ным 200-м школам пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов до­ба­ви­лось неко­то­рое ко­ли­че­ство школ из круп­ных го­ро­дов Со­юз­ных рес­пуб­лик, коим пред­ла­га­лось рас­смот­реть вопрос о вве­де­нии Логики и Пси­хо­ло­гии в школь­ные про­грам­мы. Тем не менее, трудно пред­ста­вить, что в по­сле­ду­ю­щие 2-3 года ко­ли­че­ство сред­них школ, где были вве­де­ны эти пред­ме­ты, уве­ли­чи­лось на по­ряд­ки, во всяком случае от­кры­той до­ку­мен­таль­ной ин­фор­ма­ции под­твер­жда­ю­щей сей факт нет. Кос­вен­ным под­твер­жде­ни­ем того, что Логика и Пси­хо­ло­гия так и не стали по­все­мест­но изу­ча­е­мы­ми дис­ци­пли­на­ми в стар­ших клас­сах сред­них школ СССР служат Ат­те­ста­ты зре­ло­сти тех лет.

  Ат­те­ста­ты зре­ло­сти начала 1950-х годов.

Таким об­ра­зом, хоть Логику вер­ну­ли в стар­шие классы сред­ней школы, при­со­во­ку­пив к ней еще и эле­мен­тар­ные знания по пси­хо­ло­гии, утвер­ждать то, что эти пред­ме­ты изу­ча­лись по­все­мест­но (т.е. во всех школах СССР) было бы боль­шим пре­уве­ли­че­ни­ем. Прак­ти­че­ски то же самое можно ска­зать и о высших учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Фор­маль­ный воз­врат Логики в учеб­ные про­грам­мы высшей школы не привел к уве­ли­че­нию ис­сле­до­ва­ний в этой об­ла­сти, т.к. со­дер­жа­ние ло­ги­че­ских курсов огра­ни­чи­ва­лось ис­то­ри­ей логики.

После смерти Ста­ли­на на Логику об­ру­ши­лась оче­ред­ная атака "диа­лек­ти­ков". Стоял вопрос о не обя­за­тель­но­сти ее пре­по­да­ва­ние для ма­те­ма­ти­ков. Счи­та­лось, что логика не спо­соб­на раз­ре­шить спор­ные си­ту­а­ции в ма­те­ма­ти­ке — на это спо­со­бен только диа­лек­ти­че­ский ма­те­ри­а­лизм.

"До­сти­же­ния Ско­ле­ма, Гёделя, Чёрча и других ис­сле­до­ва­те­лей… по­ка­за­ли, что ак­си­о­ма­ти­че­ская теория, рас­смат­ри­ва­е­мая как за­мкну­тая си­сте­ма, не в со­сто­я­нии устра­нить, раз­ре­шить про­ти­во­ре­чия, воз­ник­шие в ма­те­ма­ти­ке. Глу­бо­чай­шую при­чи­ну этого может понять, ко­неч­но, только ма­те­ри­а­ли­сти­че­ско-диа­лек­ти­че­ская логика, рас­кры­ва­ю­щая связь ма­те­ма­ти­ки и дей­стви­тель­но­сти"

Б. Фор­га­ши

Фор­маль­но за­пре­ще­ния пре­по­да­ва­ния Логики в школах и вузах не было - не вы­хо­ди­ло ни­ка­ких по­ста­нов­ле­ний или пред­пи­са­ний, тем не менее, Логика и Пси­хо­ло­гия по­сте­пен­но изы­ма­ет­ся из школь­ных про­грамм тех сред­них школ, где велось их пре­по­да­ва­ние,

На  ХХ съезде КПСС (фев­раль 1956 г) Н. Хрущев за­яв­ля­ет:

«Необ­хо­ди­мо не только ввести в школах пре­по­да­ва­ние новых пред­ме­тов, дающих основы знаний по во­про­сам тех­ни­ки и про­из­вод­ства, но и си­сте­ма­ти­че­ски при­об­щать уча­щих­ся к труду на пред­при­я­ти­ях, в кол­хо­зах и сов­хо­зах, на опыт­ных участ­ках и в школь­ных ма­стер­ских».

В ре­зуль­та­те в учеб­ные планы сред­них школы были вве­де­ны: в 1-4 клас­сах – труд, в 5-7 клас­сах – прак­ти­че­ские за­ня­тия в ма­стер­ских и на опыт­ных учеб­ных участ­ках, в 8-10 клас­сах – прак­ти­ку­мы по ма­ши­но­ве­де­нию, элек­тро­тех­ни­ке и сель­ско­му хо­зяй­ству.  К 1959 году  пре­по­да­ва­ние Логики и Пси­хо­ло­гии в сред­них школах было пол­но­стью свер­ну­то.

В это же время про­ис­хо­дит пре­кра­ще­ние пре­по­да­ва­ния Логики в боль­шин­стве уни­вер­си­те­тов и пе­да­го­ги­че­ских ин­сти­ту­тов страны. Воз­вра­ще­ние фор­маль­ной логики в высшую школу не только на уровне курса лекций, но и как ис­сле­до­ва­тель­ская работа на­чи­на­ет­ся в 1970-х годах, однако, ре­ци­ди­вы идео­ло­ги­за­ции науки в об­ла­сти логики про­ис­хо­дят едва ли не до начала 1980-х годов.

Такова фор­маль­ная сто­ро­на во­про­са, но она не обьяс­ня­ет того, почему же Сталин вдруг решил "на­учить людей думать" и вернул Логику в стар­шие классы школы, к тому же до­ба­вив к ней еще и основы Пси­хо­ло­гии, и вузы. Доктор тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор Д. Г. Лахути ​​​​​​, сам изу­чав­ший Логику в школе, дает по­дроб­ный ответ на этот вопрос в своей статье (ак­тив­ные ссылки на учеб­ни­ки со­дер­жать­ся в теле статьи).

 

Сталин и логика

Сразу после Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции фор­маль­ная логика в нашей стране ока­за­лась в загоне; в ходу была логика диа­лек­ти­че­ская, с по­мо­щью ко­то­рой можно было до­ка­зать все, что угодно(по­сколь­ку все могло — или даже должно было — пре­вра­щать­ся в соб­ствен­ную про­ти­во­по­лож­ность).

Однако вскоре после Оте­че­ствен­ной войны Сталин решил воз­ро­дить фор­маль­ную логику: как го­во­рят, по его пря­мо­му ука­за­нию в 1946 г. был вы­пу­щен — в со­кра­щен­ном из­да­нии — старый гим­на­зи­че­ский учеб­ник логики Чел­па­но­ва, в 1947 — учеб­ник для вузов Асмуса, в 1949 —Стро­го­ви­ча1 , логика была вве­де­на в про­грам­му сред­ней школы, и был вы­пу­щен (в 1947 г.) учеб­ник для сред­ней школы Ви­но­гра­до­ва, в пе­ре­из­да­ни­ях -- Ви­но­гра­до­ва и Куз­ми­на 2, по одному из ко­то­рых (в 1951/52 учеб­ном году) учился и я. Потом, после смерти Ста­ли­на, этот пред­мет как-то неза­мет­но выпал об­рат­но из школь­ной про­грам­мы.

Мне как логику это могло бы дать повод ска­зать, — как это се­год­ня даже модно, - что-де вот было и в эпохе Ста­ли­на нечто по­ло­жи­тель­ное и даже в чем-то она была лучше се­го­дняш­ней. Но мне не хо­чет­ся этого делать (сам я в школе вос­при­ни­мал этот пред­мет как нечто крайне скуч­ное, а когда судьба за­ки­ну­ла меня на только что со­здан­ное от­де­ле­ние логики фи­ло­соф­ско­го фа­куль­те­та МГУ, я вместе с теми, кто меня туда за­ки­нул, вос­при­ни­мал это как угне­те­ние и ссылку, и стал менять свое от­но­ше­ние только на тре­тьем курсе, когда нам начала читать лекции по ма­те­ма­ти­че­ской логике С.А. Янов­ская); а хо­чет­ся мне понять, зачем Ста­ли­ну была нужна логика и, со­от­вет­ствен­но, какая логика была ему нужна.

Ста­ли­на многие счи­та­ли очень ло­гич­ным ора­то­ром, но логика у него была, ко­неч­но, вполне спе­ци­фи­че­ская. В логике давным-давно из­вест­ны два на первый взгляд сим­мет­рич­ные спо­со­ба рас­суж­де­ния: модус поненс, или утвер­жда­ю­щий способ, и модус тол­ленс, или от­ри­ца­ю­щий способ. Прошу про­ще­ния у чи­та­те­лей, ко­то­рые все это пре­крас­но знают, но для связ­но­сти из­ло­же­ния все-таки скажу, что со­сто­ят они, со­от­вет­ствен­но, в том, что если из А ло­ги­че­ски сле­ду­ет В, то, с одной сто­ро­ны (по модусу поненс), если А ис­тин­но, то В обя­за­тель­но ис­тин­но; а с другой сто­ро­ны (по модусу тол­ленс), если В ложно, то и А обя­за­тель­но ложно. Несколь­ко в иных словах: если по­сыл­ки верны, то верно след­ствие, а если след­ствие ложно, то ложны по­сыл­ки, но не на­о­бо­рот! (Как не уста­вал по­вто­рять Карл Поппер, ис­тин­ность пе­ре­да­ет­ся от по­сы­лок к след­стви­ям, а лож­ность — от след­ствий к по­сыл­кам.) Может по­ка­зать­ся, что это вполне эк­ви­ва­лент­ные, сим­мет­рич­ные спо­со­бы вы­ра­жать, по сути, одно и то же, только, так ска­зать, с разных сторон. На самом деле это далеко не так. Вопрос в том, откуда мы знаем, что А ис­тин­но? Возь­мем клас­си­че­ский ари­сто­те­лев­ский сил­ло­гизм в самом его про­стом, ба­зо­вом виде, к ко­то­ро­му сво­дят­ся все осталь­ные (так на­зы­ва­е­мый модус Barbara):

Все люди смерт­ны Сократ — че­ло­век След., Сократ смер­тен

(его можно изоб­ра­зить в виде модуса поненс: "Из того, что все люди смерт­ны, а Сократ че­ло­век, ло­ги­че­ски сле­ду­ет, что Сократ смер­тен; но все люди смерт­ны, а Сократ че­ло­век, след., Сократ смер­тен").

Что Сократ че­ло­век — еди­нич­ный факт, ко­то­рый мы знаем если и не из непо­сред­ствен­но­го на­блю­де­ния, то из по­ка­за­ний (хотя и очень длин­ной) це­поч­ки не про­буж­да­ю­щих у нас по­до­зре­ний сви­де­те­лей; это утвер­жде­ние как-то не вы­зы­ва­ет особых во­про­сов. Но "все люди смерт­ны" — общее суж­де­ние; откуда мы знаем, что оно верно? Из того, что все из­вест­ные нам люди не жили дольше столь­ких-то лет? Но мы знаем не всех людей, и вообще это по­пу­ляр­ная ин­дук­ция типа "все лебеди белые, а все вороны черные": мы просто не видели ав­стра­лий­ских ле­бе­дей и ворон-аль­би­но­сов. И вообще ни одно общее суж­де­ние (не из об­ла­сти чистой ма­те­ма­ти­ки или логики) невоз­мож­но непо­сред­ствен­но до­ка­зать, по­сколь­ку оно должно охва­ты­вать бес­ко­неч­ное ко­ли­че­ство слу­ча­ев, в том числе и бу­ду­щих, ко­то­рых пока нет. Вроде бы по­лу­ча­ет­ся, что сил­ло­гизм - штука не очень на­деж­ная. И тем не менее именно сил­ло­гизм был ос­нов­ной формой ло­ги­че­ско­го рас­суж­де­ния на про­тя­же­нии при­мер­но 22 сто­ле­тий — от Ари­сто­те­ля вплоть доФрен­си­са Бэкона и Джона Стю­ар­та Милля, и в част­но­сти лю­би­мой формой рас­суж­де­ния в тео­ло­гии и схо­ла­сти­ке.

С мо­ду­сом тол­ленс в этом от­но­ше­нии проще: если ложно след­ствие, то ложны и по­сыл­ки (взятые в целом, т.е. хоть какая-то из них). Здесь нам при­хо­дит­ся думать не о том, откуда мы знаем, что по­сыл­ки ис­тин­ны, а о том, ис­тин­ны ли след­ствия; а так как след­ствия можно до­ве­сти до еди­нич­ных, то их ис­тин­ность можно про­ве­рять прямым со­по­став­ле­ни­ем с фак­та­ми. По­это­му при ис­поль­зо­ва­нии модуса тол­ленс нам трудно укло­нить­ся от со­по­став­ле­ния наших суж­де­ний с фак­та­ми. При этом, если след­ствия не со­от­вет­ству­ют (про­ти­во­ре­чат) фактам, то есть ложны, то и по­сыл­ки опре­де­лен­но ложны; а если не про­ти­во­ре­чат, т.е. ис­тин­ны, то мы не можем окон­ча­тель­но ска­зать, что и по­сыл­ки ис­тин­ны: ведь из общих по­сы­лок можно вы­ве­сти бес­ко­неч­ное (от­кры­тое) мно­же­ство еди­нич­ных след­ствий, и может быть мы просто еще не вывели того, ко­то­рое ока­жет­ся про­ти­во­ре­ча­щим фактам?

По­это­му модус тол­ленс вполне может ка­зать­ся чем-то ущерб­ным по срав­не­нию с мо­ду­сом поненс: даже в случае своего успеха он может дать нам окон­ча­тель­ную ложь, но не окон­ча­тель­ную истину; а нам ведь хо­чет­ся истины! А вот модус поненс - если только удаст­ся раз­жить­ся ис­тин­ны­ми по­сыл­ка­ми! — даст нам без­услов­ную истину. Но вот как раз­жить­ся-то без­услов­но ис­тин­ны­ми общими по­сыл­ка­ми?

Ис­то­ри­че­ски на про­тя­же­нии двух с лишним тысяч лет в ка­че­стве ис­точ­ни­ков ис­тин­но­сти общих по­сы­лок сил­ло­гиз­ма ис­поль­зо­ва­лись такие ис­точ­ни­ки, как от­кро­ве­ние (на­при­мер, "Свя­щен­ное пи­са­ние", "Коран", "Талмуд" и т.п.) — для тео­ло­гии, и ав­то­ри­тет (в Европе — прежде всего Ари­сто­те­ля, в Китае — Кон­фу­ция, в других куль­ту­рах были свои ав­то­ри­те­ты) — для схо­ла­стов (вне­ре­ли­ги­оз­ное от­кро­ве­ние — ин­ту­и­ция — ло­ги­че­ски есть част­ный случай от­кро­ве­ния). Уж почему языч­ник Ари­сто­тель стал таким ав­то­ри­те­том для хри­сти­ан­ских схо­ла­стов, я ска­зать не берусь, но стоит по­смот­реть хотя бы со­чи­не­ния Га­ли­лея, чтобы понять, на­сколь­ко каждое утвер­жде­ние Ари­сто­те­ля на­смерть за­щи­ща­лось то­гдаш­ни­ми уче­ны­ми со­вер­шен­но без всякой мысли о срав­не­нии его или его след­ствий с фак­та­ми 3 . Несколь­ко позд­нее к этим двум, равно ав­то­ри­тар­ным ис­точ­ни­кам при­со­еди­нил­ся и третий — оче­вид­ность (в ос­нов­ном свя­зы­ва­е­мая с Де­кар­том); а оче­вид­ность общего суж­де­ния — вещь тоже вполне ав­то­ри­тар­ная (даже в случае еди­нич­но­го суж­де­ния оче­вид­ность подчас бывает об­ман­чи­вой, ср. вся­ко­го рода ил­лю­зии и т.п. — "Солнце об­ра­ща­ет­ся вокруг Земли", "Земля плос­кая", "он убийца" и пр.).

С нового вре­ме­ни, как из­вест­но, на­ча­лось в есте­ствен­ных науках гос­под­ство срав­не­ния с фак­та­ми — на­блю­де­ния и экс­пе­ри­мен­та. Но при­выч­ка к модусу поненс, к "до­ка­за­тель­ству истины4   со­хра­ни­лась, и от­де­лать­ся от нее ока­за­лось чрез­вы­чай­но трудно. До XX века, до нео­по­зи­ти­ви­стов Вен­ско­го кружка вклю­чи­тель­но со­хра­ня­лось пред­став­ле­ние о том, что общее утвер­жде­ние (в част­но­сти, "закон науки"), можно окон­ча­тель­но ве­ри­фи­ци­ро­вать, т.е. до­ка­зать.

От­ме­чен­ная выше асим­мет­рия до­ка­за­тель­ства и опро­вер­же­ния, модуса поненс и модуса тол­ленс, в логике далеко не всегда осо­зна­ва­лась; если взять гим­на­зи­че­ский учеб­ник логики Чел­па­но­ва (9-е из­да­ние ко­то­ро­го вышло в 1917 г., а сле­ду­ю­щее полное из­да­ние — в 1995), то там го­во­рит­ся, что "ги­по­те­за может счи­тать­ся ис­тин­ной только в том случае, если она при­во­дит к ис­тин­ным ре­зуль­та­там" (что по су­ще­ству по­вто­ря­ет: "ги­по­те­за при­ем­ле­матолько в том случае, если выводы из нее на­хо­дят­ся в со­гла­сии с фак­та­ми"); но как-то так по­лу­ча­ет­ся, что "только" куда-то про­па­да­ет, и ока­зы­ва­ет­ся, что в том случае, если ги­по­те­за при­во­дит к ис­тин­ным след­стви­ям, то она ис­тин­на, т.е. что ис­тин­ность может пе­ре­да­вать­ся и от след­ствий к по­сыл­кам! В раз­де­ле о ги­по­те­зе речь прак­ти­че­ски все время идет о под­твер­жде­нии ги­по­тез, а един­ствен­ный случай, когда речь идет об опро­вер­же­нии ги­по­те­зы - это случай так на­зы­ва­е­мо­го "ре­ша­ю­ще­го экс­пе­ри­мен­та", experimentum crucis, когда, опро­вер­гая одну ги­по­те­зу, мы тем самым до­ка­зы­ва­ем другую (ср. такие фор­му­ли­ров­ки Чел­па­но­ва, как: "эта ги­по­те­за, сле­до­ва­тель­но, со­вер­шен­но со­глас­на с фак­та­ми; она объ­яс­ня­ет эти по­след­ние, а сле­до­ва­тель­но, до­ка­зы­ва­ет­ся ими"; "о такой ги­по­те­зе можно ска­зать, что она про­ве­ре­на, до­ка­за­на; до­ка­зан­ная же ги­по­те­за на­зы­ва­ет­ся теория".

Можно ска­зать, что в тра­ди­ци­он­ной логике гос­под­ство­вал модус поненс, а модус тол­ленс, хотя и при­зна­вал­ся, но играл всегда вто­ро­сте­пен­ную роль.

Какие прак­ти­че­ские, жиз­нен­ные след­ствия вы­те­ка­ли из такой "уста­нов­ки на модус поненс"? Вот, как мне ка­жет­ся, хо­ро­ший пример, хо­ро­ший тем, что в си­ту­а­ции, имев­шей для за­ин­те­ре­со­ван­ных мил­ли­о­нов в высшей сте­пе­ни жиз­нен­ный ха­рак­тер, ра­бо­тал самый про­стой, самый при­ми­тив­ный сил­ло­гизм: я имею в виду Китай пе­ри­о­да "боль­шо­го скачка", когда на основе сил­ло­гиз­ма

Вре­ди­те­лей по­се­вов уни­что­жать по­лез­но Во­ро­бьи — вре­ди­те­ли по­се­вов След., во­ро­бьев уни­что­жать по­лез­но

ис­тре­би­ли бук­валь­но всех во­ро­бьев. Дей­стви­тель­но: по­сыл­ки ка­жут­ся оче­вид­но ис­тин­ны­ми(алавер­ды к Де­кар­ту!), рас­суж­де­ние за­ве­до­мо ло­ги­че­ски пра­виль­но, а потому валяй, не со­мне­вай­ся! После чего столк­ну­лись со вся­ки­ми непри­ят­ны­ми по­след­стви­я­ми в виде раз­мно­же­ния на­се­ко­мых — раз­нос­чи­ков бо­лез­ней и т.п., так что даже, на­сколь­ко я помню, при­ш­лось вво­зить во­ро­бьев из-за гра­ни­цы.

По су­ще­ству тот же модус поненс при­ме­нял­ся у нас в эпоху Ста­ли­на:

Врагов народа уни­что­жать по­лез­но Несо­глас­ные со Ста­ли­ным — враги народа След., уни­что­жать несо­глас­ных со Ста­ли­ным по­лез­но

Ис­тин­ность по­сы­лок до­ка­зы­ва­ли вы­ска­зы­ва­ния Горь­ко­го, Бар­бю­са, Фейхтван­ге­ра и многих других ав­то­ри­тет­ных лиц, а модус поненс га­ран­ти­ро­вал, что в этом случае и вывод будет ис­тин­ным.

С этой точки зрения воз­вра­ще­ние Ста­ли­ным логики можно по­ста­вить в один ряд с воз­вра­ще­ни­ем ми­ни­стров, погон, гвар­дии, раз­дель­но­го обу­че­ния и про­чи­ми сим­во­ла­ми за­вер­ше­ния пе­ри­о­да ре­во­лю­ци­он­но­го "хаоса" и воз­вра­ще­ния к "упо­ря­до­чен­но­му" ав­то­ри­тар­но­му (то­та­ли­тар­но­му)го­су­дар­ству. Логика Ста­ли­на была ло­ги­кой модуса поненс, за ис­тин­ность по­сы­лок ко­то­ро­го ру­чал­ся все тот же при­выч­ный ис­точ­ник — ав­то­ри­тет (под­креп­лен­ный со­от­вет­ству­ю­щи­ми ор­га­на­ми).

Очень от­кро­вен­но по­ка­зы­ва­ет это упо­мя­ну­тый выше учеб­ник логики для сред­них школ С. Ви­но­гра­до­ва и А. Кузь­ми­на 5:

Всякая ре­ли­гия есть дурман для народа Хри­сти­ан­ство — ре­ли­гия След., хри­сти­ан­ство есть дурман для народа. (С. 113)

Дей­стви­тель­но, если по­сыл­ки верны, то и вывод верен. Что хри­сти­ан­ство ре­ли­гия, спо­рить не при­хо­дит­ся. А откуда мы знаем, что всякая ре­ли­гия есть дурман для народа? А это, как всем из­вест­но, сказал Карл Маркс, ко­то­рый почище (или, говоря со­вре­мен­ным языком, по­кру­че)Ари­сто­те­ля.

Авторы учеб­ни­ка хорошо знают, что ги­по­те­за, для того чтобы стать тео­ри­ей, должна не про­ти­во­ре­чить фактам (с. 144). Ну а если она им не про­ти­во­ре­чит, да еще и "под­твер­жда­ет­ся в прак­ти­ке людей" (вопрос о том, каковы тре­бо­ва­ния, тем более фор­маль­ные тре­бо­ва­ния к такому под­твер­жде­нию, не ста­вит­ся так же, как в XVI— XVII вв. по­след­ние схо­ла­сты не ста­ви­ли во­про­са о под­твер­жде­нии по­ло­же­ний Ари­сто­те­ля), то она "ста­но­вит­ся тео­ри­ей" (с. 145) 6 .

Учеб­ник Ви­но­гра­до­ва и Кузь­ми­на за­вер­ша­ет­ся сло­ва­ми:

"Теория яв­ля­ет­ся (sic!) тем со­вер­шен­нее, чем боль­шее ко­ли­че­ство фактов и яв­ле­ний, ко­то­рые до того вре­ме­ни были изо­ли­ро­ван­ны­ми, вклю­ча­ет­ся в круг, объ­яс­ня­е­мый этой тео­ри­ей.

Со­вер­шен­ная теория есть та, ко­то­рая под­твер­жде­на на прак­ти­ке, про­ве­ре­на прак­ти­кой и служит ин­те­ре­сам прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти людей.

Ярким при­ме­ром этого может слу­жить марк­сист­ско-ле­нин­ская теория об об­ще­стве, о за­ко­нах раз­ви­тия об­ще­ствен­ной жизни. Эта теория бле­стя­ще под­твер­жде­на и до­ка­за­на всем ходом ис­то­рии об­ще­ства, всей прак­ти­кой ком­му­ни­сти­че­ско­го стро­и­тель­ства в СССР" (с. 145).

Еще один пример сил­ло­гиз­ма из того же учеб­ни­ка (с. 121):

Все ком­со­моль­цы обя­за­ны укреп­лять дис­ци­пли­ну Она — ком­со­мол­ка След., она должна укреп­лять дис­ци­пли­ну

Вот это и была та логика, ко­то­рую Сталин, по-ви­ди­мо­му, за­пом­нил со времен се­ми­на­рии и ко­то­рая была ему нужна: логика модуса поненс, логика неукос­ни­тель­но­го со­блю­де­ния дис­ци­пли­ны, когда ис­тин­ность по­сы­лок при­ни­ма­ет­ся без­ого­во­роч­но, а значит, и след­ствия нужно про­во­дить в жизнь, какими бы чу­до­вищ­ны­ми они ни ока­за­лись.

Ин­те­рес­но от­ме­тить, что при­мер­но в то же время в логике (и теории по­зна­ния) про­ис­хо­ди­ла под­лин­ная ре­во­лю­ция — пе­ре­ход от логики модуса поненс к логике модуса тол­ленс: в 1934 г. вышла книга К. По­ппе­ра "Логика на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния", в ко­то­рой впер­вые была не только сфор­му­ли­ро­ва­на, но и под­черк­ну­та и по­став­ле­на во главу угла асим­мет­рия под­твер­жде­ния и опро­вер­же­ния, было четко ска­за­но, что ни одно общее (эм­пи­ри­че­ское) утвер­жде­ние не может быть окон­ча­тель­но под­твер­жде­но, или до­ка­за­но, а только опро­верг­ну­то, что всякая про­вер­ка яв­ля­ет­ся по­пыт­кой опро­вер­же­ния и что, сле­до­ва­тель­но, зна­ни­ем яв­ля­ет­ся то, чего пока еще не уда­лось опро­верг­нуть.

Вышла эта книга в Вене на немец­ком языке, по­это­му в других стра­нах ее осо­бен­но не прочли, а в Гер­ма­нии и Ав­стрии в те годы было о чем бес­по­ко­ить­ся и помимо логики. На ан­глий­ском эта книга вышла только в 1959 г., и по­тре­бо­ва­лось немало лет, чтобы ее ос­нов­ные идеи внед­ри­лись в умы за­пад­ных ло­ги­ков, фи­ло­со­фов науки и тео­ре­ти­ков по­зна­ния, и то не всех (да и те, кто их усво­и­ли и поль­зу­ют­ся ими, далеко не всегда вспо­ми­на­ют, кому они ими обя­за­ны).

Так что логика может быть и ору­ди­ем по­ра­бо­ще­ния, и ору­ди­ем осво­бож­де­ния ("сво­бод­но­го при­ме­не­ния своего разума", как го­во­рил Кант7); и ору­ди­ем дог­ма­тиз­ма, и ору­ди­ем кри­ти­ки ("ор­га­но­ном кри­ти­ки", как го­во­рил Поппер).

У нас же должно было пройти 30 лет со дня смерти Ста­ли­на, чтобы на рус­ском языке по­явил­ся (и на 15 лет остал­ся един­ствен­ным) сбор­ник вы­дер­жек из ос­нов­ных трудов По­ппе­ра ("Логика и рост на­уч­но­го знания", 1983, тираж 6 тысяч эк­зем­пля­ров с грифом "Для на­уч­ных биб­лио­тек").

И мы все еще пред­по­чи­та­ем модус поненс модусу тол­ленс, даже если и слов таких ни­ко­гда не слы­ша­ли.

 

P.S. Через несколь­ко ме­ся­цев, после того как текст этой статьи офор­мил­ся, я пе­ре­чел впер­вые про­чи­тан­ную мной очень давно работу Ана­то­лия Якоб­со­на "О ро­ман­ти­че­ской идео­ло­гии". Для тех, кто ее еще не читал, скажу, что речь в ней идет о со­вет­ских поэтах - "ре­во­лю­ци­он­ных ро­ман­ти­ках" 20-х годов, всеми силами вну­шав­ших себе и чи­та­те­лям, что во имя ре­во­лю­ции можно и нужно идти на любые по­ступ­ки, искони по­чи­тав­ши­е­ся наи­бо­лее гнус­ны­ми и омер­зи­тель­ны­ми: ложь, просто убий­ство, бра­то­убий­ство, ма­те­ре­убий­ство и т.п. А потом прочел письмо Якоб­со­ну по­этес­сы Марии Пет­ро­вых, в ко­то­ром она писала:

"Я много думала — невер­но оце­ни­ли и осу­ди­ли Вы поэтов 20-х годов: это были люди ве­ру­ю­щие и бес­ко­рыст­ные. Они лишены были про­ни­ца­тель­но­сти, даль­но­вид­но­сти. Это их беда, несча­стье, но не вина".

Не буду вхо­дить здесь в об­суж­де­ние во­про­са о том, кто более прав - Ана­то­лий Якоб­сон или Мария Пет­ро­вых. Скажу только, что поэты, о ко­то­рых идет речь, в этих своих стихах были людьми модуса поненс: по­сыл­ка — "Нрав­ствен­но все, что спо­соб­ству­ет победе про­ле­тар­ской ре­во­лю­ции" ("наша нрав­ствен­ность под­чи­не­на вполне ин­те­ре­сам клас­со­вой борьбы про­ле­та­ри­а­та. Наша нрав­ствен­ность вы­во­дит­ся8 из ин­те­ре­сов клас­со­вой борьбы про­ле­та­ри­а­та" — В.И. Ленин, "Задачи союзов мо­ло­де­жи") — верна, сле­до­ва­тель­но нрав­ствен, про­сти­те­лен и пред­пи­сан по­сту­пок любой сте­пе­ни мер­зо­сти, по нашему (или нашего ав­то­ри­те­та) мнению ей спо­соб­ству­ю­щий. Люди модуса тол­ленс ска­за­ли бы: по­ступ­ки эти непро­сти­тель­ны и недо­пу­сти­мы, сле­до­ва­тель­но, по­сыл­ка невер­на, какой бы ис­тин­ной она ни ка­за­лась. Так что эту статью можно было бы оза­гла­вить и "Ленин и логика"; но уж пусть будет...

  При­ме­ча­ния

Ис­точ­ник 


P.S.Что ка­са­ет­ся Пси­хо­ло­гии, то и здесь не обо­ш­лось от отказа от "пе­ре­жит­ков про­шло­го"  - с начала 20-х годов, от­ри­нув про­шлый опыт, на­чи­на­ет­ся раз­ра­бот­ка новой со­вет­ской школы пси­хо­ло­гии на основе фи­ло­со­фии марк­сиз­ма. Пси­хо­ло­гию, как науку про­дол­жа­ют пре­по­да­вать, однако опыт и на­ра­бот­ки за­ру­беж­ных пси­хо­ло­гов, как и в случае с Ло­ги­кой, "вы­па­да­ют" из до­ступ­ных и изу­ча­е­мых ис­точ­ни­ков. По­ко­пав­шись в ин­тер­не­те я нашла учеб­ник  "Пси­хо­ло­гия" для сред­них школ под ав­тор­ством Б. М Теп­ло­ва, До­ста­точ­но про­ли­стать этот учеб­ник, что бы понять, кто яв­ля­ет­ся глав­ны­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми ав­то­ри­те­та­ми в этой об­ла­сти науки и каковы ос­нов­ные тезисы эле­мен­тар­ной пси­хо­ло­гии, пред­ла­га­е­мые для изу­че­ния школь­ной ауди­то­рии.

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка
   
  Комментарии Аватар пользователя Туманный Ту­ман­ный(6 лет 7 ме­ся­цев)(16:13:16 / 15-10-2018)

Да­вай­те еще об­су­дим изу­че­ние "Этики и пси­хо­ло­гии се­мей­ной жизни" в 80-х в сред­ней школе. Го­во­рят именно оно при­ве­ло к спаду рож­да­е­мо­сти.

Аватар пользователя кислая кислая(4 года 4 месяца)(16:26:12 / 15-10-2018)

А что там об­суж­дать? Этот типа пред­мет был у меня в начале 80-х. Со­сто­ял он из того, что один раз к нам пришли тетка-врач и дядька-врач, ко­то­рые раз­ве­ли по разным ка­би­не­там маль­чи­ков и де­во­чек  и пы­та­лись рас­ска­зать как по­яв­ля­ют­ся дети и что с ними потом надо делать - народ скучал и тетку с дядь­кой  не слушал. Потом класс­ная (учи­тель рус­ско­го и ли­те­ра­ту­ры) пы­та­лась нам рас­ска­зать, что значит быть су­пру­га­ми - народ скучал и класс­ную не слушал. На этом пре­по­да­ва­ние "Этики и пси­хо­ло­гии се­мей­ной жизни" за­кон­чи­лось... 

Аватар пользователя Туманный Ту­ман­ный(6 лет 7 ме­ся­цев)(16:48:29 / 15-10-2018)

А как же пси­хо­ло­ги­че­ская травма на­но­си­мая дет­ским душам?

Аватар пользователя кислая кислая(4 года 4 месяца)(16:53:26 / 15-10-2018)

Народ скучал и никого не слушал, какая травма? 

Аватар пользователя Скиталец Ски­та­лец(2 года 11 ме­ся­цев)(16:23:11 / 15-10-2018)

Ми­мо­хо­дом...

Я решила по­ко­пать­ся в этом во­про­се.

 Через несколь­ко ме­ся­цев, после того как текст этой статьи офор­мил­ся, я пе­ре­челвпер­вые про­чи­тан­ную мной очень давно работу

 А потом прочел письмо Якоб­со­ну

 я нашла учеб­ник

Ав­тор­ство: 

Ав­тор­ская работа

Логика? Не, не слышал(а)...

Аватар пользователя кислая кислая(4 года 4 месяца)(16:29:06 / 15-10-2018)

 Доктор тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор Д. Г. Лахути , сам изу­чав­ший Логику в школе, дает по­дроб­ный ответ на этот вопрос в своей статье (ак­тив­ные ссылки на учеб­ни­ки со­дер­жать­ся в теле статьи).

Тупой? - да, ве­ро­ят­но...

Лахути, Делир Га­се­мо­вич — Ви­ки­пе­дия Аватар пользователя Скиталец Ски­та­лец(2 года 11 ме­ся­цев)(16:37:47 / 15-10-2018)

Когда при­во­дят­ся слова кого-либо, то, по пра­ви­лам  РУС­СКО­ГО языка, ста­вят­ся ка­выч­ки "...". У Вас этого нет. 

Без­гра­мот­ная? На­вер­ня­ка!

Аватар пользователя Чебуран Че­бу­ран(3 года 8 ме­ся­цев)(16:42:19 / 15-10-2018)

При­во­дит­ся не цитата, а статья. Статья с от­дель­ным за­го­лов­ком.

Доктор тех­ни­че­ских наук, про­фес­сор Д. Г. Лахути , сам изу­чав­ший Логику в школе, дает по­дроб­ный ответ на этот вопрос в своей статье (ак­тив­ные ссылки на учеб­ни­ки со­дер­жать­ся в теле статьи).

 

Лахути, Делир Га­се­мо­вич — Ви­ки­пе­дия Аватар пользователя кислая кислая(4 года 4 месяца)(16:54:42 / 15-10-2018)

Не спорь­те, не видите - перед нами гра­мот­ный логик...

Аватар пользователя Чебуран Че­бу­ран(3 года 8 ме­ся­цев)(16:56:55 / 15-10-2018)

А я не спорю я сте­бусь laugh

Аватар пользователя Скиталец Ски­та­лец(2 года 11 ме­ся­цев)(17:08:27 / 15-10-2018)

При­во­дит­ся не цитата, а статья. Статья с от­дель­ным за­го­лов­ком.

Но это не от­ме­ня­ет пра­ви­ла рус­ско­го языка. Впро­чем, это, к со­жа­ле­нию, ста­но­вит­ся нормой для многих аФФто­ров, не только здесь, но и на других ре­сур­сах. Бо­лон­ская бол­ван­ская си­сте­ма на марше...

За сим от­кла­ни­ва­юсь. Не вижу смысла спо­рить дольше...

Аватар пользователя Чебуран Че­бу­ран(3 года 8 ме­ся­цев)(17:13:51 / 15-10-2018)

Если со­ста­вить диалог и от­де­лить его от дру­го­го текста могут уже уче­ни­ки на­чаль­ной школы, то офор­мить прямую речь, верно рас­ста­вить все знаки пре­пи­на­ния под силу далеко не каж­до­му се­ми­класс­ни­ку.

не пе­ре­жи­вай­те так laugh

Аватар пользователя Вторников Втор­ни­ков(2 года 4 месяца)(16:28:36 / 15-10-2018)

Нет воды, строго и вы­ве­рен­но, в учеб­ни­ке "Логика" каждое по­ня­тие объ­яс­не­но и рас­тол­ко­ван­но.

Аватар пользователя maksimm maksimm(1 год 7 ме­ся­цев)(16:34:22 / 15-10-2018)

Но в учеб­ни­ке есть слова ком­со­мол­ка и СССР, от чего у неко­то­рых на­чи­на­ет идти пена изо рта

Аватар пользователя Вторников Втор­ни­ков(2 года 4 месяца)(16:47:40 / 15-10-2018)

Нет более опас­но­го оружия для пра­вя­ще­го класса чем это и этот класс не даст ор­га­ни­зо­вать­ся никому, кроме себя. Для этого у них есть си­ло­вые струк­ту­ры, законы и по­ли­ти­ка, и Кислая.

Аватар пользователя maksimm maksimm(1 год 7 ме­ся­цев)(16:32:00 / 15-10-2018)

Итак, до ре­во­лю­ции Логика была обя­за­тель­ным пред­ме­том школь­ной про­грам­мы Рос­сий­ской им­пе­рии. Кстати говоря,  у В.И. Улья­но­ва (Ленина) в ат­те­ста­те зре­ло­сти была един­ствен­ная "чет­вер­ка" именно по логике

И что? У Вас по логике сколь­ко было?

Аватар пользователя кислая кислая(4 года 4 месяца)(16:36:09 / 15-10-2018)

В уни­ве­ре логика шла "за­че­том" без оценок...

Я ее сдала с пер­во­го раза, если Вы об этом....

Как и пси­хо­ло­гия - от нее я вообще бал­де­ла - нра­ви­лась она мне очень... 

Аватар пользователя maksimm maksimm(1 год 7 ме­ся­цев)(16:58:57 / 15-10-2018)

Но раз Вы изу­ча­ли логику, то на­вер­ное можете объ­яс­нить, каким об­ра­зом свя­за­ны пре­по­да­ва­ние логики в СССР и оценка, ко­то­рую за нее имел Улья­нов В. И.?

Аватар пользователя кислая кислая(4 года 4 месяца)(16:58:58 / 15-10-2018)

Вы пе­ре­пу­та­ли при­чин­но-след­ствен­ную связь - Улья­нов после ре­во­лю­ции Логику от­ме­нил - оби­дел­ся на неё - шЮтка..

Аватар пользователя Чебуран Че­бу­ран(3 года 8 ме­ся­цев)(16:38:33 / 15-10-2018)

Вот спа­си­бо за ис­то­рию во­про­са. 

Только вот не уловил в чем это Логики с Диа­лек­ти­ка­ми не со­шлись во мнении? 

Аватар пользователя кислая кислая(4 года 4 месяца)(17:05:21 / 15-10-2018)

Не просто с диа­лек­ти­ка­ми, а с марк­сист­ки­ми диа­лек­ти­ка­ми, потому как по­след­ние счи­та­ли фор­маль­ную логику ос­но­вой ме­та­фи­зи­че­ско­го  (не ма­те­ри­аль­но­го) мыш­ле­ния. 

Аватар пользователя Чебуран Че­бу­ран(3 года 8 ме­ся­цев)(17:07:53 / 15-10-2018)

Даже боюсь спро­сить кем они тогда счи­та­ли ма­те­ма­ти­ков laugh

Аватар пользователя petrostov petrostov(4 года 2 месяца)(16:39:04 / 15-10-2018)

Ну воз­мож­но, что пре­по­да­вать логику и пси­хо­ло­гию для под­рост­ков в период гор­мо­наль­но­го взрыва все же на­вер­ное несколь­ко из­лишне. Даже спо­кой­ные ботаны могут не вос­при­нять.

Вы­ра­бо­тан­ная де­ся­ти­ле­ти­я­ми, а то и веками, ме­то­ди­ка  пре­по­да­ва­ния гео­гра­фии, ма­те­ма­ти­ки, физики - вполне поз­во­ля­ло на­учить че­ло­ве­ка более или менее ло­ги­че­ско­му мыш­ле­нию. Глав­ное делать это пол­но­цен­но и по­сле­до­ва­тель­но. А не как в США.

С пси­хо­ло­ги­ей слож­нее.  Школа, по идее, должна на­учить об­ще­нию в со­ци­у­ме. Но теория в в виде чистой пси­хо­ло­гии также сложна для школь­ни­ков, как и фор­маль­ная логика, оста­ет­ся только ли­те­ра­ту­ра. А прак­ти­ка?

Аватар пользователя Кесарь Кесарь(2 года 1 месяц)(16:51:04 / 15-10-2018)

"теория от­но­си­тель­но­сти Эйн­штей­на, несо­мнен­но про­па­ган­ди­ру­ет ан­ти­на­уч­ные воз­зре­ния по ко­рен­ным во­про­сам со­вре­мен­ной физики и науки вообще. Воз­зре­ния Эйн­штей­на повели физику не вперед, а вспять как в от­но­ше­нии теории по­зна­ния, так и метода. Уже многие физики со­зна­ют, что теория от­но­си­тель­но­сти Эйн­штей­на – это тупик со­вре­мен­ной физики"

Не в защиту то­гдаш­них под­хо­дов и автора данной цитаты не могу не за­ме­тить, что слова эти верны. Во всём кроме "Уже многие физики со­зна­ют, что теория от­но­си­тель­но­сти Эйн­штей­на – это тупик со­вре­мен­ной физики". Потому что к со­жа­ле­нию воз и поныне.

Аватар пользователя wldmr wldmr(2 года 6 ме­ся­цев)(17:04:29 / 15-10-2018)

Чего-то не хва­та­ет.

Что при Ста­лине, да и потом, всё было плохо мы знаем уже больше 30-ти лет.

Сейчас-то хоть всё в по­ряд­ке? Вы ведь с высоты ны­неш­не­го по­ло­же­ния и роли логики в школах и ВУЗах рос­сий­ских ста­ли­низм клей­ми­те?

Надо было чем-нибудь успо­ка­и­ва­ю­щим за­кон­чить.

Аватар пользователя НВК НВК(3 месяца 3 недели)(17:05:15 / 15-10-2018)

Ин­те­рес­но от­ме­тить, что при­мер­но в то же время в логике (и теории по­зна­ния) про­ис­хо­ди­ла под­лин­ная ре­во­лю­ция — пе­ре­ход от логики модуса поненс к логике модуса тол­ленс: в 1934 г. вышла книга К. По­ппе­ра "Логика на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния", в ко­то­рой впер­вые была не только сфор­му­ли­ро­ва­на, но и под­черк­ну­та и по­став­ле­на во главу угла асим­мет­рия под­твер­жде­ния и опро­вер­же­ния, было четко ска­за­но, что ни одно общее (эм­пи­ри­че­ское) утвер­жде­ние не может быть окон­ча­тель­но под­твер­жде­но, или до­ка­за­но,

К со­жа­ле­нию в силу спе­ку­ля­тив­но­го ха­рак­те­ре сего про­из­ве­де­ния ни один из своих те­зи­сов Поппер не до­ка­зал. Ни­ка­кой ре­во­лю­ции не было, шло уни­что­же­ние на­уч­но­го знания и фи­ло­со­фии и замена её по­зи­ти­виз­мом, в виде со­цио­ло­гии и её раз­но­вид­но­стей..

 

По­пут­ные во­про­сы - в статье ука­за­на все статьи о логике опуб­ли­ко­ван­ные в те годы в СССР или только те, что вы­год­ны автору.

Как об­сто­ят се­год­ня дела с пре­по­да­ва­ни­ем логики в Вузах? 

Логика научного исследования — Википедия Логика на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния — Ви­ки­пе­дия Аватар пользователя кислая кислая(4 года 4 месяца)(17:09:53 / 15-10-2018)

По­пут­ные во­про­сы - в статье ука­за­на все статьи о логике опуб­ли­ко­ван­ные в те годы в СССР или только те, что вы­год­ны автору.

В смысле угод­ные?

Как об­сто­ят се­год­ня дела с уже пре­по­да­ва­ни­ем логики в Вузах? 

Думаю, что нор­маль­но. Я учи­лась в 80-х и уже тогда все было не плохо. 

 

Аватар пользователя d.const d.​const(3 года 2 месяца)(17:19:18 / 15-10-2018)

По во­про­су обу­че­ния логики в вузах все да­воль­но пе­чаль­но. К при­ме­ру, логику ещё со школы отдали под раз­де­лы ма­те­ма­ти­ки. Позже по­яви­лись новые работы, что это вообще одно и тоже. Потом графы, про­грам­ми­ро­ва­ния и в итоге логика как са­мо­сто­я­тель­ная наука ис­чез­ла. Стала при­ло­же­ни­ем к пред­ме­ту. Со­от­вет­ствен­но к ней и со­от­вет­ству­ю­щий подход, до­бавь­те сюда по­сто­ян­ное со­кра­ще­ние часов на лекции и прак­ти­ки. Эле­мен­тар­ные основы тяжело дать за это время. Логики почила и весьма Бруно. Се­год­ня в вузах ее нет. По этому Ваши предо­став­ле­ния не со­от­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти.

Аватар пользователя Кесарь Кесарь(2 года 1 месяц)(17:25:05 / 15-10-2018)

А вот тут уже надо вклю­чить логику :)

Из того, что логику сле­ду­ет пре­по­да­вать от­дель­но, не сле­ду­ет, что это есть целая наука. И на­о­бо­рот.

Мет­ро­ло­гия к при­ме­ру на науку не тянет, тем не менее тех­на­рям её пре­по­да­ют как от­дель­ный пред­мет. А почему? Потому что нужна!

Сте­пень необ­хо­ди­мо­сти опре­де­ля­ет кол-во часов и "уро­вень от­дель­но­сти" пред­ме­та. А не от­дель­но-на­уч­ность.

P.S. Ко­неч­но логика не наука, впро­чем как и ма­те­ма­ти­ка.

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения) Аватар пользователя d.const d.​const(3 года 2 месяца)(17:12:47 / 15-10-2018)

До­ро­гая Кислая. Озна­ко­ми­лись ли вы с трудом под на­зва­ни­ем пси­хо­ло­гия Теп­ло­ва по­дроб­но. К при­ме­ру, мой млад­ший брат сейчас за­кан­чи­ва­ет 5 курс тех­ни­че­ской спе­ци­аль­но­сти в Вузе. По­да­рен­ный ему учеб­ник пси­хо­ло­гии 1954 года из­да­ния (есте­ствен­но пе­ре­пе­чат­ка, если вам нужно зай­ди­те на ту­пи­чок) по­верг­ли мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в шок. Эти знания эле­мен­тар­ны! Но они нужны именно в сред­ней школе. Пример, что на­зы­ва­ет­ся объ­ек­тив­ным и субъ­ек­тов­ным вос­при­я­ти­ем, как за­учи­вать и за­по­ми­нать ма­те­ри­ал, фор­ми­ру­ет­ся пер­вич­ные навыки по­зна­ния ма­те­ри­аль­но­го мира. По этому давать оценку что учеб­ный ма­те­ри­ал уста­рел и не имеет смысла в се­год­ня очень далек. Про­чти­те и сде­лай­те скидку на то что это учеб­ник для школь­ни­ка. ЭТО САМОЕ ГЛАВ­НОЕ. Се­год­ня таких уже не пишут, если у вас есть при­ме­ры прошу их пред­ста­вить на суд об­ще­ствен­но­сти. Спа­си­бо.

Аватар пользователя Ёёё Ёёё(1 год 1 месяц)(17:16:23 / 15-10-2018)

  Одни утвер­жда­ют, что Петров -- очень хо­ро­ший че­ло­век, другие -- что он фор­мен­ная ре­дис­ка, третьи го­во­рят, что Петров обыч­ный при­спо­соб­ле­нец, то есть кон­фор­мист... Что нам делать с Пет­ро­вым??

Аватар пользователя Читаювсё Чи­та­ю­в­сё(6 лет 10 ме­ся­цев)(17:24:21 / 15-10-2018)

Дать Пет­ро­ву года два-три ла­ге­рей. Там станет по­нят­нее. cheeky

Аватар пользователя Туфтонский рыцарь Туф­тон­ский рыцарь(6 лет 8 ме­ся­цев)(17:19:38 / 15-10-2018)

Спа­си­бо за статью! КМК очень хорошо ста­но­вит­ся по­нят­но, как логика мыш­ле­ния влияет на логику по­ступ­ков (дей­ствий). Отсюда сле­ду­ет что? А то, что нельзя из­ме­рять со­бы­тия про­шло­го с точки зрения логики и морали ны­неш­ней. То, счи­та­ет­ся се­год­ня недо­пу­сти­мым, тогда было вполне оправ­дан­ным. Осо­бен­но, если учесть тот невы­со­кий уро­вень гра­мот­но­сти масс, преж­ние лидеры вполне успеш­но ис­поль­зуя логику в своих, как теперь вы­ра­жа­ют­ся, кор­по­ра­тив­ных ин­те­ре­сах, фор­ми­ро­ва­ли идео­ло­гию для народа. А что мы видим уже се­год­ня? А мы видим хайли лайкли.

Это интересно
+2

15.10.2018
Пожаловаться Просмотров: 1642  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены