Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4301 участник
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Он гордился быть русским.

Он гордился быть русским книга, посвящённая князю Алексею Лобанову-Ростовскому

         

Князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский - кузнец внешней политики. Дипломат, министр МИД, генеалог, историк, коллекционер./Сост. Е.С. Фёдорова, Н.Д.Лобанов-Ростовский. М.: Издательский Дом ЯСК, 2022 - 680 с.

Нынче принято вздыхать, что время хороших книг безвозвратно ушло. Люди-моралисты свято убеждены: серьёзное чтение перестало быть массовым и “везде сплошной тик-ток”. Признаться, я никогда не видела такого разнообразия книжной продукции, как теперь, а лёгкое чтиво, pulp вовсе не заслоняет научно-популярную, историческую, культурологическую тематику.

Но есть нюанс - надо искать “своих” авторов и нужные издания на полках или в интернете. Особой рекламы, вроде той, что была в 1920-х, когда плакаты орали: “Книги - ТУТ!” не существует. Впрочем, она и не нужна в обществе, где сто лет назад ликвидировали неграмотность. Увы, мода на чтение тоже канула в лету - теперь мы не гоняемся за таким-то романом и свежим номером журнала N, а слыть начитанным, держа в квартире профессорскую библиотеку - неактуально. Тем лучше - книжность перестала быть фетишем, а печатное слово - “дефицитом”. В информационном обществе любое знание превратилось в обыденность.

Итак, передо мной - одна из интереснейших новинок сезона - книга, посвящённая Алексею Лобанову-Ростовскому (1824 - 1896), князю, выдающемуся дипломату, библиофилу, коллекционеру, да и вообще, подлинному аристократу, сочетавшему в себе азарт, любовь к дамскому полу, страсть красивым вещам - с горячим патриотизмом и беспримерной храбростью. Составители фолианта - Екатерина Фёдорова и, собственно, князь Никита Лобанов-Ростовский - потомок сего знатного рода - проделали значительный труд, явив нам личность разностороннюю и живую, свидетеля и творца эпох.

Здесь - документы и отрывки из мемуаров, дневниковые заметки, выписки и ссылки на источники. Везде мы видим одно и то же: сильный волей, умный, понимающий и, вместе с тем, не лишённый авантюризма человек, он оказался рождён для тонкого искусства дипломатии. Рассказ начинается с тщательно прописанной генеалогии Лобановых-Ростовских: служение Отечеству было для них столь естественным, как само дыхание.

“Он гордился быть русским, и это чувство нисколько не ослабело в нём потом, ни под влиянием широкой европейской образованности, ни от долговременного пребывания в чужих краях”, - утверждал Владимир Теплов, дипломат и публицист, генеральный консул России в Нью-Йорке и заместитель директора Телеграфного Агентства. Читателя ждёт очень много новых, точнее - подзабытых имён. Активно цитируются брошюры, не переиздававшиеся с XIX века и возникает полноценная картина истории.

Какая служба протекает без интриг и неприязней? Друзья и доброжелатели рисуют образ возвышенный, а враги добавляют щепотку перца. Нам важны все мнения. “Оставаясь до конца холостым, князь Алексей Борисович, тем не менее, был большим поклонником прекрасного пола. Как в первый вой приезд в Константинополь, так и во второй, предметы любви она выбирал между femme de Balzac. Героинею первого романа была жена секретаря французской миссии…”, - посмеивался дипломат-монархист Юрий Карцов, противник, недруг, злопыхатель. Он же, услыхав, что князя именуют звездою первой величины (etoile de premiere grandeur), добавил, что всё сходство Лобанова с etoile в том, что светит, но не греет.

Фигура Лобанова-Ростовского хорошо известна в Болгарии, поэтому в сборник включены статьи болгарских авторов, например, “Освобожение” Любомира Левчева и “Восточный вопрос” Румена Петкова и, если Петков даёт суховатую политическую оценку, то Левчев пишет развёрнутое повествование о русско-болгарских связях, выдаёт нам прототип тургеневского Инсарова, благодарит Александра II за освобождение страны и доказывает, почему без деятельной помощи Петербурга всё было бы тщетно.

Также Левчев поминает столь значимое для болгар имя, как Юлия Вревская – балованная дама из малороссийской шляхты, она ушла на войну и, став сестрой милосердия, посвятила себя заботам о раненых. Скончалась от сыпного тифа. Похороненная в Бяле, она едино принадлежит России, Болгарии и всей просвещенной Европе. Левчев цитирует Ивана Тургенева, посвятившего баронессе Вревской одно из своих стихотворений в прозе: “Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез. Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!”

Балканский вопрос был одним из болезненных, запутанных в 1870-1880-е годы, и каждая из крупных держав считала своим долгом поучаствовать в его обсуждении. На излёте “века-девятнадцатого, железного” Россию воспринимали, как мощного игрока, держащего почти все козыри. Русский царь мог диктовать Европе свои условия. Константинопольский мирный договор 1879 года, подписанный Лобановым-Ростовским со стороны России, был огромной дипломатической победой и гарантией спокойствия в регионе. Обо всём этом и многом другом - допустим, о работе Лобанова-Ростовского в Комиссии «по делам о расколе», то есть о старообрядчестве, можно узнать из предложенной книги.

Среди плюсов этого издания - грамотное размещение материалов на странице, что делает книгу читабельной. Сейчас редко обращают внимание на полезные “мелочи”, вроде отступов и деления на небольшие абзацы. Чтение должно быть приятным, даже, если речь идёт о таких сложных материях, как царская дипломатия.

Это интересно
0

28.11.2022
Пожаловаться Просмотров: 186  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены