Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4301 участник
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

НЕКРАСОВСКАЯ ЖЕНЩИНА И РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ.

НЕКРАСОВСКАЯ ЖЕНЩИНА И РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ Крупеников  

Кто бы посчитал, какой % объёма мировой поэзии принадлежит Женщине. Хотя бы поэзии, не говоря о живописи, скульптуре и музыке. Большой %! Если прямо и косвенно, то ± 90. Потому что речь о человеческой душевной энергии, то есть о любви, превознесении, признании, уважении, надежде, вере и прочих самых высоких материях, на кои способна и чем жива душа человеческая. Потому что женщина не просто физическая половина человечества, но духовное, интеллектуальное и прекрасное основание, база и фундамент последнего. «Берегите женщину» – по сути это формула сохранения жизни на земле.

Так вещает философия. Она же, справедливая и мудрая, даёт и про мужчин аналогичную формулу, но не столь настоятельно. Потому что про мужчин оно и без того ясно. Но философия слаба и близорука, когда пытается рассмотреть эти формулы в живой реальности. Подобным занятием люди занимаются сами. Люди, толпы-элиты, власти и государства. И которое государство мудрее относится к формуле, то и строит жизнь краше, надёжнее, перспективнее.

Литература, искусство, поэзия наиболее наглядно показывают, как люди, государство и в целом общественный строй понимают формулу о женщине. Как понимают Женщину — свойства, качества, смысл и значение этого предмета в жизни. Если взглянуть на человечество сзади, в его историю, то выясняется на первый взгляд безудержно пёстрый и бессистемный букет понятий. Патрицианка и плебейка, куртизанка, амазонка, египтянка, госпожа и рабыня, дама сердца, ведьма-колдунья и одновременно богиня, горожанка, крестьянка, дворянка, тёлка для утехи и космический светоч любви. Смысл жизни, подруга и супруга. При этом всегда и везде одинаково системно — мать.

После матриархата у людей сложилось так, что женщина всегда оказывалась на заднем плане после мужчины. Даже королевы редко бывали полновластными тиранками, вечно ими руководили фавориты или кто-нибудь ещё. Положение подчинённой всегда считалось для женщин нормой, но потом это стало многих возмущать. Стали возникать всевозможные движения за права человека и гражданина в образе женщины. Это в основном на Западе, где права были уже в ходу. На Востоке и в царской России женщины оставались бесправными, и специально беречь их государство не собиралось. Женщину берегла её семья: отцы, сыновья, мужья, братья и сёстры. Честно говоря, если бы не семья, человечество давно бы уж погибло. Что сейчас и ставится под вопрос. Правда, в Советском Союзе дело обстояло иначе. Но Сов. Союза тридцать лет уже нет.

С точки зрения сохранения человечества интерес представляют многие качества женщины. Но прежде всего, конечно, любовь. Тут рассуждать не приходится, поскольку дело касается в принципе самой жизни. Все разнообразные формы жизни на земле, включая растения и животные, все факты, которые мы имеем, сводятся в конечном счёте в эту точку. То есть к феномену любви. Не зря даже Иисус Христос сказал в своём Писании: «Я есть любовь». Фактически женщина тоже служит сакральным символом человеческой любви. Потому и поэзия, призванная излиять нежные глубокие чувства, направлена в здоровом народе прежде всего на женщину. И народная философия в корне своём суть то же самое. Яркий пример тому Россия — страна Богородицы. Вселенская любовь к женщине и от женщины лежит, наряду с прочим, в основе национального русского менталитета. У нас на Руси были даже философы, которые в открытую осуждали Христа за его непочтительное отношение к Матери. А другие вообще считали, что Богородица – это и есть сама Русь-Россия-страна Советов, поскольку, мол, именно эта страна родила их истинного бога – советский народ. А он, советский народ, мол, и есть единая неделимая Троица в трёх ипостасях: 1)Творец счастливой жизни в стране, 2) трудовой Человек-Творец-созидатель («советский человек») и 3) Святой Русский Дух, единый в народной душе, в государственной идеологии и в людских миропонятиях. Конечно, у философов тут явный перебор получается, недопонимание, и вообще православная ересь, грех и атеизм. Но если в принципе смотреть на Богородицу как на Мать земли русской, то согласитесь, сии языческие дискурсы показательны!

Однако, показательно и то, что другие особенности понимания женщины носят, как говорили раньше, классовый характер. Князья и помещики, например, видели в женщине, прежде всего, благородную родильницу наследников для своего имущества, красавицу, образованную светскую даму, которую не стыдно представить и царю. Ну и так далее. Служанки и крепостные души женского полу для князей и помещиков не представляли мужского или там общественного интереса. За исключением, естественно, отдельных извращений. То же потом наблюдалось и касательно фабрикантов – фабричные работницы и работники были для буржуев на одно лицо. Объяснение здесь простое: чувство собственности на своё имущество было у них святее всех других святых и нежных чувств. Исключительно важное для процветания человечества свойство женщин – уникальная способность к непрерывной трудовой деятельности, причём, согласно природному женскому инстинкту, деятельности высоко ответственной и высококачественной – это природное свойство русской женщины не попадало в поле зрения образованного классового общества.

Российскому обществу впервые системно указал на данное свойство русских женщин поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877). В его поэмах и стихах утверждается органическая связь высших духовных и материальных идеалов человечества с Трудом, с жизненно необходимой трудовой деятельностью. По версии Некрасова, высшие формы проявления любви, верности, ответственности за жизнь, материнства, самоотверженности – порождаются и закрепляются в человеке через отношение его к труду. Это, по версии Некрасова, Чернышевского и их друзей, главное качество, данное человеку для жизни, данное самой человеческой природой (ну или Богом, по терминологии того времени). Женщина, матерь человеческая, сакрально хранит в себе трудовое качество.

Образ русской женщины в творчестве Некрасова представлен в двухполярном варианте, где между полюсами органическая связь.

Поэт показал судьбу русской крестьянки, безысходной труженицы в условиях крепостного права, и затем при отменённом крепостном праве. Человеческое нравственное достоинство женщины достигает в поэзии Некрасова онтологического обобщения. Главная героиня поэмы«Кому на Руси жить хорошо» крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина в живом художественном образе системно представляет весь комплекс человеческих качеств именно как представитель русского трудового народа. Специфика женской доли лишь заостряет, усугубляет гуманистическую проблему освобождения труда. Как приговор царизму звучат заключительные стихи сказания о крестьянке: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого! ... Да вряд они и сыщутся... Какою рыбой сглотнуты Ключи те заповедные, В каких морях та рыбина Гуляет – бог забыл!..»

В поэме «Русские женщины» (первоначально «Декабристки») сюжетом взят исторический факт. Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая (в девичестве Катрин Лаваль, 1800-1854) и княгиня Мария Николаевна Волконская (урождённая графиня Раевская, 1804-1863) добровольно последовали на ПМЖ в Сибирь к месту политической ссылки своих мужей. Преступив слёзные и грозные протесты великосветской родни, отказавшись от титульных прав и почётных привилегий, женщины в одиночку, чуть ли не в санях, морозной зимой отправляются через всю Россию в многодневный путь. Царские чиновники чинят им грубые физические препятствия и жестокие моральные искушения. Свой путь та и другая княгиня преодолевают через великие испытания и страдания, совершая подвиг, сродни христианским великомученицам. Душевная нравственная мощь неодолима, духовное мужество непобедимо. Христианки стояли на смерть за веру во Христа. Декабристки отдавали свою жизнь жестокой судьбе с абсолютной верой в предназначение женщины, в русскую справедливость, в правду семьи и народа. А по-житейски, душевно-психологически – просто осознавая свой долг жены.

Несколькими штрихами Некрасов указывает на тот глубинный источник, который формирует дух и характер подвижниц из российской знати. Источником является исконная ментальная общность княгинь с трудовым простым народом. На протяжении всего пути в Сибирь женщины получают моральную и физическую поддержку от простых людей. Органическая взаимная приязнь и общее с народом чувство справедливости, глубокий национальный гуманизм поднимают подвиг княгинь на уровень народного достояния. Идея ментального единства народа и знати («толпы и элиты») как коренной ценности в русском обществе проводится Некрасовым и в образе губернаторши Елены Александровны, благодетельницы в судьбе Матрёны.

Русская женщина, матерь народа (в статусе ли крестьянки или светской дамы, исповедующей долг, честь и справедливость) явилась базовой фигурой русской демократии, глубже —русского социализма. Сущность его — политическое и идеологическое верховенство труда как человеческого феномена. Отсюда, принцип и цель государственного фундаментального обеспечения гегемонии труда. Русская женщина некрасовской природы материализует собойсоциальные и личностные ценности, образующие «элементную базу» социалистического (коммунистического) общественного строя. Практическая жизнь Советского Союза реализует данный принцип.

Современный капитализм создаёт типовые государства «социальной ориентации», где в параллель с подавлением материальной нищеты перемалываются нравственные основы бытия человеческого. Новую форму «Инклюзивного капитализма» осваивает РФ, при этом декларируя якобы сохранность исторических национальных ценностей Руси и России. Однако объективные процессы в обществе определяются не декларациями, а объективными факторами общественного развития. Главнейшие из них для капитализма — примат материальной частной собственности как высшей ценности в жизни, и отсюда — индивидуалистический менталитет: идеология «личного успеха», восприятие «другого человека», народа и общества как инструментов и средств для добывания успеха, для личного удовлетворения, вплоть до бесконечного в загробной жизни.

Данные факторы системно породили «западно-демократическую цивилизацию», правовое государство и губительно абсурдную «свободу» индивида – свободу от связи человека с его обществом, с его семьёй, с его естественной «биологической оболочкой» человеческого существа. При этом радикально изменился Образ Женщины. Сексизм, феминизм, многомужество, подчёркнутый дебилизм и культурное невежество, анатомические модные «совершенства» частей тела стали главными достоинствами молодой особы. Верх женской успешности – бизнес-вумен, публично востребованная звезда, в крайнем случае, подсобная звездёнка. Гордость феминизма — армейская штатная солдатица с автоматом на грудях и с белыми бантами из-под каски. Западно-демократическое фарисейское «гендерное» равноправие женщин используется как доходная статья в финансово-политических спекуляциях. Женское существо, успешно оформленное в капитализме, невозможно уже назвать женщиной – хранительницей рода человеческого, женой и матерью мира.

Историческая «русская цивилизация» и женщина некрасовского образа не исчезли окончательно в современной России. Не исчезли благодаря своей сущностной, объективной, национальной, в том числе и особенно благодаря советской социалистической «трудовой жизнеспособности». Не исчезли вопреки нарастающему изощрённому капитализму. И да станутся в РФ и мире силы, способные отстоять, воплотить в реальность и системно настроить на светлое будущее формулу: «Берегите женщину» – жизнь на земле.

*********

Берегите женщину — и сохранится жизнь на земле!
Берегите мужчину — и не иссякнет людская жажда жизни!
Берегите молодь — и не загни́ют плоды жизни!
Берегите стародь — и не зачахнут корни жизни!

Конечно, читатель понимает, что эти формулы-слова обращены, прежде всего, к разработчикам, а боле проводникам гос. идеологии, коя столь вожделенна в РФ. Болтливые слова о «сохранении народа» по существу своему имеют сложный структурный смысл и проблематику, напрямую связанную с принимаемой в РФ системой ценностей. То есть с фактическойидеологией, то есть с фактическим смыслом и образом жизни каждого человека и общества как целого. Демографические показатели по природе своей абсурдны в качестве самоцели. По природе своей это интегральные итоги многоуровневых факторов, объективные следствия общественной жизни В ЦЕЛОМ. А если статистически, то это — цифровое лицо народного счастья! Поэтому безыдейные (без базовой идеологии) рублёвые мероприятия властей, призывы к многодетности и показательные премии, указы кому-то и запреты чего-то — всё это есть работа над цифровой маской, подменяющей «лицо счастья». Всё это не есть «сохранение народа».

*********

Попутное примечание о юбилейном годе 2021.

В 2021 году наступает 200-летний юбилей со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова(28.11.1821 — 27.12.1877 ст.ст.). Всё прогрессивное человечество России (в смысле, истинно порядочные граждане РФ), в том числе президент Путин, с глубоким уважением осознают данное событие в русско-российской и мировой культуре. Существует Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2016 г. № 303 «О праздновании 200-летия со дня рождения Н.А. Некрасова». Существуют учреждения Министерства культуры РФ, которые уже составили, несмотря ни на что, сводные планы мероприятий в рамках реализации выполнения данного Указа.

Однако существуют учреждения Министерства культуры РФ, которые не могут планировать мероприятия в рамках Указа № 303, ибо исчерпали свои материальные и моральные ресурсы на составление сводных планов мероприятий в рамках реализации выполнения Указа Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 г. № 424 «О праздновании 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского». Фёдор Михайлович Достоевский (30.10.1821 — 28.01.1881 ст.ст.) Не у всех учреждений Минкультуры РФ хватает материального и морального ресурса на празднование юбилеев сразу двух великих представителей русской цивилизации. А в учреждениях торгово-рекламной и шоу-политической сферы нашей единой православной РФ «литературно-культурный» идейный ресурс заведомо согласован с акциями товарного и политического рынка.

А вы говорите, нет классовой борьбы! Идёт вовсю-ю!!
Только классовые «борцы» разнятся по весу: успешные продажники vs народная идеология.

В. Крупеников
г. Тверь

 


март 2021 г.

Это интересно
0

11.04.2021
Пожаловаться Просмотров: 253  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены