Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4301 участник
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Сказка Василиса прекрасная с исторической и археологической точки зрения

 

KAMAS5 апреля 2016 г. 11:01  10558  89  44.45   Сказка - взгляд в языческое прошлое русского народа. Василиса Прекрасная.

Различные фальсификаторы нашей истории свои подлоги и фантазии обычно подкрепляют аргументов, на их взгляд беспроигрышным, что якобы во время христианизации Руси были уничтожены некие древние языческие знания. Этот аргумент, якобы даёт им право подменять наше прошлое своей ложью о некой ведической Руси и мифической славяно-арийской  расы. На первый взгляд они правы - от русского язычества не сохранилось гимнов, мифов, саг. Но это ложное впечатление. Тысячелетнее прошлое народа не может не отразиться в народной памяти. Для этого нужны специфические условия, которые, к счастью, обошли наш народ стороной. До нас не дошли записи мифов, но это скорее всего по причине, что у самих славян к моменту принятия христианства языческие мифы не сохранились. Потому их забыли. От язычества нам остались обрядовые песни, заклинания и сказки. В волшебных сказках отразилось языческий мир наших предков, точно так же мир древних скандинавов отразился с сагах. Обычно в волшебных сказках ищут мифологические корни, что правильно. Но вот отражение мира наших предков в сказках остается в стороне. Однако вспомните, как легко и естественно воспринималась нами сказки в детстве, хотя если честно они довольно жутковаты по содержанию. Это потому что сказка наше прошлое и слушая сказку мы присоединяемся к далеким предкам, живших тысячи лет назад. Мы сопереживаем героям, радуемся их победам, негодуем злодействам. В религии эту функцию брал на себя миф, воссоединяя человека с начальной эпохой первых предков. Но сказка - это не религия. Миф - принадлежал богам и жрецам, сказка - всем людям. Наши предки были язычниками, поэтому и мир сказки насквозь языческий.

Сказка "Василиса Прекрасная" - одна из самых популярных русских сказок. Как же в ней отразился мир наших предков? Начнём читать.

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Затем мать поцеловала дочку и померла.

Комментарий. Русская сказка никогда не называет конкретного места действия, в отличие, скажем, от английской, где часто и графство укажут и время при каком короле происходило действие. Это объясняется тем, что само действие сказок происходит в туманные времена общеславянского единства. Если миф отправлял слушателя в начальную эпоху первотворения, то сказка отсылала в эпоху славянского единства, т. е. в  конец I тыс. до н. э. Поэтому время и место действия в сказке не определенно - русские сказители сами не помнили этого, забыли.

Отец Василисы - купец. У наших предков купцы появились поздно, в 10 в. и это были в основном скандинавы Рюрика, поэтому само действие опять таки отсылает нас во времена общеславянского единства, когда славяне активно контактировали с соседями. Наши предки были колонистами-крестьянами на новых землях, они торговлей не занимались.

Вот так обычно представляют художники куколку Василисы. А вот как куколка-идол выглядела на самом деле.  

Что это за странная кукла, которую надо прятать от посторонних глаз и кормить? Это не детская игрушка. Это была небольшая фигурка-идол духа хранителя. Это не был дух-хранитель рода (такого бы матери, уходящей в чужой род, никто не дал бы). Это был личный идол-хранитель человека. У римлян такие духи назывались гении, у греков - даймоны. Христианская церковь воплотила эту идею в виде англе хранителя. Но если ангел-хранитель бестелесен, то языческий дух был воплощён в небольшом идоле. поэтому его необходимо прятать от чужих глаз, потому что идола можно уничтожить и лишить человека духа-помощника. Идола необходимо было кормить, иначе голодный дух может обидеться и начать вредить. Почему мать передала идола только на смертном одре? Именно потому что умирала. Дух-идол перешел дочери по наследству. 

После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Он был человек хороший; за невестами дело не стало, но больше всех по нраву пришлась ему одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, - стало быть, и хозяйка, и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни.

Такой кулон из импортного золотого римского солида могла носить Василиса.

Комментарий. Мачеха в русской жизни - явление страшное для падчерицы. В русских пословицах негатив к мачехе просто зашкаливает. С появлением мачехи в семье в родовом обществе падчерица фактически становилась самым младшим членом рода, ниже были только рабы, что и отразилось в сказках. Почему отец Василисы молчал? Выгода. Отец Василисы женился на вдове, то есть стал хозяином имущества умершего мужа новой жены. И родись у него от новой жены сын, то это имущество частично перешло бы к нему (часть стала бы приданным для дочерей мачехи). И мачеха так же наложила глаз на имущество нового мужа и если бы с Василисой что-то случилось, то ее дети автоматически получали всё наследство нового мужа. Отсюда и попытки сжить падчерицу со свету.

Василиса же безропотно выполняла все работы по дому и терпела. Терпение, послушность старшим в роду, как и любовь к работе, в родовом обществе - это добродетели, которая высоко ценились в языческом обществе, в том числе у наших предков. 

Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая:

- На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?

Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой.


Небольшие славянские идолы-хранители."Куколки" из сказки.

Комментарий. Василиса была правоверной язычницей - сама недоедала, но идола кормила лучшей едой. Народы Крайнего севера просто смазывали губы идола кровью и салом, а наши предки оставляли еду на ночь. Как видим Василиса оставляла еду идолу в укромном месте, чтобы никто не видел. С идолом можно было беседовать и даже получать советы. Благодарный идол делал за Василису домашнюю работу. Здесь вспоминается уже дух домового. Но в нашем случае у Василисы - это личный дух-покровитель, который к духу-покровителю жилища отношения не имел. Дух Василисы был чужим для рода отца Василисы, принесенным матерью Василисы из своего рода. Верность духу или богу, даже в ущерб себе, еще один положительный момент с точки зрения язычника.

Прошло несколько лет; Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе; на мачехиных дочерей никто и не посмотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает:

- Не выдам меньшой прежде старших! А проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе.

Комментарий. Почему же начали свататься к Василисе? Во-первых, богатое приданное, дочь купца всё-таки. Во-вторых, родовые добродетели Василисы играли роль: раз падчерица, то значит мачеха её гоняла домашней работой, то есть она работящая, не ленивая, послушная и терпеливая, а если ещё и вырвется от мачехи, то и благодарная. Идеальная жена.

То что сначала должны выйти замуж старшие сестры, то это старинная родовая субординация. Поверье, что при нарушении этого обычая старшие сестры останутся в старых девах существует до сих пор. А в те времена этот обычай еще был и освящён тысячелетней традицией, если не религией. То есть, женихи откровенно нарушали родовые обычаи. Сами женихи принадлежали другому роду, славяне жили по закону экзогамии, по которому браки внутри одного рода строжайше запрещались.

А проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе. Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но эта завсегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке бабы-яги.

Комментарий. Это не было новоселье. Семья купца перебралась жить в дом мачехи, точнее ее покойного мужа. Дом - это ценное имущество и часть наследства, за домом был не обходим уход. Здесь интересно, что семья перебралась из развитого поселения куда-то на отшиб в лес, то есть покойный муж мачехи жил на границе славянского мира. И это подтверждается наличием бабы-яги. Территорию племени охраняли племенные боги, а вот за границей территории племени жили злые демоны и колдуны. Не столько злые, сколько чужие, которые очень не любили чужаков. За границей боги уже не помогали, поэтому Василису спасал только идол-хранитель.

Пришла осень. Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть, и всем по урокам. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Девушки работали. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку.

- Что теперь нам делать? - говорили девушки. - Огня нет в целом доме, а уроки наши не кончены. Надо сбегать за огнем к бабе-яге!

- Мне от булавок светло! - сказала та, что плела кружево. - Я не пойду.

- И я не пойду, - сказала та, что вязала чулок. - Мне от спиц светло!

- Тебе за огнем идти, - закричали обе. - Ступай к бабе-яге! И вытолкали Василису из горницы.

Богатый купец вполне мог иметь римский импортный светильник.

Комментарий. Осень - окончание сельскохозяйственных работ. Поэтому женщины начинали прясть пряжу и ткать холсты. Это была важнейшая функция женщины с древних времен, обеспечивать семью предметом первой необходимости - одеждой. Свечка в сказке - анахронизм. Их в то время не было. Первоначально речь шла о светильнике. Поэтому погасили фитиль глиняного светильника. Махеча погасила в первую очередь огонь в печи или очаге. Славяне добывали огонь трением или кремнем с огнивом, но, видимо, их в связи с переездом забыли (сказка намекает, что намеренно). Поэтому Василису отправляют за огнем к бабе-яге. Почему не к соседям? Видимо, их не было. Можно предположить, то покойный муж мачехи Василисы был крестьянином-огнищанином, занимавшимся подсечно-огневым земледелием и жил на одиноком хуторе, вдали от родственников. И вновь Василиса проявляет родовую добродетель - подчиняется старшим в роду.

Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала:

- На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!

Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки.

- Не бойся, Василисушка! - сказала она. - Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у бабы-яги.

Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес.


Примерно из такой полуземлянки вытолкали Василису. Огнищанам изба была не нужна, потому что через несколько лет земля бы истощилась и крестьянин ушел бы на новое место.

Комментарий. Василиса уединилась, скорее всего не чуланчике, а за занавеской. Жилища древних славян были однокомнатные, никаких следов планировки археологи не обнаружили, но занавески вполне могли быть. Василиса опять обратилась к идолу-хранителю (называть сверхъествественное существо, воплощенное в материальном предмете сложно назвать духом). Вряд ли у Василисы было время на приношение еды идолу, скорее всего просто смазала губы идолу едой. Глаза у куклы заблестели - именно в виде света или огня славяне представляли себе волшебство. Так волшебный цветок папоротника горел огнем. Еще одно подтверждение, что идол владел магией. (Невольно вспоминается арабская сказка о волшебной лампе Алладина, только дух там был могущественнее). Собственно, куколка-идол здесь играет роль талисмана, потому что его нужно держать при себе, то есть это это был мелкий дух, чьё влияние распространялось только на одного человека. 

Василиса и три всадника.

Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, - стало всходить солнце.

Василиса прошла всю-ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как среди дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, оставалась на месте.

Русские серьги 12-13 вв. в образе тресветлого солнца.

 

Комментарий. Как станет известно позднее, три всадника - это день, солнце и ночь. Точнее сам солнце за время его прохождение по небу: восход, зенит, заход. Наши предки называли такое солнце "тресветлым", его упоминает в своём плаче Ярославна в "Слове о полку Игореве". Образ тресветлого солнца был очень популярен и нашел отображение в виде височных колец, где три шарика равномерно распределялись по дуге. Солнце в виде трёх всадников очень древнее представление о солнце, позднее этот образ распадется на несколько самостоятельных богов: собственно бога Солнца и бога или божеств зари, а вот ночному солнцу не повезло -  памяти о нем в мифологии почти не осталось. Само исчезновение ночного солнца перед домом Бабы-Яги, имеющее явное отношение к подземному миру, говорит о хтоническом характере ночного солнца.

Куда же пришла Василиса? Заманчиво было рассматривать ее приключения как воспоминания о женской инициации, но дело в том, Василиса - уже девица на выданье и к ней уже сваталась. Дом Бабы-Яги не находится в загробном мире. Славяне прекрасно знали, где он находится: за тридевять земель, за огненной рекой и калиновым мостом. Но дом Бабы-Яги находится недалеко от дома Василисы. Скорее всего это храм хтонической богини. Поэтому сказка приобретает еще один потерянный аспект - мачеха и сестры толкают Василису на святотатство, то есть на верную смерть. Прийти ночью в языческий храм за священным огнём - это как сейчас закурить от свечки в церкви или распивать водку в мечети во время намаза. 

Культ отрубленной головы у кельтов.

Сам храм стоит в дремучей чаще, вдали от поселений и окружен страшными слухами о пропавших людях. Перед нами культ хтонической богини, не исключено, что тайный. Черепа на кольях вокруг храма даёт точную датировки сказки. Культ отрубленных голов - это кельтский культ. У славян он популярности не получил и был почти забыт. Так, лютичи, убив мекленбургского епископа Иоанна, отрубили его голову, насадили на копье и так посвятили ее Радигосту. Кельты приписывали голове особые жизненные и магические качества. В сказке черепа не только светятся огнём, но ещё и разговаривают, как разговаривают отрубленные головы в кельтских сказаниях.

Распространение пшеворской культуры.

Единственный период славянской истории, когда кельтская культура доминировала у славян - пшеворская археологическая культура (2 в. до н. э - 4-5 в. н. э.). На эту культуру сильное влияние оказали кельты, особенно в области металлургии. когда ее впервые обнаружили, то поначалу приняли за кельтскую. Античные историки надежно называют ее носителей венедами. Кроме славян-венедов пшеворская культура распространилась среди соседних германских племен. Это неудивительно, потому что вещи этой культуры превосходили по качеству и стилю германские. 

Металлические изделия пшеворской культуры и клад римских серебряных денариев. Такой клад вполне мог зарыть отец Василисы.

Будущие археологи точно так же будут говорить, что Россия 21 в. находилась под влиянием культуры синих американских штанов и культуры китайских смартфонов. Венеды жили в не укрепленных поселения, то есть жили в мире с соседними племенами и активно занимались торговлей, имели крупные поселения, специализировавшихся на изготовлении керамики и железа. Теперь мы можем сказать чем торговал отец Василисы: железо (этот товар уходил даже в Римскую империю), керамика и янтарь. Жила наша Василиса, скорее всего на территории нынешней Чехии или Польши.

Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

- Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?

Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:

- Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.

- Хорошо, - сказала баба-яга, - знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем! Потом обратилась к воротам и вскрикнула:

- Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь; ворота мои широкие, отворитесь!

Ворота отворились, а баба-яга въехала, посвистывая, за нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось.

Войдя в горницу, баба-яга растянулась и говорит Василисе:

- Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу. Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха; Василисе оставила только щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины. Стала яга-баба спать ложиться и говорит:

- Когда завтра я уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано, а не то - съем тебя!

Современное изображение богини Хель. Понятно, откуда у Бабы-Яги костяная нога.

Комментарий. Войти в запертое жилище бога (в прямом смысле этого слова) Василиса не решилась и дождалась хозяйку. Кто такая Баба-Яга? Обычно описывается в виде старухи с костяной ногой, то есть как отмечают исследователи - в виде полуразложившегося трупа. Мифология знает только одно божество в таком виде - германскую богиню Хель, повелительницу мира мёртвых. Её описывали как полуразложившийся труп. Образ скорее всего проник в славянский фольклор во времена венедов от германцев, когда славяне и германцы жили рядом (у славян такой богини не было). Образ Хель, видимо, сильно поразил воображение славян и они сохранили о ней память в виде людоедки Бабы-Яги. Недаром в сказках Баба-Яга удивляется, что русским духом пахнет, потому что она не русская. Интересен момент, когда Баба-Яга, говорит, что знает мачеху и её дочерей, то есть можем предположить, они славянами не были, а отец Василисы женился на женщине из германского племени (он же был купцом, поэтому вполне мог познакомиться с ней во время торговой поездки), поэтому их Баба-Яга знает, но не знает Василисы (она из чужого племени и с чужой территории, где германские боги не хозяева). Не славянское происхождение мачехи только добавляло драматизма в рассказ, но эта деталь со временем была утрачена. У германских народов есть аналогичные сказочные сюжеты и там, скорее всего, в начальном варианте мачеха была славянского племени.

Василиса осталась прислужницей при храме. Можно предположить, что таких прислужниц могли принести в жертву.

Далее Баба-Яга даёт Василисе различные задания, которые девушка выполняет при помощи куколки-идола.

Наутро баба-яга опять уехала в ступе со двора, а Василиса с куколкой всю работу тотчас исправили. Старуха воротилась, оглядела все и крикнула:

- Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло! Явились три пары рук, схватили мак и унесли из глаз. Баба-яга села обедать; она ест, а Василиса стоит молча.

- Что ж ты ничего не говоришь со мною? - сказала баба-яга. - Стоишь как немая?

- Не смела, - отвечала Василиса, - а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.

- Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься!

- Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?

- Это день мой ясный, - отвечала баба-яга.

- Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?

- Это мое солнышко красное! - отвечала баба-яга.

- А что значит черный всадник, который 'обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?

- Это ночь моя темная - всё мои слуги верные! Василиса вспомнила о трех парах рук и молчала.

- Что ж ты еще не спрашиваешь? - молвила баба-яга.

- Будет с меня и этого; сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь - состаришься.

- Хорошо, - сказала баба-яга, - что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем

Дом Бабы-Яги выглядел примерно так, только еще была ограда и колья с черепами (храм 5 в.,Норвегия).

Комментарий. Будучи прислужницей при храме Василиса стала свидетельницей вещей, которых обычный человек знать и видеть не должен: трёх солнечных всадников, три пары рук в храме. Всё это были знания запретные для простого человека, это знали только посвященные в тайны богов - жрецы. Василиса к жрецам не принадлежала. Языческие боги наказывали излишне любопытных людей. Сами вопросы Василисы Бабе-Яге очень напоминают скандинавские песни из "Старшей Эдды" - "Речи Вафтруднира", "Речи Альвиса", "Речи Гримнира", где герои так же задают друг другу вопросы и делятся тайными знаниями (считается, что это учебные песни скандинавских жрецов). Но здесь опять подвох, опасный для Василисы, вопросы про солнце еще дозволялись, но вот про то, что делалась внутри храма было запретным, знать этого не нужно человеку. Это грозило смертью излишне любопытному. И Василиса вновь продемонстрировала языческую добродетель - почтение к богам и отсутствие желания проникнуть в тайные знания.

Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?

- Мне помогает благословение моей матери, - отвечала Василиса.

- Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

- Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.

Василиса уходит от Бабы-Яги с магическим черепом.

Бегом пустилась Василиса при свете черепа, который погас только с наступлением утра, и наконец к вечеру другого дня добралась до своего дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп: “Верно, дома, - думает себе, - уж больше в огне не нуждаются”. Но вдруг послышался глухой голос из черепа:

- Не бросай меня, неси к мачехе!

Комментарий. Опять языческая мораль: свои боги, даже мелкие - сильнее чужестранных, даже самых могущественных. Поэтому не надо поклоняться чужим богам. Так, сохраняя верность своим богам и при помощи идола-хранителя, Василиса одержала верх над чужой богиней. Баба-Яга, не сумев погубить Василису, тем не менее выполнила своё обещание - дала Василисе огонь вместе с магическим жертвенным черепом. Держать свою клятву или обещание - ещё одна языческая добродетель, обязательная даже для богов.

Она взглянула на дом мачехи и, не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили ее ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами высечь никак не могли, а который огонь приносили от соседей - тот погасал, как только входили с ним в горницу.

- Авось твой огонь будет держаться! - сказала мачеха. Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся - глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.

 

Комментарий. Языческое божество наказало виновных в святотатстве смертью - мачеху и её дочерей, потому что Василиса не по своей воле пришла к Бабе-Яге, покорно выполняла работу при храме, куда её пригласила сама хозяйка, то есть вины перед божеством у Василисы не было, наоборот это мачеха хотела использовать божество для достижения своих целей. За что и была жестоко наказана. Наказана не за издевательства над падчерицей, а за святотатство. Но со временем этот аспект пропал из сказки и осталась только моральная суть. И обратите внимание на реакцию Василисы - она спокойно восприняла смерть своей мачехи и её дочерей. Месть, и часто месть кровавая, лежала в основе языческого мировоззрения. При родовом строе не было полиции и тюрем, поэтому карал преступников (или тех, кого считали преступниками) сам человек или весь род. Убийство человека грехом не считалось. Очиститься от скверны убийства можно было приношением божеству жертв. Единственное чего боялись убийцы - это месть кровников и изгнание из рода, если род убийцы не собирался отвечать за преступления своего сородича. Никаких моральных ограничений по убийству язычник не знал. Языческие боги за это не наказывали, если убийца не нарушал какой-нибудь запрет. А Василиса даже не при чём осталась - не она же своих врагов наказала, а божество.

Поутру Василиса зарыла череп в землю, заперла дом на замок, пошла в город и попросилась на житье к одной безродной старушке; живет себе и поджидает отца. Вот как-то говорит она старушке:

- Скучно мне сидеть без дела, бабушка! Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду.

Старушка купила льну хорошего; Василиса села за дело, работа так и горит у нее, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. Набралось пряжи много; пора бы и за тканье приниматься, да таких берд не найдут, чтобы годились на Василисину пряжу; никто не берется и сделать-то. Василиса стала просить свою куколку, та и говорит:

- Принеси-ка мне какое-нибудь старое бердо, да старый челнок, да лошадиной гривы; я все тебе смастерю.

Василиса добыла все, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан. К концу зимы и полотно выткано, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Весною полотно выбелили, и Василиса говорит старухе:

- Продай, бабушка, это полотно, а деньги возьми себе. Старуха взглянула на товар и ахнула:

- Нет, дитятко! Такого полотна, кроме царя, носить некому; понесу во дворец.

Вот как выглядели венеды - современники Василисы. Никаких сарафанов и кокошников. В моде был кельтский стиль.

 

Комментарий. Наверное, вызывает недоумение, что Василиса не осталась жить в доме или не вернулась жить в дом отца. Но это для нас, а для языческого слушателя всё было понятно: Василиса скрылась от кровников, родственников мачехи, которые не могли оставить безнаказанным смерть своей родственницы. Кровники могли и не поверить в рассказ о говорящем черепе и запросто убить Василису. Отец Василисы был отъезде, поэтому защитить дочь не мог.

Безродная старушка - такого в эпоху Василисы быть не могло, кроме одного случая - бабушка была рабыней. Кровники искать Василису у рабыни стали бы в последнюю очередь, так что Василиса спряталась надежно. Одиссей также в первую очередь направился в дом к верному рабу Эвмею. А заниматься Василиса стала самым тогда женским делом - прясть пряжу и ткать полотно. И занималась этим всю зиму. 

 

Пошла старуха к царским палатам да все мимо окон похаживает. Царь увидал и спросил:

- Что тебе, старушка, надобно?

- Ваше царское величество, - отвечает старуха, - я принесла диковинный товар; никому, окроме тебя, показать не хочу.

Царь приказал впустить к себе старуху и как увидел полотно - вздивовался.

- Что хочешь за него? - спросил царь.

- Ему цены нет, царь-батюшка! Я тебе в дар его принесла.

Поблагодарил царь и отпустил старуху с подарками.

Венеды. - воин и женщина.

Комментарий. Разумеется "царь" в сказке - это не монарх. Это знатный человек, владеющий стадом скота, запасом серебряных римских денариев, несколькими рабами и хорошим вооружением. Иногда такой человек мог быть вождём деревни или племени. Аналогом их являются греческие басилеи архаического периода, красочно описанного в "Одиссее" Гомера. Само имя имя Василиса происходит от греческого слова "басилевс" - царь. В сказке "царь" сам обращается к старушке, которую увидел в окне, что исторически достоверно. 

Тацит пишет о венедах: "Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой". Как видим свои походы славянская знать проводила на востоке, в то время как с германцами жили в мире. Вот и "царь" из сказки, скорее всего такой военный вождь, предводитель небольшой дружины. Жилище "царя" ничем не отличалось от жилищ простых общинников.

Старушка не продала полотно, а подарила в дар. У древних народов обмен подарками был целым ритуалом. У индейцев Северной Америки такой обычай обмена подарками назывался потлач.  Вождь, и вообще знатный человек родовой эпохи, должен быть щедрым. Чем богаче и знатнее человек, тем богаче должен быть ответный подарок, что и происходит в сказке. Щедрость - это языческая добродетель, но уже для знатного человека. И Василиса даря "царю" полотно, показала, что она не простого рода.

Мужчина времени Василисы.  

Стали царю из того полотна сорочки шить; вскроили, да нигде не могли найти швеи, которая взялась бы их работать. Долго искали; наконец царь позвал старуху и сказал:

- Умела ты напрясть и соткать такое полотно, умей из него и сорочки сшить.

- Не я, государь, пряла и соткала полотно, - сказала старуха, - это работа приемыша моего - девушки.

- Ну так пусть и сошьет она!

Воротилась старушка домой и рассказала обо всем Василисе.

- Я знала, - говорит ей Василиса, - что эта работа моих рук не минует.

Заперлась в свою горницу, принялась за работу; шила она не покладываючи рук, и скоро дюжина сорочек была готова.

Старуха понесла к царю сорочки, а Василиса умылась, причесалась, оделась и села под окном. Сидит себе и ждет, что будет. Видит: на двор к старухе идет царский слуга; вошел в горницу и говорит:

- Царь-государь хочет видеть искусницу, что работала ему сорочки, и наградить ее из своих царских рук.

Пошла Василиса и явилась пред очи царские. Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в нее без памяти.

- Нет, - говорит он, - красавица моя! Не расстанусь я с тобою; ты будешь моей женою.

Женщина эпохи венедов. Такую одежду носила Василиса.

Комментарий. Как видим прясть и шить рубашки было вполне царским делом. Этим на Руси занимались даже княжеские и царские жены и это считалось вполне нормальным и естественным  явлением. Василиса показала себя не только девушкой из благородного рода, но и умелой хозяйкой, которую даже "царю" не стыдно в ввести дом. Женщина была в то время настоящей хозяйкой дома от которой зависело благополучие семьи. Василиса была идеальной женщиной языческого прошлого: послушная, безропотная родовым порядкам, чтила богов, а при надобности могла врагу голову отрезать. "Царь" взял в жены Василису даже без приданного.

Тут взял царь Василису за белые руки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался об ее судьбе и остался жить при дочери. Старушку Василиса взяла к себе, а куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане.

 

 

 

       

Женские украшения, заколки и гребень пшеворской культуры. 

Счастливый конец древней языческой истории: враги убиты, Василиса вышла удачно замуж и отец живой-здоровый вернулся. Старушку-рабыню взяли в дом, доживать свою жизнь в тепле и сытости. И конец совсем уже языческий - Василиса до конца жизни благодарно хранила идола при себе.

Вот такой была жизнь наших предков, рассказанная ими самими и чей рассказ народ пронёс через века. Русская волшебная сказка гораздо древнее всех саг. Она интереснее ложных и вздорных басен о мифической "ведической" Руси и выдуманных росу-арийцах 

Это интересно
+3

17.08.2019
Пожаловаться Просмотров: 2311  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены